Банковские резервы это средства отложенные для будущих инвестиций

Содержание
  1. Как работает современная банковская система
  2. От фракционных резервов к фиктивным
  3. Как может иметь какие-то резервы компания-банкрот?
  4. Обязательные резервные требования
  5. Законодательная и нормативная база по обязательным резервным требованиям
  6. Депонирование обязательных резервов в Банке России (общие положения)
  7. Резервируемые обязательства
  8. Состав и категории резервируемых обязательств
  9. Обязательства, исключаемые из состава резервируемых обязательств (не включаемые в состав резервируемых обязательств)
  10. Порядок регулирования размера обязательных резервов
  11. Порядок составления Расчета
  12. Порядок представления Расчета
  13. Действия уполномоченного учреждения Банка России и кредитной организации в период регулирования обязательных резервов
  14. Порядок депонирования обязательных резервов путем выполнения кредитными организациями обязанности по усреднению обязательных резервов
  15. Предусмотренные случаи уменьшения по счетам обязательных резервов (использование обязательных резервов)
  16. Меры, применяемые Банком России при нарушении кредитной организацией обязательных резервных требований
  17. Источники информации по обязательным резервам

Как работает современная банковская система

На сайте Федерального резервного банка Нью-Йорка поясняется, что требования к банковским резервам влияют на возможность создания транзакционных депозитов банковской системой.

Если требование к резервам составляет, к примеру, 10%, банк, получающий вклад в размере $100, может выдать в качестве кредита $90 из этого вклада. Если затем заемщик выпишет чек кому-либо, у кого есть депозит на сумму $90, банк, получающий этот депозит, может выдать кредит на $81. И в ходе этого процесса банковская система может расширить первоначальный вклад в размере $100 максимум до $1000 (100+$90+81+$72,90+. =$1000).

Напротив, при требованиях к резервам на уровне 20% банковская система сможет расширить первоначальный вклад на $100 до максимума в $500 ($100+$80+$64+$51,20+. =$500).

Таким образом, повышение требований к резервам вызывает сокращение денежного обращения и, в свою очередь, снижение экономической активности.

Конечно, многие представители австрийской школы экономики критиковали банковскую систему с частичным резервным обеспечением. Например, Мюррей Ротбард (Murray Rothbard) писал:

Давайте разберемся, как работает процесс частичного резервирования при отсутствии центрального банка. Я создаю Rothbard Bank и вкладываю $1000 наличными (будет ли это золото или государственные облигации, неважно). Затем я «выдаю» $10 000 кому-либо на потребительские расходы или на расширение бизнеса. Как я могу «дать взаймы» намного больше, чем у меня есть? Ага, вот в этом и состоит магия «фракции» во фракционном резерве. Я просто открываю расчетный счет на $10 000, которые я с удовольствием одолжу г-ну Джонсу. Почему г-н Джонс придет ко мне за кредитом? Ну, во-первых, я могу брать меньший процент, чем сберегательные банки. Мне не нужно самому копить деньги, я могу создать их из ничего. (В XIX веке я бы мог выпускать банкноты, но теперь эту функцию монополизировала Федеральная резервная система). Так как бессрочные вклады в RothbardBank функционируют в качестве эквивалента наличным, денежная масса в стране только что волшебным образом увеличилась на $10 000. Мы имеем дело с мошенничеством, вызывающим инфляцию.

К сожалению, в то время как банки пытаются казаться неким подобием склада, вкладчиков систематически обманывают. Их денег там нет.

Английский экономист XIX века Томас Тук (Thomas Tooke) верно подметил, что «свободная торговля в банковской деятельности сродни свободной торговле в мошенничестве». Но в свободных условиях и при отсутствии поддержки правительства существуют некоторые серьезные преграды для такого мошенничества, или, как его еще называют, «нерегулируемой банковской деятельности».

Во-первых, почему кто-то должен мне доверять? Почему кто-то должен принимать чековый депозит RothbardBank?

