Чистая прибыль — 6 млн: как сделать бизнес на сладостях из фруктов и ягод
Седьмой эпизод подкаста «Конструктор бизнеса» о том, как можно заработать на пастиле и как продажа оборудования и онлайн-курсов помогают не терять клиентов в период пандемии коронавируса
Гузель Латыпова начала продавать пастилу и чипсы из сушеных фруктов, находясь в декретном отпуске: она искала дополнительный источник дохода. Спустя полгода к бизнесу присоединился ее брат Раиль — он взял на себя всю организационную и финансовую часть процесса.
Вскоре они поняли, что могут увеличить средний чек, если помимо продуктов будут продавать производственное оборудование — сушилки для пастилы и чипсов, а также обучающие курсы по их приготовлению. За три года проект «Эко-Снеки» вырос из домашнего бизнеса в производство с прибылью 6 млн рублей в год.
Этот бизнес в цифрах:
Стартовые инвестиции: сушилка и фрукты — 33 тысячи рублей
Текущая аренда производственного помещения: 150 тысяч рублей в месяц
Штат сотрудников: 17 человек
Коммунальные платежи: 30-60 тысяч рублей в месяц
Затраты на рекламу: 300-700 тысяч рублей в месяц
Средний чек на продукцию: 2,7 тысячи рублей
Средний чек по оборудованию: 17 тысяч рублей
Среднее число заказов в день: на продукцию — 10, на оборудование — 4
Оборот (за 2019 год): 25,3 млн рублей
Налоги (за 2019 год): 1,5 млн рублей
Чистая прибыль (за 2019 год): 6 млн рублей
Источник
Бизнес план для изготовления пастилы
В данном материале Вы узнаете о том, как можно заработать на традициях, и сколько потребуется вложить в этодело.
Возможно, не все слышали, но в Коломне имеется музейная фабрика по изготовлению пастилы. В свое время предприниматели вложили в ее открытие 19 миллионов рублей. На данный момент музей и продажа своих сладостей каждый месяц дает чистую прибыль в 450 тысяч рублей.
Автором идеи возрождения в Коломне производства пастилы принадлежит предпринимателю Елене Дмитриевой. Совместно с музейным работником Наталией Никитиной они буквально случайно пришли к подобной идее. Они работали вместе в музее «Коломенский кремль» в 2008 году. В то время музей работал над проектом, который должен был посвящен Ивану Лажечникову. Он был писателем 19 века, рожденный в Коломне. В его романе «Ледяной дом» им встретилось упоминание о производстве пастилы в Коломне.
Позже они узнали, что данный бренд имеет историю в три столетия. |
Рецепт традиционной сладости из яблок посчастливилось найти в поваренной книге 18 века, согласно которому местные повара не просто сушили яблочное протертое пюре, но также взбивали его с белком и сахаром. Затем сладость запекали в русской печи, после – сушили несколько суток на открытом воздухе.
Все началось с того, что Никитина и Дмитриева приняли решение воскресить забытую традицию кулинарии.
Они решили открыть музей пастилы, а при нем небольшое производство.
С данной целью в 2008 году было зарегистрировано некоммерческое партнерство под названием «Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей». Первых своих клиентов авторы идеи смогли получить на фестивале, который проводился в честь Лажечникова и носил название его романа.
Поскольку Дмитриева тогда отвечала за программную часть фестиваля, то она предложила следующий проект: в уголке пастилы героиня романа Лажечникова (дама в кокошнике) предлагала посетителям яблочный десерт в специальных коробочках. Кроме самого десерта, она также рассказывала историю лакомства. Так уж случилось, что тот фестиваль проходил одновременно с европейским чемпионатом по конькобежному спорту.
Разумеется, что такое событие поспособствовало наличию в городе огромного количества людей, и идея с пастилой тогда прошла на ура. |
Так как ни одна из существующих фабрик, которые располагались вблизи Коломны, в то время не согласились выполнить заказ по изготовлению пастилы, первую партию угощения пришлось готовить прямо у себя на кухне. Основной проблемой, с которой столкнулись Дмитриева и Никитина, было то, что пирог быстро осаждался полем выпекания и превращался в очень тонкий пласт. Благодаря мужу Дмитриевой, который является инженером-аэродинамиком по профессии, ситуации была спасена. Буквально за неделю ему удалось смастерить сушилку, а также формы для пастилы.
Первые заказы посыпались сразу же после проведения фестиваля.
Удивительно, что первый заказ поступил от Министерства культуры. Оно заказало 200 коробок лакомства, которое предназначалось, в качестве подарка, областным чиновникам. Чтобы выполнить заказ, «Городу-музею» пришлось арендовать кондитерский цех по довольно приемлемой цене. Цех, кстати, принадлежал отцу Дмитриевой. В распоряжении авторов появилось помещение, площадью 50 квадратных метров, которое имело все необходимое для приготовления пастилы.
