Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть.
Глава 10. Участок сход-развала.
Что такое сход-развал? Слова «развал» и «схождение» всегда упоминаются вместе, но по факту имеют различный смысл. Они обозначают операции по регулировке и настройке подвески автомобиля, суть которых состоит в установке правильных углов осей управляемых колес машины.
Если посмотреть спереди на автомобиль, на котором были выставлены углы развала, то колеса на передней оси будут отклонены наружу на угол до 2 градусов от вертикали. Если поставить колеса параллельно, то руль будет поворачивать значительно сложнее. Этот эффект хорошо заметен на машинах без усилителя руля. Углы развала для правого и левого колеса должны быть как можно ближе по значению, иначе автомобиль будет уводить в сторону при движении.
Схождение – это то же самое, только если смотреть сверху. Передние колеса автомобиля, который побывал на стенде сход-развала, будут смотреть передними кромками внутрь.
Это и называется сходимостью колес. Плюс к этому измеряется еще несколько параметров положения колеса и осей автомобиля.
На наших машинах регулировку делают в основном только на передней подвеске, для иномарок возможна также регулировка всех колес.
Зачем это надо? Во-первых, чтобы улучшить курсовую устойчивость авто, чтобы машину не уводило в сторону (отпустите руль на ровной дороге – и поймете, о чем я). Во-вторых, для более легкого управления машиной, увеличения маневренности, уменьшения склонности к заносам. И в-третьих, чтобы автомобиль «не жрал резину». Если углы установлены неправильно, то за месяц можно «убить» абсолютно новую резину, потому что из-за трения она будет сильно стираться в одном месте.
Периодичность. Обычно для наших машин интервал 10 000-15 000 км, для иномарок – до 30 000 км. Внеплановый сход-развал делают:
Если водитель «поймал» на дороге большую яму и замял колесный диск;
После ремонта ходовой части (например, замены наконечников рулевых тяг, рычагов подвески, сайлент-блоков);
При изменении клиренса машины (например, установки вставок, укороченных пружин);
Если машину стало уводить в сторону;
При сильном износе относительно новой резины;
Когда руль плохо возвращается в нужное положение при выходе из поворотов (когда вы после поворота не выкручиваете его обратно в исходное положение, а просто отпускаете, и он сам должен встать, как надо).
Для оказания этой услуги понадобятся:
1. Стенд сход-развала.
2. Подъемник или специально оборудованная яма.
3. Траверса (специальный домкрат).
4. Поворотные круги.
5. Подвижные задние платформы.
Измерение углов проводится с помощью специальных датчиков, которые крепятся на колеса автомобиля. Между датчиками и компьютером должна быть связь, технически это может быть реализовано по-разному. По способу передачи данных стенды делятся на кордовые, инфракрасные, радиоканальные и 3D-стенды.
В кордовых стендах между датчиками натянуты измерительные кордовые нити, а от датчиков до самого стенда проходят кабели. Из достоинств таких стендов можно отметить высокую помехоустойчивость и относительно низкую стоимость. Плюс к этому, центральная станция стенда может стоять где угодно по отношению к автомобилю. Это важно, если нет возможности установить станцию перед подъемником или ямой, тогда ее можно поставить сбоку. Из недостатков – относительно долгий процесс измерения и, как правило, отсутствие функции «компенсация биения методом прокатки», что увеличивает время регулировки. Также тросики корда и провода могут мешаться под ногами. Ну и, наконец, импортные кордовые стенды обычно микропроцессорные. Почему это не очень хорошо, будет рассказано ниже.
В инфракрасных стендах обмен данными идет, соответственно, по инфракрасному каналу.
Никаких кабелей и проводов;
Более высокая, чем у кордовых стендов, скорость работы;
У некоторых стендов есть опция «компенсация биения методом прокатки». Скорость прохождения автомобиля через операцию выравнивания колес будет такая же, как у 3D-стендов.
Помехоустойчивость ниже, чем у кордовых стендов. Бывают случаи, когда происходят сбои по неизвестным причинам. Если рядом батарея или солнечный луч попадает в датчик – приходится или ставить экран на батарею, или вешать штору от солнца на ворота. Если проводные стенды таких помех не боятся, то для инфракрасного надо учитывать этот фактор при планировке размещения;
Центральная станция должна стоять строго перед автомобилем.