А во-вторых, даже если мне доверяли, и я смог бы обмануть легковерных вкладчиков, есть еще одна серьезная проблема: в банковской системе существует конкуренция, и свободно можно стать игроком. В конце концов, RothbardBank имеет ограниченное количество клиентов. После того как Джонс возьмет у меня в долг чековый депозит, он намерен потратить эти деньги. Зачем еще платить за ссуду? Рано или поздно те деньги, что он потратит на отпуск или на расширение своей компании, будут потрачены на товары или услуги клиентов какого-то другого банка, пусть это будет Rockwell Bank. Rockwell Bank не особенно заинтересован в том, чтобы иметь расчетные счета в моем банке; ему нужны резервы, чтобы самому выстроить мошенническую пирамиду поверх своих наличных резервов. Итак, проще говоря, если Rockwell Bank получит чек на сумму $10 000, выписанный на Rothbard Bank, он потребует наличные, чтобы построить собственную инфляционную мошенническую пирамиду.

Но я, конечно, не смогу выплатить эти $10 000, так что мне конец. Я банкрот. Разоблачен. По справедливости, мне надлежит попасть за решетку как аферисту, но по крайней мере мои дутые чековые депозиты и я выбывают из игры и из денежной массы.

В результате при условии свободной конкуренции и без поддержки правительства мошенничество с частичными резервами будет существовать лишь в ограниченном масштабе. Банки могут формировать картели, чтобы помогать друг другу, но обычно картели на рынке не могут хорошо работать без правительственной поддержки, без правительственного давления на конкурентов, которые настаивают на дроблении картелей, в этом случае заставляя конкурирующие банки переплачивать…

Отсюда и берется стремление самих банкиров заставить правительство картелировать их индустрию с помощью центрального банка.

Примерно то же самое говорит и Рон Пол (Ron Paul):

В случае появления любой нестабильности мы наблюдаем попытку социализировать убытки, но люди редко задаются вопросом об источнике этой нестабильности. Экономист Хесус Хуэрта де Сото (Jesús Huerta de Soto) видит ее происхождение в институте фракционного резерва в банках. Это явление, при котором деньги вкладчиков, используемые в качестве наличных, могут также быть отданы в качестве кредита на спекулятивные проекты, а затем заново депонированы. Эта система работает до тех пор, пока люди не пытаются изъять все свои деньги одновременно. В случае подобного требования банки обращаются к другим банкам с просьбой предоставить ликвидность. Но когда проблема становится общесистемной, они обращаются к правительству.

Суть проблемы — в конгломерации двух различных функций банка. Первая — хранение, когда банки обеспечивают сохранность средств и предоставляют услуги по оплате чеком, доступу к банкомату, ведения документации и оплаты в режиме онлайн, за которые клиентам традиционно приходится платить. Второй тип услуг, предоставляемых банком, — это услуги кредитования, поиск инвестиций и рискованное вложение средств ради получения прибыли.

Институт фракционных резервов смешивает эти функции, так что хранилище становится источником кредитования. Банк выдает в качестве кредита деньги, которые были отданы на хранение и готовы для использования на расчетных счетах или иных формах чековых депозитов, и эти заемные средства повторно размещаются на чековых депозитах. И ими снова кредитуют, и снова размещают, и каждый вкладчик относится к заемным средствам как к зарегистрированному активу. В этом случае частичные резервы создают новые деньги, превращаясь в пирамиду на фракциях старых депозитов. Первоначальный депозит в размере $1000 благодаря этому «денежному множителю» превращается в $10 000. Фед увеличивает резервы на балансах банков-участников в надежде вызвать еще большее увеличение объема кредитования.

Будучи клиентами, мы полагаем, что наши деньги будут в сохранности, мы сможем забрать их в любой момент и никогда не допускаем, что их не может быть на месте, при этом ожидаем и прибыли от этих денег. Однако на реально свободном рынке существует тенденция к компромиссу: можно в свое удовольствие пользоваться услугой хранения или дать свои деньги взаймы и ожидать прибыли. Фед, поддерживая систему фракционных резервов и обещая одновременно и спасение банков в проблемной ситуации и создание денежной массы, пытается сохранить эту иллюзию.

Историю банковского законодательства можно рассматривать как тщательную попытку залатать пробоины в этой лодке. Так мы создали страхование депозитов, ввели доктрину «слишком больших, чтобы обанкротиться» компаний и одобрили схемы экстренных вливаний, чтобы держать на плаву нестабильную систему».

И по крайней мере некоторые люди утверждают, что банковская система с частичными резервами гарантированно создает неприемлемый уровень задолженности.

От фракционных резервов к фиктивным

Но что бы мы ни думали о банкинге с частичными резервами, соглашались ли с его критиками или нет, правда в том, что этой системы больше нет.

