Для чего нужен бизнес-план
Планирование будущей деятельности, подробнейшая тактика и стратегия ее ведения – важнейший вопрос любого предпринимательства, что и определяют задачи бизнес-плана. Чтобы сделать свой бизнес успешным, недостаточно просто придумать что-то. Идею еще нужно грамотно описать, для чего использовать различные инструменты (цифры, графики, таблицы).
Внимание! Правильно составленный бизнес-план четко определит: стоит или нет вкладывать деньги в определенный проект, окупятся ли вложения и будут ли они приносить доход.
Именно поэтому предпринимателю важно понимать, для чего нужен бизнес-план, знать его сущность, цели и основные задачи, роль и назначение.
Зачем используют бизнес-план: роль и значение
Бизнес-план представляет собой документ, который может быть как на бумажном, так и электронном носителе. Его оформление преследует внутренние или внешние цели. В данном документе содержится информация относительно основных моментов деятельности компании, проводится анализ проблем, которые возможны в процессе работы, а также способы их решения.
Внимание! Чтобы составить грамотный и эффективный бизнес-план, нужно провести сложнейшую организационную работу, а также маркетинговые исследования по изучению продукта (проекта, услуги, конкретного направления работы или в целом компании).
Если говорить кратко, бизнес-план является своего рода учебным пособием, которое состоит в следующем: определение будущих шагов развития организации или производства.
Главная цель бизнес-плана
Грамотное составление документа решает много задач для бизнесменов, но главная цель любого бизнес-плана заключается в четком планировании деятельности предприятия в перспективе (кратко- или долгосрочной).
Основные цели бизнес-плана
Постановка целей – это начало планирования деятельности любой компании. Условно цели можно разделить на категории:
Внутренние. Это то, что происходит внутри компании, в частности, планирование развития деятельности или обучение сотрудников. К внутренним целям планирования можно отнести определение рисков при реализации бизнес-плана или определение рынков сбыта продукции, которые будут наиболее эффективными. К числу внутренних целей также можно отнести и убеждение сотрудников фирмы в том, что компания сможет достичь планируемых показателей (количественных и качественных).
Внешние. Определение внешних целей при планировании направлено на то, чтобы показать, насколько бизнес привлекательный для инвесторов и, как следствие, привлечь их средства. Для этого нужно обосновать, что предприятию действительно нужны инвестиции, продемонстрировать, какой потенциал есть у компании и убедить инвесторов в том, что предложенный проект действительно эффективный. Также такой бизнес-план может применяться для кредитования в банке.
Цели и задачи каждого бизнес-плана заключаются в определении основных факторов и проблем, которым обязательно должно быть уделено внимание в ходе проведения маркетинговых и других исследований и последующих расчетах.
Основные задачи бизнес-плана
Хорошо проработанный в разных направлениях план дает возможность эффективно развивать бизнес, привлекать инвестиции и кредитные деньги, а также партнеров для работы на взаимовыгодных условиях.
Бизнес-план позволяет решать ряд задач:
Промониторить будущий рынок сбыта (его емкость и перспективность развития).
Проанализировать затраты производства на выпуск именно того вида продуктов (услуг, проектов), которые нужны рынку, сравнить стоимость с ценами конкурентов, чтобы определить, какой потенциал прибыли бизнеса.
Определить основные показатели, что дадут возможность вести контроль реализации бизнес-плана.
Определить правильность распределения движения ресурсов и их использования во времени.
Определить новые направления в финансовой, технической и технологической сферах, применять их в деятельности компании.
Выявить все возможные опасности, которые могут возникнуть в процессе реализации плана ведения бизнеса.
Область применения бизнес-плана
В зависимости от того, с какой целью составляется бизнес-план, он направлен на решение определенных задач.
Существующее предприятие
Для чего в компании используется бизнес-план, если она уже работает? Без планирования не обойтись, когда нужно:
Дать оценку финансового положения, а также определить, насколько конкурентоспособна компания на действующем и новом рынках.
Выявить возможные проблемы, с которыми предприятие сталкивается в процессе достижения поставленных задач, и найти пути их устранения.
Разработать стратегию деятельности фирмы в условиях конкурентной борьбы.
Новая компания
Если только планируется открытие компании, то бизнес-план должен определить будущие перспективы:
Основные действия предприятия
Задачи, которые будут решаться в процессе работы.
Окупаемость вложенных в дело средств.
Длительность окупаемости инвестиций.
С развитием деятельности любой бизнес-план, даже самый эффективный, устаревает и требует внесения поправок. Но, несмотря на это, планирование – важный этап бизнеса, который обеспечит эффективное и доходное дело.
Источник
9.1 Понятие бизнес-плана, СФЕРА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ
В предшествующих главах были рассмотрены проблемы планирования и распределения прибыли, налогообложения, формирования и использования оборотных средств, инвестиционной политики, которые характеризуют основные направления финансово-хозяйственной деятельности
Обобщив полученные материалы, можно перейти к разработке на их основе БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ.
Специальная литература, где рассматриваются различные методические вопросы составления бизнес-планов, в основном переводная.
Поэтому цель данного раздела состоит в разработке методики составления бизнес-плана предприятия, адекватной сложившимся в настоящее время в России экономическим условиям. Разработка ме-
257 тодических вопросов в соответствии с задачами данного издания ограничивается финансовым аспектом.
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения Финансово-хозяйственных задач.
В кризисных экономических условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен прежде всего решать задачи улучшения его финансового состояния. В этой связи рассмотрение именно финансового аспекта бизнес-плана наиболее актуально.
Поскольку бизнес-план является документом внутрифирменного планирования, при его разработке на предприятии возникает вопрос: в какой мере можно использовать накопленный опыт составления применявшихся ранее на практике техпромфинпланов? Нам представляется, что такая преемственность возможна.
