Автодром как бизнес: расходная и доходная часть на примере Moscow Raceway
AUTOSPORT.com.ru в преддверии Russian Autosport Show, которое пройдет 13-14 октября на автодроме Moscow Raceway, совместно с организаторами Форума продолжает цикл материалов, посвящённых бизнесу в автоспорте.
Сегодня мы поговорим о том, сколько стоит построить первый в России современный автодром, отвечающий международным стандартам, и возможно ли подобное «мероприятие» сделать прибыльным делом.
Когда ты что-то делаешь первым, есть шанс, что проект выстрелит, так как он будет единственным на рынке, но в тоже время отсутствие за ненадобностью (профессиональных гоночных трасс никогда не было в России) грамотно подготовленных специалистов может поставить весь бизнес под угрозу. Не зря говорят, что кадры решают многое.
«В России не было ничего. Мы катались на части стадиона имени Кирова в Питере, на Ходынском поле, но это старый аэродром, не приспособленный для гонок. Потом мы ездили в Тольятти, там была прекрасная трасса, но на городских дорогах. Это было начало 2000-х годов, и российского кольцевого автоспорта фактически не существовало, – говорит владелец Moscow Raceway Рустем Терегулов.
moscowraceway.ru
Поэтому мне и моим единомышленникам просто хотелось создать достойный спортивный объект. Вторая причина строительства автодрома, несмотря на малую рентабельность проекта, инвестиционная: мы рассчитывали, что 2-4% годовых от вложенных средств мы будем получать».
Получается срок окупаемости у подмосковной трассы, которая уже приняла на своем асфальте множество международных серий, 30-50 лет. С момента открытия прошло пять, а значит можно подвести промежуточные итоги.
Итак автодром Moscow Raceway был открыт в 2012 году, и на строительство трассы, всех окружающих её строений и сооружений было потрачено 5 млрд рублей – немалая сумма, но более чем оптимальная для объекта такого уровня сложности.
Вопрос текущей окупаемости стоял с первого дня работы автодрома, так как оптимизацией расходов и увеличением доходов должен заниматься любой бизнес, а Moscow Raceway – проект коммерческий, возведенный и функционирующий без какой бы то ни было финансовой поддержки государства.
moscowraceway.ru
1. Расходная часть
Годовые расходы на деятельность автодрома составляют 120 миллионов рублей, включая налоги. Эта сумма не содержит в себе затраты на проведение международных чемпионатов.
Сам по себе автодром – это крупный объект, на поддержание которого в соответствующем состоянии требуются средства. Например, на все те системы специальной электроники, без которых Moscow Raceway не был бы автодромом высочайшего международного уровня.
Также возникают расходы на медицинские бригады, дополнительное техническое оснащение и многое другое.
Не стоит забывать, что важнейшая часть автодрома – трасса, полотно которой требует подготовки к сезону, а также к этапам чемпионатов. Здесь все нестандартное – вплоть до краски. А все специфические спортивные детали трека стоят дорого.
moscowraceway.ru
2. Доходная часть
В первые годы своей работы автодром функционировал строго по сезону – то есть с начала апреля по конец октября. Естественно, это накладывало отпечаток на финансовые результаты. В последние два года ситуация изменилась: зимой 2016 года компания Porsche несколько раз устраивала свой яркий праздник – Porsche фестиваль, а зимой 2017 года занятость автодрома была уже почти равна сезонной – мероприятия и обучающие курсы проводили несколько автопроизводителей.
Работа над загруженностью трека ведется постоянно. К примеру, в этом году были введены дополнительные трек-дни по конфигурации – Sprint (до этого было только на Super Sprint). Это позволило предоставлять трек одновременно под два различных мероприятия. Увеличение числа трек-дней в календаре приводит и к постепенному росту аудитории автодрома, а также делает автоспорт более привычным и понятным способом проведения досуга. Тем более, что записаться на трек-дни не составляет большого труда. Все можно сделать online на сайте трассы.
В 2015 году на автодроме появился Porsche Driving Center – это стало новым витком в развитии отношений между брендом Porsche и Moscow Raceway. Финансовой стороной сотрудничества довольны обе стороны, все вложения принесли свои результаты.
