Первая в мире страна узаконила биткоин в качестве платежного средства
Биткоин стал официальным платежным средством в Сальвадоре в результате принятия соответствующего закона парламентом страны. Президент страны Найиб Букеле сообщил, что подпишет документ в ближайшее время, после чего тот «немедленно» вступит в силу. Для создания инфраструктуры под платежи в криптовалюте будет дано 90 дней.
Принятие биткоинов к оплате станет обязательным в стране. Глава Сальвадора подчеркнул, что криптовалюта будет законным платежным средством наравне с долларом США.
Также правительство планирует создать официальный криптокошелек, и будет хранить в нем биткоины на сумму в $150 млн в трастовом фонде на базе Банка развития Сальвадора, чтобы гарантировать возможность автоматического и мгновенного обмена BTC на доллар США. По словам Букеле, создание современной финансовой инфраструктуры уже в ближайшее время поможет создать новые рабочие места.
Согласно закону, цены в Сальвадоре могут устанавливаться в биткоинах, также в криптовалюте можно будет уплачивать налоговые отчисления. Обмен биткоинов не будет облагаться налогом на прирост капитала, при этом обмениваться на доллары биткоины будут по рыночному курсу.
В то же время в бухгалтерских целях в законе подчеркивается, что легализация биткоина не означает полную замену доллара США, он по-прежнему будет использоваться в бухгалтерии в качестве базовой валюты.
В 1934-2000 годах официальной валютой Сальвадора считался названный в честь Христофора Колумба колон. Однако с 1 января 2001 года законным платежным средством в стране был признан доллар США, курс которого к колону был установлен как 1 к 8,75. К настоящему времени колоны в Сальвадоре выведены из обращения и единственной валютой в стране является доллар США.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник
Дума приняла закон «О цифровых финансовых активах». Что важно знать
22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Документ дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами. Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года.
Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».
Что нужно знать о новом законе
Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснил, что криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг.
Также из документа убрали уголовную и административную ответственность. По словам старшего юриста налоговой практики Bryan Cave Leighton Paiser (Russia) LLP, преподавателя Moscow Digital School Дмитрия Кириллова, это не значит, что такие нормы не будут вынесены в отдельный законопроект. На это намекает заключение Правового управления Госдумы.
«По сравнению с майской редакцией законопроект был существенно переработан. Нормы о регулировании цифровой валюты (криптовалюты в привычном понимании) из отдельного закона перенесены в закон о ЦФА», — пояснил эксперт.
Понятие цифровой валюты закреплено в п. 3 ст. 1 законопроекта «О ЦФА». Оно сделано универсальным и позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Банка России, но и, например, к биткоину.
«Это положительное изменение, поскольку изначально в ГК РФ, в закон о краудфандинге и в законопроект «О ЦФА» закладывалось российское происхождение криптоактивов, что выводило за рамки правового поля весь массив мировых криптоактивов и делало перспективы российского крипторынка весьма призрачными», — добавил Кириллов.
По смыслу законопроекта цифровая валюта признается имуществом, но не цифровыми правами, что может потребовать изменений в Гражданский кодекс. Оборот криптовалют в новой редакции регулируется ст. 14 законопроекта.
«Из текста исключены наиболее одиозные положения, позволяющие получать и передавать цифровую валюту только в наследство, в банкротстве или в исполнительном производстве. В то же время сохранен запрет российским резидентам принимать цифровую валюту в оплату товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой», — подчеркнул юрист.
Сохраняется необходимость декларирования (теперь оно названо информированием) о владении цифровой валютой и о сделках с ней. Это является условием судебной защиты таких операций.
По новой редакции законопроекта «О цифровых финансовых активах» криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать другие сделки, но нельзя платить ей российским резидентам. В этом есть определенное противоречие, поскольку само понятие криптовалюты в том же документе предполагает ее использование в качестве средства платежа.
В законопроекте сделана отсылка к отдельным законам, которые будут регулировать майнинг, организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России. Не исключено, что эти законы будут содержать иные ограничения для таких операций, предупредил Кириллов.
«В целом новая редакция законопроекта уже не выглядит такой драконовской, как майская, но все еще олицетворяет борьбу Центробанка с денежными суррогатами», — заключил специалист.
Проблемы закона «О цифровых финансовых активах»
21 мая 2020 г. в Минэкономразвития был направлен ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалют и предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушения в их использовании. Сначала документы раскритиковали в сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких министерствах, в частности, в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи.
В Российской Ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий (РАКИБ) предупредили, что утверждение документов в майской редакции нанесет «невосполнимый ущерб России». После критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили их на доработку.
Руководитель правового комитета РАКИБ, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Елена Гультяева напомнила, что закон «О цифровых финансовых активах» находится на рассмотрении в Госдуме более двух лет. Однако вынесенная на рассмотрение во втором чтении редакция не предусматривает регулирования всего спектра отношений по поводу создания и оборота цифровых активов.