Единственное, чего тут не было – сушилка, но муж Дмитриевой устранил данную проблему.
В тоже время, что было запущено производство, партнеры также запустили новую туристическую программу. Сперва она проходила в краеведческом музее Коломны, после чего переехала в отдельное здание. У некоммерческого партнерства денег на переезд и покупку музейного оборудования не хватило, поэтому работникам «Город-музея» пришлось подавать заявку на получение от благотворительного фонда Владимира Потанина гранта. В итоге было выделено 750 тысяч рублей, на которые Никитина с Дмитриевой открыли в Коломне частный «Музей исчезнувшего вкуса».
Давайте посмотрим, из чего состоит яблочная математика. Итак, Коломенская музейная фабрика пастилы перерабатывает 6 тонн яблок за один месяц. Из одного килограмма яблок получается 200 грамм пастилы. На приготовление одной партии лакомства идет от одного до семи дней. В ассортимент фабрики входит 154 наименования пастилы, конфет и варенья. Упаковку пастилы (200г) можно приобрести за 200-700 рублей. Если брать в среднем, то каждый новый посетитель оставляет в музейной фабрике 1350 рублей.
Уже после своего открытия, сотрудники музея в 2009 году натолкнулись в архивах на упоминание о том, что в Коломне до революции работала фабрика пастилы на дому купца Чуприкова. Удивительно, но здание старинной фабрики сохранилось до наших дней, правда, оказалось оно не в очень хорошем состоянии, и из-за этого не используется.После этого тандем девушек решил, что производство в обязательном порядке необходимо перевести на историческое место.
Администрация не была против, и предоставила им помещение в аренду. Дмитриева часто вспоминает то время, когда впервые осматривала, полученное в аренду, здание, а оно оказалось двухэтажным. Разумеется, что никто не имел финансов на реставрацию двух этажей, но если посмотреть с другой стороны, это помещение давало возможность разместить, как фабрику, так и музей в одном здании.
Внешняя и внутренняя отделка дома Чуприкова, а с ними и старинная русская печь были восстановлены, согласно историческим справкам. Строительные работы шли не очень гладко, в процессе оказалось, что цокольный этаж находится ниже уровня дороги, и в него постоянно поступала дождевая вода.
Пришлось вокруг здания менять асфальт, устанавливать бордюры, улаживать напорные колодцы, проводить канализационную сеть. |
На реконструкцию ушло два года, на которую было выделено 19,3 млн. рублей. Некоммерческому партнерству «Город-музей» удалось получить еще грант на миллион рублей, полученных от фонда Владимира Потанина, кроме того, был получен от фонда Вагита Алекперова беспроцентный кредит на 4,2 млн.рублей.
Музей не остался без внимания местных жителей, они пожертвовали на обустройство территории возле музея 2,1 млн. рублей. Все остальные финансы Никитина и Дмитриева взяли из собственных сбережений.
Некоммерческое партнерство было создано под выставки и музей, в 2010 году, с целью развития производства, создали открытое общество «Коломенская пастила». До сих пор владельцами компании выступают обе женщины, хотя в 2015 году отношения между ними значительно испортились.
НП «Город-музей», возглавляемый Натальей Никитиной, осенью 2015 года подало судовой иск на общество «Коломенская пастила», которым руководит Елена Дмитриева, об истребовании имущества. В материалах дела имеется опись спорного имущества, в неевходят более 40 пунктов.
В первом месяце 2016 года с аналогичными требованиями встречный иск подала «Коломенская пастила». |
Цех по производству пастилы разместили в цокольном этаже, который имеет 150 кв.м., музей был расположен на прочей территории в 200 кв.м. Чтобы наладить работу на новом месте, закупили 8 печей, протирочную машинку, а также 10 миксеров. Мебель была куплена у антикваров и на блошиных рынках, некоторые предметы были подарены местными жителями. На выполнение старинных механизмов было потрачено около 3 миллионов рублей.
Фабрика никогда не занималась рекламой. Дмитриева рассказала, что первой рекламой стал самый первый фестиваль, после чего фабрику постоянно посещают представители различных турагентств, журналисты, местные жители.
Привлечение посетителей происходит за счет новых экскурсионных программ и спектаклей в театре музея. |
Абсолютно все экскурсии проходят в форме театрализованных представлений. Историю пастилы посетителям поведает экскурсовод, одетый в садовника, или же хозяина фабрики, а может быть задействована целая группа актеров. По мнению Дмитриевой экскурсионная программа является довольно важной составляющей бизнеса.
Дело в том, что, чаще всего, коломенскую пастилу приобретают в качестве сувенира, а не, как обычную сладость. Благодаря длительной и сложной технологии, продукция коломенской фабрики в разы превышает стоимость продукции массового производства.
Каков же процесс приготовления пастилы?