Как говорится в вышеуказанной статье нью-йоркского Феда: «На практике связь между резервными требованиями и эмиссией денежной массы не настолько сильна, как предполагается в нашем примере. Резервные нормы применяются лишь к операционным счетам, которые являются компонентом M1, узко определяемой меры денежной массы. К депозитам, компонентам M2 и M3 (но не M1), таким как сберегательные счета и срочные вклады, не применяются резервные требования, и они, таким образом, могут расширяться вне зависимости от уровня резервного капитала».

Читайте также:  Что такое биткоин бумажник

И как отмечает Стив Кин (Steve Keen), ссылаясь на Таблицу 10 в материале Yueh-Yun C. OBrien, 2007. «Reserve Requirement Systems in OECD Countries», Finance and Economics Discussion Series, Divisions of Research & Statistics and Monetary Affairs, Federal Reserve Board, 2007-54, Washington, D.C.: «Федеральная резервная система США устанавливает обязательную резервную норму в размере 10%, но применяет это требование лишь к депозитам физических лиц; у банков вообще нет резервных требований к депозитам юридических лиц. Таким образом, к огромным объемам займов не применяют никаких резервных норм».

С отменой закона Гласса–Стигалла депозиты могут быть использованы для спекуляций на любых существующих видах инвестиций с применением безумных объемов заемных средств. Вместо традиционного соотношения 10:1 банки-гиганты и хедж-фонды использовали гораздо более существенные объемы заемных средств.

Например, конгрессмен Кэптур сообщила Биллу Мойерсу (Bill Moyers), что в то время как на бумаге существуют требования к резервам в соотношении 10:1, у таких банков, как JP Morgan, соотношение заемных средств к собственным составляло 100:1. Она добавила, что при использовании производных размер плеча мог быть гораздо более высоким.

И вспомним также, что большая часть кредитов в нашей экономике проходит в основном через теневую банковскую систему, а не через традиционный депозитный банкинг.

Вот что было написано в WashingtonTimes в феврале 2009 года:

До прошлогоднего финансового кризиса банки предоставляли лишь $8 трлн из примерно $25 трлн непогашенных займов в Соединенных Штатах, в то время как традиционные рынки облигаций предоставляли еще $7 трлн, по данным ФРС. Самый большой объем заемных средств — $10 трлн — поступал от рынка секьюритизированных займов, который двадцать лет назад толком и не существовал…

Г-н Регалиа (главный экономист Американской торговой палаты) заявил, что 70% системы больше не существует».

Бернанке, Саммерс, Гейтнер и другие ребята все силы потратили на то, чтобы возобновить работу теневой банковской системы, и объем традиционного кредитования физлиц и малого бизнеса снизился. Так что, вероятно, доля займов, выдаваемых теневой банковской системой, снова сильно возросла по отношению к общему объему кредитов.

Федеральный банк Нью-Йорка продолжает:

Более того, Федеральная резервная система работает таким образом, что банкам разрешено приобретать резервы, необходимые в соответствии с требованиями рынка краткосрочного капитала, в течение такого времени, покуда они готовы платить преобладающую цену (процентную ставку по федеральным фондам) за заемные резервы. Соответственно, требования к резервам в настоящее время играют относительно ограниченную роль в денежной эмиссии в США. Иными словами, как мы уже не раз писали, получить доступ к резервам можно, стоит лишь предоставить безотзывные обязательства по ссуде.

Вот что заявил в своей речи в июле прошлого года Уильям Дадли (William C. Dudley), президент и генеральный директор Федерального резервного банка Нью-Йорка:

В зависимости от того, какая кредитно-денежная политика применялась в прошедшие декады, банки всегда имели возможность получить кредит, когда им было нужно. Именно поэтому ФРС взяла на себя обязательства по созданию достаточных резервов, чтобы сохранять процентную ставку по федеральным фондам на планируемом уровне. Если банки изъявляют желание получить кредит и это увеличит потребность в резервах, Фед автоматически удовлетворяет этот спрос, что отражается на кредитно-денежной политике. Учитывая возможность быстрого получения кредита, это не имеет никакого значения.

Бернанке вообще предложил отменить все требования к резервам.

По мнению руководства Федеральной резервной системы, в конечном счете ее операционная сеть позволит отменить минимальные резервные требования, которые создают дополнительные расходы и диспропорции в банковской системе.

