- Свой бизнес: аттракцион виртуальной реальности
- Описание бизнес-идеи
- Разновидности
- Плюсы и минусы бизнес-идеи
- Ориентировочный бизнес-план
- Вопросы организации
- Актуальность бизнес-идеи
- Краткое резюме проекта
- Целевая аудитория
- Преимущества и недостатки проекта
- Финансовый план
- Стартовые вложения
- Текущие расходы
- Доходы и расчёт предполагаемой прибыли
- Регистрация
- Аренда помещения
- Покупка оборудования
- Шлем Oculus
- Персонал
- Кадровые вопросы
- Маркетинг и реклама
- Покупка франшизы
- Примеры бизнеса и франшиз
- Цены и доходность бизнеса
- Как рассчитать стоимость услуги
- Сферы применения VR
- Сегмент развлечений
- Маркетинг
- Обучение
- Медицина
- Какие VR-системы есть на рынке
- Мобильный VR
- Standalone
- Стационарный
- Виды виртуальных франшиз
- Выбор в пользу франшизы: на что обратить внимание
- В итоге
Свой бизнес: аттракцион виртуальной реальности
Описание бизнес-идеи
Аттракцион виртуальной реальности даёт человеку возможность погрузиться в интерактивное пространство, созданное с помощью технических средств и программного обеспечения. Иными словами, компьютерные технологии позволяют создать имитацию трёхмерного мира, с которым пользователь может взаимодействовать. При этом он чувствует себя так, будто всё, что там происходит, – реальность.
ВР включает в себя:
- трёхмерные изображения, которые воспринимаются человеком в натуральную величину;
- возможность отслеживать движения головы, рук, глаз, совершаемые пользователем, и корректировку изображения на мониторе.
Область применения устройств с «эффектом присутствия» за последние годы вышла далеко за рамки геймерских нужд. Сегодня такие приспособления могут использоваться для проведения ярких презентаций, деловых переговоров, обучения и разработки оригинальных аттракционов.
Разновидности
Бизнес, использующий оборудование для создания виртуальной реальности, появился относительно недавно. Он активно развивается, с увеличением количества доступной аппаратуры становятся возможными все более интересные для пользователя сценарии, аттракционы или иные развлекательные мероприятия.
Помимо использования оборудования по прямому назначению могут быть использованы другие, более обыденные варианты заработка в этом направлении. К наиболее перспективным вариантам бизнеса, основанного на использовании VR, можно отнести:
- Торговля оборудованием и аксессуарами VR. Наиболее вероятный вид заработка, имеющий все специфические проблемы и выгоды, свойственные коммерческим начинаниям. Потребуются достаточно высокие вложения на приобретение ассортимента, рекламу, торговые площадки. Высокие риски, возможность непредвиденных сложностей, зависимость от спроса, конкуренция.
- Сдача оборудования в аренду. Здесь не подразумевается выдача оборудования на дом для пользования. Фактически, имеется в виду создание точки в посещаемом месте с повременной оплатой за пользование аппаратурой.
В этом варианте заработка просматриваются весьма привлекательные моменты. Например, нет нужды в приобретении сразу большого количества оборудования. Можно обойтись одним комплектом, но, по мере роста интереса и спроса, возможно постепенное приобретение дополнительных комплектов и расширение количества точек. - Организация аттракционов виртуальной реальности. Данный вариант является расширенным способом аренды аппаратуры. Позволяет пользователям получать более реалистичные ощущения от использования VR-технологий.
К менее распространенным способам, пока не получившим должного внимания со стороны пользователей и предпринимателей следует отнести:
- Виртуальный шопинг онлайн. Некоторые крупные интернет-магазины, такие как Алиэкспресс, запускают виртуальные проекты по обеспечению виртуального посещения своих торговых площадок с возможностью покупки понравившегося товара. Начинание выглядит привлекательным и перспективным, но не имеет пока должного развития среди пользователей.
- Продажа контента. Здесь возможны различные варианты, от разовых акций по продаже игровых пакетов, до реализации тех или иных вариантов софта или иных видов контента. Клиент получает либо разовый доступ в виртуальный мир, либо приобретает подписку на определенное время.
