Бизнес план для миграции

Трудовая миграция

Эффективная государственная миграционная политика России на современном этапе необходима для экономического роста страны, а также для решения демографической проблемы и стабилизации численности населения России.

Принципы и основные направления деятельности государства в сфере миграции определены в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1] (далее – Концепция).

В Концепции определены стратегические ориентиры миграционной политики на фоне ожидаемого экономического, социального и демографического развития страны, ее внешней политики и интеграционных процессов со странами СНГ, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Концепцией определены основные виды миграции в России: академическая мобильность; временная миграция; долгосрочная миграция; квотирование привлечения иностранной рабочей силы; краткосрочная миграция; миграция на постоянное место жительства; незаконная миграция; образовательная (учебная) миграция; организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников); сезонная трудовая миграция; трудовая миграция. Трудовая миграция бывает внутренней и международной. Миграция рабочей силы делится на легальную и нелегальную. России присущи все виды миграции рабочей силы, но проблемной является нелегальная трудовая миграция.

Согласно Концепции в страну будут привлекаться трудовые мигранты не только для выполнения низкоквалифицированных и строительных работ, но и образованные иностранцы, обладающие востребованной на российском рынке труда профессией, специальностью и квалификацией.

Понятие «высококвалифицированный специалист» введено законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ [2], которым учрежден регламент трудовой деятельности данной категории иностранных граждан в России. Для них установлен ряд преференций, предусматривающих выдачу вне квот разрешений на работу на срок до трех лет с возможностью продления, а также привлечение их к трудовой деятельности без получения работодателем соответствующего разрешения. Перечень квалифицированных специалистов иностранных граждан установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1653н [3]. С 15 февраля 2011 г. вступили в силу изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4], которые позволяют нанимать высококвалифицированных научных и педагогических работников с порогом заработной платы до 1 млн. рублей, а специалистов, участвующих в создании и обеспечении функционирования инновационного центра «Сколково», — без ограничения размера заработной платы [5]. Россия становится более привлекательной страной для иностранных высококвалифицированных специалистов.

В числе трудовых мигрантов высока доля людей, имеющих высшее и среднетехническое образование, которое в настоящее время не востребовано. При благоприятных условиях трудовые мигранты могут трудоустроится, например, врачами и учителями. Россия получит готовых специалистов, не затратив на их обучение средств и усилий. Человеческий капитал трудовых мигрантов пополнит активы трудовых организаций страны.

Целью миграционной политики России является «использование» интеллектуального и трудового потенциала трудовых мигрантов, применение человеческого капитала трудовых мигрантов в интересах инновационного и экономического развития России.

Ежегодно в Россию к родственникам, на лечение, учебу, по личным делам приезжают 10-12 миллионов иностранных граждан, 70-80 % — из СНГ. Часть из них уезжает из Российской Федерации в положенные сроки, часть получает разрешение на работу, а остальные «растворяются» на территории России, и ФМС РФ их причисляет к нелегальными мигрантам [6]. Ежегодно в стране работает 3 – 5 миллионов нелегальных трудовых мигрантов [7].

Существующее законодательство РФ в сфере трудовой миграции ориентировано на привлечение временных работников и не способствует их адаптации и интеграции.

Россия уступает развитым странам, особенно США, по привлечению квалифицированных трудовых мигрантов. Миграционная политика США направлена на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, перспективных студентов, предпринимателей, художников и ученых из разных стран мира [8]. Миграция населения, особенно миграция трудовых ресурсов, становится все более конкурентной сферой мировой политики и экономики. Миграционная привлекательность России по сравнению с другими государствами невысока и распространяется, преимущественно, на граждан государств – участников Содружества Независимых Государств. Трудовая миграция это важный ресурс экономического развития России на фоне демографического спада.

Трудовая миграция это перераспределение человеческого капитала из бедных стран в более богатые, мощный ресурс развития экономики, имеющий ключевое значение не только для уверенного экономического роста, но и для обеспечения социальной динамики, укрепления позиций России в мире, повышения уровня и качества жизни граждан России.

