Бизнес план по продаже ежедневников

Как я #vovremya создала свой идеальный ежедневник

Эта статья стала моим ответом на вызов, брошенный участникам проекта #vovremya.

После статьи Сергея Храмова «В поисках идеального ежедневника в стиле #vovremya» я тоже загорелась идеей создать удобный и подходящий именно мне инструмент планирования.

Дело в том, что я фрилансер. Работаю журналистом, помимо этого развиваю еще два интернет-проекта. Так что мое расписание не отличается постоянством. Порой приходится вставать в четыре утра по Владивостоку, чтобы послушать вебинар московского тренера, а в другой день спать до обеда.

Это накладывает отпечаток на мою схему планирования дел. Естественно, стандартные ежедневники, рассчитанные на рабочий день с девяти до шести, мне не подходят. Поэтому я воспользовалась своим любимым принципом: «Хочешь того, чего у тебя нет, сделай это сама».

Все задания проекта #vovremya можно посмотреть здесь.

Стратегическая картонка

Термин я позаимствовала у Сергея Храмова, идеолога проекта #vovremya.

Это действительно твердая картонка, на которой я записываю стратегические цели. Так они всегда у меня перед глазами, и я не забываю про них в суете ежедневных забот.

Общий план на месяц

Представляет собой табличку с тремя десятками ячеек, дает общее представление о событиях месяца.

Благодаря этой табличке я помню про дни рождения, дедлайны, платежи.

Недельный планер

Тоже табличка, но в нее я вписываю уже те дела, про которые никак нельзя забыть.

Бланки ежедневного планирования

Идея этого бланка принадлежит Дмитрию Литваку и подробно изложена в его блоге.

На мой взгляд, это один из самых совершенных инструментов дневного планирования. По крайней мере из тех, с которыми я сталкивалась.

Рассмотрим пример бланка с размеченными областями:

В эту табличку я вписываю дела, которые привязаны к конкретному времени.Одни занимают несколько часов, другие минуту. Например, короткий телефонный звонок. Но если задача начинается строго в 15.00, то ее — в этот раздел. В нем есть:

Колонка для указания точного времени начала задачи.

Карта времени дня, аналог диаграммы Ганта — невероятно удобный инструмент планирования. В строку я пишу дело дня. В клеточке соответствующего часа отмечаю, когда его нужно будет сделать. Колоссальным удобством является то, что вам не нужно впихивать новую задачу на 11.00 между 10.30 и 11.30. Я пишу ее в самый низ списка, а в клеточке времени рисую кружок.Таким образом, сканируя слева направо карту дня, я хорошо вижу: что и когда у меня запланировано. И по барабану, где оно записано.Кстати, хвостики перед кружочками означают, что мне потребуется время на дорогу. Или перед встречей стоит на всякий случай позвонить и уточнить, точно ли она состоится.

За что люблю свой бумажный органайзер, так это за возможность переноса задач. Сама задача на месте, меняется только время. А попробуйте повторить этот трюк на листе классического формата!

Область списка дел. Здесь пишу то, что не имеет временной привязки. Можно группировать по разным признакам. Например удобно иметь в одной группе телефонные звонки, или объединять по территориальной принадлежности: «Офис», «Банк», «Почта», «Фирма АБС» и так далее.

Дневной чек-лист. Содержит девять стабильных задач-элементов, выполнение которых отмечается галочкой. Например, «Выполнено задание марафона», «Заполнен отчет дня» и другие вещи, которые я, к примеру, хочу сделать своей привычкой («Упражнения для лица», «Утренние страницы», «Медитация десять минут» и так далее). Когда войдет в привычку — просто меняю бланк.

Отчет за день

На оборотной стороне бланка ежедневного планирования я разместила форму с вопросами, которые помогают мне оценить качество прожитого дня.