Возможности этого вида заработка достаточно широки, но требуется контакт с правообладателями. По существу, надо становиться брокером фирм-разработчиков, что несколько усложняет дело и снижает величину заработка.
По мере продвижения VR-технологий следует ожидать появления других, более приспособленных к возникшим условиям видов бизнеса.
Плюсы и минусы бизнес-идеи
✅ К преимуществам проекта можно отнести:
- Интересный, нестандартный бизнес
- Простота управления
- Возможности роста до сети аттракционов
❌ К минусам проекта можно отнести:
- Большие вложения на старте
- Долгий срок окупаемости
- Конкуренция
Аттракцион виртуальной реальности требует больших вложений на старте, но достаточно прост в управлении. Немного терпения — и прибыль не заставит себя ждать.
Ориентировочный бизнес-план
Открывая vr бизнес, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Выбираем проект. Это может быть как продвижение собственного бренда, так и деятельность по франшизе. Для определения наиболее выгодного варианта, необходимо проанализировать рынок в регионе, определить вероятные риски и возможности для развития.
- Оформляем ИП или ООО. Срок оформления вне зависимости от формы регистрации составляет 5 дней.
- Арендуем точку для установки аттракционов.
- Закупаем оборудование.
- Определяем количество сотрудников с указанием их зарплат.
- Дополнительные расходы на рекламу также следует вписать в бизнес-план.
Вопросы организации
Чтобы оформить данное направление как бизнес, достаточно пройти регистрацию в качестве ИП (индивидуального предпринимателя). Расходы в таком случае минимальны, и отчетность также не отнимет лишнего времени. Процедура регистрации займет около недели, что позволит быстро открыть свое дело. Получать разрешения или сертификаты, чтобы создать клуб виртуальной реальности, не потребуется, а вот некоторый бизнес-план лучше составить. Например:
- Название клуба.
- Подборка ассортимента.
- Стартовые вложения.
- SWOT-анализ конкуренции.
- Рекламная кампания.
- Маркетинговые ходы.
- Возможные риски и форс-мажоры.
Виртуальная реальность как бизнес — вполне осуществимая идея, если найти верный подход к делу. Документация для оформления ИП: заявление, ИНН, паспорт гражданина РФ, оплата госпошлины. По деньгам это порядка 800 рублей. Открытие ООО обойдется дороже — от 4000 рублей на 2017 год. Система налогообложения предусматривает 2 варианта: владелец платит 15 % (операционная прибыль) или 6 % от полученного дохода.
Актуальность бизнес-идеи
Виртуальная реальность как бизнес актуальна в крупных городах, где сосредоточено население со средним уровнем дохода. Интерес к компьютерным технологиям продолжает возрастать. Ещё совсем недавно были популярны интернет-клубы, а сегодня потребность в них отпала – каждый желающий может играть и работать за компьютером у себя дома.
То же самое может произойти в ближайшем будущем и с виртуальной реальностью. Пока оборудование для погружения в интерактивный мир недоступно широкой публике ввиду высокой стоимости, у инвесторов есть возможность зарабатывать на аттракционе ВР. Это направление сейчас активно развивается, потому что новая услуга привлекает тех потребителей, которым уже надоели традиционные развлечения.
Краткое резюме проекта
Цель инвестора – открыть аттракцион виртуальной реальности в одном из торгово-развлекательных центров города. Источник финансирования – собственные средства предпринимателя. Выбранная организационная форма – ИП. Режим налогообложения – упрощённый со ставкой отчислений 6% от дохода.
- удовлетворение спроса местного населения на развлекательные услуги;
- создание новых рабочих мест;
- пополнение местного бюджета за счёт налоговых отчислений.
Целевая аудитория
Виртуальной реальностью интересуются дети и подростки. Они составляют 60% целевой аудитории. Около 30% потенциальных клиентов – это парни и девушки от 18 до 30 лет. Примерно 10% ЦА – это люди старше 30 лет с активной жизненной позицией. Всех их объединяет желание попробовать что-то новое, неизведанное.
