Бизнес план как нематериальный актив

Бизнес план как нематериальный актив

Документ : Бизнес-план — скорее расходы, чем НМА

Бизнес-план — скорее расходы, чем НМА

Сегодня любое мало-мальски уважающее себя предприятие считает своим долгом завести какой-нибудь бизнес-план. Правда, самостоятельно его разрабатывать берутся далеко не все. Да в этом и нет нужды: идя навстречу пожеланиям клиентов, аудиторские и консалтинговые фирмы вполне освоились с производством этого заморского продукта. Однако после того как отпечатанный на хорошей бумаге и красиво переплетенный план ложится на стол директора, у бухгалтера возникает вполне естественный вопрос: как такой бизнес-план учитывать в бухгалтерском и налоговом учете?

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно выяснить, что же бизнес-план собой представляет.

В нормативных актах министерств имеется несколько определений бизнес-плана (правда, некоторые из них являются узкоспециальными, разработанными для отдельных отраслей). На наш взгляд, наиболее удачное определение приведено в Методике составления бизнес-планов, утвержденной приказом Агентства по вопросам предупреждения банкротства предприятий и организаций от 21.04.97г. N56:

«Бизнес-план — это специфический плановый документ, в котором отражены организационнофинансовые мероприятия для обеспечения производства отдельных видов товаров, работ, услуг. План дает возможность определить перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты на изготовление и реализацию необходимой данному рынку продукции, определить ее потенциальную прибыльность. План должен также дать ответ: целесообразно ли осуществлять инвестирование производства с точки зрения самоокупаемости затрат».

В свое время в Украине действовало Положение о типовом бизнес-плане, утвержденное приказом ФГИУ от 26.05.94г. N301 (далее — Положение N301) и отмененное его же приказом от 15.08.97г. N 886. Несмотря на отмену, структура бизнес-плана, приведенная в этом документе, представляется нам весьма полезной. Приведем перечень разделов бизнес-плана, определенных в Положении N301:

«Юридический статус предприятия»;

«Краткая историческая справка о деятельности предприятия»;

«Характеристика продукции (услуг), производимой (предлагаемой к производству) предприятием, и рынков сбыта»;

«Характеристика конкурентной среды»;

«План маркетинговой деятельности»;

«План производственной деятельности»;

«План охраны окружающей среды»;

«Финансовый план и программа инвестиций»;

«Анализ возможных рисков и страхование»;

Отметим, что Основные требования к бизнес-плану (приложение к приказу ФГИУ от 15.08.97г. N 886) состоят из разделов, в большинстве своем аналогичных разделам Положения N 301. То есть структура бизнес-плана в связи с отменой Положения N301 изменений фактически не претерпела и вполне может быть использована для уяснения его сущности. Теперь посмотрим, чем является бизнес-план с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. Начнем с версии о том, что бизнес-план — это нематериальный актив (НМА). Определение данного термина приведено в п. 4 П(С)БУ 8:

«Нематериальный актив- немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован* и содержится предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам».

Пункт 5 П(С)БУ 8 разделяет НМА на 7 групп: права пользования природными ресурсами, имуществом, права на знаки для товаров и услуг, права на объекты промышленной собственности, авторские и смежные с ними права, гудвил, прочие нематериальные активы.

В то же время в соответствии с п. 9 П(С)БУ 8 не признаются активами, а отражаются в составе расходов периода их осуществления, например, расходы на исследования**, расходы на подготовку и переподготовку кадров, расходы на рекламу и продвижение продукции на рынке. Согласно п. 7 П(С)БУ 8 НМА может быть получен только в результате разработки***, а не исследований. Разработка же начинается после того, как проведены исследования.

Пункт 6 П(С)БУ 8 устанавливает некоторые дополнительные признаки, без которых объект не может быть признан НМА: стоимость объекта должна быть достоверно определяемой и должна существовать вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с использованием данного объекта.

Может ли выполнение договорных работ по разработке бизнес-плана завершиться для заказчика созданием НМА? Если исходить из дополнительных признаков, то бизнес-план вроде бы в это понятие вписывается.

Действительно, вероятность экономических выгод от внедрения бизнес-плана, несомненно, существует — иначе зачем его разрабатывать? Хотя не исключен вариант, что разработанный бизнес-план продемонстрирует предприятию как раз невыгодность (убыточность) производства предполагаемой продукции. Но отрицательный результат — тоже результат, и расходы, понесенные предприятием на разработку плана, могут оказаться мелочью по сравнению с теми убытками, которые оно могло бы понести, взявшись, допустим, за выпуск продукции, не пользующейся спросом. То есть такой план тоже приносит экономические выгоды, только не в виде непосредственного получения доходов, а в виде предотвращения убытков.