Радиоканальные (Вluеtооth) стенды – это практически то же самое, что и инфракрасные, только обмен между датчиками идет по инфраканалу, а на центральную станцию передача данных – по радиоканалу. Это более современный и помехоустойчивый вариант, чем просто инфракрасный стенд. К тому же, на таких стендах центральную станцию можно ставить где угодно.
3D-стенды – это отдельный разговор. В этих стендах стоят специальные камеры, снимающие мишени, которые вешаются на колеса. На мишенях есть рисунки, которые камеры и снимают. Принцип измерения основывается на изменении размеров предметов при их наблюдении в перспективе и ракурсе. Зная форму, реальный и видимый размеры рисунка на мишени, можно рассчитать расстояние до него и угол, на который он повернут.
К недостаткам таких стендов можно отнести то, что они работают на ограниченном диапазоне высот подъемника, то есть существует минимальная и максимальная высота подъема. При выходе из этого диапазона мишени выпадают из поля зрения камер, и регулировка невозможна. Также 30-стендам требуется жесткое крепление и около 2 м свободного пространства перед подъемником. Ну и, конечно, цена.
А достоинств множество. 30-стендам не требуется ни аккумуляторов, ни проводов. Не имеют значения неровности пола или параллельность платформ подъемника относительно друг друга и пола. Они быстрые, точные, не требуют калибровки. Измеряют не только углы установки колес, но и дают полную информацию о геометрии кузова и подвески. Не нужно вывешивать колеса для компенсации биения дисков, достаточно прокатить автомобиль немного назад, а потом немного вперед. Короче, это элита среди стендов.
Также еще есть 2 очень дешевых стенда – оптические и лазерные. На них развал надо делать минут по 40, и при этом развальщик должен иметь большой опыт, так как фактически все делается вручную. Крайне не советую останавливаться на этом варианте. Если 3D-стенд – это Меrсеdеs, то эти два варианта – ржавая «копейка» 70-х годов выпуска.
Все стенды, кроме 3D, в свою очередь, делятся на шестидатчиковые (П-образный контур) и восьмидатчиковые (замкнутый контур). Разница в том, что восьмидатчиковые позволяют измерять не только угол установки колеса, но и просчитать и просмотреть размер «базы»: расстояние между центрами колес, смещение осей, т. е. увидеть деформацию ходовой части, кузова. Бывают случаи, когда клиент приезжает на станцию со словами: «Мне в другом сервисе два дня делали, ничего не сделали, все равно машину тянет в сторону»; автомобиль загоняют на стенд – колеса ровно стоят, а кузов кривой как бумеранг.
Еще нужно обратить внимание на основу центрального модуля. Это может быть полноценный персональный компьютер или микропроцессор, встроенный в ящик. Лучше брать с компьютером. С ним в комплекте идет программа и в случае сбоя ее достаточно просто переустановить и стенд оживает. На микропроцессорных стендах программа прописывается в микросхемах, и если она слетела, то своими силами вы ничего не сделаете. На ПК, обычно, намного легче производить обновление программного обеспечения (то же самое, что обновить программу на домашнем компьютере). На микропроцессорах обновлять ПО неудобно – надо покупать или менять плату расширения.
Есть сложность в том, что компьютерные стенды раз в год или в случае сбоя нужно калибровать, а делается это при помощи калибровочной рамы. В комплект поставки она обычно не входит, поэтому при покупке надо спросить, есть ли она у продавца, чтобы в случае чего быстро обслужить стенд.
Чем дороже стенд, тем проще на нем работать. Компьютерные стенды делают по принципу «на дурака». При работе на компьютерном стенде достаточно, чтобы механик понимал, что если он крутит рулевой наконечник в эту сторону, то наклон колеса идет вот в эту сторону.
Приведем алгоритм работы почти на любом компьютерном стенде:
1. Повесить захваты.
2. Навесить датчики.
3. В меню на экране выбрать модель машины.
4. Вывесить ось и сделать колесом один оборот либо прокатить автомобиль на 20 см.
5. Повернуть руль влево-вправо. Диагностика на этом закончена.
6. Выскакивает таблица, где стоят параметры углов, допуски (как оно должно быть) и фактические показатели автомобиля (как оно есть сейчас). Если показатели в норме, то изображение будет зеленого цвета, если нет – то красного.
7. Задача развальщика – загнать углы в нормы, т. е. крутить гайки до тех пор, пока красное не станет зеленым.
И все, вот он – весь основной процесс. Если развальщик работал на дешевом оптическом или лазерном стенде, то ему достаточного 1 дня, чтобы переучиться на компьютер.