Преимущества и недостатки проекта
Главное преимущество бизнеса – небольшой стартовый капитал. Другие плюсы:
- высокий интерес к ВР со стороны молодёжи как к новому виду развлечений;
- быстрая окупаемость вложений;
- мобильность – аттракцион можно перевозить при необходимости;
- невысокий уровень конкуренции;
- есть возможности для развития путём открытия новых точек или расширения перечня услуг.
Финансовый план
Важно оценить экономические показатели проекта ещё на стадии планирования. Вся информация о вложениях и тратах на поддержание бизнеса вносится в финансовый раздел бизнес-плана. Также в нём содержатся расчёты ожидаемой прибыли, на основе которых проводится оценка рентабельности и определяется срок окупаемости инвестиций.
Стартовые вложения
На открытие аттракциона «Виртуальная реальность» понадобится 580 800 руб. Сюда входят траты на:
- регистрацию – 800;
- оборудование – 550 000;
- рекламу – 30 000.
Итого: 580 800 рублей.
Текущие расходы
К ежемесячным тратам относятся:
- аренда – 60 000;
- заработная плата работнику – 15 000;
- реклама – 10 000;
- страховые взносы с ФОТ.
Всего: 85 000 плюс отчисления в фонды.
Доходы и расчёт предполагаемой прибыли
Если ежедневно аттракцион будет посещать хотя бы 10 человек, 5 из которых оплатят десятиминутный сеанс, а остальные – двадцатиминутный, то дневная выручка составит 4250, а среднемесячная – 127 500 рублей. Для расчёта прибыли отнимем от этой суммы налоги и текущие траты:
- 127 500 х 0,06 = 7650 – налог 6% от дохода;
- 127 500 – 7650 – 85 000 = 34 850 рублей – чистая прибыль.
Справка. В местах с высоким трафиком виртуальную реальность могут посещать от 20 до 40 человек ежедневно. В этом случае прибыль увеличится в 2–4 раза.
Примерный срок окупаемости инвестиций – 1 год, а при большой загрузке – 6–8 месяцев.
Виртуальная реальность как бизнес – экономически привлекательная идея, которую легко реализовать в большом городе. Основные критерии достижения успеха – удачное расположение аттракциона, грамотно построенная маркетинговая и ценовая политика, регулярное обновление игр.
Регистрация
Выбирая форму предпринимательской деятельности, мы останавливаемся на формате индивидуального предпринимательства. Процедура регистрации упрощенная и экономичная (оплата госпошлины – 800 рублей). Необходимо подать заявление в налоговую службу по форме Р21001, представить копию паспорта будущего ИП и, соответственно, квитанцию об оплате госпошлины. Кроме того мы выбираем упрощенную систему налогообложения (УСН) с налоговой ставкой 15%. Также для ведения соответствующей деятельности в налоговой необходимо прописать код ОКВЭД 92.29 «Услуги зрелищно-развлекательные».
Больше никаких разрешений не требуется для ведения бизнеса в этой сфере. Заложим в бюджет 2 000 рублей на оформление и регистрацию.
Аренда помещения
Для работы необходимо помещение в популярном торгово-развлекательном центре, где постоянно есть покупатели и гости центра. Особенно привлекательно установить такой аттракцион на 2-м этаже недалеко от кафе, куда взрослые и дети будут идти на перекус и могут попутно заглянуть к вам.
Аренда в популярном торгово-развлекательном центре крупного города будет стоить недешево. Нам необходимо 15 кв. м для установки 5 аттракционов. Стоимость такой площади будет около 80 тыс. рублей в месяц. В эту оплату входят стоимость разрешений от пожарной инстанции и уборка. Кроме того, в стоимость вложена оплата коммунальных платежей, поэтому выделять деньги еще и на это не требуется.
Нам необходимо заключить договор аренды с администрацией торгово-развлекательного центра и оплатить аренду за 2 месяца (160 тыс. рублей).
