- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Навигация
- Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
- Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ)
- Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Досье
- Год тигров: почему банки развития Азии конкурируют за вложения в региональные проекты
- Потребность в финансах
- Китайский размах
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank) – международная финансовая организация, создание которой было инициировано Китаем в октябре 2013 г. на встрече лидеров экономик-участниц форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в Индонезии. Первая учредительная встреча состоялась 24 октября 2014 г. в Пекине, в ходе которой 21 государство подписало Меморандум о взаимопонимании об учреждении Банка. Штаб-квартира Банка находится в Пекине. В обозримой перспективе менеджмент АБИИ не планирует открывать каких-либо региональных офисов и страновых подразделений за пределами КНР.
На встрече глав делегаций в Тбилиси 24 августа 2015 г. состоялись выборы первого президента Банка – им стал представитель КНР Цзинь Лицюнь (в английской транскрипции — Liqun Jin). Утвержден «стартовый» бюджет АБИИ в размере 8,3 млн. долл., а также рассмотрены Устав, правила и процедуры функционирования Совета управляющих и Совета директоров Банка.
Общее число учредителей Банка составило 57 стран[1], в т.ч. большинство государств «Группы двадцати». Устав АБИИ подписан 29 июня 2015 г. в Пекине представителями 50 из 57 стран-учредителей, в том числе и Россией, ставшей региональным членом. Документ определяет доли стран в капитале Банка, доли голосов участников, порядок формирования правления, принятия решений и функционирования Банка. Учредительными документами АБИИ предусмотрено, что его региональные акционеры (37 стран) владеют 75% капитала Банка, а нерегиональные государства обладают долей в размере 25%. Китай, Индия и Россия выступают крупнейшими акционерами АБИИ, располагая, соответственно, долями в 29,78%, 8,37% и 6,54% в капитале.
Структура акционерного капитала Банка по сути повторяет схему созданного странами БРИКС Нового банка развития. Разрешенный к выпуску капитал АБИИ (100 млрд. долл.) делится на оплачиваемый акционерами капитал (20 млрд. долл.) и капитал, оплачиваемый по требованию (80 млрд. долл.). Оплачиваемый капитал подлежит внесению 5 равными ежегодными платежами. Расходы федерального бюджета по формированию уставного капитала Банка составят суммарно 1,31 млрд. долл.
В Банке предполагается «традиционная» трехуровневая система управления: Совет управляющих (по одному представителю от каждой страны-участницы), Совет директоров (9 членов от региональных акционеров и 3 члена от нерегиональных) и менеджмент (президент и вице-президенты).
Банк начал работу 16 января 2016 г., после одобрения Советом управляющих правил функционирования Банка и официального введения в должность президента и назначения Совета директоров. Председателем Совета управляющих АБИИ избран министр финансов КНР Лоу Цзивэй. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 10-р управляющим от России в Банке назначен Министр экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаев (заместитель управляющего – заместитель Министра финансов Российской Федерации С.А.Сторчак), директор от России – помощник Министра финансов Т.И.Максимов.
5 февраля 2016 г. было объявлено о назначении 5 вице-президентов: по управлению рисками — К.Хонг (Kyttak Hong, Республика Корея), по инвестициям — Д.Пандиан (D.J. Pandian, Индия), по вопросам политики и стратегии — Д.фон Амсбегр (Joachim von Amsberg, ФРГ), по административной работе — Л.Вурианто (Luky Eko Wuryanto, Индонезия). Должность корпоративного секретаря занял Д.Александер (Danny Alexander, Великобритания).
Каждому учредителю Банка предоставлено определенное количество «базовых голосов», а также по одному голосу на каждую принадлежащую ему акцию. Китайская сторона получила 26% голосов и, таким образом, сможет блокировать основные решения, принимаемые Советом управляющих (в частности, выборы президента, изменение уставных документов и объем уставного капитала, выработка основ политики финансирования проектов). Голосующая доля России составляет 5,93%.
В Банке сложились две страновые дирекции – у КНР и Индии. Вокруг России сформировалась «мультистрановая» дирекция, в состав которой также вошли Иран, Казахстан и Таджикистан. Помимо этого созданы еще четыре групповые дирекции – «арабская», сформировавшаяся вокруг Саудовской Аравии; «восточно-азиатская» во главе с Австралией; «южно-азиатская» при лидерстве Индонезии, а также «южно-корейская» в составе Израиля, Монголии, Узбекистана и Республики Корея.