По ценам. Стенд сход-развал на 2 колеса оптический «СКО-1М» (Беларусь) стоит 43 000 руб., лазерный «УЛК-2» (Россия) – 21 500 руб.
В ценовой группе до 400 000 руб. однозначно стоит брать «ТехноВектор» – это намного лучше дешевого импорта. Кордовый стенд сход-развала «ТехноВектор» «ТЧ216» (Россия) – 220 000 руб. Несколько слов о «ТехноВекторе» и его преимуществах. У него очень хорошие показатели надежности, по статистике даже лучше, чем у итальянских стендов. Приемлемая цена. Очень большая база данных – порядка 20 000 машин. Для сравнения: такие базы данных у европейских производителей стендов бывают только в люксовых версиях, а у дешевых микропроцессорных версий база обычно на 6–8 тысяч машин. В отличие от любого импортного стенда, в комплекте у «ТехноВектора» идет калибровочная линейка, которая отдельно стоит около 1000 евро. Все стенды «ТехноВектора» сделаны на базе персонального компьютера. Во многих недорогих итальянских стендах все завязано на микропроцессор, что создает некоторые неудобства. В добавок «ТехноВектор» имеет встроенную справочную систему, подсказывающую, «где какую гайку крутить». В иностранных стендах это доступно только в самых топовых версиях.
Если денег чуть больше, можно взять радиоканальный стенд марки Нuntеr, Ноfmаnn или Rаvаgliоli. Они стоят около 400 000 руб. Ну а если денег совсем много, то берите 3D. Стенды Нuntеr стоят порядка 600 000 руб. Судя по отзывам, Нuntеr надежнее. По крайней мере, светодиоды и камеры у них летят реже, чем у Jоhn Веаn. Стенды для ямы, подъемника, подвесной конструкции у них практически одинаковые, разница только в системе крепления.
Траверса нужна для вывешивания оси автомобиля, чтобы поворачивать колеса при диагностике, крутить нужные гайки и регулировать положение колеса.
Подъемник выбираем в зависимости от выбранного стенда. Для сход-развала обычно используют четырехстоечные подъемники, ножничные подъемники либо специальную яму. На многих подъемниках для сход-развала уже установлены передние поворотные круги, задние платформы и траверса. В этом случае их отдельно покупать не придется. Если брать отдельно, например, для ямы, поворотные круги обойдутся в 11 000 руб., платформы примерно столько же, траверса около 50 000.
Для точного измерения важно, чтобы подъемник был выставлен в строго горизонтальное положение. Отклонения будут создавать ошибки и влиять на результаты измерений. Причем добиться горизонтальности платформ в поднятом состоянии относительно пола и относительно друг друга – это задачка не из легких. Ножничный подъемник обеспечивает более точную горизонтальность, чем четырехстоечник. К тому же, можно взять ножничник с подъемником второго уровня, который позволяет вывесить обе оси автомобиля сразу. Хорошо сделанная яма тоже дает точный горизонт, особенно если учесть, что там платформы не поднимаются.
Для 3D-стендов лучше брать ножничный, а не четырехстоечный подъемник, иначе передние стойки подъемника могут помешать камерам стенда «видеть» мишени. Однако, если расстояние между стойками достаточно большое, то можно пользоваться четырехстоечником. Для 3D-стенда горизонтальность платформ неважна, так как с точки зрения стенда автомобиль «парит в воздухе». Можно воспользоваться ямой, но там надо будет дополнительно выкопать участок для размещения стенда спереди ямы.
Если стенд не имеет опции «компенсация биения методом прокатки», когда автомобиль нужно прокатывать вперед-назад, то нет необходимости брать подъемник с удлиненными трапами.
Также вам пригодится справочник с информацией производителя о параметрах углов элементов подвесок и колес, если этой информации не окажется в базе данных стенда. Тут все зависит от того, какие марки машин вы будете обслуживать.
Необходимая площадь зависит от выбранного вами стенда. Если, например, брать 3D-стенд и делать яму, то размеры поста будут следующие:
1 м от входа до ямы (в зависимости от планировки помещения);
2 м от края ямы до стойки с консолью;
0,5 м сама консоль стенда;
Получаем: длина – 9 м, ширина – минимум 4,5 м, площадь – 40,5 кв. м. Хотя я видел, например, такой вариант: четырехстоечный подъемник + оптический стенд «СКО-1М». Размеры были такие: длина подъемника + по метру спереди и сзади. Итого 6,5 м 4,5 м = 30 кв. м площади.