Этой технике я научилась на Марафоне взаимной осознанности, который проходил в январе. Вот вопросы, которые я задаю себе каждый вечер перед сном:

  • Что я сделала для своей мечты?
  • Главное достижение дня.
    Этот вопрос помогает мне оценить, действительно ли концентрировалась днем на важном? Или потратила время на текучку?
  • ЧМУ (что можно было бы улучшить).
    Я анализирую свои ошибки и эффективность в целом. Как говорится, не бойтесь совершать ошибки, бойтесь совершать их дважды.
  • Инсайт дня — то, что меня поразило.
    Это может быть мысль, книга, человек, событие, в общем все, что делает мою жизнь ярче и осмысленнее.
  • Вывод дня. Здесь я оцениваю весь прожитый день с позиции эффективности и позитивных эмоций.
    Отмечаю, на что сделать упор в будущем, а что можно выполнять между делом.

ПроПоПну (проверить-похвалить-пнуть)

Это изобретение тоже досталось мне на Марафоне взаимной осознанности.

Табличка ПоПроПну состоит из двух частей — колонки с делами или привычками, которые мне бы хотелось выполнять ежедневно, и календарика.

В клеточках дней я галочками отмечаю факт сделанного дела.

В идеале за месяц должно получиться тридцать галочек, тогда меня ждет поощрение. Если галочек меньше, я себя наказываю.

Кроме того, табличка ПоПроПну позволяет вовремя отследить динамику движения к цели.

Если я больше двух раз пропускаю намеченное дело, это повод задуматься: в правильном ли направлении я иду?

Может, стоит снизить нагрузку или пересмотреть приоритеты? Или это вообще не моя цель, и я на самом деле хочу другого?

Одним словом, это повод еще раз оценить важность результата и необходимые ресурсы, скорректировать план и действовать дальше.

Идейник

Это раздел ежедневника с чистыми страницами, куда я записываю родившиеся мысли, синопсисы статей, заметки.

В последнее время в нем стали появляться не только записи, но и скетчи.

Книга Майка Роуди «Визуальные заметки» открыла мне глаза на то, что мысли можно не только записывать, но и зарисовывать.

Мне очень нравится как сам процесс, так и прикольные схематичные картинки, в которых намного проще разобраться, чем в обычных записях.

Дополнительные разделы

Страницы для записей

Это аналог блокнота, куда я заношу информацию после телефонных разговоров, деловых встреч и т.п.

С собой я ношу малый вариант ежедневника — стратегическую картонку, месячный план на текущий период, недельный план, листы ежедневника в количестве семи штук, два-три листа идейника и два-три листа для записей.

Остальное, как и листы за прошедшие недели, хранится в архиве. Это вторая тетрадь на кольцах, куда по воскресеньям перекочевывают исписанные листы.

С чего начать создание своего идеального ежедневника

  1. Выберите удобный носитель. Пусть это будет блокнот, который вам действительно нравится.
    Для себя я выбрала тетрадь на кольцах в жесткой обложке. В ней легко менять листы, и формат А5 мне подошел идеально.
    Вы можете порадовать себя стильным Moleskine или создать свой блокнот самостоятельно, благо мастер-классов по переплетному делу и декору обложек в сети предостаточно.
  2. Проанализируйте, какие провалы в общении со временем существуют в вашей жизни. Может, вам не хватает фокуса на стратегически важных целях? Или вы в ежедневной суете забываете покупать продукты и звонить маме? Выпишите все эти пункты в отдельный список и переходите к совету № 3.
  3. Подумайте, чем вам не подошли прошлые ежедневники, чего вам в них не хватало.
    Мне, например, вечно не хватало места для заметок и списков, конвертика для мелочей. К середине года все мои ежедневники раздувались до невероятных объемов из-за обилия вложенных в них, приколотых и приклеенных бумажек. Теперь все эти «нужности» я храню в архиве.
  4. Полистайте существующие ежедневники. Начать можно со статьи «Профессиональные ежедневники: такие разные, такие нужные», некоторые шаблоны, приведенные в ней, очень хороши.
    Можно не копировать их в точности, просто взять какие-то элементы. Например, строчки «Зачистить хвосты» или «Первый рабочий час» могут сильно продвинуть вас к вашим целям.
  5. Выпишите, какие инструменты планирования вы используете, а какие изобретения гуру таймменеджмента только думаете внедрить. Затем создайте на их основе свои странички для записей. Верстать их можно в любом редакторе, самым ленивым посоветую поискать шаблоны в сети.
  6. Распечатайте свои странички на принтере или в типографии, сшейте и ваш идеальный ежедневник готов!
Читайте также:  Информационные проблемы при разработке бизнес плана