Согласно положениям Устава АБИИ, основной целью новой банковской структуры является содействие реализации инфраструктурных проектов в странах АТР и сокращение разрыва в их экономическом развитии, искоренение бедности. Основным приоритетом Банка должно стать инвестирование в энергетику, транспорт, телекоммуникации — с использованием широкого спектра инструментов, включая кредитование, вложение средств в долевые ценные бумаги, предоставление финансовых гарантий и т.д.
Вместе с тем остается открытым вопрос об операционном ареале банка, географические и отраслевые приоритеты которого пересекаются с интересами других многосторонних финансовых институтов (Евразийский банк развития, Новый банк развития, Всемирный банк, Азиатский банк развития и др.). Таким образом, банки будут действовать в пересекающихся регионах, с общими отраслевыми приоритетами и бизнес-моделями, ориентированными на экономически эффективные проекты.
На начальном этапе реализация проектов будет осуществляться преимущественно в госсекторе или с привлечением госгарантий (доля частных проектов не должна превышать 30%). В 2016 г. планируется рассмотреть 30 проектов, из которых будут одобрены порядка 5-10 на общую сумму 0,5-1,2 млрд. долл. (в 2017 г. – до 20 проектов стоимостью около 1,5-2,5 млрд. долл.). К данной работе имеется в виду привлекать на принципах софинансирования другие многосторонние банки развития, в т.ч. европейские.
13 апреля 2016 г. в Вашингтоне состоялось подписание первого Рамочного соглашения о софинансировании проектной деятельности между АБИИ и Всемирным банком. По линии АБИИ планируется привлечь к совместной деятельности не менее 1,2 млрд. долл., соразмерная сумма ожидается и со стороны ВБ.
Сотрудничество России и АБИИ открывает хорошие возможности для привлечения дополнительных средств в проекты развития в Сибири и на Дальнем Востоке.
18 мая 2016 г. «на полях» Юбилейного саммита Россия-АСЕАН в Сочи состоялась первая встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с президентом АБИИ Цзинь Лицюнем.
[1] «Региональные» учредители: Австралия, Азербайджан, Бангладеш, Бруней, Вьетнам, Грузия, Индия, Индонезия, Иран, Израиль, Иордания, Казахстан, Камбоджа, Катар, Китай, Киргизия, Республика Корея, Кувейт, Лаос, Малайзия, Мальдивские острова, Монголия, Мьянма, Непал, Новая Зеландия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Филиппины и Шри-Ланка; «Нерегиональные»: Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Египет, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, ЮАР.
Источник
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ)
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB/АБИИ) является многосторонним банком развития (МБР) XXI века.
Деятельность банка будет направлена на развитие инфраструктуры и производственных секторов Азиатско-Тихоокеанского региона, включая энергетику, транспорт и телекоммуникации, развитие сельского хозяйства, водоснабжения и охрану окружающей среды.
Фундамент банка строится на опыте существующих МБР и частного сектора.
С инициативой создания АБИИ выступили председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в октябре 2013 года.
По сообщениям СМИ, решение об учреждении АБИИ было принято после отказа США ратифицировать небольшие изменения в работе Международного валютного фонда (МВФ), которые заключались в перераспределении квот и упрочении власти Китая и других азиатских держав в области корпоративного управления МВФ.
Многие эксперты рассматривают АБИИ как потенциального конкурента базирующихся в США МВФ и Всемирного банка.
В октябре 2014 года представители Китая и 21 страны подписали Меморандум о взаимопонимании (МОВ).
Для размещения штаб-квартиры банка был выбран город Пекин (Китай). Бывший заместитель министра финансов Китая Цзинь Лицюнь возглавил секретариат АБИИ.
29 июня 2015 года представителями 57 стран-учредителей банка было подписано соглашение о создании АБИИ. Соглашение подписали Австралия, Австрия, Азербайджан, Бангладеш, Бразилия, Бруней, Великобритания, Вьетнам, Германия, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Исландия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Камбоджа, Катар, Киргизия, Китай, Кувейт, Лаос, Люксембург, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Монголия, Мьянма, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Польша, Португалия, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Филиппины, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, ЮАР, Южная Корея.
14 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации статей соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ).
Крупнейшие доли голосов в совете директоров банка получили Китай, Индия и Россия. Уставный капитал АБИИ составит 100 миллиардов долларов.
Отражая региональный характер банка, его азиатские члены являются мажоритарными акционерами, владеющими около 75% акций.
В августе 2015 года совет директоров АБИИ избрал президентом организации Цзинь Лицюня.
16-18 января 2016 года в Пекине состоится встреча совета управляющих и совета директоров АБИИ.
Первая ежегодная встреча стран-участниц Азиатского банка инфраструктурных инвестиций пройдет в Пекине в июне 2016 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Вероника Бондарева/. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ, Asian Infrastructure Investment Bank) — международная финансовая организация, создана для стимулирования финансового взаимодействия в Азиатско-тихоокеанском регионе, реализации инфраструктурных проектов, а также расширения интеграционных процессов.
