АВТОВАЗ. Программа развития компании до 2020 года
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|
Каковы основные параметры программы инвестиций? Какова рентабельность?
• АВТОВАЗ производит модели сегментов В (в том числе MPV-B), С, SUV В/С, уверенно занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон (до 250 тыс.
• Продуктовый портфель АВТОВАЗа включает 9 моделей на 4 платформах
• Модернизация продуктового портфеля АВТОВАЗа осуществляется в 3 фазы
— Фаза 1: «Выживание и улучшение качества для сохранения лидирующих позиций» 2010-2013
— Фаза 2: «Экспансия в новые сегменты» 2014-2017
— Фаза 3: «Поддержание лидирующих позиций» 2018-2020
• На фазе «Выживание» приоритетными для АВТОВАЗа являются 2 проекта
— Бюджетный автомобиль (LADA2190) — проект в сегменте В, приходящего на смену моделей Классика, Самара и Калина
— RF90 — первый а/м на платформе ВО в сегментах MPV-B и CDV1 производимый на АВТОВАЗе
• На фазе «Экспансия» АВТОВАЗ запускает 6 моделей
— Запуск а/м BM-Hatch и его внедорожной версии B-Cross
— Выход в верхнюю часть бюджетного ценового диапазона сегмента C
— Замена модели Приора
— Усиление позиций в сегменте внедорожников (SUV В/С) с запуском производства моделей 4×4 и Кроссовера класса C
• На фазе «Поддержание» основной фокус смещается в сторону разработки новых моделей, выпускаемых на рынок после 2020, и фейслифтинг моделей, запущенных в фазах «Выживание» и «Экспансия»
• AB и Renault-Nissan будут применять ряд мер для дифференциации брендов, например, дифференциация по цене, дизайну, позиционированию бренда
• Партнерство с Renault-Nissan не накладывает ограничений на ценовую и продуктовую политику партнеров, при этом партнеры обеспечивают равные условия конкуренции брендов на всей территории РФ по автомобилям, производимым в РФ, однако координируют свои планы в связи с использованием единых платформ и производственных мощностей
К 2020 году согласно базовому сценарию прогнозируется
|
Только продажи легковых а/м1 |
Необходимо сфокусировать продуктовый портфель на крупных и быстрорастущих сегментах_____________________________ |
|
Объем продаж и производства к 2017 году составит более 1 млн.
Рыночная доля АВТОВАЗа в России: рост с вводом новых моделей |
• В соответствии с лучшими мировыми практиками АВТОВАЗ останется разработчиком 9 из 30 функциональных модулей; в разработке остальных 21 модулей АВТОВАЗ будет играть роль интегратора / координатора и проводить НИОКР совместно с поставщиками
• К 2020 г затраты служб технического развития удвоятся и составят 2,8% от выручки в связи с расширением портфеля проектов с более высоким уровнем сложности и качества, увеличением объема работ по поддержанию действующего производства (количество моделей вырастет с 5 до 9) и разработкой инновационных технологий
• Рост затрат частично компенсируется повышением эффективности процессов путем проведения НИОКР совместно с поставщикам и использования унифицированной платформы на базе B0 для 5-7 моделей
• Основными области для партнерства АВТОВАЗ-Renault включают:
— АВТОВАЗ и Renault совместно: разработка двигателя и коробки передач
— АВТОВАЗ для Renault: проведение тестов, производство прототипов и разработка компонентов
— Renault для АВТОВАЗ: обучение персонала и имплементация единых стандартов, кодов и номенклатуры
К 2020 г АВТОВАЗ отдаст разработку большого количества модулей квалифицированным поставщикам__________________________________ |
У АВТОВАЗа дольше продолжительность проектов, меньше моделей и ниже затраты на НИОКР
• Текущий периметр АВТОВАЗа — это монозавод, включающий весь производственный цикл от литья и штамповки до сборки готового автомобиля, а также вспомогательные производства, сервисы и непрофильные активы
• АВТОВАЗ планирует сохранить в основном периметре ОАО АВТОВАЗ стратегически важные виды деятельности, обеспечивающие долгосрочные конкурентные преимущества OEM
Производство: сварка, окраска и сборка готового автомобиля, крупная штамповка лицевых деталей и сборка двигателей, коробок передач и шасси (в сотрудничестве с Renaultflnn обновленного модельного ряда).