Процитировать в Твиттере

Хотите разобраться со своими целями?
Сделайте это в проекте
Стодневка – экспедиция к новому Я

Открыта запись в Стодневку, которая стартует 1 ИЮЛЯ

Стодневка – это среда для развития. Погрузившись в нее, за 100 дней вы сможете не только достичь цели, но и разобраться в себе, прояснить свои ценности, научиться радоваться жизни здесь и сейчас, а не когда-нибудь, когда исполнится желаемое.

Вам не придется прикладывать сверхусилия. Правило маленьких шагов помогает двигаться к целям спокойно и непрерывно.

  • Автор и ведущий курса — Армен Петросян.
  • Работа проходит в команде единомышленников на закрытом сайте, куда имеют доступ только участники группы.
  • На данный момент в проекте уже 3355 участников, большинство прошли Стодневку не по одному разу.
  • Инструменты Стодневки — фрирайтинг, работа с планом дня, трекинг привычек, списки, ведение дневника и многое другое.
  • Оплатив курс однажды, вы получаете право проходить Стодневку сколько угодно раз.
  • Узнать подробности
  • Записаться на курс
  • Скачать пример письма с заданием
  • Посмотреть вводный вебинар для одной из групп
  • Прочитать истории участников

Источник

Заметки на полях: дизайнерские блокноты как бизнес-проект

Энди Мартин и Елена Шварова личным примером доказывают, что и в кризис люди готовы платить за эстетику и качество

IT-инструменты, которые используются в проекте Bookovsky

  • Битрикс24
  • Сервисы Google
  • Вконтакте, Instagram

Казалось бы, разумно ли в наш бурный цифровой век вкладываться в бумагу? На фоне разворачивающегося экономического кризиса думать об эстетике продукта и «особом качестве»? Заново изобретать велосипед блокнот? Беспокоиться о тактильных ощущениях покупателей? Двое петербургских смельчаков – Энди Мартин и Елена Шварова, совладельцы компании BOOKOVSKY — на все эти вопросы ответили «да». И вот что из этого вышло.

Энди Мартин, 43 года, совладелец компании BOOKOVSKY , выпускающей блокноты и скетчбуки (альбомы для записей и рисования). Родился в 1972 году, учился в СПбГТИ (специальность – инженер-механик). Дизайнер, фотограф. Арт-директор в студии брендинга ODB. Не женат. Елена Шварова, 25 лет, совладелец BOOKOVSKY. Родилась в 1989 году в Петербурге. Окончила ФИНЭК (теперь СПбГЭУ), факультет маркетинга. Работала в различных рекламных и брендинговых агентствах. Управляющий партнер в студии брендинга ODB. Не замужем.

Все-таки судьба выводит предпринимателей к стартовой точке извилистыми путями. Мог ли знать 18-летний студент, выбравший увлекательную стезю инженера-механика, что не быть ему ни инженером, ни механиком, а быть графическим дизайнером Энди Мартином (псевдоним, ставший именем), арт-директором студии брендинга, да еще и основателем собственной марки имиджевой канцелярской продукции? Вряд ли. И тем не менее.


Энди Мартин

За последние 20 лет Энди Мартин успел поработать в разных дизайн-студиях Москвы и Петербурга, получить несколько профессиональных наград и даже стать совладельцем брендингового бюро ODB . Зачем ему при всем этом понадобился BOOKOVSKY – сложно сказать в двух словах .

«Интерес к карандашам и хорошей бумаге у меня был всегда. Это ощущение — соприкосновения с волшебством – родом из детства, во всяком случае — советского. Я долго носился с мыслью, что блокнот — это не просто тетрадь или ежедневник, он может быть частью стиля, идентификатором, показателем статуса. В какой-то момент я решил: надо уже или делать свои блокноты, или выкинуть их из головы».