Инициатором проекта является Китай. Идея о его создании была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином во время государственного визита в Индонезию в октябре 2013 г.
Меморандум о взаимопонимании (соглашение об основании банка) был подписан 22 странами-учредителями 24 октября 2014 г. в Пекине. Генеральным секретарем многостороннего временного секретариата банка назначен Цзинь Лицзюнь (председатель совета надзора Китайской инвестиционной корпорации), который в 2003-2008 гг. был вице-президентом Азиатского банка развития.
К 1 апреля 2015 г. к ним присоединились еще 9 стран, 11 апреля — 3 страны, 12 апреля — 5 стран, 14 апреля — еще 3 страны. В настоящее время их количество составляет 50, среди которых присутствуют страны Центральной Азии (Китай, Монголия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия), Закавказья (Грузия), Южной Азии (Непал, Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка), Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Мальдивы, Мьянма, Новая Зеландия, Филиппины, Таиланд, Лаос, Республика Корея), страны Ближнего Востока (Египет, Иран, Иордания, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты), европейские государства (Австрия, Германия, Люксембург, Швейцария, Великобритания, Норвегия, Франция, Финляндия, Италия, Мальта, Нидерланды, Испания, Дания), страны Латинской Америки (Бразилия), а также Россия. На рассмотрении находится заявки еще нескольких стран.
Об участии России в работе банка было объявлено 28 марта 2015 г. во время Азиатского форума в Боао (провинция Хайнань, КНР). С таким заявлением выступил первый заместитель Председателя правительства РФ Игорь Шувалов. России получила статус страны-учредителя банка 14 апреля 2015 г.
Планируется, что свою работу банк начнет в конце 2015 г. На начальном этапе уставной капитал, основная часть которого будет покрыта за счет китайских средств, составит $50 млрд (планируется, что доля КНР составит 34,3%).
По мере присоединения новых участников, предполагается, что его объем будет увеличен до $100 млрд. Бюджет будет формироваться за счет средств государств-участниц пропорционально размеру их экономик. Штаб-квартира будет располагаться в Пекине. Ожидается, что банк даст возможность Китаю оказать финансовую поддержку странам региона по реализации строительных и логистических проектов, затраты которых, по оценкам Азиатского Банка Развития, составят около $8 трлн к 2020 г.
Попытки создания подобного института неоднократно предпринимались Китаем в формате региональных организаций, в частности ШОС, БРИКС. В 2012 г. китайская сторона выступила с инициативой формирования Банка развития ШОС, роль которого сводилась к предоставлению льготных кредитов на проекты развития. Бюджет бы его формировался за счет китайских юаней. Тем не менее, она была отклонена Россией ввиду технических недоработок. Начало работы Банка развития БРИКС, декларация о котором была подписана в 2014 г., планируется в 2016 г.
Для Китая создание Азиатского банка инфраструктурных проектов, который, по мнению экспертов, может составить конкуренцию существующим финансовым институтам: Всемирному банку (доля США — 16,3%, Китая — 4,9%, 150-180 стран-участниц), Азиатский банк развития (доля Японии — 12,8%, США — 12,7%, Китая — 5,5%, 67 участников — 48 региональных, 19 нерегиональных), МВФ (доля США — 16%, Китая — 6%, 188 страны).
Источник
Год тигров: почему банки развития Азии конкурируют за вложения в региональные проекты
В 2017 году Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) рассчитывает вложить до $2,5 млрд в новые инфраструктурные проекты — железные дороги, нефте- и газопроводы, а также в телекоммуникации. Об этом RT рассказал официальный представитель банка Сун Лиянь.
«АБИИ планирует стать основным банком для финансирования инфраструктуры не только в развивающихся странах Азии, но и за её пределами. В первую очередь банк намерен инвестировать в проекты, связанные с использованием возобновляемых источников энергии», — сообщил RT официальный представитель АБИИ Сун Лиянь.
В 2016 году для финансирования первых четырёх проектов в Бангладеш, Индонезии, Пакистане и Таджикистане было выделено $509 млн. В этом году банк уже утвердил транши на $2,49 млрд, из которых $114 млн пойдут на строительство объездной дороги в Батуми (Грузия) и $150 млн поступят в Индийский инфраструктурный фонд. Финансирование в этом году получат не только Индонезия, Пакистан и Таджикистан, но и Мьянма, Азербайджан и Оман.
Впрочем, ранее АБИИ сообщил о необходимости увеличения инвестиций в частный сектор Азии. В общей сложности до 2030 года на развитие инфраструктуры региона потребуется около $22,6 трлн, передаёт Bloomberg.