В России создана уникальная миграционная ситуация: границы открыты в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства с несколькими государствами, не впускать мигрантов нельзя, проконтролировать каждого невозможно, и ни один сценарий, известный миру, для России не подойдет. Значительная часть накопленного человеческого капитала бывших республик СССР функционально обесценивается с учетом новых потребностей национальных рынков, а поэтому ищет новые рынки сбыта вне границ своего государства. Миграционный потенциал центральноазиатских республик является для России основным трудовым миграционным капиталом в общем и человеческого капитала в частности. Основными странами поставщиками человеческого капитала на российской рынок труда являются Узбекистан, Таджикистан, Украина. Высокий уровень наличия трудовых мигрантов наблюдается в экономически развитых регионах страны: города Москва и Санкт-Петербург, Московская область.

Читайте также:  Бизнес план для домашней работы

При этом трудовые мигранты нового поколения из СНГ имеют более низкий уровнь образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки, чем их предшественники. Присутствие в России многочисленных групп мигрантов, которые не владеют государственным языком, не знакомы с культурными традициями страны пребывания, нормами поведения в ней, может вызывать недовольство коренного населения, а это способствует развитию экстремистских настроений. Знание трудовыми мигрантами русского языка — объективная необходимость, поэтому для трудовых мигрантов введен обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации [9]. Россия планирует введение в школах специальных программ обучения детей трудовых мигрантов русскому языку, что обусловлено возрастающим числом приезжих и необходимостью их интеграции в российскую культурную среду. В России создаются условия для обучения трудовых мигрантов русскому языку: открываются курсы, центры, школы изучения русского языка для мигрантов и членов их семей. В Киргизии при помощи посольства России в 2012 году открылся Центр поддержки русского языка и культурного наследия, в котором обучают русскому языку мигрантов, намеревающихся отправиться в Российскую Федерацию на работу или учебу [10]. Курсы по изучению русского языка для мигрантов в 2012 году при содействии ФМС России открыты в Ставропольском крае, Екатеринбурге, Новосибирске, Ярославле и других городах страны.

Экзамен по русскому языку в 2013 году станет обязательным для мигрантов, которые хотят жить и работать в России.

Знание русского языка для российского рынка труда является основным фактором для интеграции человеческого капитала трудовых мигрантов в экономику страны. Таким образом, Россия осуществляет инвестиции в человеческий капитал трудовых мигрантов и членов их семей через программы по обучению русскому языку.

Понятие «рынок труда» в настоящее время замещается понятием «рынок рабочей силы». Российский рынок рабочей силы переполнен трудовыми мигрантами из стран СНГ. Основными сферами использования иностранной рабочей силы в России являются: строительство; промышленность; транспорт; сельское и лесное хозяйство.

Трудовые мигранты в России заняты в сфере обслуживания, строительстве, с работой, на которую трудно найти желающих из числа коренного населения страны.

Трудовые мигранты, замещая вакансии коренного населения России, создают проблему по трудоустройству для граждан России, снижают общий уровень жизни в стране. Ценовая конкуренция человеческого капитала трудовых мигрантов и коренного населения приводит к обесцениванию человеческого капитала местного населения, понижению доходов последних. Неравенство доходов при определенных условиях выступает стимулом для крупных инвестиций в человеческий капитал с тем, чтобы сделать его адекватным изменившейся структуре спроса.

Трудовые мигранты, работающие легально в России, не имеют социальных гарантий, пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, права на пенсию. Миграция трудовых ресурсов сопровождается перераспределением доходов наемных работников, изменением требований к человеческому капиталу трудовых мигрантов.

Сокращение миграции в России приведет к снижению экономического роста и жизненного уровня населения, может вызвать социальные взрывы.

Трудовая миграция смягчает демографический кризис на российском рынке труда и является одним из факторов экономического роста России.

Современная миграционная политика государства создает комфортные условия для трудовой миграции по привлечению специалистов высокой квалификации.