Итак, резюмируя рассуждения о доходах и расходах – автодром операционно окупаем и даже приносит прибыль. Но даже текущее состояние бизнеса не скоро, а может быть и никогда, не окупит вложений в строительство.
Рустем Терегулов надеется, что рано или поздно земли вокруг автодрома, которые находятся в свободной продаже, заинтересуют инвесторов, и это частично отобьет расходы на возведение Moscow Raceway.
moscowraceway.ru
Имиджевая история
Было бы неправильно не упомянуть о том, каковы расходы и доходы, связанные с проведением международных чемпионатов. Конечно, проведение масштабных мероприятий требует не только высочайшей квалификации всех сотрудников, но и привлечения внешних ресурсов. Спортивная часть чемпионатов, зрительская инфраструктура, обеспечение потребностей серии на территории автодрома – это также затраты автодрома.
Ну и, конечно, взнос промоутера за проведение чемпионата – эта часть может равняться нулю, а может быть очень внушительной и сильно влиять на итоговый финансовый результат.
Для Moscow Raceway, например, все международные мероприятия, которые автодром проводил как промоутер и организатор, были прибыльными. Исключение составляет DTM.
Доходы по международным мероприятиям, как и размер взноса, зависят от условий каждого конкретного контракта. Если автодром имеет возможность привлекать спонсоров и партнеров, то это сильно улучшает финансовую ситуацию. В остальном составляющими доходов выступают средства от продажи билетов (обычных и VIP), а также поступления от сдачи в аренду VIP-лож.
Подробнее об этом и многом другом можно будет узнать у представителей Moscow Raceway, на котором 13-14 октября пройдет Russian Autosport Show.
moscowraceway.ru
Источник
Бизнес план автошколы
Финансовая модель автошколы
1. Краткий инвестиционный меморандум
В современной жизни автомобиль уже не является роскошью. Каждая вторая семья сейчас имеет хотя бы один автомобиль на всех, а иногда и на каждого члена семьи отдельно. Строящиеся многоэтажки сейчас в обязательном порядке оборудованы подземными парковками, а занятость городских дорог ежедневно растет.
Согласно статистическим данным, в 2015 году на 1000 жителей Казани приходится 365 автомобилей. Это на 20% больше чем в 2013 году. Прогнозируется, что в ближайшие 5 лет прирост автомобилей будет составлять от до 10% ежегодно.
Одновременно с этим растет и количество желающих получить водительские права. Причем вождению обучаются не только те, кто уже имеет свой автомобиль или собирается его приобрести. Умение водить машину становится неотъемлемой частью образования современного человека. Большинство учащихся составляют молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. В основном это студенты.
Анализ рынка автошкол показывает, что несмотря на достаточно большую конкуренцию, а также специфику оказываемых услуг — отсутствие повторных продаж, спрос превышает предложение. Поэтому было принято решение открыть автошколу, которая не только удовлетворит избыток спроса, но и предоставит современному человеку высокое качество обслуживания, а также достойный уровень образования.
Основная миссия автошколы — повысить уровень грамотности населения в сфере управления дорожным транспортом. Качественное образование заключается в том, что выпускники школы способны самостоятельно принимать правильные решения в дорожных ситуациях любой сложности.
Цель автошколы — получение прибыли от оказания услуг образовательного характера. Несмотря на значительный объем первоначальных инвестиций, ведение данного вида бизнеса отличается довольно стабильными денежными потоками и сроком окупаемости не более 1,5 лет.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Автошкола будет оказывать услуги по обучению водителей ТС на категорию «В» (легковые автомобили, грузовые до 3,5 тонн).
Обучение включает в себя подготовку к теоретической и практической части экзамена в ГИБДД. Кроме того, учащийся получает навыки безопасного и уверенного вождения на оживленных дорогах города. В общей сложности, обучение длится 4 месяца и включает в себя:
- 130 часов теории;
- 56 часов практики;
- 4 часа, отведенные на внутренний экзамен.
