Балансировка возможностей продаж и производства. Как и с помощью чего добиться сбалансированности?
В последнее время, общаясь с нашими клиентами, мы заметили их заинтересованность в вопросах балансировки и планирования. И, если раньше компании концентрировались в основном на учёте, то сейчас и планирование приобретает весомое значение.
ПРОДАЖИ И ПРОИЗВОДСТВО: ВРАГИ ИЛИ ПАРТНЁРЫ?
Рассмотрим такую ситуацию — вы вкладываете немало средств в производство: сырьё, оборудование, помещение, обучение специалистов и тд. При этом отдел продаж успешно развивает клиентскую базу, привлекая всё больше заказов. А в результате клиент не получил свой заказ вовремя, или готовая продукция простаивает на складе. Хотя, казалось бы, производство могло бы выполнить все эти заказы вовремя и качественно. В чем же дело, и как этого избежать?
Условно разделим производственное предприятие на две части, одна из которых продаёт, а другая производит. Это две ключевые компетенции, которые нельзя передавать на аутсорсинг: мы должны уметь производить, и мы же должны уметь продавать нашу продукцию.
Между продажами и производством, как правило, есть склад ГП, выполняющий функцию связующего звена, через которое происходит отгрузка продукции клиентам. При этом отдел продаж заинтересован в том, чтобы заказы их клиентов удовлетворялись вовремя. Производство же заинтересовано в том, чтобы продажники заранее определяли, что они будут продавать. И производство могло работать не рвано, неоднократно меняя свой план, а, составив его на неделю, производить продукцию согласно этому плану.
Конечно, если производство ориентировано на склад, а у компании нет ограничений по «замороженным» в хранящейся продукции деньгам и сроки годности позволяют, то она может производить большие объёмы, а продажи готовой продукции осуществлять непосредственно со склада. Однако рынок FMCG отличается высоким уровнем конкуренции, поэтому компании становятся всё более требовательными к повышению эффективности каждого ресурса. И, вопреки народной пословице, остатки не всегда сладки: держать их в большом объёме невыгодно. Неудивительно, ведь складские остатки каждый день требуют дополнительных затрат на их содержание, при этом теряют свой товарный вид и срок годности. Отсюда возникает вопрос, а как же сбалансировать продажи и производство?
Начнём с того, какой же смысл несёт в себе термин «балансировка». Это связующее звено между продажами и производством. Оно говорит производству, сколько нужно произвести, ещё не зная точно, сколько компания продаст. При этом, ставит задачу продажам, прогнозируя, сколько они продадут. Соглашусь, звучит витиевато, но на самом деле всё достаточно просто: балансировка – это то, что «дружит» между собой производство и продажи.
«Дружить» продажи и производство — задача сама по себе не новая. Как правило, на предприятиях, эта задача, как и большинство других, решается не построением какой-то системы, а привлечением человека для выполнения соответствующих функций. В таком случае посредником между продажами и производством выступает человек, часто называемый на предприятии логистом. Особенность и сложность этой профессии заключается в умении оперировать большими объемами информации и одновременно выполнять множество задач. При этом болезнь или отпуск любого такого специалиста негативно сказывается на деятельности всего предприятия. С одной стороны, производство не знает, что им производить, — никто им не выдаёт задания. С другой стороны, продажи не понимают, что можно продавать, — принятые заказы никто не распределяет на отгрузку.
Как показывает практика, даже на крупных предприятиях с миллиардными оборотами функция балансировки закреплена за человеком. Что приводит к целому ряду проблем.
КАКИЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ РОЖДАЕТ ТО, ЧТО ФУНКЦИЯ БАЛАНСИРОВКИ СОСРЕДОТОЧЕНА В ЧЕЛОВЕКЕ?
Как я уже отметил выше, логисты оперируют большим объёмом информации, что, бесспорно, повышает степень влияния человеческого фактора на их деятельность. А это могут быть и ошибки при планировании производства, заказе продукции и тд. Чем больше ошибок – тем больше потерь несёт предприятие.