Законопроект по-прежнему не предусматривает возможности удаленной идентификации участников сделок, что не предоставит полноценной возможности привлечения инвестиций на рынок. Однако принятый во втором чтении законопроект может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в России, считает эксперт. Она добавила, что для этого в законодательстве должны отсутствовать нормы, препятствующие легальному обороту любых цифровых активов, включая криптовалюту.
«В этом смысле положительно оцениваем включение в законопроект понятия цифровой валюты. Сейчас необходим взвешенный подход к формированию закона о цифровой валюте с тем, чтобы принятые нормы обеспечивали баланс интересов государства и бизнеса и предоставляли правовые гарантии участникам для работы с инновационными инструментами», — заключила Гультяева.
«Ключевым для индустрии является закон о цифровой валюте»
Срок вступления закона «О ЦФА» в силу обусловлен началом следующего года, 1 января 2021 г. Сейчас в правительстве идет активная работа по согласованию позиций относительно документа «О цифровой валюте». К сентябрю законодатели надеются прийти к тексту, который больше всего будет готов к публичному обсуждению. В правительстве есть диаметрально противоположные позиции касательно легализации или запрета нового вида активов.
Директор по развитию биржи EXMO Мария Станкевич подчеркнула, что ключевым для индустрии является именно закон «О цифровой валюте», который все еще находится в стадии обсуждения. Именно к этому документу направлялись правки в Минэкономразвития и Госдуму напрямую. По словам Станкевич, закон «О ЦФА» представляет скорее глоссарий понятий, от которого в дальнейшем можно будет отталкиваться в законотворчестве.
«Мы надеемся, что новый документ будет более полный и будет содержать большое количество обновлений, которые были ранее направлены в качестве поправок. Но мы считаем, что радоваться еще рано, поскольку, как мы уже упомянули, текущий закон — не что иное, как глоссарий. Впереди нас могут ждать сюрпризы», — предупредила Станкевич.
О том, что власти России должны активнее принимать меры по цифровизации экономики и высокотехнологичных отраслей, чтобы «расширить горизонты развития» и «создать новую структуру нашей экономики», в середине июля 2020 г. заявил президент Владимир Путин. Он призвал правительство решительнее и активнее действовать, чтобы страна была глобально конкурентоспособна.
В текущем году российские власти разработали план поддержки высокотехнологичных компаний. Цель — стимулировать экспорт российского софта и вернуть российские стартапы из других юрисдикций обратно в страну. При введении регулирования рынка цифровых денег на преференции смогут рассчитывать и блокчейн-проекты. В России помимо программ для цифровых денег разрабатывается и «железо», например, устройства для хранения ЦФА.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник
Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России
1 января 2021 года в России вступит в силу закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА). В Госдуме его рассматривали более 2,5 лет, он был принят и подписан президентом Владимиром Путиным летом нынешнего года. Moscow Digital School опубликовала подробный анализ федерального закона.
Последняя версия закона «О ЦФА» существенно отличается от принятой в первом чтении. Документ был представлен с пакетом актов — проектами трех федеральных законов, касающихся непосредственного регулирования рынка криптовалют, а также уголовной и административной ответственности за нарушения новых правил. Последние акты были направлены на доработку после резко негативной реакции сообщества и бизнеса.
Пробелы в регулировании
Юристы Moscow Digital School подчеркнули, что из-за ряда пробелов в регулировании, для многих сторон криптобизнеса ситуация осталась без изменений. Многие термины, используемые криптосообществом, уже были изобретены и успешно используются в мировой практике, однако в законе о ЦФА вместо них применяются свои собственные, которые вводят новые правовые институты и создают неопределенность.
В отличие от ряда зарубежных стран, в законе нет регулирования для некоторых типов токенов и криптовалют с разным функционалом и сущностью. При этом под определение цифровой валюты в соответствии с документом «О ЦФА» могут подпадать, например, бонусы, а также используемые в электронной коммерции сертификаты. За рамками понятий остались многие виды деятельности, прежде всего, майнинг.
«Тогда как от Закона о ЦФА ожидали введения единого аппарата и понятийной правовой базы для всего криптовалютного рынка в целом, в результате он стал основой исключительно для цифровизации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву — которые сложно выводить на международный рынок», — говорится в отчете.
В документе присутствуют противоречащие друг другу нормы. Например, согласно определению, данному в законе «О ЦФА», цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией. Однако в соответствии со ст.14, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой.
Специалисты уверены, что авторам закона так и не удалось выработать адекватное определение цифровой валюты. В документе говорится: «криптовалюта — это токены, по которым отсутствует обязанная сторона». Такое определение от противного позволяет отнести к криптовалюте большое количество различных электронных записей (аккаунты, электронную валюту и так далее). Поэтому авторы дополнили, что криптовалюта — это не любые записи, а те, что могут быть либо средством платежа, либо инвестирования.
По новому закону судебная защита прав на цифровую валюту возможна лишь в случае, если она специальным образом декларировалась и с нее выплачивались налоги (п. 6 ст. 14). Неясно, как это будет проверяться — в декларации доходы от продажи цифровой валюты могут указываться совершенно по-разному, а хранение цифровой валюты (без извлечения дохода) никогда не требовалось отдельно декларировать. Вероятно, ФНС или Минфин позднее дадут разъяснения по этому поводу.