Созданный в октябре 2014 года АБИИ — это китайская альтернатива Всемирному банку (ВБ) и Азиатскому банку развития (АБР), отмечают наблюдатели. Учредителями банка являются 57 стран (в том числе и Россия). Крупнейшие акционеры — Китай, Индия и Россия. По данным МИД РФ, доля этих стран в капитале банка составляет 29,78%, 8,37% и 6,54% соответственно.
«Все страны — участники АБИИ являются быстро развивающимися, но их развитие тормозится отставанием инфраструктуры. Причём инфраструктуры в широком понимании — прежде всего речь идёт о строительстве железных и автомобильных дорог, а также о развитии электроэнергетической сферы. Формально в АБИИ все страны равны, но, конечно, влияние Китая имеет большое значение. США не входят в АБИИ, но в экспертных кругах сформировалось мнение, что в конце концов Штаты присоединятся или будут взаимодействовать с АБИИ», — пояснила RT главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Елена Брагина.
Потребность в финансах
Порядка 200 млрд рупий ($3,1 млрд) инвестиций необходимо правительству Индии для строительства второго международного аэропорта в Нью-Дели в ближайшие пять лет, сообщает The Telegraph India со ссылкой на Министерство гражданской авиации Индии. Строительство новой воздушной гавани — не прихоть, а, скорее, необходимость. Загруженность аэропорта имени Индиры Ганди составляет сегодня порядка 80%-82%, и через несколько лет этот показатель может возрасти до 90%. Строительство второго аэропорта (по оценкам специалистов, он ежегодно будет обслуживать до 50 млн человек) сможет существенно облегчить ситуацию.
И это не единственный случай, когда государство региона нуждается в финансировании инфраструктурных проектов. Так, в 2017 году власти Таиланда планируют привлечь порядка $44 млрд на развитие инфраструктуры и модернизацию промышленности на юго-восточном побережье страны, передаёт Bloomberg. Ранее газета Financial Times сообщала, что Вьетнам тоже нуждается в увеличении инвестиций в частный сектор в объёме $480 млрд.
За последние полвека ежегодный экономический рост стран — участниц АСЕАН ускорился до 5%, а совокупный объём ВВП региона вырос в десять раз за этот период, утверждают экономисты. Такое активное развитие требует значительных финансовых затрат.
«Учитывая, что развитие Азии требует ежегодно на финансирование инфраструктуры порядка £1 трлн из всех источников (в том числе государственного финансирования и инвестиций частного сектора), то дополнительные кредиты, предоставляемые АБИИ, внесут существенный вклад в планы по развитию региональной инфраструктуры», — цитирует РИА Новости старшего экономиста исследовательского центра IHS Раджива Бисваса.
Китайский размах
Крупнейшим акционером АБИИ и безусловным лидером по количеству инвестиций в иностранные инфраструктурные проекты является Китай. При этом, в отличие от европейцев, китайцы действуют решительно. Так, в 2016 году Пакистан провёл неофициальные переговоры с General Electrics и Siemens по вопросу строительства первой в стране высоковольтной линии электропередачи. Однако китайский электросетевой гигант State Grid вложил в проект $1,7 млрд, опередив своих конкурентов, сообщает Reuters.
В конце мая этого года представители АБИИ обсуждали в Москве развитие российских инвестиционных проектов. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что Россия сконцентрируется на работе с «деполитизированными банками развития» — АБИИ и Банком БРИКС.
При этом КНР уже проявила заинтересованность в инфраструктурных проектах в России. В июне китайская и российская стороны подписали соглашение о вложении Китаем инвестиций на $2,5 млрд в строительство высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом, сообщило китайское англоязычное издание China Daily со ссылкой на подписанное соглашение.
«Членство России в АБИИ открывает возможности для её участия в создании региональной инфраструктуры и привлечения средств для развития внутренних проектов, в том числе в рамках инициативы сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути», — отметила в разговоре с RT заместитель заведующего Азиатско-Тихоокеанским сектором МНО Центр комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Анастасия Пятачкова.
Напомним, в ходе выступления на открытии форума «Один пояс — один путь» в Пекине Китай пообещал выделить $124 млрд на новые проекты Шёлкового пути — инициативы, направленные на создание транспортного коридора между Китаем и странами Европы. Амбициозная стратегия Китая создаст необходимые в бедных странах Азии автомагистрали, железные дороги и электростанции. Под «поясом» подразумевается сеть шоссе и железных дорог через Центральную Азию, а «путь» — это сеть морских путей и портов между азиатскими и европейскими странами.
Источник