Источник
Открываем услугу сход/развал в вашем городе. Бизнес идея с расчетами.
Углы установки автомобильных колёс, или как их еще называют «развал-схождение», влияют на устойчивость автомобиля, его управляемость и износ шин. Как следствие неправильная регулировка колес может повлечь за собой повышений расход топлива и интенсивный износ шин, что ударит по кошельку владельца автомобиля. Второй момент – это то, что теряется управляемость автомобиля, заложенная производителем, а это уже безопасность с которой не стоит шутить. Все эти моменты приводят к тому, что при ремонте подвески (замена пружин, амортизаторов и прочих узлов) или же установке новых колес нужно обязательно ехать в сервис на процедуру развал/сход, чтобы отрегулировать углы колес и обезопасить свою езду, и денежные средства.
В этой статье мы рассмотрим то, как открыть пункт развал/схождения в вашем городе, и опишем не только организационные моменты, но и сложности, которые могут ждать начинающего предпринимателя в этой нише.
Несколько слов об услуге
Чаще всего мастера работают с двумя типами оборудования: оптическими, либо компьютерными стендами. Но как показывает практика, наличие дорогих инструментов не гарантирует высокого качества работ, ведь все будет зависеть от квалификации и опытности мастера. Вопрос персонала стает очень остро, ведь человек должен быть «в теме», и четко решать все задачи по диагностике и исправление углов установки автомобильных колес. Лучшим решением будет, если вы сами научитесь выполнять эту работу. Для обретения навыков есть два основных пути. Первый – это пойти на курсы, пройти обучение и найти работу в сервисе, для обретения навыков. Второй – это сразу искать работу и обучаться по факту, изучая теорию и применяя ее на практике под руководством опытного мастера. Этот этап вам нужно будет пройти, таким образом, вы обезопасите свой бизнес сервиса сход/развал, от ситуации, когда обученный работник уйдет, и работа встанет.
Давайте рассмотрим основные термины этой услуги.
Развал – это угол наклона колес автомобиля относительно дорожного покрытия. Если колесо завалено в центр автомобиля, то это отрицательный развал, если же наоборот, то положительный.
Схождение – это сумма углов между продольной осью машины и плоскостью, которая проходит через центр правого и левого колёс. Если говорить о передних колесах, то в зависимости от отклонений будет наблюдаться различные признаки управления и износа узлов авто. При положительном схождении будет повышена стабильность на дороге при повышенных скоростях, но есть и минус – это проблемы с маневренностью авто. Если схождение отрицательное, то будет наблюдаться повышенная отзывчивость колес при поворотах руля, но из минусов – это износ шин и биение руля. Если говорить о задней оси, то в случае отрицательного схождения увеличиться вероятность заноса автомобиля.
Основные факторы, которые являются основанием для проведения процедуры развал/сход.
- Повышенный и неравномерный износ шин.
- Ведение автомобиля в левую или в правую сторону.
- Если вы проводили ремонт рулевой рейки.
- Если был ремонт ходовой автомобиля.
Специалисты рекомендуют делать развал схождение 1 – 2 раза в год.
Поиск помещения
Переходим к организационным вопросам бизнеса на услуги развал/схождение. И первое о чем нужно будет позаботиться – это помещение. Локация вашего бокса будет влиять на количество клиентов, особенно, если вы планируете работать в крупном городе. Лучше всего выбирать места возле дороги, либо же в гаражных зонах спального района. Если же вы будете работать в небольшом городе, то место работы не играет столь весомую роль, вас и так будут находить клиенты.
Площадь помещения можно рассматривать от 35 кв.м., с гаражной ямой.
К гаражу или боксу должны быть подведены: электричество, отопление и вентиляция, чтобы обеспечить комфортные условия труда.
Выбор оборудования
Основным рабочим инструментом для сервиса, предоставляющего услугу развал/сход, является стенд, на котором собственно и происходит диагностика и последующая балансировка углов колес. На рынке есть несколько видов стендов.
- Оптические
- Лазерные
- Компьютерные
- Кордовые
- Инфракрасные
- Радиоканальные
- Бесконтактные
В наших мастерских наибольшую популярность получили компьютерные 3D стенды.
3D стенды включают в свою комплектацию следующие приспособления:
- Стенд компьютерного 3D развал-схождения
- Подъёмник или смотровую яму.
- Контрастные «мишени», закрепляемые на колёсах ремонтируемого автомобиля.