Набор осуществляется раз в два месяца по три группы: дневная, вечерняя и группа выходного дня. Каждая группа включает в себя до 30 человек.
Обучение вождению производится исключительно на импортных автомобилях. Автопарк будет состоять из трех машин: Daewoo Matiz, Chevrolet Lacetti, Renault Logan.
Основной упор в автошколе будет на качестве обучения. Мы разработали ряд мер, которые позволяют вырастить профессиональных водителей, умеющих оперативно принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях на дороге:
- Тщательно подобранный методический материал: учебник по теории, рабочая тетрадь, краткий справочник ПДД, авторские лекции преподавателей;
- Видео-уроки с разбором реальных сложных случаев на дороге;
- Возможность посещать пропущенные занятия по теории с другой группой;
- Контрольные точки в виде тестов в электронном формате для допуска к каждому занятию;
- Организованная мед. комиссия в автошколе;
Кроме того, автошкола предлагает ряд дополнительных услуг, которые не входят в стоимость основного курса:
- практические занятия на автомобиле с АКПП (автоматическая коробка передач);
- усовершенствование навыков вождения автомобилем, для лиц, уже имеющих водительское удостоверение;
- возможность индивидуальных занятий с преподавателем;
- возможность забирать ученика для прохождения практических занятий с места проживания и оставлять его в удобном месте после практики;
- квалифицированная помощь автоюриста;
- подготовка и сдача декларации 3-НДФЛ (помощь при возврате 13 % от стоимости обучения);
- контр-аварийная подготовка.
3. Описание рынка сбыта
Целевую аудиторию автошколы можно разбить на несколько отдельных категорий:
- Старшеклассники и студенты, достигшие совершеннолетия и желающие получить права;
- Работающие люди от 25- 40 лет, потенциально способные приобрести автомобиль;
- Категория неработающих граждан, в которую можно отнести домохозяек и пенсионеров.
В процентном соотношении целевая аудитория выглядит примерно следующим образом:
Каждая категория отличается по возрасту, уровню дохода, занятости, а также по критериям оценки при выборе автошколы.
Стоит отметить, что в настоящее время основную часть людей, получающих права, занимает молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. По статистике этот сегмент колеблется в пределах 60-65 % от общего числа учащихся. Сейчас уже сложно встретить студента, который не получил права. Хотя собственный автомобиль имеет далеко не каждый.
Кроме того, клиентами автошколы являются так же те, кто уже давно окончил автошколу, но долго не садился за руль и хочет обновить знания. А также те, кто не сдал на права с первого раза и нуждается в дополнительных практических уроках по вождению.
Одно из основных конкурентных преимуществ автошколы — выгодное месторасположение.
Арендуемое помещение должны быть выбрано по следующим критериям в порядке убывания значимости:
- Близость транспортной развязки;
- Место жительства целевой аудитории;
- Повышенный трафик движения;
- Низкая арендная ставка.
Заключение предварительного договора аренды позволяет значительно снизить стоимость, что также является конкурентным преимуществом.
Основными конкурентами являются автошколы, которые находятся в районе и охватывают обозначенную целевую аудиторию.
Открытие автошколы не требует дополнительных конкурентных преимуществ, кроме как удобного расписания занятий, качественного обучения и привлекательной стоимости.
Основной принцип ценообразования автошколы заключается в установлении минимальной цены, исходя из анализа конкурентного рынка. Цены за обучение автошкол города варьируются от 25 000 до 30 000 рублей, таким образом стоимость услуги в автошколе «Супер-авто» будет равняться 25 000 рублей.
Предполагается, что набор будет производиться в группы следующего формата:
- Вечерняя группа. Срок обучения — 4 месяца
- Дневная группа. Срок обучения — 4 месяца.
- Группа выходного дня. Срок обучения — 5 месяцев.
Группа дневная и вечерняя начинаются параллельно 15 января с промежутком в два месяца. Всего за год буду выпускаться 5 вечерних и 5 дневных групп.