• C целью реорганизации и повышения эффективности деятельности АВТОВАЗ планирует выделить часть видов деятельности из ОАО АВТОВАЗ в Группу АВТОВАЗ и сохранить над ними контроль:
Производство: Металлургическое производство, Инструментальное производство (частично) и Производство промышленных штампов. Промышленные сервисы: Общезаводские ремонты, Производство по переработке промышленных отходов и Энергетическое производство.
• В соответствие со Стратегией развития автопрома РФ АВТОВАЗ планирует привлечь стратегических партнеров для повышения эффективности следующих бизнесов:
-Закупка сырья и компонентов для новых моделей в сотрудничестве с Renault-Nissan в рамках RNPO -Производство пластмассовых изделий, Инструментальное производство (частично) и производство автокомпонентов.
• За пределы периметра Группы АВТОВАЗ будут выведены средняя штамповка, Производство технологического оборудования, транспортные компании, социальные объекты и непрофильные активы.
• В дополнении к реорганизации АВТОВАЗ планирует увеличить мощность завода и повысить продуктивность и качество
-Увеличение мощности 2 линий с 220 до 280 тыс. а/м и 2 линий с 220 до 300 тыс. а/м
-Повышение продуктивности персонала с помощью модернизации производственного оборудования
-Оптимизация производственных процессов посредством внедрения системы Renault «Alliance Production Way»
Распределение компетенций АВТОВАЗа- 2020 |
Предварительное зонирование основных производственных |
мощностей |
Реформирование системы закупок позволит AB оптимизировать затраты на закупки
• Затраты на закупки на а/м снизятся в среднем на 2.6% для новых моделей и на 0.6% для существующих моделей за первые 5 лет жизненного цикла
• Сокращение затрат на закупки должно быть реализовано с помощью следующих мер
— Управление отношениями с поставщиками: Создание новой панели поставщиков совместно с Renault, создание иерархии поставщиков и выявление стратегических поставщиков (
70 OES-интеграторов первого порядка, на которые приходится свыше 80% поставок), переход от закупок компонентов к модульным закупкам
— Объединение/глобальное снабжение: Объединение объемов закупок с Renault-Nissan, совместные переговоры по ценам и условиям
— Оптимизация регулярности и объемов заказов/поставок, оптимизация и стандартизация процессов
— Аутсорсинг НИОКР и производства квалифицированным поставщикам
Оптимизация затрат на закупки невозможна при существующей базе поставщиков AB
• Существующая база поставщиков обладает низкой концентрацией и не соответствует требованиям AB к качеству новых моделей
• Уже определен конкретный перечень глобальных поставщиков, которых необходимо привлечь в России
Локализация глобальных поставщиков — важное условие для успешной организации закупок AB
• Российская автомобильная отрасль обеспечит достаточные объемы для того, чтобы привлечь иностранных поставщиков в Россию
• АВТОВАЗ уже разработал подход для привлечения поставщиков в парк автокомпонентов в Тольятти
• Необходима поддержка инвестиций международных OES в России со стороны правительства
AB присоединится к RNAPO, чтобы извлечь преимущества из сотрудничества с Renault-Nissan в сфере закупок
• К 2013 до 25% закупок AB должно осуществляться через RNAPO, к 2016 — до 80%
• RNAPO возьмет на себя отбор и развитие поставщиков и рамочные соглашения, организация AB по закупкам будет заниматься оперативным снабжением
Ключевым фактором успеха реализации стратегии закупок станет интеграция АВТОВАЗа в единую закупочную организацию___________________________________________________________
Планируемые объемы производства АВТОВАЗа к 2020 году достаточны для обоснования локального производства всех групп компонентов__