В современных условиях трудовая миграция высококвалифицированных работников является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего благосостояние и экономический рост в России. Конкуренция за привлечение специалистов высокой квалификации имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач государства это создание условий и механизмов для привлечения в Россию востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

  1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/acts/15635 (дата обращения: 18.10.2012).
  2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1653н (ред. от 18.04.2012) «Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год» // «Российская газета», N 26, 08.02.2012.
  4. Федеральный закон от 23.12.2010 N 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.12.2010, N 52 (ч. 1), ст. 7000
  5. Н. Гуринович ФМС: содействие социокультурной адаптации мигрантов // «Человек и труд», № 10/2011 [Электронный ресурс]. URL:http://chelt.ru/new/?p=421 (дата обращения: 18.10.2012).
  6. М. Грицук ФМС посчитала нелегалов // «Российская газета». 15.10.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/10/15/fms-site.html(дата обращения: 18.10.2012).
  7. К. Латухина Красный свет для нелегала // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5806. 14 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru/2012/06/14/romadonovskiy.html (дата обращения: 18.10.2012).
  8. Носкова К.А. «Человеческий капитал» США: проблемы иммиграции. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Октябрь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/10/1334 (дата обращения: 18.10.2012).
  9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5775. 9 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nacio-dok.html (дата обращения: 18.10.2012).
  10. А. Орешкин Язык до Москвы доведет. У мигрантов появилась возможность подготовиться к «экзамену гастарбайтера» // «Российская газета-Неделя» — Киргизия №5902 (229) от 4 октября 2012 г.
Читайте также:  Министерство финансов рекомендации по бизнес плану

Заказать бизнес-план

Для получения более подробной информации по бизнеспланированию, свяжитесь с нами по телефону или по электронной почте.

Источник

Как заработать на миграционном бизнесе

Кто из нас не мечтал о своем «маленьком свечном заводике»? Таком, который приносил бы стабильный доход, грел душу и делал нас респектабельными людьми. Правда, памятуя печальный опыт отца Фёдора, стоит тщательно всё обдумать заранее: выбрать правильную сферу деятельности, убедиться в наличии потенциальных клиентов и внимательно изучить тонкости производства.

Кстати, по последнему пункту есть, как сейчас бы сказали, лайфхак. Можно не открывать своё дело с нуля, а приобрести франшизу уже существующей компании. То есть возможность работать под именем известного бренда. Вам достанется положительная репутация и хорошая узнаваемость марки, теплый рынок клиентов, а главное, полностью расписанный технологический процесс. А значит, вам не придется набивать шишки на собственном лбу, нащупывая правильную стратегию по ведению бизнеса.

Какое направление выбрать?

Дальше встает вопрос о том, в каком направлении начать работу. Их десятки, если не сотни. Где-то не продохнуть от конкуренции, а где-то, напротив, есть свободные перспективные ниши. Сегодня мы выбрали одну сферу, о которой хотели бы поговорить. Это заработок на поездках людей за рубеж.

Наверное, вы обратили внимание, какое количество визовых центров появилось за последние годы? И это неудивительно! Ведь число людей, летающих заграницу, постоянно увеличивается. А цели визитов становятся всё более разнообразными – от кратковременного отдыха до полноценной эмиграции. А также командировки, учеба за рубежом, роды и лечение, получение грантов на стартапы, вложения в иностранную недвижимость и многое другое.

Востребованность связанных с этим услуг постоянно растет. И вкладываться в бизнес такого рода – выгодно. Однако тут может подставить подножку конкуренция. Визовых центров на каждом шагу примерно как ломбардов в 90-е. Правда, предложения их, в основном, однотипны и разнообразием не блещут. В основном, все эти господа предлагают за небольшой взнос помочь с правильным заполнением документов. А вот полноценных миграционных агентств практически нет. И когда мы начали изучать рынок предложений, то нашли всего одну компанию, которая предлагала бы все виды услуг и широкую линейку стран – это проект «Второй Паспорт».

Что лучше – визовый или миграционный центр?

Совместно с основателем компании «Второй Паспорт» Юрием Моша мы выяснили, почему работать по франшизе миграционного центра гораздо выгоднее, чем идти по пути стандартной визовой конторы.

1. Широкий спектр услуг. Людей редко интересует виза в отрыве от цели их поездки. И если вы будете предлагать только это, то сильно проиграете конкурентам. В свою очередь, миграционная компания удовлетворит потребности любого человека, собирающегося за рубеж: туристические визы, образовательные программы, трудоустройство за границей, вид на жительство, второе гражданство, социальная адаптация при эмиграции, открытие счетов в заграничных банках и т.д.