- Ошибки неоптимального решения.
Если на предприятии компетентный и ответственный логист, то в той или иной степени, он решает свои задачи в Excel. Возможно, он даже опирается на историю продаж, как-то учитывает акционные активности, чтобы прогнозировать всплески продаж . Да, поначалу кажется, что Excel удобный и достаточный инструмент. Но все хорошо, пока объем информации не начинает вырастать. Как только он вырастает до более или менее приличных размеров, достоинства Excel начинают превращаться в недостатки.
Так, человек, который строит свой прогноз в Excel, не всегда оперирует твёрдыми цифрами и не всегда учитывает все параметры, влияющие на этот прогноз. И такой параметр, который логисты часто оставляют без должного внимания — это акции.
Мы понимаем, что при проявлении компанией акционной активности доля её отгрузок растёт, то есть акция в торговых сетях напрямую влияет на объём продаж конкретного SKU. И, таким образом, если мы не учитываем эту акцию и то, как она влияет на продажи, то вероятность ошибки становится крайне велика. И, как следствие, такая ошибка неоптимального решения приведёт к тому, что компания не сможет обеспечить продажи товара под акцию.
- Зависимость от человека.
Ещё раз обращаю внимание, что ответственность за задачи по балансировке продаж и производства лежит на человеке. А что, если этот человек заболел? Или ушёл в отпуск? Как правило, это практически всегда сказывается на эффективности данной работы. Поэтому довольно рискованно на таком важном участке опираться на человека.
- Заказы на производство становятся всё меньше, а вариативность планирования становится всё выше.
Если раньше производство опиралось на работу с большими партиями продукции, то сегодняшние реалии говорят об обратном. Заказы на производство становятся всё меньше, что влечёт к усложнению модели, в результате человек не справляется с таким количеством заказов.
Это происходит, потому что одна и та же продукция может иметь разные штрихкоды, разные виды упаковок, и поддержание такой модели в Excel становится невозможным. Соответственно, специалистам приходится просто чем-то пренебрегать, тем самым, закладывая ошибки. То есть своего рода проблема балансировки у некоторых производителей — это проблема будущего.
КАК МОЖНО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С БАЛАНСИРОВКОЙ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ?
Опираясь на наш опыт работы с производителями сектора FMCG, мы нашли единственное возможное решение этой проблемы – создание инструмента балансировки, строящегося на пяти ключевых функциях:
- Планирование и учёт акций.
- Прогнозирование отгрузок.
- Формирование заявки на производство.
- Информирование продаж о текущих и будущих остатках.
- Распределение доступной продукции на принятые заказы.
Реализация этих пяти пунктов в 1С формирует законченную систему балансировки продаж и производства, позволяет уйти от Excel и влияния человеческого фактора.
КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА НАМ ДАЁТ РЕАЛИЗАЦИЯ ТАКОГО ИНСТРУМЕНТА?
- Повышение уровня клиентского сервиса.
- Снижение списания просрочки.
- Оптимизация партии запуска в производстве, которая, как правило, приводит к снижению себестоимости продукции.
Таким образом, внедрение инструмента балансировки позволяет реалистично прогнозировать отгрузки и продажи, избавиться от рваной загрузки производства. Важно и то, что реализация такой системы не требует гигантских затрат, а внедрить его вполне возможно силами самого предприятия. Потребуется только один грамотный логист и 1-2 специалиста по автоматизации. Или же мы всегда готовы вам в этом помочь!
Источник
Бизнес план шиномонтажа
Финансовая модель шиномонтажа
1. Краткий инвестиционный меморандум
Шиномонтажная мастерская представляет собой цех, расположенный в нежилом помещении недалеко от дороги с большим траффиком автомобилей. В цехе оказываются услуги по замене покрышек, горячему и холодному ремонту шин, а также по балансировке колес автомобилей.
Данный вид бизнеса привлекателен тем, что при открытии в период резкого увеличения спроса, срок окупаемости составит около 4 месяцев. А точка безубыточности будет достигнута уже на второй месяц работы.