Покупка оборудования
Выбор аттракционов виртуальной реальности очень важен в этом бизнесе, от его качества будут зависеть количество поддерживаемых игр и бесперебойная работа аттракционов. Оборудование необходимо закупить до открытия, протестировать его и найти специалистов, которые при необходимости его быстро починят.
Наименование | Цена, руб. | Количество | Сумма, руб. |
Шлем виртуальной реальности Okulus Rift | 55 000 | 5 | 275 000 |
Сменные линзы | 30 000 | 5 | 150 000 |
Монитор | 20 000 | 3 | 60 000 |
Клавиатура и мышь | 500 | 3 | 1 500 |
Беспроводные наушники | 800 | 5 | 4 000 |
Ноутбук с дискретной видеокартой | 40 000 | 1 | 40 000 |
Кресла | 2 000 | 5 | 10 000 |
Итого | 540 500 |
Особенно очки необходимо выбирать качественные, с гарантией, т.к. от них в большей степени будет зависеть эффект.
Мы предлагаем посетить виртуальный мир по достаточно приемлемой стоимости:
Длительность сеанса | Цена, руб. |
10 минут | 350 |
20 минут | 500 |
30 минут | 800 |
40 минут | 900 |
50 минут | 1200 |
60 минут и более | 1350 |
Шлем Oculus
На данный момент оборудование не поступило в массовые продажи на территории РФ, но доступно предпринимателям в качестве версии для разработчиков. Цена на представленный аппарат с учетом пересылок и наценку посредников варьируется от 40 до 60 тысяч рублей. Что касается ассортимента игр к нему — компания Oculus VR разработала внушительную коллекцию для конкретной аппаратуры. Впрочем, потребитель не сетует на отсутствие игр: достаточно пассивного изучения виртуального мира с помощью аттракциона.
Персонал
Для открытия уголка виртуальной реальности в торгово-развлекательном центре нужен консультант и человек, который будет продавать эту услугу. При небольшом количестве посетителей обязанности можно совместить для одной должности. Также можно работать самому собственнику бизнеса с одним сотрудником. 5 дней в неделю будет работать наемный сотрудник, 2 дня его будет подменять сам владелец.
Оклад устанавливается минимальный: 6 тыс. рублей, кроме которого сотрудник будет получать % от продаж.
Если собственник не будет на первом этапе тратить деньги на сотрудников, рентабельность будет выше.
Кадровые вопросы
При установке современного аттракциона виртуальной реальности бизнес-план обязательно должен включать графу «Кадры». Плюсом этого бизнеса является отсутствие необходимости в большом количестве персонала. На стартовом этапе потребуется нанять:
- несколько операторов с возможностью работы посменно,
- администратора,
- бухгалтера (на основе аутсорсинга),
- охрану (если это необходимо).
На начальном этапе игровой клуб потребует незначительных вложений. Также можно сэкономить бюджет: например, взять на себя функции бухгалтера или оператора. Что касается охраны — обычно торговый центр берет на себя эти обязанности, входящие в стоимость аренды места. Финансовые расходы на зарплату по плану: оператор получает в среднем 20 тысяч рублей, бухгалтер через аутсорсинг порядка 5 тысяч рублей.
Маркетинг и реклама
Прежде чем закупать оборудование и арендовать торговую площадь, необходимо проанализировать конкурентов, их удаленность от вашей торговой точки, их предложения, цены на сеансы и ассортимент предложения.
Для открытия аттракционов виртуальной реальности необходимо использовать следующие инструменты:
Наименование | Сумма, руб. |
Печать флаеров и каталогов игр | 15 000 |
Реклама в ТРЦ | 10 000 |
Итого | 25 000 |
Кроме того, в первый день работы устанавливается специальная скидка на услугу в 15%.
Ежемесячно надо будет тратить на рекламу около 10 000 рублей.
Для привлечения посетителей будем использовать акции и специальные предложения. Например:
- Ежемесячно акция 30%: в течение 3 дней в малопосещаемое время с 10:00 до 13:00.
- При посещении группы более 10 человек скидка 15%.
- Розыгрыш призов за репост в соцсетях (приз: 20 минут бесплатного сеанса).