И, по данным Стива Кина, примерно 6 стран ОЭСР уже покончили с требованиями к резервам (Кин подтверждает, что резервов нет в Австралии; я знаю, что и в Мексике их нет; предположительно, и в Канаде, Новой Зеландии, Швеции и Великобритании нет требований к резервам).

Как может иметь какие-то резервы компания-банкрот?

Все знают, что банки обязаны иметь резервы, и что банки-гиганты, предположительно, имеют чрезмерные резервы на огромные суммы.

Но имеет ли это значение, когда все, кто производит расчеты, говорят, что огромные банки (снова) не платежеспособны?

Особенно если убрать переоцененные до небес активы, заставить «шишек» вернуть свои забалансовые обязательства из структурных инвестиционных компаний обратно на балансы и прекратить все это надувательство, накручивания и другие фокусы (и Репо 105, которую применяли в Lehman, лишь малая их часть), то станет очевидно, что компании, слишком крупные, чтобы обанкротиться, были в еще более худшей ситуации, чем мультяшный Койот Вилли, который упал с высокой скалы на землю.

Так что «резервы», которые имеют эти слишком большие банки, дутые, созданные за счет налогоплательщиков, Дяди Сэма и старого доброго кукольного театра. У нас больше нет банковской системы частичных резервов. Резервы — это просто фикция.

Источник

Обязательные резервные требования

Законодательная и нормативная база по обязательным резервным требованиям

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» обязательные резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять обязательные резервные требования.

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 1 декабря 2015 года № «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Перечень балансовых счетов, остатки по которым включаются в состав резервируемых обязательств, определяется в соответствии с Положением Банка России от 27 февраля 2017 года № «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».

Бухгалтерский учет операций по депонированию кредитной организацией обязательных резервов осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 28 февраля 2019 года № «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций, связанных с выполнением обязательных резервных требований».

Информация о нормативах обязательных резервов, коэффициенте усреднения обязательных резервов публикуется в «Вестнике Банка России» и размещается на сайте Банка России.

Депонирование обязательных резервов в Банке России (общие положения)

Выполнение обязательных резервных требований осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций и прекращается с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации:

путем их перевода на счет для хранения обязательных резервов, открытый в Банке России независимо от вида валюты резервируемых обязательств, в безналичном порядке;

путем выполнения обязанности по усреднению обязательных резервов, то есть поддержания усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете и корреспондентском субсчете (корреспондентских субсчетах), открытых в Банке России в валюте Российской Федерации (далее при совместном упоминании — корреспондентские счета).

Бухгалтерский учет обязательных резервов в кредитных организациях ведется на балансовом счете № 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России».

На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счете для хранения обязательных резервов, открытом в Банке России, взыскания не обращаются.

Резервируемые обязательства

Состав и категории резервируемых обязательств

Резервируемые обязательства — обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, состав которых определен в главе 2 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № .

Резервируемые обязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие категории:

«обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами» — включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);

«обязательства кредитной организации перед физическими лицами» — включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;

Читайте также:  Что будет с биткоином когда добудут все монеты

«иные обязательства» кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.

При этом в составе категорий «обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами» и «иные обязательства» выделяются в отдельные подкатегории долгосрочные обязательства со сроком привлечения не менее трех лет в соответствии с подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № .

Обязательства, исключаемые из состава резервируемых обязательств (не включаемые в состав резервируемых обязательств)

а) Обязательства по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), удовлетворяющим условиям, установленным Положением Банка России от 4 июля 2018 года № «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций („Базель III“)».

б) Обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг).

в) Обязательства перед другой кредитной организацией, зарегистрированной в установленном порядке и действующей на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций (за исключением обязательств перед кредитной организацией, выступающей в качестве доверительного управляющего), обязательства перед Банком России, возникающие в результате заключения договоров (за исключением обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам и процентам по ним), а также обязательства перед Банком России или государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее — АСВ) и (или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникшие в рамках оказания финансовой помощи по планам участия АСВ или Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

г) Задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.

Сумма обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам включается в состав резервируемых обязательств за минусом суммы обязательств кредитной организации, рассчитываемой путем применения кредитной организацией корректировочного коэффициента к сумме обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам, и рассчитывается по следующей формуле:

— сумма резервируемых обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам,

— сумма обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам,

— корректировочный коэффициент.