Максимальный поток клиентов в мастерскую образуется в осенней период (во время массового перехода на зимнюю резину) и в весенний период (во время массового перехода на летнюю резину).
Начинать бизнес можно с обслуживания легковых автомобилей, а затем распространить услуги на владельцев грузовых автомобилей.
Основная аудитория — мужчины от 20 до 45 лет, владеющие одним или несколькими автомобилями.
Для привлечения клиентов используются общераспространенные методы рекламы — печать листовок, реклама на билбордах, контекстная реклама в интернете. Кроме того, для формирования потока постоянных клиентов необходимо проявлять индивидуальный подход. Для этого создается база клиентов, и менеджер напоминает каждому о необходимости вовремя поменять резину, или же оповещает о новых акциях и выгодных предложениях.
Перед началом деятельности необходимо зарегистрироваться в качестве ИП. Система налогообложения — ЕНВД.
При выборе помещения нужно ориентироваться на расположение целевой аудитории, а также на близость транспортных развязок и дорог с высоким траффиком. Отделка помещения должна соответствовать требованиям СЭС и Пожарной службы.
Оптимальный график работы шиномонтажной мастерской — с 6.00 до 24.00. В этом случае клиенты успевают приехать к вам как до работы, так и после. На первоначальном этапе достаточно постоянной работы двух мастеров в течение смены. Общий штат будет состоять из 6-7 сотрудников, включая бухгалтера на аутсорсинге.
Первоначальные инвестиции в проект — 715 500 рублей;
Точка безубыточности — 3 месяца;
Срок окупаемости — 10 месяцев;
Средняя ежемесячная прибыль — 134 280 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Количество автомобилей на российских дорогах ежедневно стремительно возрастает. А в связи с контрастом погоды и большим количеством разбитых дорог каждому автомобилю требуется замена покрышек, колодок, а также балансировка колес. Следовательно, пока растет автомобильный рынок, спрос на услуги шиномонтажной мастерской будет также увеличиваться.
Поскольку мы живем в век высоких технологий, а основным ресурсом является информация, то открытие шиномонтажа становится возможным даже для начинающего предпринимателя, познающего основы автомобильного сервиса. Главное — определить основные факторы успеха данного вида бизнеса, грамотно организовать процесс оказания услуг, собрать команду профессионалов и составить прогноз денежных потоков до наступления срока окупаемости проекта.
Для начала необходимо определить, какие именно услуги будет оказывать шиномонтажная мастерская. В данном бизнес-плане рассматривается открытие стационарного шиномонтажа. В этом случае весь перечень услуг, связанный с эксплуатацией колес, оказывается на месте нахождения мастерской. Однако по мере развития бизнеса и формирования базы постоянных клиентов, можно будет рассматривать возможность развития направления мобильного шиномонтажа. Фактически это выездная автомастерская, которая оказывает услуги в удобном для клиента месте (в т.ч. прямо на дороге).
Кроме того, шиномонтаж классифицируется по виду обслуживаемых автомобилей: легковые, грузовые, эксклюзивные (как правило дорогие спортивные машины). Начинать бизнес нужно с обслуживания легковых автомобилей.
В перечень основных услуг, которые оказывает шиномонтажная мастерская, входит: снятие и установка колеса, демонтаж шины с диска, монтаж и балансировка колес, холодный и горячий ремонт автошин и камер.
Прием машин осуществляется по предварительной записи либо в порядке живой очереди. Постоянно работают два мастера, что позволяет оперативно обслуживать большой поток автомобилистов.
Данный вид бизнеса обладает ярко-выраженной сезонностью: ноябрь-декабрь, а также март-апрель являются периодами ажиотажа, т.к. все автомобилисты меняют резину. За эти месяцы выручка от одной точки может составлять до 700 000 в месяц, так как ежедневно обслуживаются от 15 до 25 автомобилей. Однако в другие месяцы спрос может снижаться до 4-5 человек в день, т.е. выручка в месяц будет около 100 000 в месяц.
Для обеспечения постоянного потока клиентов компания постоянно совершенствуется по направлениям сервиса, маркетинга, оптимального ценообразования.