Оценка будущих объемов заказов, производственных площадей и потребностей в инвестициях для пр-ва автокомпонентов_________ |
Сотрудничество Правительства и ключевых участников рынка необходимо для успеха стратегии кластеров__________________
Основные шаги — Правительство РФ | Основные шаги — участники рынка |
Разработка национальной стратегии развития автомобилестроительных кластеров | Содействие в разработке, принятии ключевых положений стратегии |
Обязательства по поддержке инвестиций и предоставление государственных субсидий | Обязательства по объемам закупок и программы развития поставщиков |
Гарантии заключения контрактов и осуществления инвестиций | Полная открытость к сотрудничеству и обмену опытом с иностранными компаниями |
Административная поддержка для быстрого получения необходимых разрешений | Административная поддержка быстрого принятия решений и заключения контрактов |
Обязательства по продвижению ограниченного числа компаний на роль «российских флагманов» | Отбор и предпочтительные условия сотрудничества с «российскими флагманами» |
Программы поддержки перемещения и переподготовки рабочей силы | Социальная ответственность и минимальная потеря рабочих мест |
Значительные инвестиции в транспортную и коммунальную инфраструктуру | Определение ключевых потребностей и приоритетов в развитии инфраструктуры |
АВТОВАЗ намерен реформировать систему продаж, опирающуюся на крупнейшую в России товаропроводящую сеть.
• Собственная сеть АВТОВАЗа к 2014 г.
• Внедрение переменной маржи для дилеров стимулирует продажи и повысит уровень сервиса в среднесрочной перспективе.
• Увеличение в 3 раза бюджетов на маркетинг (до 3 900 руб/а/м или 1,5% продаж) и гарантию (до 5200 руб/а/м или 2% от продаж) позволит АВТОВАЗу укрепить имидж ЛАДА и свои рыночные позиции в долгосрочной перспективе
• АВТОВАЗ разовьет систему продаж ключевым клиентам, что составит -16% общих продаж а/м в 2020 году (-160 тыс. а/м).
• Будут развиты дополнительные источники дохода — комиссионный финансовый бизнес (-4% общей прибыли Компании) и продажа запасных частей (-10% общей прибыли)
Согласно лучшим практикам, на собственную дилерскую сеть должно приходиться 15-20% продаж АВТОВАЗа и 10% числа дилеров
Небольшие дилерские сети более эффективны в продажах и легче в |
Маржа для дилеров АВТОВАЗа в 2020 г: от фиксированной маржи к переменной и четырем компонентам бонусов___________________
Целевая переменная маржа дилеров будет внедрена в среднесрочной перспективе |
|
|
При сравнимой доле рынка, бизнес запчастей АВТОВАЗ имеет более низкую долю в выручке в связи с большим парком устаревших дешевых а/м (более 60% в 2020 г)
Объем производства АВТОВАЗа возрастет втрое — с
1.2 млн. в 2020 г. Для достижения данных амбициозных целей, наряду с запуском современных моделей на новых платформах и улучшением качества, АВТОВАЗ должен увеличивать производительность труда и квалификацию рабочего и административного персонала
• До 2020 г. предполагается снижение персонала на 3% до численности 69 тыс. (в сопоставимом периметре).
• Повышение производительности на 39% в 2020 году по сравнению с 2010 годом до уровня производительности текущих международных автопроизводителей
• Предусмотрена компенсация покупательской способности, потерянную в период финансового кризиса и постепенное отражение увеличения производительности и квалификаций персонала в уровне оплаты труда
• Дополнительно предусмотрено увеличение затрат на развитие персонала в 4 раза до 0.3 млрд.руб. в год к 2020 году2 для осуществления модернизации
• Значительный рост производительности персонала требует глубокое реформирование организации и процессов и инвестиции в оборудование и совершенствование производственных процессов в размере 16 млрд. руб.