В июне 2014 года Энди придумал концепцию первого блокнота. После того, как появился прототип, к делу подключилась Елена Шварова, ставшая в итоге партнером и совладельцем компании. Она придумала название BOOKOVSKY , Энди сделал логотип: «Потом уже было просто трудно остановиться».


Елена Шварова

Была еще одна причина, почему появился BOOKOVSKY . Два десятка лет Энди занимался брендингом, работая с чужими продуктами. «В конце концов, мне захотелось посмотреть на ситуацию изнутри».

Наконец, сыграла свою роль и теоретическая подготовка — Энди несколько лет читал журнал «Секрет фирмы», до сих пор у него сохранилось два ящика журналов. На этот интерес в свою очередь повлияла книга «Законы Паркинсона» (Сирил Паркинсон — автор сатирических работ по проблемам бизнеса, менеджмента и политологии), прочитанная как-то в 90-х. Но еще большее впечатление на начинающего предпринимателя произвела история основателя Starbucks : «Меня просто поразило, с каким упорством человек может добиваться свой цели». Елена похожий эффект испытала от книги «К черту всё, берись и делай» — манифеста экстравагантного Ричарда Брэнсона.

Впрочем, добавляет Энди, истории про чужие успехи и интересные стартапы могут добавить мотивации предпринимателю, но не научат хитростям бизнеса. Когда владельцы BOOKOVSKY столкнулись с непониманием, когда и как стоит снижать стоимость или повышать ее, какие есть подводные камни в договорах с крупными сетями и т.д. – реально ценную информацию они получали от друзей-предпринимателей.

Мысль именно делать продукт, а не просто продавать — возникла из наблюдений за российским рынком блокнотов. По словам предпринимателей, этот рынок, с одной стороны, разношерстный, с другой – чрезвычайно консервативный: много однотипного товара от разных производителей. Большую часть предложения на нем составляет канцелярия, производимая в промышленных масштабах. Здесь активны и международные бренды (Moleskine, Leuchtturm, Arwey), и российские (InFolio). Нишу оригинальной продукции почти полностью занял hand-made : крафт, переработанная бумага, тесьма и т.п.

«Такой интересной серийной продукции как у Smythson , Midory , Field Notes в России никто не производит. Оригинальная «канцелярка» у нас выглядит примерно так: это сшитые листы бумаги или даже просто сложенные, завернутые в лист из кожи и перетянутые резинкой. Это hand-made без стандартов. Мы решили показать, что небольшая марка может быть сопоставимого качества с большими брендами. Что может быть оригинальный продукт, но не hand-made в привычном смысле».

Масс-маркет предполагает большие тиражи, и, как правило, китайские сборку и печать – так дешевле. Крупные игроки (как правило, это московские компании) берут объемами, а не идеями – чем универсальнее модель, тем лучше она продастся. Как раз такую продукцию мы видим в большинстве канцелярских магазинов. Оригинальные производители больше любят работать с книжными магазинами, где вход попроще и конкуренция пожиже.

«У нас не было задачи «порвать» других, мы хотели предложить рынку альтернативу, сделать серийные блокноты, но с выраженной индивидуальностью. Продукт, по качеству не уступающий крупным брендам, при этом собранный не в промышленных масштабах где-то в Китае, а мелкими партиями в Петербурге, где мы сами могли контролировать качество и весь процесс производства»

Продажи предприниматели собирались вести при помощи партнеров – предоставив свою продукцию розничным и интернет-магазинам в Петербурге и Москве. Первые четыре месяца ушли на производство тестовых образцов: просчитывали конструкции, делали концепты, искали лицо продукта — чтобы не получить то, что и так уже есть на рынке.

«Я все думал: что мы хотим сделать, для кого? Деньги же не могут быть целью бизнеса. У него должна быть идея. Если вы хотите заработать, вы должны придумать бизнесу смысл»

Казалось бы, кому в наш насквозь цифровой век нужны блокноты?