- Семье из 3-х человек скидка 15% каждого первого и последнего числа месяца.
- Скида в день рождения 20%.
Вложения в рекламную кампанию тоже необходимо добавить в смету ежемесячных расходов. Добавить сумму в размере 30 тыс. рублей в рекламный бюджет. Итого 10 тыс. рублей на флаеры + 30 тыс. рублей на рекламную кампанию, получается 40 тыс. рублей ежемесячно.
Покупка франшизы
Приобретение франшизы VR поможет сократить время и расходы на продвижение проекта. Сотрудничество с раскрученным брендом дает возможность использовать его имя, слоганы, интеллектуальную собственность. Учитывая, что виртуальная реальность как явление еще недостаточно прочно вошло в жизнь, затраты и время продвижения собственного бизнеса будут достаточно велики. Это может стать опасным затруднением, способным сделать развитие проекта попросту невозможным.
Покупка франшизы дает возможность решить большую часть проблем еще до их возникновения. Использование известного имени, наработок и возможностей известного клуба, бренда или компании VR снизит риски, сократит до минимума время продвижения проекта и в кратчайшие сроки выведет его на максимально возможный уровень доходности.
Компания-франчайзер производит консультационную, техническую поддержку на всех этапах деятельности начального периода, предоставляет доступ к товарному знаку, программному обеспечению, проводит тренинги, обучающие семинары, прочие обучающие мероприятия.
Примеры бизнеса и франшиз
Существует масса вариантов приобретения франшизы по той или иной цене, с различным сроком окупаемости или доходностью. В качестве примера можно привести франшизу клуба «Империя VR», имеющей несколько сетевых направлений как в России, так и за рубежом.
Компания ведет полное консалтинговое сопровождение клиента, предоставляет все необходимые средства ведения бизнеса. Проект имеет весьма привлекательный срок окупаемости — около 2-3 месяцев, но это полностью зависит от условий работы и эффективности пользования.
Кроме того, привлекательными выглядят многие другие варианты, например, франшиза виртуальной реальности FIBRUM. Заработок возможен как на демонстрации аттракционов, так и на реализации оборудования, в частности — шлема VR. Привлечение дополнительных элементов в бизнесе увеличивают его успех, позволяют расширить количество пользователей, усиливает интерес к направлению.
Также известны и могут быть рассмотрены другие варианты:
- «Виртуальный Мир»
- «VersusVR»
- «Полет на Драконе» и т.д.
Цены и доходность бизнеса
В данной индустрии работает принцип рыболовного крючка: дать попробовать и затянуть. Даже при стоимости 1 сеанса в 100–200 рублей за промежуток в 10 минут потребитель будет уверен, что цена развлечения довольно маленькая. Впрочем, тут работает простая психология, и человек захочет продолжать сеанс дальше, потому что процесс затягивает. Это позволяет рассчитывать на хорошие прибыли в итоге. Главное: игра не должна быть слишком короткой, чтобы на первом этапе не расстраивать клиентов.
Важный момент! Многие продавцы готового бизнеса на аттракционах «под ключ» уверяют, что предприниматель сможет рассчитывать на прибыль в 400–500 тысяч рублей уже в первые месяцы работы после покупки их оборудования. Это не совсем так. Любая бизнес-идея строится на цифрах и фактах. Оптимальная ежемесячная прибыль от виртуальной реальности составляет от 150 до 170 тысяч рублей. Это зависит от места расположения, персонала, а также от того, насколько интересным окажется предложение для клиента.
Как рассчитать стоимость услуги
Хорошим решением станет введение цены в зависимости от длительности сеанса.
- 10 минут — 350 рублей
- 20 минут — 500 рублей
- 30 минут — 800 рублей
- 60 минут и более — 1200 рублей
Также можно ввести подарочные карты на посещение аттракциона. Для постоянных клиентов возможны абонементы.
Сферы применения VR
Сегмент развлечений
VR дает новый опыт погружения, более плотно связывает игрока, персонажа и игровую среду.