3. Описание рынка сбыта
Целевую аудиторию проекта можно рассматривать по следующим основным параметрам:
Вид автомобиля. При запуске проекта основными клиентами являются владельцы легковых автомобилей. В перспективе можно рассматривать обслуживание грузовых автомобилей.
Территориальная близость. Если располагать шиномонтаж в жилом районе, то целевая аудитория будет складываться из жителей этих районов. Если шиномонтаж находится на оживленной трассе, то клиентами являются проезжающие автомобили. Причем, чем чаще маршрут автолюбителя проходит через шиномонтажную мастерскую, тем вероятнее, что он превратится в постоянного клиента.
Пол и возраст клиента. Более 60% клиентов — мужчины в экономически активном возрасте от 20 до 45 лет.
В городе с населением более 1 000 000 человек количество шиномонтажных мастерских может быть свыше 600. Однако среди них около 30% — это мастерские «в вагончиках» с низким уровнем сервиса и слабой репутацией. В такие места клиенты заезжают только в экстренном случае, когда проверенных мастерских поблизости нет. Примерно 25% рынка занимают услуги автосалонов и крупные автосервисы, у которых цены выше среднерыночных. Следовательно, прямыми конкурентами являются только 50% всех функционирующих на рынке компаний.
Ввиду большой конкуренции на рынке автомобильного сервиса большое значение для клиентов имеет репутация и реклама вашей мастерской. Это означает, что в работе следует сделать упор на высокий уровень сервиса и тщательно продумать рекламную кампанию.
Что в себя включает качественный сервис?
- Возможность предварительной записи по телефону;
- Комната для ожидания (кулер с водой + телевизор и интернет);
- Удобные часы работы: с 6.00 до 24.00 ежедневно;
- Возможность выхода в ночную смену по предварительной записи;
- Выдача БСО на оказываемые услуги;
- Возможность оказания услуг мобильного шиномонтажа (в перспективе).
Как правило, если клиенту понравилось обслуживание и его устраивает местоположение шиномонтажной мастерской, то он будет регулярно обслуживать у вас не только свой автомобиль, но и машины других членов семьи.
Местоположение — это основное и самое значимое конкурентное преимущество. Поскольку перечень услуг шиномонтажа довольно ограничен и не требует высокой квалификации рабочих, клиент выбирает мастерскую по удобству местонахождения. Как уже было отмечено, шиномонтаж нужно располагать либо в густонаселенном жилом районе, либо на трассе с большим потоком автомобилей.
Основные критерии выбора помещения:
- жилой квартал;
- близость транспортной развязки;
- видимость вывески и помещения со стороны оживленной дороги;
- близость крупной автозаправочной станции.
Таким образом, клиент может воспользоваться услугами шиномонтажа по предварительной записи, в любое удобное время (до/после работы), а также подождать свой автомобиль в комфортной обстановке.
4. Продажи и маркетинг
Основной целью мероприятий по маркетингу в данной сфере бизнеса является превратить посетителей в постоянных клиентов. А для того, чтобы постоянный клиент обслуживал не один, а несколько автомобилей, нужно искать потенциальных клиентов, у которых есть либо семейный автопарк, либо рабочий автопарк.
Маркетинг
Итак, следует разделить рекламные компании: общая реклама и привлечение корпоративных клиентов.
Общая реклама представляет собой набор маркетинговых инструментов, которые используются постоянно. В их число входит:
Реклама на билбордах. Важно, что билборд должен находиться недалеко от местонахождения вашей мастерской. Клиент должен увидеть плакат, успеть сориентироваться и сразу же заехать к вам. То есть перед размещением вы должны продумать маршрут потенциального. Уделите внимание предложению, которое вы сделаете покупателю с помощью надписи на билборде. Укажите сроки («Меняем резину за 15 минут») или действующую акцию («Меняем 16 радиус по цене 15»). Также обязательно напечатайте схему проезда, для того чтобы «горячий» клиент не пропустил нужный поворот.