Читайте также:  Бизнес план для иностранного предприятия

Изначально продукция BOOKOVSKY позиционировалась как блокноты для городской жизни — компактные, удобные, которые хочется носить с собой, поскольку они — часть стиля. Кому это нужно? Студентам, журналистам, деловым людям. Им важно, чтобы каждая деталь соответствовала образу.

«Это творческие люди, для которых важно самовыражение, эстетика. – объясняет Елена. — Им не все равно, где они пишут или рисуют. Блокнот сам тебя вдохновляет. И тут важное значение имеет качество бумаги».

«Это сложно объяснить, — добавляет Энди, — чтобы понять разницу, надо провести рукой по обложке или попробовать, как пишет карандаш по бумаге. Кроме того, м ы осознанно ушли от линованных или клетчатых листов, чтобы оставить человеку простор чистого листа и больше возможностей для творчества. При этом в блокноте есть специальный вкладыш с разлиновкой. Человек может подложить его под лист и писать ровно. Мелочь же, но приятно, что о тебе подумали. Это тоже стандарты бренда».

В выборе бумаги Энди использовал богатый опыт общения с полиграфистами. Кроме того, предприниматели выделились нестандартными размерами и пропорциями блокнотов — таких на рынке просто не было. При тестировании некоторые виды бумаги отвергли по техническим причинам — одни плохо биговались (биговка – выдавливание линий, по которым потом легко сгибается лист), у других при резке крошилась кромка.

Чтобы угодить взыскательной аудитории, нужно было учесть тысячи нюансов. Так, скетчбук предназначен в первую очередь для рисования, поэтому листы у него должны подходить для зарисовок любым материалом — карандашом, тушью, акварелью. В поисках оптимальной плотности пришлось испытать много разной бумаги. Предприниматели рисовали и смотрели, чтобы бумага, например, не сворачивалась от намокания. Рисовали, пока не нашли то, что нужно.

«Блокнот – это вообще приятный способ сохранить самое важное. Особенно для эстетов-кинестетиков»

Производство блокнотов BOOKOVSKY полностью сосредоточено в Санкт-Петербурге. Все модели, прототипы, графику Энди делает самостоятельно. На Елене — идеология и общение с магазинами.

Первая «официальная» серия блокнотов BOOKOVSKY была выпущена осенью 2014 года. Она обошлась партнерам в тысячу долларов – столько стоили бумага, пружины, проволока, заказ обложек в типографии. Однако первые продажи случились еще раньше – тестовые образцы у предпринимателей скупили знакомые, которые рассказали о бренде своим знакомым, а те — своим. Так заработало сарафанное радио. В ноябре была открыта группа в «ВКонтакте»: здесь можно было оформить заказ. На тот момент в ассортименте петербуржцев было две модели блокнотов и фирменные черные карандаши. Свой интернет-магазин тогда казался излишеством.

И сегодня Instagram и группа в «ВКонтакте» являются основными каналами продвижения бренда. Впрочем, к эффективности последнего есть претензии – так что BOOKOVSKY присматриваются к Facebook.

В упомянутой первой партии было всего по 100 штук двух видов блокнотов: City Notes и Coffee Notes. Первый – городской блокнот для записей, заметок и зарисовок. Отличительная особенность – обложка, выполненная из приятного на ощупь материала (touch cover), который со временем вытирается и становится еще приятнее. На обложке изображена карта Лондона – это уловка: людям хочется взять блокнот в руки и разглядывать карту, искать знакомые названия. Coffee Notes с отрывными листами выполнена по принципу «заметки на салфетках», когда надо быстро записать свои мысли или кому-то оставить номер телефона.

В январе 2015-го BOOKOVSKY решили предложить свои блокноты магазинам. Первым был книжный «Подписные издания» — просто потому, что нравился самим — за атмосферу и хорошие книги. «Издания» взяли на реализацию пробную партию — 10 блокнотов каждой модели и 10 карандашей. Партия была продана за месяц. В следующую поставку уже вошла новая модель блокнотов — скетчбук на пружине.

Сегодня таких точек продаж у компании около двадцати — в основном, это книжные магазины в центральной части города, хотя блокноты петербургского бренда можно встретить и в магазинах модной одежды, таких как ЛУУК и «Большой».