Что касается возможности достоверного определения стоимости бизнес-плана, то согласимся без длительных дискуссий, что его стоимость равна расходам предприятия на его самостоятельную разработку или стоимости, уплаченной исполнителю.

Но это всё — дополнительные признаки. А вот как быть с основными? Вернемся к вышеприведенному определению термина «нематериальный актив». Один из признаков НМА — возможность его «идентификации». Смысл последнего слова достаточно туманен. Если имеется в виду выделение (из всего нематериального) того, что можно хотя бы определить (в отличие от неких неопределяемых абстракций), то уже сам факт существования термина «бизнес-план» свидетельствует о его идентифицируемости. «За бортом» идентифицируемого остается тогда лишь то, на что и слов-то нет, плюс, может быть, какие-то общие, абстрактные понятия, приобретающие «идентифицируемый» смысл лишь в привязке к некоему носителю (то, что отличает лицензию или патент предприятия от лицензии или патента вообще либо от лицензирования).

Но если всё упростить и полагать идентифицируемым лишь то, что можно продать, то вот здесь бизнес-план может «не выдержать». Тогда придется признать, что он не может быть идентифицирован. Ведь разве можно продать бизнес-план? Теоретически, конечно, можно. Например, предприятию, выпускающему, (собирающемуся выпускать) аналогичную продукцию, если экономические и т. п. показатели покупателя каким-то чудом совпадают с соответствующими показателями продавца. Или — музею экономики Украины. Или конкурентам (не музея, понятно, а того, чей бизнес-план). Но в принципе получается, что при таком подходе бизнес-план по признаку идентификации бухгалтерскому определению НМА не удовлетворяет.****

Читайте также:  Бизнес план по модельному агентству бизнесу

А что же в учете налоговом? Закон О Прибыли определяет НМА как «объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщиков налога».

То есть в основе большинства НМА лежит интеллектуальная собственность. Напомним, что объектами права интеллектуальной собственности в соответствии со ст. 41 Закона «О собственности» являются

«произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследовательских работ и другие результаты интеллектуального труда».

По нашему мнению, бизнес-план, являющийся сугубо плановым документом, отражающим технико-экономическое обоснование коммерческой деятельности на соответствующий период, вряд ли можно отнести к объектам интеллектуальной собственности, если только при его разработке не были использованы уникальные сведения, касающиеся перспектив развития предприятия (но это скорее исключение, чем правило).

Собственно, бизнес-план не так нов, как кажется. Планирование категория давно в законодательстве закрепленная. Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона Украины «О предприятиях в Украине»

«предприятие (кроме казенного) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и из необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения доходов».

А госпредприятие самостоятельно составляет годовой финансовый план, который утверждается до 1 июля года, предшествующего планируемому, органом, уполномоченным управлять соответствующим госимуществом (п. 4 ст. 20 Закона).

Итак, принципиальной разницы между финпланом госпредприятия и бизнес-планом предприятия другой формы собственности нет. Фнкплан составная часть бизнес-плана. Розница может быть разве что в каких-нибудь современных «поворотах», когда бизнес-план включает в себя, например, некий бизнес-процесс (идею, технологию, разработку), который приведет в конечном итоге к научно-прикладному результату.***** Но финплан никто в качестве НМА не рассматривает.

Подводя итог вышеизложенному, мы приходим к выводу, что заказчик, получивший разработанный для него по договору бизнес-план, скорее всего, просто потребил работу (услугу). Ведь и бухучет, как было показано выше, «активно» этому не сопротивляется.

Данный вывод подтверждают и некоторые «официальные лица». Например, государственный налоговый инспектор ГНА в г. Киеве В. Говоруха приводит в своей консультации перечень услуг управленческого характера, куда включает и «разработку долго- и краткосрочных стратегий компаний и бизнес-планов»******.

Тот же вывод можно сделать из письма Госстроя от 05.06.97г. N 6/304 «Об определении расходов по составлению бизнес-планов», в котором, в частности, сообщается:

«В связи с тем что стоимость разработки бизнес-планов не предусмотрена расценками на проектные работы и не может быть определена по аналогии, она может определяться из расчета трудовых затрат».

То есть в строительстве разработка бизнес-планов считается частью проектной работы. И, следовательно, попадает вместе с другими расходами на строительство в первоначальную стоимость соответствующих объектов ОФ заказчика.