2. Средний чек. Стоимость заполнения визы стоит, в среднем, 100$. А вот пакет услуг по эмиграции приближается к 6000$, чистый заработок с которого составляет 1200$. При этом время на поиск и обслуживание одного клиента отличается незначительно. Такое положение дел складывается из того, что основную работу производит миграционный адвокат в выбранной стране. Задача оператора заключается только в том, чтобы довести клиента до сделки и передать дальше профильному специалисту. В то время как специалисты визового центра заполняют документы и готовят человека к собеседованию сами.

Читайте также:  Бизнес план презентация автосервис

3. Популярность услуги. Экономическая ситуация в стране не сильно способствует туристическим поездкам. А вот о том, чтобы перебраться в более благополучные страны, уехать на временные заработки или отправить туда учиться детей, задумываются многие. На сегодняшний день миграционное предложение очень актуально и пользуется повышенным спросом, который с каждым годом только растет.

4. Незаменимость. Заполнить документы на визу, при желании, может любой человек, владеющий английским языком. Конечно, там есть свои нюансы, но в целом, это скорее муторно и долго, чем сложно. А вот миграционная программа – вещь сложная и нужно иметь квалификацию профильного адвоката, чтобы не пропустить никакие тонкости. А цена ошибки в данном случае сильно высока, поэтому клиенты предпочитают не рисковать. Ведь неудача может грозить закрытием въезда в страну вовсе.

5. Конкуренция. Мы уже писали выше, однако остановимся на этом еще раз. Количество визовых центров даже в маленьких городах значительно превышает спрос. Тем более, многие туристические агентства сами занимаются заполнением документов при оформлении тура. А вот человек, который собрался на ПМЖ в другую страну, остро нуждается в сопровождении, начиная от правильного сбора бумаг и заканчивая социальной адаптацией на месте – помощью в аренде квартиры, устройстве детей в школу и садик, открытии счетов в банке, покупке медицинской страховки и т.д. А подобных предложений на рынке практически нет. По крайней мере таких, которые предлагали бы это комплексно, а не были отдельно страховыми агентами, риэлторами или специалистами по найму.

6. Стоимость франшизы. Цена франшизы туристического центра доходит до 10 000$. А учитывая довольно невысокую сумму среднего чека в этом бизнесе, отбивать её, а также другие первоначальные расходы, придется долго. Франшиза компании «Второй паспорт» стоит 6000$ и ориентировочно окупается за 4 месяца.

7. Качество франшизы. Объем информации и инструментов, которые предоставляются покупателю франшизы, может существенно отличаться. Есть случаи, когда всё обучение ограничивалось одной видео-инструкцией. Что касается «Второго Паспорта», то здесь действует круглосуточная справочная поддержка для всех сотрудников и отлажена CRM-система, где можно отследить, на каком этапе находится работа с каждым клиентом. Кроме того налажено сотрудничество с миграционными адвокатами во всех предлагаемых странах, а значит, франчайзи не придется тратить на отладку процесса, а можно будет сразу сосредоточиться исключительно на продажах. Причем, головной офис помогает и в этом, так как отправляет минимум по 10 заявок в день из тех, которые приходят на основной сайт.

8. География предложений. На рынке больше нет компаний, которые бы предоставляли выбор из 50 стран мира. Большая часть фирм занимается одной-двумя странами, максимум пятью. А человеку, для выбора наиболее оптимального варианта, необходимо просмотреть все возможности и, конечно, удобнее делать это в одном месте.

Комментарий владельца компании «Второй Паспорт» Юрия Моши:

«Я занимаюсь миграционным бизнесом уже 8 лет. Та ниша, которую я нашел, по-прежнему никем толком не занята, а значит, спрос на нее огромный. Мы помогаем полностью адаптироваться на новом месте, фактически ведя человека за руку. Любой, кто переезжал в другой город или страну, знает, как это важно – найти того, кто владеет ситуацией изнутри.

После того как наш успех стал заметен, стали появляться фирмы, которые пытаются предлагать подобные услуги. Но у них нет таких наработок, которые мы собрали за эти годы. Нет нужных связей, нет понимания миграционных механизмов и многого другого. Поэтому я совершенно не боюсь, что меня кто-то обойдет. К тому же идей, которые пока только ждут своего воплощения, у меня столько, что я думаю, наша компания еще многие годы будет на несколько шагов впереди любых наших последователей.

Приглашаю присоединиться к проекту «Второй Паспорт» тех, кому интересно развиваться, постоянно искать новые возможности и активно работать с клиентами».

Источник

Оцените статью