«Знакомые предупреждали, что «встать на полку» будет очень не просто. – рассказывает Елена, — Когда мы шли договариваться в первый магазин, были готовы к отказу. На самом деле 9 из 10 магазинов охотно берут блокноты на реализацию. Правда, потом, бывает, возникают сложности с контролем выплат. Ну, от этого, наверно, никуда не деться».

По словам предпринимателей, во все магазины, где сегодня предлагается продукция BOOKOVSKY , их пустили без входной платы. Такой подход Энди и Елена объясняют профилем деятельности: канцелярские и книжные магазины — это не сетевая розница: если продукт нравится, берут с интересом. Однако, только на условиях реализации, накидывая сверху свои 50-100%. Никто не хочет брать на себя дополнительные риски.

Уже год BOOKOVSKY присматриваются к Москве – там наибольший интерес для петербургского бренда представляют крупные, в том числе сетевые магазины. Увы, это значит, наценка от 150% и то, что деликатно называется «не всегда комфортные условия выплат» — те же просрочки по платежам. Так что пока покорение столицы отложено.

Несколько месяцев назад производители блокнотов начали сотрудничать с иллюстратором Екатериной Хозацкой, которая ведет проект о заведениях Петербурга Between the Bars Теперь они делают блокноты с иллюстрациями Екатерины на обложке. Работают по предзаказу, изготавливая блокноты с иллюстрацией на выбор, а их уже более 40 с изображениями различных баров и кафе. Покупают такие блокноты, во-первых, поклонники творчества госпожи Хозацкой. А, во-вторых, BOOKOVSKY предлагают заведениям, изображенным на иллюстрациях, реализовывать продукцию как промо в своих барах.

«Наши конкуренты сейчас — те с кем мы оказываемся рядом на полках в магазинах. Это и производители нашего ранга – например, Voodoo Book и Memorandum , и крупные бренды вроде Moleskine. Но мы не ориентируемся на них в производстве. Нам ближе всего по духу американский Field Notes . Они другие, совершенно независимые»

Сегодня создатели BOOKOVSKY предлагают покупателям шесть моделей блокнотов и скетчбуков. Скоро появятся еще две – скетчбук и тетрадь А5 размера. Отличительной особенностью всех блокнотов петербургской марки являются нелинованные листы. В ассортименте три разновидности – на пружине (для рисования и скетчей), на скрепке (для записей и зарисовок), отрывные (для заметок). Кроме того, есть фирменные карандаши — их жесткость лучше всего подходит для бумаги, которая используется в блокнотах. Они выполнены из черного дерева, то есть когда вы точите карандаш, он по-прежнему остается черным. Карандаш дополняет блокнот, они выполнены в одном стиле.

Основа марки — три базовых модели. BOOKOVSKY City Notes – это черный блокнот на скрепке, с молочной бумагой внутри, формата 105х145. Это блокнот на каждый день, с оригинальной обложкой, которая со временем вытирается как джинсовая ткань. BOOKOVSKY Cafe Notes – узкий блокнот для записей, отрывной с перфорацией, с обложкой под кожу. Представительный и выглядит как аксессуар. BOOKOVSKY Sketchbook Travel — это квадратный 20х20 см альбом для эскизов и иллюстраций.

«Сейчас планируем выпуск фирменного ежедневника. Он будет недатированный и нелинованный. Не «канцелярский» ежедневник, а скорее партнер на каждый день. Для меня в этом смысле эталоном является блокнот Smythson и их философия, традиция использования блокнота как помощника в путешествии. Если перефразировать фразу из фильма Гая Ричи, если ты достал на встрече «Смитсон», то сразу видно: ты — человек воспитанный, у тебя есть вкус, и с тобой можно иметь дело. Мы тоже стараемся делать такие блокноты», — говорит Энди.