Корректировочный коэффициент — числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России в целях определения суммы обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями-резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, подлежащих исключению из состава резервируемых обязательств (информация о нем публикуется в «Вестнике Банка России»).

Размер обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 процентов размера обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации, рассчитанного до его уменьшения на указанную величину.

Порядок регулирования размера обязательных резервов

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России (уполномоченным учреждением Банка России) по месту обслуживания головного офиса кредитной организации ежемесячно в течение трех рабочих дней, начиная со дня представления Расчета, установленного Банком России.

Срок представления кредитными организациями Расчета — рабочий день месяца, следующего за отчетным.

Может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов кредитной организации:

на основании решения Совета директоров Банка России;

по решению уполномоченного учреждения Банка России по просьбе кредитной организации при снижении объема резервируемых обязательств в размере 10 и более процентов от валюты бухгалтерского баланса кредитной организации, составленного за последний календарный день предыдущего месяца.

Порядок составления Расчета

Расчет размера обязательных резервов составляется за отчетный период — календарный месяц.

Расчет и документы, представляемые в комплекте с ним:

документы, представляемые в комплекте с Расчетом, в соответствии с приложениями 2-6 1 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № ;

сообщение об отсутствии остатков, сообщение о неприменении профессионального суждения (форма произвольная);

необходимые пояснения (по решению кредитной организации), в необходимых случаях исправленный Расчет, информация в соответствии с пунктом 4.3 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № .

Расчет составляется на основании документов, составляемых в соответствии с приложениями Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № , и данных бухгалтерского баланса кредитной организации по счету по учету обязательных резервов.

Документы в соответствии с приложениями 2—6 1 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № составляются по данным ежедневных сводных бухгалтерских балансов кредитной организации.

Документ в соответствии с приложением 2 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № составляется с учетом следующих требований:

для его представления в уполномоченное учреждение Банка России в электронном виде указываются все балансовые счета второго порядка по учету резервируемых обязательств, участвующие в Расчете. При отсутствии остатка по балансовому счету проставляется ноль;

для его представления в уполномоченное учреждение Банка России на бумажном носителе могут указываться балансовые счета второго порядка, определенные рабочим планом счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, за исключением тех, по которым остатки в течение отчетного периода равны нулю.

Документ в соответствии с приложением 5 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № составляется в целях определения величины наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассе кредитной организации, исключаемых при расчете нормативной величины обязательных резервов.

В целях расчета отдельных показателей для составления документов в соответствии с приложениями 2 и 5 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № используется формула средней арифметической величины, указанная в пункте 1 приложения 9 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № .

Документ в соответствии с приложением 6 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № составляется в случае использования кредитной организацией профессионального суждения.

Документ в соответствии с приложением 6 1 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № составляется кредитными организациями — центральными контрагентами.

Порядок представления Расчета

Расчет представляется в уполномоченное учреждение Банка России в установленный срок в комплекте с документами, составленными в соответствии с приложениями 2-6 1 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № в единственном экземпляре.

Документы, составляемые в соответствии с приложениями Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № , могут не представляться в комплекте с Расчетом, если указанные документы содержат нулевые значения по всем указанным в них балансовым счетам (отдельным лицевым счетам балансовых счетов) в течение отчетного периода.

Документ, составляемый в соответствии с приложением 6 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № , может не представляться в комплекте с Расчетом в случае неприменения кредитной организацией профессионального суждения.

В указанных случаях кредитной организацией в комплекте с Расчетом представляется сообщение об отсутствии остатков на соответствующих балансовых счетах (отдельных лицевых счетах балансовых счетов) либо о неприменении профессионального суждения, составленное в произвольной форме.

Расчет, оформленный с нарушением требований, считается не представленным. В этом случае уполномоченное учреждение Банка России уведомляет кредитную организацию о том, что Расчет оформлен с нарушением требований, не позднее рабочего дня, следующего за днем представления кредитной организацией Расчета.

В период регулирования обязательных резервов допускается исправление кредитной организацией Расчета и документов, представляемых в комплекте с ним.

Исправленный Расчет сопровождается пояснениями, содержащими сведения об осуществленных исправлениях, подписанными уполномоченным лицом кредитной организации или содержащими код аутентификации электронного сообщения (электронную подпись).

В случае исправления кредитной организацией Расчета и документов, представляемых в комплекте с ним, период регулирования размера обязательных резервов не продлевается.

