Аспекты государственного регулирования инвестиций

Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.08.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и имеет давние исследовательские, промышленные и культурные традиции. Она является крупнейшим поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металлов и лесов на планете. Увеличивая приток инвестиций и направляя их на модернизацию промышленности, Россия имеет шанс стать крупнейшим производителем продуктов питания и товаров народного потребления, химической продукции и машиностроения.

Для европейских компаний, сталкивающихся с проблемой перенасыщения национального рынка, развитие отношений с Россией представляется прекрасной возможностью расширить свою деятельность и сохранить конкурентоспособность. Усиление позиций России как важной экономической площадки нашло отражение в растущем интересе к ней со стороны западных транснациональных корпораций (ТНК).

Тем не менее, Россия столкнулась с серьезными проблемами, которые — при их бездумном решении — могут привести к крупным социальным и этническим конфликтам на всей ее территории. Во многих отраслях промышленности Россия утратила конкурентоспособность, а большинство российских предприятий остаются неэффективными из-за недостатка капитала и не готовы к международной конкуренции.

Эта работа актуальна, потому что сейчас как никогда важно стабилизировать и укрепить российскую экономику за счет повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, в частности, за счет стимулирования сотрудничества между российскими и зарубежными компаниями. Именно сейчас, когда экономический кризис угрожает инвестированию капитала во многих развитых странах, когда под угрозой находятся кажущиеся надежными инвестиции, есть шанс привлечь инвесторов в собственную экономику.

Возрождение реального сектора российской экономики может быть достигнуто за счет реструктуризации промышленности, приобретения передового опыта и технологий, конверсии военно-промышленного комплекса. Эта деятельность потребует осмотрительного макроэкономического и финансового управления со стороны государства и иностранных инвестиций.

Сотрудничество с ведущими западными компаниями даст импульс развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, инновационных товаров и технологий производства, человеческих ресурсов, управления качеством, ориентации на потребителя. Сотрудничество, связанное с иностранными инвестициями, основанное на технологиях для конкретных промышленных проектов, будет гораздо более эффективным, чем общее экспертное консультирование в рамках программ международной государственной помощи. Создание современных производств будет способствовать развитию и воспитанию человеческого, научного и интеллектуального потенциала России.

Целью данной работы является изучение основных направлений инвестиционной политики в России.

Основные задачи:

  1. Приведите характеристики основных видов инвестиций и организационных форм капитальных вложений.
  2. оценить динамику иностранных инвестиций в Россию.
  3. Проанализировать государственное регулирование иностранных инвестиций в современную Россию.

Теоретические аспекты государственного регулирования иностранных инвестиций

Инвестиции, их виды и формы

Любой экономический процесс представляет собой преобразование ресурсов в экономический продукт и протекает по схеме «ресурсы — факторы производства — продукты хозяйственной деятельности». Природные, трудовые, капитальные, информационные ресурсы, объединенные предпринимательской инициативой, вовлекаются в производство под влиянием менеджмента и постепенно становятся его факторами. Производственный процесс, обусловленный факторами, приводит к созданию экономического продукта в виде продуктов, товаров, работ и услуг.

Преобразование экономических ресурсов в эксплуатационные факторы производства занимает определенное время, т.е. между вовлечением ресурсов в производство и их непосредственным участием в качестве агента, фактор производственного процесса занимает некоторое время для преобразования исходного ресурса в фактор. Для строительства производственного здания и установки в нем производственного оборудования требуются время и деньги.

Таким образом, производители, предприниматели вынуждены сначала приобретать необходимые ресурсы, производить затраты и отвлекать средства на создание факторов производства. Только после этого они возмещают, компенсируют эти затраты за счет продажи продукции, произведенной с использованием этих факторов.

Следовательно, экономика неизбежно должна сначала инвестировать в бизнес, создавать условия, предпосылки для производственных процессов и только потом получать желаемый результат, отдачу от инвестиций.

Инвестиции в основные средства, запасы, резервы и другие хозяйственные объекты и процессы, требующие долгосрочного отвлечения материальных и денежных средств, называются инвестициями.

В соответствии с делением капитала на физические и денежные инвестиции также принято делить на инвестиции в материальной и денежной формах. Инвестиции в материально-технической форме — это производственные и непроизводственные объекты, оборудование и машины в стадии строительства, которые используются для замены или расширения технического парка, увеличения товарно-материальных запасов и других инвестиционных товаров, предназначенных для развития и увеличения основных фондов экономики, ее материально-технической базы. Инвестиции в денежной форме — денежный капитал, который используется для создания материальных и материальных инвестиций и обеспечения выпуска инвестиционных товаров.