- Цифровые камеры высокого разрешения, следящие за положением мишеней в пространстве.
- Компьютер для анализа полученных данных и вывода информации о величине, соответствии углов установки колес для данной марки автомобиля, а также инструкции по регулировке.
Стоимость 3D стендов начинается от $7500за самый простой вариант. Хорошие варианты для автосервисов будут стоить $17000 — $25000. Это цены на модели европейских брендов по типу: Hofmann и John Bean. Есть и более дешевые решения китайского производства, но их качество нужно тестировать и нужно смотреть, чтобы не потратить деньги напарсно.
Продавцы такого оборудования обычно помогают с его монтажом и обучают сотрудников как этим пользоваться.
Помимо стенда вам нужны будут ручные инструменты (ключи, отвертки, молотки, и прочее), несколько стеллажей для хранения инструмента, а также стол и стул для мастера.
Где брать клиентов?
Есть несколько рабочих методик привлечения клиентов, если вы решите предоставлять услуги развал/схождение.
- Сотрудничество с СТО и частными мастерами по ремонту авто.
- Удачное расположение вашего сервиса.
- Реклама на вашем личном авто с телефоном.
- Реклама на досках объявлений в интернете.
- Расклейка листовок в гаражных зонах.
- Собственный сайт + контекстная реклама.
Ваша задача – это высокое качество услуг, что повлечет за собой работу «сарафанного радио».
Документация
Вопрос оформления вашего бизнеса также важен, для этого вам нужно будет собрать целый список бумаг.
- открыть ИП.
- указать ОКВЭД на деятельность. Для России это – код 45.20. Для Украины – 45.20.
- оформить на работу персонал.
- подписать договор аренды на помещение.
- получить разрешение от СЭС и пожарной службы.
- наличие сертификатов на используемое оборудование.
Если вам трудно решать все эти вопросы, то можете обратиться за помощью к хорошему юристу в вашем городе, которые поможет составить правильный пакет документов.
Сколько нужно денег для старта?
Теперь поговорим о стартовом капитале, который вам потребуется для открытия сервиса развал/сход. Мы укажем примерные суммы, в каждом отдельном случае они будут разными. Ваша задача пройтись по списку и записать свои значения аренды или же покупки помещения, оборудования и прочего.
- косметический ремонт помещения – $1000
- покупка оборудования – от $15000
- рекламные материалы (визитки, листовки, логотип, сайт) – $450
- оформление документов – $150
- аренда помещения – от $10 за 1 кв.м. + коммунальные платежи.
- налоги – $150
- реклама – от $100
Финальная сумма во многом будет зависеть от уровня оборудования, которое вы планируете покупать, и будете ли вы арендовать помещение и нанимать персонал. Все эти факторы напрямую будут влиять на рентабельность вашего бизнеса.
Сколько можно заработать?
Уровень заработка сервиса по развалу/схождения будет зависеть от многих факторов, опытности мастера, удачного расположения, хорошей рекламы и прочего. Но мы можем рассмотреть средний прайс-лист такого сервиса.
- Легковые автомобили: $16.
- Внедорожники минивены/автобусы: от $18.
- Проверка (без регулировки) легковые автомобили: $12.
- Проверка (без регулировки) внедорожники, минивены/автобусы: $16.
Проведем небольшие расчеты.
- В сезон(апрель-октябрь): 24 машин в неделю
- В несезон(ноябрь-март): 6 — 7 машины в неделю
Итого в год: 7 месяцев по 96 машин, 5 месяцев по 24 машин. Всего: 792 машин в год. Средний чек — $15. В год — это $11880, или по $990 в месяц. Вычитаем расходы $600 и получаем чистыми $390. Окупаемость оборудования в таком случае будет очень долгой. К тому же, чтобы обеспечить такой поток клиентов нужно поработать, набрать базу постоянных клиентов, а вначале будет работа в даже минус. Что желать в таком случае? Открывать сход/развал на базе еще какого-то сервиса, например шиномонтажа, или же мастерской по ремонту ходовой, в таком случае доход будет идти с нескольких источников, и вы сможете скорее отбить вложения, увеличив прибыль. Также, можно купить б/у оборудование, или же купить более дешевый стенд, с которым тоже можно работать.
Выводы. Открытие сервиса сход/развал — как отдельный бизнес — это не очень хорошая идея, но как одна из услуг на базе уже действующего СТО или ремонтного сервиса, то это может стать неплохим источником дополнительного дохода.
Источник