Максимальный набор каждой группы — 30 человек. В год производится 14 запусков — 420 человек. Усредним этот показатель до 65% от максимального значения. В этом случае мы регулярно набираем группы в 20 человек. Итого — 280 учеников в год.
4. Продажи и маркетинг
Самым лучшим средством рекламы на рынке автошкол является публикация в независимом рейтинге автошкол по данным ГИБДД. Также большое значение имеют отзывы об автошколе на различных форумах автомобилистов.
Очевидно, что в настоящее время автошкол стало очень много. Поэтому в основном люди стараются пойти в ту школу, которая располагается рядом с домом или работой. Соответственно, первоначальную маркетинговую кампанию нужно направить на привлечение жителей ближайших домов. Для этого нужно заказать большой баннер, выходящий на центральный перекресток. Стоимость заказа и установки баннера — 3000 рублей.
За две недели до открытия по почтовым ящикам будут распределены рекламные флаеры, предоставляющие скидку на обучение 2000 рублей. Срок действия флаера — 3 месяца. Количество экземпляров — 1000 штук. Стоимость печати — 2000 рублей.
Также целесообразно пустить рекламу на радио. Исходя из анализа целевой аудитории, выбираем радиостанции, которые предпочитают энергичные работающие люди в возрасте от 18-40 лет. Это радиостанция «Миллениум», а также популярное «Авто-радио». Стоимость рекламы на радио обойдется в 65 000 рублей. Реклама будет производиться 14 дней по 8 выходов.
В день открытия будут установлены колонки при входе в автошколу с трансляцией популярной молодежной музыки, а также будут бесплатно раздаваться методические пособия с правилами дорожного движения.
Общий бюджет на первоначальную рекламу составляет 100 000 рублей.
5. План производства
Автошкола является юридически самостоятельным предприятием, форма организации — ООО, система налогообложения- УСН со ставкой 15% (доходы минус расходы). На предприятии устанавливается система 1С. Штат сотрудников включает в себя секретаря-бухгалтера, который занимается ведением документооборота.
Самое основное и сложное при открытии автошколы — это получение лицензии. В первую очередь необходимо собрать пакет документов:
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- Копия договора аренды помещения;
- Заключение о соответствии помещения автошколы требованиям СЭС и Пожарной инспекции;
- Утвержденная Министерством образования программа обучения, заверенная директором автошколы;
- Документы, подтверждающие наличие всего необходимого оборудования и дополнительного инвентаря для проведения занятий, заверенные директором;
- Сведения о преподавателях и их квалификации, а также копии предварительных договоров найма;
- Договор об аренде площадки автодрома;
- Сведения об учебных автомобилях и их соответствия требованиям ГИБДД;
- Квитанция об уплате соответственной лицензионной пошлины.
Поскольку пакет документов довольно серьезный, то целесообразно обратиться к услугам юридической фирмы. Стоимость услуг по сбору необходимых документов — 50 000 рублей.
1. Поиск помещения.
Требования к помещению:
- Площадь — 70кв.м. из расчета 2, 5кв.м. на одного учащегося.
- Месторасположение — жилой квартал, вблизи транспортной развязки.
- Принадлежность помещения к нежилому фонду.
2. Согласование проекта. Проверка на соответствие требованиям пожарной инспекции. Согласование в СЭС.
3. Подбор персонала и заключение предварительных договоров найма;
4. Закупка оборудования
- Парты ученические — 15 шт.;
- Столы учительские — 2 шт.;
- Доска учебная — 1 шт.;
- Стулья — 31 шт.;
- Компьютеры — 4 шт.;
- Комплект автомобильного оборудования (двигатель, коробка передач, тормозной механизм, и.т.д) — 1шт.;
- Проектор — 1 шт.;
- Набор медицинского оборудования, манекен — 2 шт.;
- Комплекс имитации вождения — 1 шт.
5. Закупка учебных пособий- производится регулярно.
6. Установка программного обеспечения: телефон и Интернет, сигнализация, кассовый аппарат, программы для ведения документооборота;
7. Подбор персонала;
8. Заключение договора аренды площадки автодрома;
9. Получение лицензии на право ведения образовательной деятельности;
Источник