«Также, разумеется, чрезвычайно сомнительна сама идея, что для получения судебной защиты собственник цифровой валюты должен подтверждать выполнение неких публичных обязанностей — почему уплата или неуплата налогов влияет на наличие судебной защиты, то есть, по существу, на само право собственности?», — задаются вопросом в Moscow Digital School.
Пока в законе «О ЦФА» нет норм, посвященных майнингу. В конце августа Минфином был разослан в профильные ведомства пакет законопроектов о внесении поправок в еще не вступивший в силу документ. В нем косвенно упоминается добыча криптовалюты и написание софта. Однако в том же пункте установлен запрет на получение оплаты за такие действия в цифровой валюте.
На практике майнеры, как правило, получают вознаграждение именно в виде криптовалюты. Если предлагаемый пакет законопроектов будет принят, российским предпринимателям, занимающимся добычей криптовалюты, придется искать обходные пути, чтобы не попасть под административную и уголовную ответственность, которую также предлагает ввести Минфин, предупредили юристы.
Биржи и обменники
Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Они по сути являются криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству цифровыми правами. На сегодняшний день такими специальными законами являются ФЗ об инвестиционных платформах и ФЗ о ЦФА. Операторы обмена могут организовывать торговлю утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов.
Существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например, биткоином и Ethereum, не подпадают под определение нового субъекта и остаются неурегулированными. Закон о ЦФА прямо допускает возможность организации на территории России площадки для обмена криптовалют.
Закон устанавливает требования «деловой репутации» к исполнительным органам информационной системы, оператора обмена ЦФА. Такие требования включают отсутствие неснятой и непогашенной судимости, отсутствие за последние годы фактов привлечения к административной или уголовной ответственности в связи с банкротством, в связи с деятельностью финансовой организации, сведений о причастности лиц к экстремистской деятельности или терроризму и др.
Оператор обмена ЦФА обязан хранить информацию о сделках с ЦФА не менее 5 лет. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности информационных систем и операторов обмена ЦФА, например, к операционной надежности и к предоставлению отчетности. Подобные требования могут усилить транспарентность, а также повысить безопасность.
«Однако при установлении требований должен учитываться принцип технологической нейтральности, то есть возможность использовать любые технологии безопасности, а не только те, которые разработаны или установлены государством», — подчеркнули юристы.
Закон устанавливает требования к рекламе ЦФА, в частности, необходимость предупреждать инвесторов, что предлагаемые активы являются высокорисковыми, и их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Такое требование о предупреждении инвесторов о возможных рисках покупки ЦФА распространено во многих странах (Франция, Швейцария, США).
Установлено, что реклама не должна содержать обещание выплаты дохода по ЦФА, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске. Реклама не должна содержать прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых ЦФА, что также является мерой защиты от введения инвестора в заблуждение, чрезмерных ожиданий в отношении инвестиций и обеспечения достоверной оценки инвестором таких инвестиций.
Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Вопрос налоговых последствий совершения сделок с криптовалютой остается открытым. В мире вопросы налогообложения чаще всего решаются за счет профильных разъяснений органов налоговой службы по системам уплаты налогов с операций с цифровыми активами.
«Оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что может привести к ряду затруднений и противоречий и, очевидно, будет работать против развития нового рынка», — пояснили эксперты.
В настоящее время в России не определен подход к косвенному налогообложению криптоактивов. В мае 2018 года Минфин выразил свое мнение о налогообложении криптовалютных операций для физических лиц.
«. особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен, физические лица должны самостоятельно исчислить налог и подать декларацию в инспекцию; налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение; до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы необходимо исходить из ст. 220 НК РФ», — говорится в письме Минфина.
Касательно корпоративного налогообложения в министерстве подчеркивали, что согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
«Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. При этом особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой главой 25 НК РФ не установлен», — объяснили в Moscow Digital School.
Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко предупредила, что с 1 января 2021 года криптобизнес, по сути, не сможет использовать криптовалюту для своих операций. Это значит, что ему будет невыгодно работать на территории России.
«На данный момент по смыслу закона запрещены будут именно операции по оплате в криптовалюте, теоретически операции по обмену криптовалюты на фиатные средства или другие криптовалюты (как конвертация) не ограничены. Не запрещено также и получение, например, зарплаты в криптовалютах. Смена юрисдикции крупного и не очень криптобизнеса — это то, что ожидает криптоэкономику в России, ведь ни одна из развитых стран не вводит запретов на использование криптовалют», — предупредила Левашенко.
По ее словам, поправки, предложенные Минфином, могут еще больше усугубить ситуацию. Например, ограничить возможность покупки криптовалюты, а также получения зарплаты в криптовалюте. Подобный запрет не только обесценивает криптовалюту, но и влечет отток бизнеса и капитала из России.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник