- Бизнес-план машиностроительного предприятия
- Разработка ценовой политики машиностроительного предприятия. Продвижение и сбыт продукции. Составление производственной программы. Численность и фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Бизнес-план машиностроительного предприятия
Разработка ценовой политики машиностроительного предприятия. Продвижение и сбыт продукции. Составление производственной программы. Численность и фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | бизнес-план |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.08.2013 |
Размер файла | 741,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Цель бизнес-плана — планирование финансово-экономической деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе с учетом влияния внешней среды. Примером предприятия в данной работе является ОАО Иркутский завод машиностроения».
Данное предприятие машиностроительной отрасли занимается производством деталей типа «Зубчатое колесо» и «Вал шестерни». Само предприятие расположено в географическом центре России — Иркутске.
Особо важным в машиностроении и любой другой промышленности или производстве является экологическая безопасность. Для этого предприятие имеет ряд очистных сооружений, отчисления в которые из прибыли являются обязательными.
Основная цель данного проекта — получение прибыли за счет производства данной конкретной продукции в городе Иркутск. Выход на российский рынок с регионального за счет низкой себестоимости выпускаемой продукции.
Финансовые средства, необходимые для реализации данной задачи:
Общая стоимость проекта составляет 107927031,34 рубля из них:
— собственный уставный капитал — 53963515,67 рубля
— заёмный капитал — 53963515,67 рубля, который включает:
1. долгосрочный кредит — 11104955,33 руб.
2. кредиты поставщика — 12510305,07 руб.
3. краткосрочный кредит — 30348255,27 руб.
Численность персонала данного конкретного предприятия составляет 54 человек. Из них 12 человек — персонал основного производства, а 34 человека — персонал функциональных отделов и 8 человек общезаводского персонала.
Ожидаемый средневзвешенный выпуск изделия «Вал шестерни» составляет 457878,07 штук, а изделия «РЫЧАГ» 634537,00 штук, общий средневзвешенный выпуск изделий составляет 1092415 штук.
Рыночная цена одной детали типа «Зубчатое колесо» — 380 руб. рыночная цена одной детали типа «Вал шестерни» — 590 руб. Общая себестоимость реализованной продукции — 298999891,67 руб. Себестоимость одной детали типа «Зубчатое колесо» -210,07 рублей. Себестоимость одной единицы детали типа «Вал шестерни» — 319,63 руб.
Фирма располагает следующими активами:
Внеоборотные активы: 92089150,00 руб.
Оборотные активы: 19222472,47 руб.
Среднемесячная зарплата работника: 11 020 руб.
Фондоотдача основных фондов — 4,60.
Затраты на 1 руб. произведенной продукции — 0,71 руб.
Рентабельность произведенной продукции -12, 68%.
Рентабельность продаж — 22,51%.
Рентабельность капитала — 85,64%.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств -22,03.
Длительность одного оборота основных средств -16,34.
Суммарная чистая приведенная стоимость -17525725,91. (NPV)
Внутренняя норма доходности -75%
Желательная процентная ставка — 12%.
Ожидаемая чистая прибыль в 3 году равна 3628344,05 руб., но уже в последующие годы прогнозируется рост и к 10 году чистая прибыль составит -96272436,53 рублей.
Желательная процентная ставка по кредитам:
· по долгосрочным кредитам 30%;
· по кредитам поставщиков 8%;
· по краткосрочным кредитам 28%.
— долгосрочный кредит — 5 лет
— кредит поставщика — 8 лет
— краткосрочный кредит — 8 лет
Полностью рассчитаться по всем кредитам у предприятия будет возможность в пятом году с момента начала работы. Наш проект с начала существования предприятия с учетом дисконтирования сможет окупить себя через 7 лет, а если не учитывать ставку дисконта, то за 4 года и 4 месяца, дальше наше предприятие сможет успешно работать за счет собственных средств.
2. Анализ отрасли
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Оно имеет многоотраслевой динамичный характер, отражая в своей структуре изменения потребностей хозяйства страны. Машиностроению присуща глубокая специализация и широкое кооперирование производства.
Машиностроение — одна из ведущих комплексных отраслей промышленности, состоящая из множества отраслей, производящих орудия труда, транспортные средства, продукцию оборонного назначения и предметы потребления. Его задачей является механизация и автоматизация процессов труда в производственной и непроизводственной сферах, обороне и быту. Отраслевая структура машиностроения — это количественные соотношения между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Она позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей, их роли в промышленном производстве.
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности в России. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50%, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36%. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21% промышленной продукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Во время индустриализации машиностроительные производства переместились в восточные районы — Сибирь, Дальний Восток, а научно-технический прогресс существенно изменил отраслевую структуру, повысил роль среднего и точного машиностроения.
Тяжелое машиностроение тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород), где производят оборудование для горной и цель металлургического промышленности, энергетики. Историческим центром энергетического машинооборудования является Санкт-Петербург.
Транспортное машиностроение, в частности производство локомотивов, вагонов сосредоточенную в Центральной России (Коломна, Брянск, Тверь), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил). Судостроение тяготеет к морским (Санкт — Петербургом, Астрахань, Мурманск, Владивосток) и речных портов (Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск).
Для отраслей среднего машиностроения характерно широкое кооперирование и технологическая специализация. Автомобилестроение, ориентируясь в размещении на трудовые ресурсы, начинало развиваться в центре европейской части России (Москва, Брянск), впоследствии переместилась на восток и сейчас его основным районом является Поволжье. Здесь выпускают большегрузные (Набережные Челны), и легковые автомобили (Тольятти, Нижний Новгород), автобусы. Производство тракторов размещено в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Рубцовск). Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию эко номической района, узла, центра.
К среднему машиностроения относится и военно-промышленный комп ¬ лекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения ВПК — Урал (20%), Цензана центральная Россия (17%), Волго-Вятский район (13%), северо-западные районы России (10%). В Москве треть предприятий и почти половина научных уста ¬ нов связана с военным производством. Сейчас ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, которая открыла возможности использования большого научно-технического потенциала для нужд экономики страны
Машиностроительный комплекс — крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.
Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства.
Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторах, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроения. Они таковы:
1. Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.
2. Объемы капитальных вложений, источники их финансирования.
3. Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.
4. Базовый уровень развития науки и техники.
5. Пути сообщения и транспортная сеть.
6. Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.
7. Форма организации производства.
8. Масштабы и структура потребления продукции.
9. Транспортабельность сырья и готовой продукции.
10. Экологическая обстановка в регионе.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависи-мости от технико-экономической специфики производства, и прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли тяготеют к районам высокой технологической культуры, обладающими высокими технологическими кадрами.
В машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья и места потребления готовой продукции является оптимальный вариант для размещения тяжелого машиностроения. Приборостроение в основном зависит от наличия трудовых ресурсов. Различие степени влияния разных факторов на размещение и развитие отраслей тяжелого машиностроения и приборостроения, определяет их различное размещение по территории Российской Федерации.
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д.
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67% продукции).
2. Общее машиностроение (18% продукции).
Среднее машиностроение (15% продукции).
Общее число машиностроительного сектора на отечественном рынке, согласно данным Госкомстата, составляет более 90 тысяч, 7,5 тысяч из которых относятся к крупным и средним. По оценкам инвестиционной компании «Еврофинансы», объем (суммарный оборот) рынка машиностроительной продукции в 2008 году превысил 3 трлн. Руб., что составляет около 20% от оборота всего обрабатывающего сектора, или 5% от оборота всех российских компаний.
Развитие машиностроительных отраслей Байкальского региона, в частности авиастроения и судостроения, должно в значительной степени опираться на потребности смежных отраслей, перспективных для этой территории, и быть направлено на развитие инновационных высокотехнологичных секторов, что позволит увеличить экономический эффект при реализации природно-сырьевых, энергетических и инфраструктурных проектов. Для этого необходимо развитие судостроения в целях обеспечения нужд рыбной отрасли и добывающих отраслей, а также авиастроения для удовлетворения нужд в авиатехнике со стороны военной и гражданской авиации для повышения транспортной доступности территории Байкальского региона. При этом, учитывая эффект от масштаба операций и невысокой емкости рынка малой авиации в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Байкальского региона, основное внимание в развитии авиастроения необходимо уделять как рынкам других регионов, так и других стран, в том числе восточноазиатских.
В настоящее время машиностроение неполно обеспечивает своей продукцией отрасли специализации района. Старение производственных фондов снижает эффективность производства и сказывается на качестве выпускаемой продукции, делает ее менее конкурентоспособной.
3. Описание проекта
Данный бизнес-план предполагает строительство предприятия, выпускающего детали для машиностроительного сектора, которое будет расположено в городе Магнитогорск. Для производства продукции ОАО «Иркутский завод машиностроения» использует высококачественное сырье и вспомогательные материалы отечественных и зарубежных фирм. В производстве будут применяться следующие технологии и оборудование: фрезерные, сверлильные, шлифовальные.