В 2020 году мы достигнем уровня производительности труда, такого же, как у ведущих глобальных производителей сегодня__________
Для достижения этих показателей, предусмотрены инвестиции в модернизацию производственных процессов и оборудования в размере 16 млрд, руб. до 2020 г.
В период с 2010 по 2020г. общая численность персонала АВ снизится на 3%, при этом объем производства возрастет в три раза
Общая ч елейность, тыс
Общее снижение: 3%
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020
—*— Численность персонала при инвестициях в модернизацию
Г рафик выделения бюджета на развитие персонала адаптирован к графику запуска продуктов______________________________________ |
Качество продукта состоит из двух элементов: качество концепции и качество реализации. Значительное повышение качества обоих аспектов включено в бизнес-стратегию развития АВТОВАЗа до 2020г.
•Качество концепции: Восприятие качества потребителями должно быть учтено при разработке новых моделей AB
•Качество реализации: Значительное повышение основных показателей качества реализации АВТОВАЗа, в частности: Функциональные показатели качества для НИОКР, Закупок (с 850 ppm до 20 ppm), Производства (с 60 до 9 3MIS IPTV), Продажи и Послепродажное обслуживание (количество обращений клиентов после трех месяцев — с 298 до 49 3MIS IPTV)
Явный и косвенный экономический эффект повышения качества
•Косвенный эффект повышения качества подкрепляет допущения бизнес-кейса AB относительно роста объема и прибыльности
•Явный эффект повышения качества с 2010 по 2020г. составит как минимум 5,3 млрд.руб. за счет возможности избежать затрат (за счет сокращения гарантийных затрат, снижения объемов переделки на производстве и минимизации контроля компонентов)
AB будет осуществлять повышение качества в рамках Программы качества Lada (LQP), которая
•охватывает все функциональные и кросс-функциональные сферы повышения качества •использует инструменты, эффективность которых доказана партнерами АВТОВАЗа по альянсу (передача ноу-хау)
•уже осуществляется и предполагает достижение большинства целей в сфере повышения качества к 2014 году
|
Восприятие качества потребителями должно быть учтено при разработке новых моделей АВТОВАЗа
К 2020 году АВТОВАЗ должен снизить количество претензий покупателей до уровня среднемировых показателей_______________________ |
• Выручка АВТОВАЗа в 2020 году составит -330 млрд. руб. В структуре выручки преобладают продажи новых а/м под брендом LADA. Продажи на внутренний рынок составляют 71.6% от выручки, экспорт- 9.4%, контрактная сборка для RN — 10.1%, з/ч — 5.8%, прочее — 3.1%
• В выручке от продажи а/м 3 модели (Low-Cost, Priora и C-Class) составляют -60%, что соответствует международным бенчмаркам
• Уровень EBIT маржи достигает 11.2% к 2020 (10.3% — EBIT от основного бизнеса, 0.9% — EBIT от финансовых сервисов и собственной дилерской сети), что соответствует аналогичным показателям автопроизводителей быстрорастущих рынков
• Начиная с 2011 года, АВТОВАЗ вышел на положительную операционную прибыль, и в период с 2012 по 2020 г.г. способен частично финансировать программу инвестиций за счет собственных средств.
• Для достижения высоких операционных показателей АВТОВАЗу необходимо инвестировать -183,5 млрд, руб., из которых 13.5 млрд. руб. — инвестирует Альянс Renault-Nissan
• АВТОВАЗ будет осуществлять инвестиции в 5 основных направлений: модельный ряд до 2020 (58,4 млрд, руб.), модельный ряд после 2020 (24,6 млрд, руб.), двигатели (9,8 млрд, руб.), производственные мощности (68,2 млрд, руб.) и модернизацию процессов (22,5 млрд, руб.)
• К 2018 году AB полностью освободился от долгового бремени, связанного с финансированием инвестиционной программы
Источник