Еще одним (косвенным) подтверждением того, что бизнес-план не относится к НМА, является существование Перечня расходов на разведку (доразведку) и обустройство каких-либо запасов (месторождений) полезных ископаемых с соответствующими расходами на их разработку, включаемыми в отдельную группу расходов плательщика налога, подлежащих амортизации, утвержденного Постановлением КМУ от 04.02.98г. N 118. Среди прочего в п.6 Перечня включены

«расходы на разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, договоров (контрактов), концессионных договоров на пользование недрами и т.п.».

Это значит, что расходы на разработку бизнес-планов являются расходами предприятия, связанными с подготовкой, организацией, ведением производства. Поэтому они могут быть включены в валовые затраты в соответствии с п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли.

Не исключен и вариант отнесения вышеупомянутых расходов на валовые затраты по п/п. 5.4.2 Закона О Прибыли — как расходов, связанных с научно-техническим обеспечением хозяйственной деятельности, если бизнес-план разрабатывается, например, с целью создания новых или усовершенствования старых материалов, приборов, систем или услуг до начала их серийного производства (говоря словами п. 4 П(С)БУ 8).

Причем согласно п/п. 5.4.2 научно-технические расходы относятся на валовые затраты независимо от того, привели они к увеличению доходов предприятия или нет, то есть допускается отрицательный результат. И как тут не вспомнить, что и согласно п. 9 П(С)БУ 8 не признаются в качестве НМА расходы на исследования, очень напоминающие расходы, связанные с научно-техническим обеспечением хоздеятельности предприятия.

В общем, бизнес — штука научно планируемая и валовозатратная.

* Ранее на этом месте стояли слова «(отделен от предприятия)», которые впоследствии были убраны приказом Минфина от 30.11.2000г. N304.

** «Исследования- запланированные предприятием исследования, проводимые им впервые с целью получения и понимания новых научных и технических знаний» (п. 4 П(С)БУ 8).

*** «Разработка — применение предприятием результатов исследований и других знаний для планирования и проектирования новых или значительно усовершенствованных материалов, приборов, продуктов, процессов, систем или услуг до начала их серийного производства или использования» (п. 4 П(С)БУ 8).

**** Впрочем, такие НМА, как гуд вил, лицензии и т. п., тоже не всегда можно реализовать. Следовательно, термин «идентифицируемый актив» не однозначно подразумевает обязательную возможность продажи (см. определение в п. 4 П(С)БУ 19).

***** Напомним, что в соответствии с Законом «О научной и научно-практической деятельности»

«научно-прикладной результат — новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, завершенное испытание, разработка, которые внедрены или могут быть внедрены в общественную практику».

****** См. «Налоговый, банковский, таможенный консультант» N 34/99, с.7.

«Бухгалтер» N 20 (128), июль (II) 2001 г.
Подписной индекс 74201

Источник

Бизнес план как нематериальный актив

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация (ОСН) собственными силами создает объект нематериального актива — программное обеспечение для ЭВМ путем капитализации расходов на оплату труда.
Каким способом можно: 1) создать новый объект; 2) увеличить стоимость существующего объекта (фактически речь идет о доработке имеющегося ПО силами работников организации)? Каков порядок документального оформления, а также бухгалтерского и налогового учета?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Изменение (увеличение) первоначальной стоимости НМА для рассматриваемого случая не предусмотрено для целей как бухгалтерского, так и для целей налогового учета.
В связи с чем организация должна признать создание нового объекта НМА в случае, если доработка используемого НМА приводит к расширению его функциональных возможностей и, как следствие, к увеличению возможных экономических выгод (например, обеспечивает использование модернизированного ПО в новых видах деятельности организации либо позволяет отказаться от стороннего ПО и т.п.). Срок полезного использования нового объекта НМА может быть установлен исходя из оставшегося срока использования исходного НМА (если при его истечении модифицированная программа не может быть использована, например, в силу законодательных ограничений).
В случае, если доработка НМА приводит лишь к сохранению его функциональных возможностей на прежнем уровне (с учетом изменения среды, например, изменений требований законодательства) (т.е. когда речь идет только об адаптации ПО), то затраты на такую доработку учитываются в расходах в том периоде, в котором они были осуществлены.
В аналогичном порядке учитывается доработка НМА и в налоговом учете. Первоначальная стоимости амортизируемого НМА не изменяется. Но если речь идет о модернизации ПО, то расходы на доработку НМА организация учитывает:
— как расходы на создание нового объекта НМА (новой версии программы) (с определением срока полезного использования и учетом в расходах в виде амортизационных отчислений);
— как расходы на модернизацию имеющегося НМА, но которые признаются не единовременно в периоде их осуществления, а равномерно — в течение оставшегося срока использования исходного НМА.