В зависимости от целей потребность в разработке бизнес- планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Обобщение пока еще небольшого опыта составления бизнес- плана отечественными предприятиями и организациями позволяет выделить следующие области их применения:
подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;
обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;
разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;
выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;
привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.
Многообразные цели, различные сферы применения и методы составления бизнес-планов не позволяют в рамках одной работы дать методические советы на все случаи жизни. Поэтому в дальнейшем изложении ограничимся разработкой бизнес-плана для крупного акционерного общества открытого типа, основной деятельностью которого является промышленное производство.
К основным задачам, которые акционерное общество может решить при помощи составления бизнес-плана, относятся:
определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по основному производству;
оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;
соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;
обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных просчетов и ошибок;
определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях.
Законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес- планы заставляет сама жизнь. Здесь уместно провести аналогию с порядком составления советскими предприятиями при краткосрочном планировании платежных календарей, которые позволяли рационально организовать оперативную финансовую работу путем взаимосвязи всех источников поступлений с расходами предприятия. Его составление также не было обязательным, однако многие предприятия платежный календарь составляли постоянно, что позволяло им предвидеть периоды с тяжелым финансовым положением и своевременно принимать меры по изысканию дополнительных ресурсов для ликвидации временных финансовых затруднений.
Мы далеки от полного отождествления бизнес-плана с таким документом внутрифирменного оперативного планирования, как платежный календарь. Сходными являются только методы планирования. Бизнес-план решает задачи не только оперативного планирования, но может иметь и стратегические цели, а также решать задачи по внешнехозяйственной деятельности предприятия при установлении или расширении деловых контактов с поставщиками и потребителями продукции. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. При заключении договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.
Хозяйственные партнеры предприятия, прежде чем установить с ним договорные отношения, могут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом можно строить хозяйственные взаимоотношения с поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; с посредниками в реализации собственной продукции предприятия; с фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно- технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
И еще один непривычный для нашей деловой хозяйственной практики вопрос.
Требование непосредственного участия руководителя предприятия в этой работе означает проверку его личных возможностей, го-
товности, ответственности и убежденности в правоте своего дела. Это необходимо для успешной реализации бизнес-плана.
На практике для разработки предприятием бизнес-плана руководителю полезно иметь организационный план. Основными разделами такого плана могут быть:
экспресс-анализ и оценка текущего финансового состояния предприятия;
анализ влияния на хозяйственную деятельность предприятия внешних и внутренних факторов;
в определение целей и формулировка количественно определенных задач на планируемый период хозяйственной деятельности предприятия;
программа выполнения организационного плана с указанием сроков выполнения и ответственных исполнителей.
При составлении бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и другая информация. Бизнес-план можно составлять на несколько лет вперед, с его корректировкой и пересмотром по мере необходимости.
Целью проведения экспресс-анализа финансового состояния предприятия является оценка структуры его баланса с точки зрения платежеспособности. На основе данных экспресс-анализа можно дать оценку финансовому состоянию, сопоставимую с официальными требованиями государства, понятную для российских акционерных обществ.
Для проведения экспресс-анализа финансового состояния предприятия используется его годовая отчетность: форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе показателей:
коэффициента текущей ликвидности;
коэффициента обеспеченности собственными средствами.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности.
Коэффициент.обеспеченности собственными средствами
характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Данный коэффициент определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности, прочих оборотных активов.
Сопоставление рассчитанных значений показателей с их позитивной величиной и фактическими данными за другие периоды хозяйственной деятельности позволяет дать оценку не только фактически сложившегося финансового состояния, но и динамики показателей, определить тенденции в результатах хозяйственной деятельности. И, следовательно, наметить первоочередные меры и направления работы по улучшению финансового положения путем использования внешних и внутренних факторов, влияющих на производство.
Большой практический интерес для руководителей предприятий вызывает составление программы выполнения организационного плана с указанием сроков выполнения работы и ответственных исполнителей и подготавливаемых выходных документов (см. приложение 1).
Такая программа, помимо уже названных подготовительных работ, должна предусмотреть проведение по направлениям, выявленным экспресс-анализом, более детального анализа финансово-хозяйственной деятельности, включающего:
анализ структуры стоимости имущества ‘ предприятия и средств, вложенных в него;
анализ платежеспособности предприятия;
анализ финансовой его устойчивости;
оценку возможных перспектив развития предприятия.
Организационный план разработки бизнес-плана целесообразно
рассмотреть и утвердить правлением предприятия либо советом директоров акционерного общества.
В методических указаниях отделам и службам предприятия по составлению основных разделов бизнес-плана обычно предусматри-
262 вается разработка программы социальной защиты работников и акционеров. Рекомендуется также иметь график контрольных проверок и периодические отчеты администрации и другие формы информирования акционеров и работников предприятия о результатах проведения работ по составлению и реализации бизнес-плана.
разработчикам бизнес-планов на предприятиях следует иметь в виду, что не существует общепринятой, единой для всех, регламентированной его формы и структуры. В то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы их разработки практически совпадают. Это позволяет для решения проблем методического обеспечения разработки бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его составления. Для условий работы акционерного общества открытого типа наиболее подходит следующая структура бизнес-плана:
Раздел I. Товары и услуги
Раздел II. Оценка сбыта товаров
Раздел III. Информация о возможных конкурентах
Раздел IV. План маркетинга
Раздел V. План производства
Раздел VI. Организация
Раздел VII. Юридический план
Раздел’ VIII. Оценка прогнозирования и управления разного рода рисками
Раздел IX. Финансовый план
Финансовые аспекты разработки разделов бизнес-плана будут рассмотрены в следующем параграфе.
Источник