Убивайте зомби своими руками в игре Arizona Sunshine
Игра Terminator VR Arcade для LBE — развлечений в специальных местах: игровых клубах, центрах, парках виртуальной реальности
Маркетинг
VR позволяет создать быстрый и мощный wow-эффект; презентовать товар и услугу, которую в реальности продемонстрировать сложно; показать объем пространства, планировки объекта, который может быть еще не построен.
В Modum Lab разработали виртуальный шоурум апартаментов YE’S
Тест-драйв Volvo
Обучение
VR в обучении позволяет повысить эффективность подачи материала — можно поместить человека в такие ситуации, которые сложно или дорого смоделировать в реальности; проанализировать, как человек будет действовать в нестандартной ситуации. В банковском деле сотрудники могут отрабатывать сценарии общения с клиентами.
Компания BIOCAD применяет тренажер от Modum Lab для отработки навыков в виртуальной реальности
Уроки химии от проекта MEL Science
Медицина
С помощью VR можно обучать хирургов, тренировать навыки врачей, консультировать пациентов.
The Susan Project — VR-симулятор для медицинских сотрудников в психиатрии
Какие VR-системы есть на рынке
Мобильный VR
В мобильных системах основные функции на себя берет смартфон, который устанавливается в фирменную гарнитуру, то есть шлем получается многокомпонентным. Они удобны, понятны в использовании, прогнозируемы с точки зрения разработки. С одной стороны, это возможность попробовать VR недорого. Но с другой, такие коробочки — это пробники, а серьезных решений на них не сделать.
Виртуальные очки Daydream от Google.
Виртуальные очки Gear VR от Samsung.
Standalone
Standalone VR-шлемы включают в себя все необходимые технические компоненты в едином корпусе ЦПУ (центрального процессорного устройства) и графический процессор, дисплеи и, иногда, даже стереодинамики. Они полностью автономны, смартфон не нужен, вся «начинка» уже встроена внутрь. Эти шлемы получили большую популярность, так как довольно дешевые и простые в использовании.
Очки виртуальной реальности Oculus Go.
Стационарный
Система виртуальной реальности (шлем, система трекинга) подключается к персональному компьютеру. Вы можете делать довольно мощную процедурную графику. У шлемов есть пространственные джойстики, они — продолжение рук пользователя.
Шлем виртуальной реальности HTC Vive.
Виды виртуальных франшиз
Какие форматы франшиз можно отыскать в России? Один из способов погружения в виртуальную реальность – применение шлемов производства компании Oculus VR. Известны несколько зарекомендовавших себя моделей, среди которых пользуются популярностью Oculus Rift и Oculus Rift DK2. Закупая продукцию за рубежом и преодолевая цепочку таможенных злоключений, отечественные бизнесмены организуют на основе редкого в России товара небольшой бизнес. В течение 5-10 минут они разрешают клиентам насладиться виртуальной реальностью и зарабатывают на этом хорошие деньги. В качестве примера франшизы аттракционов на основе шлемов Oculus VR можно назвать «Аттракцион виртуальной реальности 360°». По расчетам франчайзера, для старта партнеру потребуется сумма от 60-150 тыс. рублей, которая окупится уже через 1-2 месяца. Ежемесячные затраты владельцы франшизы обозначают в размере 35-40 тыс. рублей, а возможную прибыль – до 180 тыс. рублей при максимальной нагрузке.
Данный сегмент не стоит на месте и постоянно пестрит новинками. В частности в 2015 году на рынок вышла франшиза бренда Fibrum, которая основана на использовании мобильных шлемов виртуальной реальности, аналогов которым на российском рынке еще нет. Шлем работает с любым смартфоном с диагональю от 4 до 6 дюймов и не зависит от вида платформы (подходит для iOs, Android, Windows Phone). За прокат взимается сумма около 150-200 рублей. Для открытия своей прокатной точки потенциальному франчайзи понадобиться от 158-228 тыс. рублей и 2-5 кв. метров площади в киоске или островке ТЦ. Роялти устанавливается в размере 10% от оборота, но платежи должны составлять не менее 10 тыс. рублей. По данным франчайзера, окупиться бизнес должен уже через 1-2 месяца после старта.