Все модели блокнотов BOOKOVSKY стандартизированы, то есть по каждой заранее известно, что за бумага используется, какая будет обложка, какие размеры и т.д. Как правило, все начинается с покупки необходимого объема бумаги, потом предприниматели заказывают отдельно в типографии обложку. После готовности начинается сборка: бумагу режут, бегуют, скрепляют вместе внутренние листы и обложку, опять подрезают. На последнем этапе у блокнота скругляют углы.

Читайте также:  Бизнес план как вид инвестиционного проекта

«Собственная сборка в отличие от типографской позволяет контролировать качество, — объясняет Энди. – Конечно, пришлось купить кое-какие приспособления (скруглители, резаки, брошюровщики, штампы, прессы, установщики скрепок), но мы даже рады. Какие-то идеи вообще в типографии реализовать сложно – например, никто не делает блокноты с отрывными листами в обложке».

За год производство блокнотов BOOKOVSKY почти не изменилось: они собираются вручную в мастерской, которая является частью офиса. Ведется учет сбыта и остатков на складе. Кстати, на время сборки штат компании вырастает до трех человек – есть приходящий помощник. Сложные внутренние блоки с перфорацией отдаются на аутсорсинг.

В основном, петербуржцы используют импортную дизайнерскую бумагу, чаще всего — немецкой фабрики Gmund. Блокнотов из таких материалов на рынке не так много. В масс-маркете обычно используется более простая и дешевая бумага.

«Бумагу мы покупаем у компаний «Берег», «Анталис» и немного у «Дубль В». Материал импортный, поэтому цены привязаны к валюте. Если год назад лист цветной бумаги 100х70см стоил около 200 рублей, то сейчас 400-500. Выбрать более дешевую бумагу мы не можем — нам очень важны тактильные ощущения от соприкосновения с брендом. Бумага, которую мы выбрали – это составляющая бренда, стиль, по которому узнаются наши блокноты. Увы, в России не производят дизайнерскую бумагу. С тонированной вообще проблемы — ее мало. Тонированная бумага — это особая эстетика, после такой на обычную офисную даже смотреть не хочется».

Наценка, которую закладывают в отпускную цену производители — плавающая, зависит от модели. Себестоимость они стараются держать не более двух долларов — это от 20 до 50% от цены блокнота (средняя цена – 300 рублей). По словам предпринимателей, в одной точке продается от 5 до 10 экземпляров ежемесячно. Конечно, показатели скромные. К тому же из-за кризиса прибыль снизилась – бумага подорожала, а поднимать цены на блокноты петербуржцы не стали. Логика проста: надо переждать бурю.

«Канцелярия не является предметом первой необходимости, поэтому сейчас многие экономят на таком удовольствии, – признает Елена. – Но как только экономическая ситуация в стране выправится, спрос на стильную канцелярию начнет расти».

Себестоимость блокнотов в основном формируется за счет материалов и затрат на печать. Приличных вложений потребовала и закупка оборудования. И хотя предприниматели обошлись без кредитов и внешних инвестиций (да и желающих инвестировать не было), все, что зарабатывают, сегодня вкладывают в развитие.

Отсутствие штата – существенная экономия на заработной плате. «Мы начинали дело вдвоем, сейчас так и работаем. Модели блокнотов разрабатываем сами, группы в социальных сетях ведем сами, договариваемся с магазинами и ведем отчетность тоже самостоятельно. Пока справляемся» — резюмирует Елена.

Бизнес оставляет партнерам время на другие дела. И Энди, и Елена продолжают разрабатывать стратегии и дизайн в студии брендинга.

«Я думал: вот сделаем крутой продукт, и он сразу будет востребован потребителем. Практика показала, что не все так просто, надо еще дойти до этого потребителя. – вспоминает Энди. — Например, поначалу мы ударились в корпоративные продажи. Казалось, что это будет эффективнее. У нас и сейчас есть доля таких заказов, но теперь я уверен, что массовый рынок — куда более верный путь для нашего продукта. Он интересен своим разнообразием, дает свободу маневра. В корпоративных продажах, как правило, востребованы 1-2 модели и только ».

Кроме того, производители столкнулись с настороженным отношением аудитории к бренду.