Читайте также:  Создать свой бренд одежды с нуля бизнес план

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете программа для ЭВМ, исключительные права на которую принадлежат организации, учитывается в составе нематериальных активов (далее — НМА) по фактической (первоначальной) стоимости) (п.п. 3, 4, 6-10 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (далее — ПБУ 14/2007).
В общем случае изменение первоначальной стоимости НМА в бухгалтерском учете не предусмотрено (п. 16 ПБУ 14/2007), за исключением случаев их переоценки и обесценения.
Природа НМА такова, что во многих случаях их совершенствование не производится, и большинство последующих затрат, скорее всего, будут обеспечивать ожидаемые экономические выгоды, но не будут соответствовать определению НМА и критериям признания (п. 20 МСФО (IAS) 38).
Однако такой вид НМА, как программное обеспечение, имеет особенность — оно может дорабатываться в целях модификации или модернизации. В связи с чем, например, в МСФО допускается изменение первоначальной стоимости НМА в крайне редких случаях (п. 20 МСФО (IAS) 38). Например, при расширении имеющихся функций программного обеспечения, что повлечет за собой увеличение размера ожидаемых экономических выгод при использовании модернизированной программы*(1).
Законодательное определение переработки (или модификации) программ для ЭВМ сформулировано следующим образом: «. Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя» (п. 9 ст. 1270 ГК РФ).
По смыслу указанных правовых норм переработанная программа для ЭВМ является самостоятельным произведением, отдельным объектом авторского права, отличным от первоначальной программы, в то время как адаптация программы не приводит к появлению отдельного объекта авторского права. При этом каких-либо качественных критериев для модификации Гражданский кодекс не содержит.
Учитывая вышеуказанные нормы ГК РФ, п. 16 ПБУ 14/2007, п. 20 МСФО (IAS) 38, полагаем, что необходимо определить характер доработки ПО и ее влияние на размер будущих экономических выгод.
При этом поскольку законодательство не предлагает конкретного алгоритма для решения вопроса квалификации доработки НМА, организации (ответственному лицу) при разработке учетной политики следует ориентироваться на собственное профессиональное суждение (Рекомендация Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение» (принята фондом «НРБУ «БМЦ» от 17.12.2018)) с учетом общих принципов, одним из которых является рациональность (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Например:
— если осуществляется адаптация программы — т.е. внесение изменений, направленных на обеспечение функционирования программы при изменении среды (например, адаптация бухгалтерской программы при изменении норм законодательства), то затраты на такую доработку ПО учитываются в периоде ее осуществления в составе расходов по обычным видам деятельности в соответствии с нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
— если осуществляется модернизация программы (расширение функциональных возможностей ПО), при этом модернизированная программа принесет больше экономических выгод, чем изначальная программа — то затраты на модернизацию учитываются в первоначальной стоимости нового объекта НМА. При этом, скорее всего, срок полезного использования нового объекта НМА зависит от оставшегося срока использования исходной программы.
В случае, если при квалификации работ по доработке ПО, выполненных сотрудниками организации, ответственное лицо придет к выводу о необходимости признания отдельного объекта НМА, то необходимо внести изменения в отчетность: отнести затраты, связанные с оплатой труда работников, участвующих в доработке программы, а также прочие прямые расходы на счет 08. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.
Согласно п. 9 ПБУ 14/2007 в общем случае при создании НМА собственными силами его первоначальную стоимость должны формировать все расходы, непосредственно связанные с его созданием и обеспечением условий для его использования в запланированных целях, в частности:
— расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении НИОКР по трудовому договору;
— отчисления на социальные нужды (в настоящее время — страховые взносы);
— расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется.
Не включаются в расходы на создание НМА (не формируют его первоначальную стоимость) общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов, а также расходы по НИОКР предшествовавших отчетных периодов, которые были признаны прочими расходами (п. 10 ПБУ 14/2007).

Документальное оформление

Конкретных форм документов, применяющихся при разработке, доработке, модернизации, адаптации НМА, не установлено — хозяйствующий субъект разрабатывает их самостоятельно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).
По нашему мнению, процесс документального оформления доработки НМА может быть организован следующим образом:
— руководителем организации издается приказ о необходимости доработки НМА, в котором перечисляются сотрудники, задействованные в доработке (или отдел), определяется срок исполнения приказа, указываются цели доработки — расширение функционала имеющейся программы или адаптация в связи с изменениями среды (требований законодательства, изменением технических возможностей потребителей ПО и т.п.);
— главный бухгалтер на основании указанного приказа составляет документ (справка, распоряжение), в котором определяется перечень расходов, связанных с исполнением приказа (заработная плата конкретных сотрудников или отдела, взносы и прочие расходы, прямо связанные с работами по доработке НМА), каким образом должны учитываться расходы, связанные с исполнением приказа: в текущих расходах или капитализируются на счете 08;
— после окончания работ и формирования первоначальной стоимости НМА (если на основании профессионального суждения главный бухгалтер квалифицировал расходы как направленные на модернизацию программы и создание нового НМА) — определяется срок полезного использования НМА и оформляется карточка учета НМА (можно разработать на основе унифицированной формы N НМА-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
При этом первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Первичными документами будут являться — ведомости, содержащие данные о заработной плате сотрудников, документы, свидетельствующие о сумме прочих расходов, прямо связанных с работами по доработке НМА, карточка учета НМА.