Валовые инвестиции в производство — это инвестиционный продукт, направленный на поддержание и увеличение основного капитала и запасов. Валовые инвестиции состоят из двух компонентов. Одна из них, называемая амортизацией, представляет собой инвестиционный ресурс, необходимый для компенсации износа основных средств, их ремонта и восстановления до первоначального уровня, предшествующего использованию в производстве. Вторая составляющая — чистые инвестиции — это инвестиции в основной капитал, направленные на увеличение, наращивание основных фондов за счет строительства зданий и сооружений, производства и установки нового, дополнительного оборудования, модернизации существующих производственных мощностей.

Наряду с инвестициями в отрасли материального производства значительная их часть направляется в социальную и культурную сферу, в отрасли науки, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, информатики, охраны окружающей среды, на строительство новых объектов этих отраслей, совершенствование применяемых в них технологий и методик, внедрение инноваций. Инвестиции в человека, в человеческий капитал — это особый вид инвестиций, направленный на создание средств, обеспечивающих развитие и духовное совершенствование человека, укрепление здоровья людей, продление жизни, расширение возможностей творческого участия человека в трудовой деятельности и повышение ее отдачи.

В зависимости от области, на которую направляются инвестиции, и характера достигаемого результата, они делятся на реальные и финансовые.

Реальные инвестиции — это инвестиции в отрасли экономики и виды экономической деятельности, обеспечивающие, приносящие прирост реального капитала, то есть увеличение средств производства, материальных и материальных ценностей, запасов.

Финансовые вложения представляют собой вложения в акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги и финансовые инструменты. Такие инвестиции сами по себе не приводят к увеличению реального физического капитала, но способны приносить прибыль, в том числе и спекулятивную, путем изменения курса ценных бумаг во времени или по разным курсам в разных местах их покупки и продажи.

Финансовые инвестиции включают в себя так называемые портфельные инвестиции. Лица, инвестирующие в ценные бумаги, приобретают набор различных видов ценных бумаг, называемый портфелем, с целью повышения доходности и снижения риска.

Читайте также:  Bitcoin prices on this day

Инвестиции в целом — это вложения денег, ресурсов на длительный срок. В связи с тем, что сроки могут быть разными, существует различие между долгосрочными и краткосрочными инвестициями. Четкой разделительной линии между ними нет, но условные границы деления можно назвать. Краткосрочные инвестиции — это инвестиции на срок около месяца или нескольких месяцев. Долгосрочные инвестиции — это инвестиции на год или несколько лет, иногда на десятилетия.

Инвестиции в объекты, которые дают инвестору право участвовать в управлении объектом, называются прямыми инвестициями.

В зависимости от того, кто инвестирует капитал, инвестирует средства, различает государственные, частные и иностранные инвестиции. Государственные инвестиции — это часть доходов государства в виде средств государственного бюджета, местных бюджетов, инвестируемых в развитие экономики, отвлекаемых от текущего государственного потребления с целью обеспечения поддержания производства, социальной сферы и экономического роста. Частные инвестиции — это негосударственные инвестиции фондов, принадлежащих предприятиям, предпринимателям и населению. Иностранные инвестиции — это инвестиции, которые поступают из-за рубежа, они могут быть как государственными, так и частными.

Основные формы иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции являются важным фактором обеспечения структурной перестройки и экономического роста российской экономики.

Их приток способствует повышению технического уровня производства, улучшению управления и большей интеграции нашей экономики в мировую.

Все виды вложений иностранными инвесторами и иностранными филиалами российских юридических лиц стоимости имущества и интеллектуальной собственности в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли принимаются под иностранными инвестициями в российскую экономику.

Иностранный капитал может быть инвестирован в форме денежных средств, акций, акций и других ценных бумаг, займов, технологий, машин, оборудования, лицензий, любой другой собственности, интеллектуальной собственности и так далее.

Иностранные инвестиции включают в себя приобретение иностранным инвестором полной или частичной собственности на предприятия и организации, взносы в уставный капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями, приобретение акций и других ценных бумаг, кредиты юридическим и физическим лицам, а также банковские депозиты и приобретение недвижимости.

