Бизнес план инклюзивное образование

Проект инклюзивного образования «Школа для каждого»

Проект инклюзивного образования

1. Актуальность проекта

Школа № 2 находится в городе Колпашево Томской области. В муниципальной системе образования в учебном году 4948 обучающихся, из них с ограниченными возможностями здоровья 364, что составляет 7,35% от всех школьников. Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.

В Томской области система специальных коррекционных образовательных учреждений и интернатов развита недостаточно, имеющиеся специализированные учреждения находятся в отдаленности от Колпашевского района. Не все родители готовы сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший. Обучаться далеко от дома по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Тем более это трудно психологически для детей с ограниченными физическими возможностями.

Для нашей страны инклюзивное образование во многом новая педагогическая практика, и различные общественные и государственные органы пытаются разобраться в различных аспектах этой необычной для нашей педагогики формы работы. Как и всё новое, инклюзивное образование встречает очень разное отношение и понимание.

Опираясь на описанный опыт отечественных и зарубежных практик внедрения инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы, в МОУ «СОШ №2» сформировалось свое видение решения данного вопроса.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Однако, несмотря на законодательные документы, в современной системе российского образования существуют образовательные барьеры — социальные условия, затрудняющие доступ к образованию определенным группам детей и являющиеся механизмом социальной дифференциации.

Обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Если устранить образовательные барьеры, то каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.

2. Объект, субъект и предмет проектирования

Объект проектирования: деятельность участников образовательного процесса.

Субъект проектирования: родители, обучающиеся, учителя, администрация.

Предмет проектирования: модель инклюзивного обучения.

3. Цель и задачи проекта

Формирование модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающую особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

1. Создать нормативно-правовые, кадровые, программно-методические, материально-технические условия, необходимые для реализации проекта.

2. Создать доступную образовательную среду для КАЖДОГО ребенка.

3. Сформировать социально-психологическую культуру, толерантное сознание всех участников образовательного процесса.

Читайте также:  Смешанный бизнес план это

4. Совершенствовать условия, обеспечивающие развитие здоровьесберегающей среды, способствующие качественному образованию и социализации учащихся в обществе.

5. Предоставить условия для самоутверждения ребенка в значимых сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.

5. Внутренние ресурсы МОУ «СОШ № 2» для осуществления развития в инновационном режиме

МОУ «СОШ № 2» имеет выгодное расположение в отдалении от проезжей части, в лесопарковой зоне, что позволяет организовать прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, игры. На базе учебного заведения имеется лыжная база.

Здание школы имеет три этажа, 20 учебных кабинетов, спортивный зал, зал ЛФК, библиотека, кабинет доврачебной медицинской помощи, три кабинета технологии (для девочек и мальчиков), кабинет дистанционного обучения, столовая, два компьютерных класса, музей. На базе школы располагается художественное отделение ДШИ. Школа предлагает услуги дополнительного образования (кружки, секции).

Педагогический коллектив школы – 59 человек, из них имеют высшую категорию — 35, первую — 20, вторую — 4. В школе успешно осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождения детей. В штате учебного заведения: два психолога, два учителя-логопеда, учитель-дефектолог, преподаватель ЛФК, медицинский работник, социальный педагог.

В рамках реализации проекта предполагается максимально задействовать все имеющиеся ресурсы.


Этапы, план действий

Проект предполагает достижение поставленных цели и задач через четыре этапа.

1 этап: Проектный. 01.011 г.

· Создание проектной группы

· Обучение педагогов проектной группы

· Мониторинг потребности района в инклюзивном обучении

· Работа группы над проектом

2 этап: Подготовительный. 01.011 г.

1) Определение ученического состава

2) Создание нормативно-правовой базы эксперимента.

3) Переоборудование здания школы с целью обеспечения физической доступности

4) Информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса.

— Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете.

— Психологическая подготовка педагогического коллектива и обучающихся (анкетирование, работа, тренинги)

5) Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта. Составление индивидуальных психолого-педагогических, медико-социальных карт обучающихся

6) Разработка плана-графика по реализации проекта.