Представление позднее установленного срока является нарушением установленного срока представления отчетности и основанием для принятия Банком России мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Действия уполномоченного учреждения Банка России и кредитной организации в период регулирования обязательных резервов

В течение периода регулирования уполномоченное учреждение Банка России осуществляет следующее.

контроль Расчета и представленных в комплекте с ним документов на их соответствие требованиям Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № с данными бухгалтерского баланса кредитной организации по состоянию на отчетную дату.

составление Справки о выполнении обязанности по усреднению (далее — Справка) в соответствии с приложением 7 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № ; установление наличия (отсутствия) суммы невыполнения усреднения обязательных резервов; передачу оформленного надлежащим образом экземпляра Справки кредитной организации (если кредитная организация пользовалась правом на усреднение).

Читайте также:  Валютные риски при иностранных инвестициях

составление на основании данных Расчета и бухгалтерского баланса Банка России Сообщения о регулировании размера обязательных резервов (далее — Сообщение о регулировании) в соответствии с приложением 8 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № ; установление недовзноса либо перевзноса по Расчету.

возврат перевзноса, установленного по представленному Расчету.

Недовзнос — сумма превышения расчетной величины обязательных резервов над величиной обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счете по учету обязательных резервов.

Перевзнос — сумма превышения величины обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счете по учету обязательных резервов, над расчетной величиной обязательных резервов.

Сумма невыполнения усреднения обязательных резервов — сумма денежных средств, рассчитываемая как сумма превышения предоставленной кредитной организации усредненной величины обязательных резервов над фактически поддержанной кредитной организацией усредненной величиной обязательных резервов в периоде усреднения.

В течение периода регулирования кредитная организация осуществляет перевод денежных средств (платежным поручением) на счет по учету обязательных резервов, открытый в Банке России, в погашение недовзноса в размере, указанном в Сообщении о регулировании.

Порядок депонирования обязательных резервов путем выполнения кредитными организациями обязанности по усреднению обязательных резервов

Право на усреднение обязательных резервов предоставляется кредитной организации, отвечающим следующим критериям на дату представления Расчета:

банк относится к 1, 2 или 3 классификационным группам в соответствии с Указанием Банка России от 3 апреля 2017 года № «Об оценке экономического положения банков», небанковская кредитная организация — к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с нормативными актами Банка России, устанавливающими критерии определения финансового состояния небанковских кредитных организаций;

не имеет неуплаченных недовзноса, штрафа за нарушение обязательных резервных требований;

не допустила повторного (второй раз подряд) невыполнения обязанности по усреднению обязательных резервов;

не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.

Для получения права на усреднение обязательных резервов в текущем периоде усреднения кредитная организация рассчитывает и указывает в Расчете усредненную величину обязательных резервов.

Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России путем выполнения кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов в течение периода усреднения обязательных резервов (далее — период усреднения) в порядке, предусмотренном главой 5 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № , рассчитывается с применением коэффициента усреднения к нормативной величине обязательных резервов.

График периодов усреднения на календарный год устанавливается Советом директоров Банка России и публикуется в «Вестнике Банка России» и на сайте Банка России.

Уполномоченное учреждение Банка России проверяет соответствие кредитной организации критериям на дату представления Расчета.

При соответствии кредитной организации критериям уполномоченное учреждение Банка России принимает решение о предоставлении кредитной организации права на усреднение обязательных резервов в периоде усреднения, соответствующем отчетному периоду, и устанавливает усредненную величину обязательных резервов по Расчету.

При несоответствии кредитной организации критериям уполномоченное учреждение Банка России принимает решение об отказе в предоставлении кредитной организации права на усреднение обязательных резервов.

Кредитная организация, получившая право на усреднение обязательных резервов, должна в течение периода усреднения выполнить обязанность по усреднению обязательных резервов, а именно поддержать усредненную величину обязательных резервов в размере не ниже усредненной величины обязательных резервов, установленной по Расчету на период усреднения.

Фактически поддержанная кредитной организацией усредненная величина обязательных резервов рассчитывается исходя из ежедневных остатков денежных средств на корреспондентских счетах в Банке России.

В целях расчета фактически поддержанной кредитной организацией усредненной величины обязательных резервов применяется формула средней арифметической величины, указанная в пункте 1 приложения 9 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № .

Кредитная организация лишается права на усреднение обязательных резервов в текущем периоде усреднения обязательных резервов в случае повторного (второй раз подряд) невыполнения обязанности по усреднению обязательных резервов (за исключением кредитной организации, в отношении которой осуществляются меры по предупреждению банкротства с участием Банка России).

Кредитная организация, не получившая право на усреднение обязательных резервов, осуществляет депонирование обязательных резервов путем их перевода на счет по учету обязательных резервов в порядке, установленном абзацем вторым пункта 4.4 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № .

Предусмотренные случаи уменьшения по счетам обязательных резервов (использование обязательных резервов)

Уменьшение по счету обязательных резервов (использование обязательных резервов) предусмотрено в следующих случаях:

в результате регулирования размера обязательных резервов (при снижении величины резервируемых обязательств кредитной организации и (или) снижении нормативов обязательных резервов и (или) увеличении коэффициента усреднения, установленного Банком России);

при предоставлении кредитной организации права на усреднение обязательных резервов (т.е. на поддержание усредненной величины обязательных резервов на корреспондентских счетах);

после отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций (средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами).

Меры, применяемые Банком России при нарушении кредитной организацией обязательных резервных требований

При невыполнении кредитной организацией в период регулирования действий, установленных пунктом 4.4 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № , уполномоченное учреждение Банка России осуществляет списание недовзноса. с ее корреспондентских счетов.

Списание денежных средств в погашение недовзноса по Расчету за отчетный период осуществляется с первого дня после окончания периода регулирования до полного его погашения по день представления кредитной организацией Расчета за следующий отчетный период включительно.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 10 июля 2002 года № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» при нарушении кредитной организацией обязательных резервных требований уполномоченное учреждение Банка России применяет штраф.

Предписание об уплате штрафа направляется кредитной организации для добровольной уплаты штрафа за нарушение обязательных резервных требований.

Сумма штрафа рассчитывается уполномоченным учреждением Банка России единовременно в целых рублях исходя из величины недовзноса и (или) суммы невыполнения усреднения обязательных резервов и количества дней в периоде усреднения, в котором не выполнена обязанность по усреднению обязательных резервов, с применением ставки рефинансирования Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 № «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»), действующей на дату расчета штрафа, в соответствии с пунктом 2 приложения 9 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № .

При расчете суммы штрафа используется дифференцированный подход в зависимости от способа обнаружения ошибки:

а) в случае уведомления кредитной организацией Банка России об ошибке, приведшей к самостоятельно выявленному недовзносу в обязательные резервы и (или) невыполнению обязанности по усреднению — исходя из 1,5 ставки рефинансирования Банка России;

б) в иных случаях, например, при выявлении недовзноса, суммы невыполнения усреднения обязательных резервов Банком России по итогам проверки, — исходя из 2 ставок рефинансирования Банка России.

При неисполнении кредитной организацией предписания Банк России вправе взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований. В этом случае штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

В случае если сумма рассчитанного штрафа составляет менее 100 рублей, штраф не подлежит уплате (взысканию) и не отражается в бухгалтерских балансах Банка России, кредитной организации.

Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования, операциям РЕПО, операциям «валютный своп», другим операциям Банка России).

Источники информации по обязательным резервам

Информация по обязательным резервам (резервным требованиям) публикуется в следующих изданиях Банка России:

  • «Вестник Банка России»;
  • «Статистический бюллетень Банка России»:
    • таблица 1.18 «Денежная база в широком определении»;
    • таблица 2.3 «Нормативы обязательных резервов»;
    • таблица 2.4 «Коэффициент усреднения обязательных резервов, установленный Банком России»;
    • таблица 2.5 «Корректировочный коэффициент для определения суммы обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями — резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам»Корректировочный коэффициент для определения суммы обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями — резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам«;
    • таблица 2.6 «Сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских счетах (субсчетах) в Банке России (усредненная величина обязательных резервов)».
    • Раздел 7 «Методологические комментарии к таблицам».
  • Официальный сайт Банка России в сети Интернет:
    • Ликвидность банковского сектора и инструменты денежно-кредитной политики;
    • Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики;
    • Доклад о денежно-кредитной политике;
    • Годовой отчет Банка России.

По вопросам, связанным с порядком депонирования обязательных резервов, обращайтесь в Департамент денежно-кредитной политики по телефонам:

Источник

Оцените статью