Стоимость инвестиций (кроме денежных средств) оценивается по рыночной цене, согласованной между продавцом и покупателем на соответствующую дату.

Существует три формы иностранных инвестиций: прямые, портфельные и другие.

Прямые инвестиции — это вложения иностранного капитала, осуществленные прямыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10 процентов доли (вклада) в уставный фонд коммерческой организации, созданной или вновь созданной в Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В рамках прямых инвестиций выделяются средства:

  • взносы в уставный капитал (полный вклад или часть уставного капитала, фактически внесенные иностранными совладельцами предприятия; материальные и нематериальные активы, произведенные в виде недвижимости, оборудования, товаров и т.д. и в виде денежных средств, т.е. взносы, сделанные в денежной форме);
  • финансовый лизинг (осуществление лизинговой деятельности иностранным юридическим лицом на территории Российской Федерации в форме предоставления российским компаниям услуг финансового лизинга);
  • Кредиты, полученные от иностранных совладельцев предприятия;
  • другие прямые инвестиции (дополнительная покупка акций соучредителями, оборудование, переданное предприятию прямым инвестором в дополнение к взносам в уставный капитал и т.д.).

Портфельные инвестиции — это вложения иностранного капитала, осуществленные иностранными инвесторами в размере менее 10% доли, доли (вклада) в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые не дают инвесторам права управления предприятием, а также акции, облигации, векселя и другие долговые ценные бумаги собственного и заемного капитала.

Прочие инвестиции — это те, которые не квалифицируются как прямые или портфельные инвестиции.

В рамках прочих инвестиций выделяются средства:

  • торговые кредиты (оплата импорта или экспорта товаров и услуг и предоставление кредитов для осуществления экспортно-импортных операций);
  • другие кредиты (различные кредиты, кроме торговых, полученные не от прямых инвесторов. К ним относятся кредиты, полученные от международных финансовых организаций: Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и др. );
  • кредиты иностранных правительств под гарантии Правительства Российской Федерации;
  • банковские депозиты: собственные счета иностранных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в иностранных банках (инвестиции из России за рубеж);
  • прочие (к ним относятся все финансовые активы и обязательства, не признанные выше, такие как дебиторская и кредиторская задолженность по просроченным кредитам, невыплаченная заработная плата, невыплаченные налоги).

Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации и действующими в России международными договорами.

Методы государственного регулирования иностранных инвестиций

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. В условиях кризиса возрастает регулирующая роль государства, а также проводятся реформы. И наоборот, оно ослабевает при стабильном оживлении экономики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности — это формы и методы экономического и административного характера, определяемые законодательством, которые используются органами управления для реализации инвестиционной политики, обеспечивающей достижение государственных целей социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов, а также повышающей эффективность инвестиций, создающей безопасные условия для инвестиций в различные инвестиционные проекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как системой специальных нормативных актов, так и общим государственным законодательством. Большое значение имеют такие законы, как Конституция Российской Федерации, Гражданский и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о приватизации, о собственности, о внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании, о тарифном регулировании и другие.

Наша страна также приняла другие резолюции и нормативные акты, которые регулируют инвестиционную деятельность. Среди них Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99г.

Настоящий Закон определяет правовые, социально-экономические условия инвестиционной деятельности, ее объекты и субъекты, а также обеспечивает защиту прав, имущества и интересов субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм их собственности.

Принят также ряд постановлений Правительства РФ, направленных на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производство, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности:

  • в полном соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямое управление государственными инвестициями;
  • путем введения налоговой системы с дифференциацией налоговых льгот и ставок;
  • оказание финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, субвенций, бюджетных займов на развитие отдельных отраслей и территорий;
  • финансово-кредитная политика, амортизационная политика, ценовая политика (включая выпуск ценных бумаг в обращении);
  • контроль за соблюдением государственных стандартов и норм;
  • антимонопольные меры, приватизация государственного имущества, в том числе незавершенного строительства;
  • экспертиза инвестиционных проектов.

Государство, влияя на инвестиционную деятельность в стране, использует как административные, так и экономические методы влияния. Административные или прямые методы регулирования непосредственно влияют на субъектов инвестиционной деятельности, в то время как государство имеет право и возможность осуществлять принуждение по отношению к другим экономическим субъектам, используя запреты, ограничения, постановления или разрешения.