3 этап. Основной. 01.09.2011-30.05.2013 г

1) Формирование комфортной образовательной среды.

2) Реализация коррекционно-развивающих, индивидуальных образовательных программ обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

3) Создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

4) Внедрение технологий инклюзивного обучения.

5) Привлечение родителей к реализации индивидуальных образовательных программ.

6) Корректировка системы воспитательной работы с учетом принципов инклюзивного образования.

7) Информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса.

8) Привлечение социальных партнеров для успешной реализации проекта (ЦРБ, работники юстиции, спонсоры и др.)

9) Популяризация опыта введения инклюзивного образования.

4 этап. Заключительный. 01.06-01.07.2013 г

1) Анализ результатов экспериментальной деятельности.

2) Оценка эффективности проекта.

4) Презентация модели инклюзивного образования.

5) Тиражирование опыта инклюзивного образования.

В Колпашевском районе в учебном году 4948 обучающихся, из них с ограниченными возможностями здоровья 364, что составляет 7,35% от всех школьников.

Среди детей с ОВЗ детей-инвалидов – 85 человек, с умственной отсталостью – 81 ребенок, с ЗПР – 198 человек.

Из 85 детей-инвалидов с нарушением зрения 6 человек, с нарушением опорно-двигательного аппарата 25 человек, с психическими заболеваниями 27 человек, с заболеваниями эндокринной системы 6 человек.

Доля детей с ОВЗ на протяжении двух последних лет увеличилась с 6,74% до 7,35%.

Доля детей с ОВЗ

Из общего количества обучающихся МОУ «СОШ №2» (711 человекдетей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 3,8%.

Читайте также:  Примеры хорошего бизнес плана

Из 27 детей 12 – дети-инвалиды, 4 человека – VIII вид, 6 человек – VII вид, 5 ребятам рекомендовано обучаться по программе компенсирующего обучения.

Из числа 12 детей-инвалидов 2 человека (16,6%) находятся на домашнем обучении, 6 человек (50%) – на индивидуальном обучении, 4 ребят (33,4%) обучаются по классно-урочной форме в классах массовой школы.


направления реализации проекта

Основываясь на внешние и внутренние факторы, с учетом потребностей школы и района выделены следующие направления в рамках реализации проекта инклюзивного обучения.

I. Устранение барьеров архитектурной и физической недоступности.

Архитектурная недоступность здания школы может быть решающей в отказе выбора учебного образовательного учреждения детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата. На данный момент, таких детей, проживающих в районе МОУ «СОШ №2» — нет. Опираясь на статистические данные по району и программу дальнейшего внедрения модели инклюзивного образования, в школе предполагается провести частичную реконструкцию здания.

Для устранения барьеров архитектурной и физической недоступности в МОУ «СОШ № 2» необходимо:

1) Оборудовать пандусами вход в школу и на первый этаж.

2) Установить специальный подъемник с первого по третий этаж для детей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски. Таким образом, эта категория детей сможет свободно перемещаться по всему зданию школы.

3) Оборудовать уборные комнаты для детей с ДЦП.

4) Приобрести специальные парты.

5) Кабинеты социального педагога и психолога оснастить необходимыми пособиями для работы.

6) Обеспечить родителей, сопровождающих своих детей по школе, местами отдыха.

7) Для детей с ограниченными возможностями здоровья переоборудовать кабинет ЛФК.

Для реконструкции здания школы необходимые серьезные инвестиции, своими силами образовательное учреждение осуществить не сможет. Потому для реализации данного направления предполагается привлечение следующих источников финансирования: субвенции, местный бюджет, спонсоры.

II. Создание образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

1) Инклюзивное обучение. Личностно ориентированное образование для всех, снижающее порог доступности, образовательных целей, энергетические затраты обучаемых на адаптацию к инклюзивной системе образования.

19 обучающихся с ОВЗ МОУ «СОШ № 2» обучаются в общеобразовательных классах. Именно на этих детей мы ориентируемся, разрабатывая программу инклюзивного образования.

1) Разработка и реализация коррекционно-развивающих, индивидуальных образовательных программ обучения детей с ОВЗ.

2) Создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

3) Привлечение родителей к реализации индивидуальных образовательных программ.

4) Корректировка системы воспитательной работы с учетом принципов инклюзивного образования.

Комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

В школе имеется кабинет дистанционного обучения. В кабинете 4 рабочих места для педагогов. В настоящий момент 4 педагога (учитель истории, учитель математики, учитель начальных классов и педагог-психолог) ведут занятия по курсам дополнительного образования с 8 детьми Колпашевского района.

Курсы повышения квалификации по использованию ИКТ в работе учителя-предметника прошли 57 человек. 36 педагогов из 59 постоянно используют ИКТ в своей деятельности, 16 – периодически, 17 человек редко.

Читайте также:  Салон красоты бизнес план прибыль

Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги МОУ «СОШ №2» имеют базовую подготовку, необходимую для работы в системе дистанционного обучения и могут оказывать образовательные услуги обучающимся района в соответствии с их потребностями.

3) Индивидуальное обучение. Форма обучения детей с ОВЗ, при которой занятия проводятся в формате «учитель-ученик» на базе общеобразовательного учреждения.

4) Обучение на дому. Вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

На данный момент на индивидуальном обучении находятся 6 человек, на домашнем обучении – 2 человека. Полностью исключить данные формы обучения из практики общеобразовательного учреждения не предоставляется возможным по ряду объективных причин (рекомендации специалистов, желание родителей и др.) Задача школы создать такую образовательную среду, чтобы число детей, находящихся на индивидуальном обучении, не увеличивалось.

III. Обеспечение психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

1) Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

2) Мониторинг успеваемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

3) Учителю-логопеду, педагогу-психологу разработать коррекционные программы индивидуально-групповых занятий на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций с опорой на сохранные анализаторы.

4) Учителям-предметникам разработать индивидуальные образовательные программы по предмету.

5) Индивидуально составить комплексный план-график работы всех специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-предметник, классный руководитель).

1) Создание образовательной модели инклюзивного образования, которая позволит успешно обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам;

2) Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью получат адекватные их потребностям образовательные услуги и психолого-педагогическую поддержку;

3) Методические рекомендации для педагогических работников (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель), сопровождающего по организации эффективной работы в инклюзивных классах.

1) Условия для успешной социализации личности;

2) Воспитывающая среда, основанная на толерантности, сотрудничестве и других морально-нравственных качествах.

Риски и пути их преодоления.

1. Психологическая неготовность родителей здоровых детей, которые далеко не всегда однозначно положительно относятся к практике совместного обучения их детей и детей с ОВЗ.

1. Информационно-просветительская работа; психологические тренинги.

2. Психологическая неготовность здоровых детей к совместному обучению детей с ОВЗ

2. Информационно-просветительская работа (классные часы правовой и морально-нравственной тематики), тренинги

3. Неготовность общества к идеям инклюзивного образования

3. Информирование общественности через СМИ, открытые мероприятия

4. Отсутствие финансирования для реализации эксперимента,

4. Привлечение социальных партнеров.

5. Психологическая неготовность детей с ОВЗ и их родителей к инклюзивному обучению

5. Информационно-просветительская работа, психологические тренинги с детьми и их родителями, тьюторское сопровождение.

1. Кадровые (отсутствие специальной подготовки у педагогов)

1. Прохождение курсов профессиональной переподготовки (ТОИПКРО, ТГПУ и др.)

2. Отсутствие в штатном расписание должности сопровождающий или помощник учителя (тьютор)

2. Введение в штатное расписание должности тьютора

3. Отсутствие специализированного оборудования на первом этапе эксперимента

3. Привлечение социальных партнеров

Возможности развития. Устойчивость проекта

Реализация проекта «Школа для каждого» планируется в течение трех лет: гг.

Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость.

Устойчивость проекта подтверждается результатами успешности программы инклюзивного образования на каждой ступени реализации проекта.

· Анкетирование (сб. Показатели инклюзии. — Великобритания)

Источник

Оцените статью