Другие виды франшиз близки по своей сути к технологиям 5D-кинотеатров. В частности, среди предложений выделяется франшизы отечественной компании Yotto Group. На основе разработок собственных инженеров компанией были созданы так называемые интерактивные кинотеатры и аттракционы Exo Box и Exo Skelet. Главное их отличие от 5D в интерактивности. При помощи джойстика посетитель может управлять движением платформы и совершать какие-либо действия, например, стрелять и поражать цели, а следовательно, управлять сюжетом фильма или игры. В результате клиент становится активным участником происходящего, а его удачи или неудачи добавляют в процесс соревновательный фактор. Также как и в 5D, у предпринимателя есть возможность снабдить аттракционы спецэффектами («Ветер»,«Брызги воды», «Шипение в шею», «Молния» и «Мышиные хвостики»). Инвестиции в интерактивные аттракционы от Yotto Group составят от 1,7-2,5 млн. рублей, а окупиться вложенное в течение 6-12 месяцев с момента запуска аттракциона. Заключая договор, в зависимости от формата франшизы франчайзи обязуется выплачивать роялти в размере либо 5% от оборота либо 40 рублей с запуска одного экзофильма. В теории франчайзер обещает партнерам прибыль от 300 тыс. рублей в месяц.
Еще один трендовый бизнес, в котором начинают развиваться франшизы, связан с созданием уникальных видео и «живых» 3D фотографий. В специальных мобильных студиях посетители могут сняться в забавном клипе. К зеленому фону, как в кино, добавляется виртуальная реальность. Популярными забавами в частности стали «танцующие головы», когда к головам героев в клипе подставляются остальные виртуальные танцующие части тела. Также распространены студии дополненной реальности, где невымышленным в клипе остается лишь сам герой, а вся обстановка вокруг него проектируются на компьютере. В результате на экране человек может увидеть себя в роли укротителя хищных животных, в роли популярной телезвезды и т.д. В качестве примера франшизы студии 3 в 1 («танцующие головы», дополненная реальность и оживающие 3D-фото) можно привести сеть Sugar Dance – проект российской компании GreenRoomWorkers. На площади в 4 кв. метра в ТЦ компания предлагает поместить студию со всем оборудованием, общий вес которого составляет всего 92 кг. По примерным оценкам, для старта по этой франшизе понадобится сумма от 430 тыс. рублей. Приобретать полный пакет будущему партнеру необязательно. Телевизоры, видеокамеру, акустическую систему и бесперебойник можно купить на месте и провести запуск самостоятельно.
Наконец, самыми популярными направлениями можно назвать аттракционы воссозданной реальности, где человек сам без каких-либо устройств-посредников принимает участие в действии. Самый ходовой формат франшиз – квест-румы. Посетители квест-румов попадают в запертую комнату и за определенное время (обычно 60 минут) стараются решить головоломки и загадки для того, чтобы найти выход наружу. Подробный обзор франшиз квест-румов читайте в отдельном материале нашего портала.
Выбор в пользу франшизы: на что обратить внимание
Первое, что необходимо узнать перед выбором франшизы – возможно ли сотрудничество в определенном городе и распространяется или нет на него эксклюзивное право по ведению бизнеса, т.к. город может быть занять действующими франчайзи. Как для самостоятельной работы, так и по системе франчайзинга, предпринимателю понадобится юрлицо (наиболее подходящий вариант – ИП). Независимо от формата работы (стационарное размещение или работа с выездом на частные мероприятия) и места аттракциона, предприниматель обязан платить налоги. Франчайзер предложит параметры необходимой площади и даст рекомендации по проходимости места. Важно, чтобы компания напрямую поспособствовала снижению арендной ставки и помогла в переговорах с арендодателями. Отдельного помещения для открытия может не потребоваться вовсе. Так для установки игрового аттракциона Exo Skelet нужна свободная площадь в размере 10,5 кв. метров в торговом центре, а для аттракционов на основе виртуальных шлемов, хватит и 1-5 кв. метров. В последнем случае не стоит забывать о том, что некоторые ТЦ требуют оплату не только за тот квадрат, где будет размещена торговая стойка, но и за то место, на котором будет находиться сам администратор. В некоторых случаях без закрытого помещения не обойтись. Так для интерактивного кинотеатра Exo Box необходимо помещение с высотой не менее 3,5 метров, шириной 6 метров и глубиной 5 метров.