Визитки и флаеры. Печатная продукция хороша тем, что ее довольно легко распространять, а основным предложением для клиента станет скидка при предъявлении флаера. Распространять можно по почтовым ящикам жилого района, в котором располагается ваша мастерская, либо на ближайшей автозаправочной станции.
Реклама в интернете. Основная часть покупателей ищет необходимые продукты или услуги через Интернет. Для того, чтобы потенциальный покупатель смог вас найти, нужно запустить контекстную рекламу (Яндекс.Директ или Google AdWords). Также не будет лишним создать группы в социальных сетях. По мере развития бизнеса можно будет задуматься о собственном сайте, однако на начальном этапе бизнеса это нецелесообразно.
Привлечение корпоративных клиентов представляет собой индивидуальную работу с компаниями, которые занимаются перевозками или доставкой. Это компании грузоперевозок, такси, а также услуги населению, связанные с необходимостью доставки (производство мебели, смена ковровых покрытий и т.д.). Однако поскольку изначально планируется обслуживание только легковых автомобилей, то нужно сосредоточить свое внимание на службах такси. Подготовьте корпоративное предложение с выгодными ценами, связывайтесь напрямую с руководством и попробуйте договориться взаимовыгодном сотрудничестве.
Продажи
Что касается продаж, то нужно заводить базу постоянных клиентов и периодически звонить им с напоминанием о необходимости смены покрышек, либо с уведомлением о действующих акциях и специальных предложениях.
Кроме того, большой популярностью пользуется система введения бонусных карт. С каждой покупки клиенту будет начисляться 2 % бонусов, которыми он сможет расплатиться в следующий раз в этой же мастерской. Для этого в мастерской устанавливается компьютер с соответствующей программой учета покупок.
5. План производства
Первое, что требуется сделать для организации бизнеса — регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Процедура регистрации занимает около недели. Система налогообложения — ЕНВД. Налог рассчитывается исходя из количества нанятых работников. Уплата налога производится ежеквартально. На регистрацию вы потратите около 2 000 рублей (при обращении в юридическую организацию).
Далее следует найти помещение для организации мастерской.
Структура помещения:
цех для монтажа шин — 40 кв.м,
подсобное помещение — 9 кв.м,
зал ожидания — 10 кв.м.
Итого — 65 кв.м.
С точки зрения Санэпидемстанции шиномонтаж представляет собой один из видов автосервиса. Следовательно, к мастерской предъявляются требования:
- наличие водопровода;
- отдельное помещение (вне жилых домов и зданий общественного пользования);
- наличие вентиляции;
- взрывобезопасные светильники и электроприборы;
- наличие отопления;
- наличие хотя бы одного окна;
- отделка полов и стен влагостойкими и взрывобезопасными материалами;
- наличие санузла и душевой кабины для персонала.
Аренда помещения — 42 250 рублей. Меблировка и отделка помещения обойдется в 200 000 рублей.
После окончания отделочных работ следует заняться покупкой оборудования. Вам понадобится шиномонтажный станок, балансировочный станок, домкраты, пневмошарожка, компрессор и т.д. Общая стоимость оборудования и расходных материалов составит 306 000 рублей.
Что касается работников, то в первое время всю организационную работу, а также работу с клиентами нужно выполнять руководителю бизнеса. Так вы будете максимально быстро получать обратную связь от клиентов, наладите систему учета покупок, сможете оперативно устранять все недостатки. При этом ежедневно в мастерской должны находится два мастера: старший по смене и мастер. Зарплата полностью сдельная: старший мастер получает 20% от заказа, мастер получает 15% от заказа. В штате числится 4 работника (по два на смену).
Далее следует заняться рекламной кампанией. Обязательно нужно сделать яркую читабельную вывеску, а также фасад здания оформить в фирменном стиле. На это следует выделить около 80 000 рублей. Общая рекламная кампания составит около 30 000 рублей в месяц (печатные материалы + контекстная реклама + билборд). Итого — 110 000 рублей.
После этого вы смело можете принимать первых клиентов.
Источник