Читайте также:  Финансовый раздел бизнес плана подразделы

Налоговый учет

Исходя из п. 3 ст. 257 НК РФ стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
После принятия на учет НМА и начала его амортизации возможность изменения первоначальной стоимости нематериального актива НК РФ не предусмотрена, в том числе и в результате доработки, модернизации и пр. (смотрите письма Минфина России от 17.05.2018 N 03-03-06/1/33132, от 04.02.2016 N 03-03-06/1/5716, от 03.06.2014 N 03-03-06/4/26501, от 27.09.2011 N 03-03-06/1/595).
Следовательно, расходы, связанные с внесением изменений в объект НМА после принятия его к учету в качестве НМА, первоначальную стоимость НМА не изменяют.
Например, обновления программы для ЭВМ, исключительное право пользования которой принадлежит организации, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 29.09.2011 N 03-03-06/1/601, письмо Минфина России от 17.05.2018 N 03-03-06/1/33132).
В то же время если, как указано выше, если речь идет о модернизации ПО, после которой может идти речь о возникновении нового объекта НМА (новой версии ПО) в силу п. 9 ст. 1270 ГК РФ, то расходы на доработку НМА организация учитывает:
— как расходы на создание нового объекта НМА (новой версии программы) (с определением срока полезного использования и учетом в расходах в виде амортизационных отчислений)*(2);
— как расходы на модернизацию имеющегося НМА, но которые признаются не единовременно в периоде их осуществления, а равномерно — в течение оставшегося срока использования исходного НМА (такой вариант указан, например, в письмах Минфина России от 16.11.2018 N 03-03-06/1/82775, от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386, от 26.04.2017 N 03-03-06/1/25101).
Дело в том, что в силу п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в налоговом учете в том отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты. При этом в соответствии с п. 2 ст. 272 НК РФ расходы учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Из интервью действительного государственного советника РФ 3 класса Разгулина С.В. (со ссылкой на письма Минфина России) также следует, что, учитывая, что увеличение первоначальной стоимости НМА в результате дооборудования, модернизации НК РФ не предусматривает, соответствующие затраты, в результате которых не создается новый объект интеллектуальной собственности, предлагается учитывать в течение периода использования НМА («Налоговый учет расходов на капитальные вложения» — Специально для Системы ГАРАНТ, апрель 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Например, исходя из п. 4.16 Концептуальных основ МСФО экономический ресурс актива (в данном случае в виде доработанного НМА) создает экономические выгоды для организации за счет предоставления ей права или обеспечения возможности совершать, например, одно или несколько из следующих действий:
(a) получать предусмотренные договором денежные потоки или другой экономический ресурс;
(b) обмениваться экономическими ресурсами с другой стороной на выгодных условиях;
(c) обеспечивать поступление денежных средств или избегать выбытия денежных средств, например, посредством:
(i) использования данного экономического ресурса либо в отдельности, либо в сочетании с другими экономическими ресурсами для производства товаров или предоставления услуг;
(ii) использования данного экономического ресурса для увеличения стоимости других экономических ресурсов; или
(iii) передачи данного экономического ресурса в аренду другой стороне;
(d) получать денежные средства или прочие экономические ресурсы в результате продажи данного экономического ресурса; либо
(e) погашать обязательства путем передачи данного экономического ресурса.
*(2) Например, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2016 г. N Ф08-286/16 по делу N А32-18609/2014 отмечено, что нижестоящему суду необходимо было исследовать, «каким образом обществом учитывались полученные имущественные права (нематериальные активы (НМА)), полученные в пользование, соблюдались ли при этом установленные правила (например, пункт 39 ПБУ 14/2007 (для НМА)). Между тем расходы по обновлению, доработке, модернизации уже существующих программных обеспечений являются расходами по обычным видам деятельности, а по созданию новых версий программного продукта — формируют первоначальную стоимость НМА (нематериального актива)».
Стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентных пошлин, связанных с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Источник

Оцените статью