Основной пункт франшизы аттракционов – это оборудование. Если франчайзер предлагает не собственные, а перекупленные аппараты, следует обязательно поинтересоваться их рыночной ценой и сравнить ее со стоимостью франшизы. Если речь идет о шлемах виртуальной реальности, то предоставляться они должны в настроенном виде, а в комплекте должен идти пакет для выбора игр. Многие компании являются разработчиками собственных игр. Оценить их качество лучше всего будет самостоятельно до заключения договора. Также франчайзеры обычно предоставляют компьютер и ПО для запуска игр и учета посетителей. Некоторые компании, например, Yotto Group, предоставляют техническое обслуживание аттракционов по гарантии, которая может выдаваться на срок 1-2 года. Также владелец франшизы дает возможность постгарантийного обслуживания. Важно также, чтобы головной офис был заинтересован в обновлении продукта и регулярно снабжал партнеров новыми играми, 5D-фильмами и прочим. Вместе с комплектами оборудования и материалами для работы точки (стенды, стойки, униформа сотрудника и т.д.) франчайзер может поставлять партнерам товар для розничной продажи (например, шлемы или очки). Некоторые аттракционы используют в работе различные музыкальные композиции (например, сеть аттракционов Sugar Dance). Предпринимателю следует убедиться в том, что весь контент имеет необходимые лицензии и сертификаты и не нарушает авторских прав.
Пристальное внимание следует уделить доставке. Обычно стоимость перевозки включается в пакет франшизы, однако процессом транспортировки может руководить как компания, так и сам франчайзи. Сроки доставки будут напрямую зависеть от расстояния, а также иных факторов, например, поставок из-за рубежа или загруженности производства, если компания является производителем оборудования. К примеру, аттракцион Exo Skelet прибудет до адресата через 30-60 дней после заказа. Зачастую оборудование довольно компактно и для его перевозки может хватить минивэна.
В отличие от франшиз прочих сфер, к франчайзи предъявляется минимум требований по персоналу. Роль менеджера точки может выполнять сам франчайзи. От правообладателя он должен получить лишь консультации по пользованию аттракционом и алгоритм работы. Зачастую все инструкции предоставляются в удаленном режиме (телефон, электронная почта, Skype) и предпринимателю даже не требуется приезжать в головной офис компании. Процедура контроля обычно сводится к предоставлению ежемесячных отчетов по основным финансовым показателям.
На основе своего опыта франчайзер может существенно помочь с рекламой, предоставив дизайн-макеты и поделившись рекомендациями по продвижению. Обычно в данном виде бизнеса эффективны штендеры, стойки и постеры, чтобы люди могли издалека понять, что именно им предлагают, а также реклама в социальных сетях. Действеннее этих методов считается только живое наблюдение за посетителями. Сам аттракцион обычно транслирует позитив игроков и собирает вокруг себя потенциальных клиентов. Если аппараты позволяют устраивать соревнования между игроками, то хорошим ходом будет система накопления бонусных балов и скидок за успешное прохождение игры. В этом бизнесе хорошую службу может сослужить сарафанное радио, благодаря которому предприниматель может оказывать услуги с выездом на вечеринки, корпоративы и свадьбы.
В итоге
Бизнес на аттракционах виртуальной реальности считается достаточно популярным и, как можно увидеть по нашему бизнес-плану, вполне прибыльным. В планах увеличить арендуемую площадь, закупить еще 2-3 аппарата. Через год в стратегических целях стоит открытие аналогичных точек аттракционов в других торговых центрах и, возможно, открытие клуба виртуальной реальности в центре города. Там будут присутствовать разные модели аттракционов, более широкий ассортимент игр и видео, которые привлекут любителей этого досуга.
Источник