Номенклатура выпускаемой продукции включает в себя следующие типы деталей:
1. Детали типа «Зубчатое колесо»: это детали для неподвижного соединения частей машин и конструкций. К ним обычно относят детали соединений: болты, винты, шпильки, гайки, шурупы, глухари, шплинты, шайбы, заклепки, штифты и многое другое.
2. Детали типа «Вал шестерни»: Деталь — вал-шестерня предназначена для передачи крутящего момента от рычага зажима и поворота револьверной головки. Основными потребителями данных деталей будут являться:
— Тракторное и хозяйственное машиностроение
Для нормального функционирования и, в первую очередь осуществления проекта необходимо полноценное и грамотное инвестирование его по крайней мере на начальных этапах его реализации.
Инвестиционный цикл принято делить на фазы, каждая из которых имеет свои цели и задачи:
— прединвестиционную — от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инвестиционного проекта;
— инвестиционную — включающую проектирование, заключение договора или контракта, подряда на строительные работы и т.п.;
— операционную (производственную) — стадию хозяйственной деятельности предприятия (объекта);
Данный проект по строительству ОАО «Иркутский завод машиностроения» имеет несколько фаз, каждая из которых имеет свои цели и задачи:
1. Прединвестиционная фаза — от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инвестиционного проекта.
— определение инвестиционных возможностей,
— анализ альтернативных вариантов проекта.
— формулирование проекта, или технико-экономическое обоснование,
— заключение по проекту и оценочное заключение, в котором принимаются решения об инвестировании.
На данной фазе необходимо определить инвестиционные возможности. По данным расчетам они составляют 107927031,34 руб.: из них собственный и заемный капитал по 50%. Собственные средства предприятие рассчитывает получить за счет вложения акционеров, а заемные за счет получения кредитов у банков России. Фирма рассчитывает покрыть долги по долгосрочному кредиту в течение 5 лет при 30% ставке, по кредитам, взятым у поставщиков — в течение лет (при 8% ставке), и краткосрочные кредиты при 28% ставке сроком на 8 лет.
2. Инвестиционная фаза или фаза внедрения проекта на следующих стадиях включающую проектирование, заключение договора или контракта, подряда на строительные работы и т.п.:
— Установление юридических, организационных и финансовых основ для осуществления проекта;
— Приобретение технологий, включая проектные работы;
— Заключение контрактов, проведение переговоров;
— Приобретение земель, строительные работы, монтаж оборудования;
— Набор и обучение персонала;
— Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия.
Фаза эксплуатации может быть рассмотрена как с краткосрочных, так и с долгосрочных позиций. Краткосрочные проблемы касаются начала производства, когда могут возникать проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования, нехваткой персонала. Долгосрочный подход касается выбранной стратегии и совокупных издержек предприятия на производство, управление и маркетинг, а также поступлений от продаж продукции. Эти факторы связаны непосредственно с прогнозом, который был выполнен в прединвестиционной фазе. Если выбранные стратегии и перспективные оценки оказались неверными, то внесение изменений в проект может оказаться сложным и дорогостоящим.
ОАО «Иркутский завод машиностроения» производит детали типа «вал шестерни», и изделия типа «Зубчатое колесо». Они представлены на рисунках 1 и 2 соответственно. Продукция, произведенная на новом оборудовании и по новым технологиям, отвечающим всем требованиям ГОСТА, имеет высокое качество и высокую конкурентоспособность.
Рисунок 1. Деталь «Вал шестерни»
Рисунок 2. Деталь «Зубчатое колесо»
Строительство основных зданий и сооружений планируется осуществить в течение двух лет. Начиная с третьего года, следует приступить уже к производству продукции. В третьем году освоение мощности составит 70%, в четвертом — 85%, с пятого года и далее — 100%.
Общая площадь предприятия равна 1736 м 2 . Из них:
ѕ здания основного производства 300 м 2 ;
ѕ здания общезаводские 285 м 2 ;
ѕ сооружения 170 м 2 ;
Остальную часть занимают застройки и зеленые насаждения.
Стоимость построек составляет 57999100,00 руб. (при стоимости здания 1 квадратного метра строительства 33 400 руб.).
Вся деятельность ОАО «Иркутский завод машиностроения» базируется на использовании новейших технологий производства, на закупке качественного сырья, на обеспечении производственного процесса с минимальным количеством брака и удовлетворении максимального количества потребностей потребителя. На данном предприятии производить продукцию планируется на оборудовании нескольких видов, которое представлено в таблице 1.
Таблица 1. Оборудование ОАО «Иркутский завод машиностроения»
Источник