«Блокнот из хорошей бумаги, собранный вручную – не дешевое удовольствие, — признает Елена. — Многие пока не понимают, за что платят. То есть людям нравятся отдельные модели, и они были бы рады получить в подарок что-нибудь от BOOKOVSKY , но купить самому для себя не всегда готовы, говорят – «дорого». Кроме того, потребитель привык к тому, что если бренд не массовый, то это явно выраженный хенд-мейд – с использованием крафта, кожи, тесемочек и прочего. К серийной канцелярии, которая собирается вручную, только начинают привыкать».

С новой стороны открылись соцсети. Изначально предприниматели думали, что активнее всего продажи будут строиться через группу в «Вконтакте», но в итоге оборот в офлайн-магазинах оказался значительно выше .

«Сейчас основной акцент в продажах смещен именно на работу с магазинами. – рассказывает Елена. – В планах увеличить количество точек, начать сотрудничество с московскими магазинами. Также мы убедились в том, что без собственного интернет-магазина не обойтись — э то, прежде всего, комфорт потребителя: там он может самостоятельно оформить заказ и сразу оплатить удобным ему путем. В современном мире все к этому привыкли, так что приходится соответствовать уровню. Мы как раз сейчас занимаемся запуском интернет-магазина».

Канцелярский бизнес – как и любой другой – имеет свою специфику. Здесь нужно не только разбираться в материалах. Нужно также угадывать еще несформированные желания аудитории, постоянно мониторить рынок, и не только российский, знакомиться с новинками и подходами других производителей. Нужно понимать природу спроса. Выяснилось, что в продажах представительской «канцелярки» тоже есть фактор сезонности, хотя и не очень выраженный. В сувенирных магазинах пик продаж блокнотов приходится на туристический сезон. Кроме того, канцелярские товары активно закупаются студентами перед началом учебного года, правда в высоком ценовом сегменте заметного всплеска спроса не наблюдается.

Прошедший год многому научил Энди: «Скажем, особенность наших типографий — они всегда стремятся все упростить. Сделать так, как удобнее им. Если вам нужна тонированная бумага определенного сорта, проследите, чтобы в конечном тираже оказалась именно она, а не похожий аналог. Мы, в конце концов, теперь всю бумагу покупаем сами — еще и дешевле выходит».

Еще один важный вывод, который сделали для себя владельцы BOOKOVSKY — нельзя быть брендом для всех одновременно.

«Мы пошли на поводу у рынка — выпустили целую серию «подарочных» блокнотов с цветными обложками, фактурной бумагой, тиснением. Потратили много времени, но эти блокноты оказались не очень востребованы. Я много раз читал, что когда фирма кроме базовых моделей начинает выпускать какие-то модные или сезонные позиции, в результате размывается понимание — кто она, для кого и для чего. Конечно, когда читаешь об этом, то думаешь — я так не поступлю, но на реальном рынке ошибки неизбежны. Надо было оставаться в рамках своего стиля».

Продвижение BOOKOVSKY выстроено, в основном, через интернет. В этом смысле хорошо работают группы в соцсетях. Кроме того, компания сотрудничает со студенческим конкурсом по маркетингу «Маркеториум» — это прямой контакт с целевой аудиторией.

Совсем скоро будет запущен полноценный сайт с интернет-магазином, где можно будет купить любую модель блокнотов и скетчбуков. Наконец, магазины – это тоже канал продвижения, где человек может посмотреть и потрогать (что немаловажно) все блокноты.

«Вот приходишь в новый магазин договариваться о сотрудничестве, а тебе говорят: «мы о вас слышали» – приятно. Вообще сами магазины – хороший инструмент для продвижения: даже если люди не покупают, то все равно видят бренд, запоминают»

Елена уверена, что BOOKOVSKY можно будет вывести на западный рынок – стиль бренда и качество вполне соответствует европейскому уровню. Кроме того, есть мысли продавать франшизу. Купить бизнес петербуржским производителям концептуальной «канцелярки» пока никто не предлагал. Хотя от крупных игроков рынка доходили приятные отзывы – мол, видели-видели, молодцы.

Источник

Оцените статью