Производственный этаж имеет три главных цеха. В первом яблоки перерабатывают в пюре, во втором выпекают пастилу, ну, а в третьем изготавливают варенье и конфеты. Упаковку создают, согласно сохранившимся в архивах эскизам, а также заказывают ее оформление внештатным дизайнерам.
На сегодняшний день фабрика-музей имеет штат работников в 53 человека, среди которых 22 кондитера, два экскурсовода, пять актеров и управляющий производством. Ежемесячно фабрика производит вручную около 2 500 упаковок пастилы.
Основными посетителями музейной фабрики выступают туристические группы. Особо активно фабрику посещают в новогодние, ноябрьские и майские праздники, а также во время школьных каникул. Каждый месяц фабрику посещает от 2,5 до 4 тысяч человек, при этом средний чек составляет 1350 рублей. Сейчас компания активно сотрудничает с более ста туристическими агентствами и операторами, а также частными экскурсоводами. Также фабрика-музей принимает пенсионные группы, группы инвалидов, а также группы школьников. Если говорить об иностранцах, то на данный момент их не очень-то интересует Коломна. Город не входит в состав Золотого кольца.
Тем не менее, внутренний туризм развивается, чему способствует и сама фабрика.
Юлия Домрачева, которая представляет поисковый сервис авиабилетов «Aviasales» отмечает то, что буквально любой производственный объект, а, возможно, и самый простой офис может быть магнитом для туристов, главное – обладать определенной фишкой. Что касается коломенской фабрики, то тут необычным есть то, что сам проект возник необычно и интересно, кроме того, можно ознакомиться со всем производственным процессом. Ведь человеку всегда интересно увидеть, что находится за кулисами.
На сегодняшний день выручка общества «Коломенская пастила» составляет около 4,5 млн. рублей. 3,2 млн. приносит продажа пастилы, при этом операционные расходы составляют 3,96 млн. рублей.
К самым крупным статьям расходов относят зарплатный фонд, а также закупку яблок для приготовления пюре.
Интересно, что для приготовления лакомства подходит только несколько сортов яблок: титовка, антоновка и скрыжапель. Продукцию Дмитриева закупает у российских поставщиков из Липецка и Тулы. Ягоды, также, как и иные добавки к пастиле, российского происхождения. И вот сейчас Дмитриева ведет переговоры с местными властями, чтобы они предоставили фабрике землю в размере 10 га для засадки собственного яблочного сада. Ведь прямо тут можно будет выращивать материал для производства, кроме того, сад может стать дополнительным «залом» музея.
Как Вы уже поняли, фабрика, помимо пастилы, выпускает еще варенье и конфеты. Линейка продукции фабрики состоит из 154 позиций. Наиболее популярными являются классическая пастила фабрики Чуприкова, пастила с клюквой, кедровыми орешками и брусникой. В ассортименте фабрики имеется лимонная, малиновая, сливовая пастила, есть даже такая продукция как пастила «Трезвость» от пьянства и запоя. Елена Дмитриева рассказывает, что это некоторым образом рекламный ход, разумеется, что зависимости от алкоголя фабрика не лечит.
Рецепт для приготовления подобной пастилы был найден в газете 19 века. В состав продукции вошли мята, хмель и пряности. |
Помимо стандартных расходов, которые идут на оплату аренды и коммунальных платежей, фабрика периодически тратится на научные изыскания, закупку костюмов для актеров, разработку новых программ для экскурсий. При этом всем, чистая прибыль Коломенской фабрики составляет 450 тысяч рублей каждый месяц. По словам одного из партнеров, вложенные средства удалось отбить спустя 23 месяца.
Илья Шуравин, один из управляющих консалтинговой группы «Rusland SP» отмечает, что абсолютно любое производство, связанное с кондитерской продукцией, отличается хорошей финансовой устойчивостью. Это касается тех предприятий, которые не используют импортные компоненты. При этом фактическая наценка кондитерского изделия при его продаже составит 100 процентов от производственной себестоимости. К тому же, если сравнить стоимость рабочей силы в Коломне, к примеру, с той же столицей, то она, безусловно, будет меньшей.
Это в свою очередь значительно влияет на увеличение рентабельности предприятия.
Программа, предусмотренная в музейной части совместно с особым имиджем фабрики, позволяет производителю получить некоторое преимущество у розничных покупателей.
Данный фактор также влияет на возможность работы предприятия с покупателем с гораздо большей торговой наценкой. |
Довольно длительный период коломенскую пастилу можно было купить исключительно на фабрике, но в текущем году компания решилась на запуск продаж через магазин-интернет партеров. Кроме того, в столице открылся салон, где можно приобрести коломенскую пастилу.
Это было необходимо, поскольку в Москве образовался определенный круг постоянных покупателей, которым не всегда удобно ехать за продукцией фабрики за 120 км только в одну сторону.
Источник