В этом случае в качестве инструментов такого влияния выступают законы и нормативные акты. Например, закон устанавливает, что все инвестиционные проекты подлежат оценке воздействия на окружающую среду.

Экономические методы государственного влияния включают методы, с помощью которых государство может влиять, поощряя инвестиционные решения в интересах самих субъектов и общества в целом. На практике государство использует сочетание этих двух методов влияния для достижения инвестиционных целей.

Читайте также:  Как получить или заработать биткоины

Деятельность по осуществлению инвестиционной деятельности зависит от реализации финансовой, ценовой, кредитной, амортизационной, валютной, налоговой и инвестиционной политики.

Можно также сослаться на экономические методы:

  • установление ставки рефинансирования
  • налоговая дифференциация
  • налоговые льготы и скидки
  • тарифы и ставки оплаты за землю и природные ресурсы.

Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме инвестиционных инвестиций, предусматривает несколько форм государственного регулирования.

Улучшение инвестиционной деятельности:

  • благоприятная налоговая система и механизмы начисления
  • амортизация и использование амортизационных отчислений
  • создание специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера
  • защищённость инвесторов
  • предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации
  • Расширение использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, а также строительства объектов социально-культурного назначения.
  • меры антимонопольной политики
  • создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговые оценки субъектов инвестиционной деятельности
  • развитие финансового лизинга
  • расширение возможностей использования залогового обеспечения при внедрении системы кредитования
  • создание субъектами инвестиционной деятельности возможностей для формирования собственных инвестиционных фондов
  • переоценка основных средств в зависимости от уровня инфляции.

Прямое участие государства в формировании инвестиционной деятельности через:

  • формирование перечня строительных площадок и объектов технического перевооружения для нужд федерального правительства и их финансирование за счет средств федерального бюджета
  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств всех уровней
  • предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетных средств субъектов РФ
  • инвестиционная экспертиза
  • выделение средств из федерального и региональных бюджетов на конкурсной основе для финансирования инвестиционных проектов. Эти средства размещаются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов, размер которых определяется законом о бюджете, либо на условиях объединения соответствующих долей в государственной части создаваемого общества, средства от продажи которых поступают в соответствующий бюджет.
  • разработка и утверждение стандартов, правил и положений и контроль за их соблюдением
  • защита российских предприятий от поставок устаревших, энергоемких, материалоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов.
  • выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов
  • предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по результатам торгов
  • привлечение к инвестиционному процессу временно приостановленных строительных площадок и объектов, находящихся в государственной собственности.

Независимо от формы собственности, государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности:

  • публичность при обсуждении инвестиционных проектов
  • Обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности
  • защита капиталовложений
  • право обжалования в суд решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц
  • стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности.

Если государство принимает законы, устанавливающие правила для других субъектов инвестиционной деятельности, кроме тех, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров остаются в силе.

Исключение делается для тех случаев, когда закон устанавливает, что его действие распространяется на отношения, которые возникают из ранее заключенных договоров.

Закон также предусматривает, что капитальные инвестиции могут быть национализированы только при условии предварительного и эквивалентного возмещения убытков, понесенных государством субъектам инвестиционной деятельности.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование, которое осуществляется в соответствии с российским законодательством. Государственное регулирование инвестиционной деятельности — это совокупность государственных подходов и решений, закрепленных в законодательстве, организационно-правовых формах, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Государственное регулирование выражается в управлении государственными инвестициями:

  • налоговая система с дифференциацией налоговых ставок и льгот
  • финансовая помощь в форме грантов, субсидий, льготных кредитов и бюджетных займов
  • финансово-кредитная политика
  • ценообразование
  • выпуск ценных бумаг
  • амортизационная политика.

Иными словами, можно выделить основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности:

  • регулирование финансовых инвестиций
  • регулирование сфер и объектов инвестирования
  • оценка инвестиционного проекта
  • регулирование условий инвестирования за пределами государства
  • проведение эффективной амортизационной политики
  • налоговый режим инвестиционной деятельности
  • регулирование участия инвесторов в приватизации
  • льготный кредит
  • предоставление финансовой помощи.

Для регулирования деятельности инвесторов в Российской Федерации государство использует следующие методы:

  • экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу;
  • контроль за соблюдением государственных стандартов и норм, а также правил обязательной сертификации.

Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности должны включать:

  • защищённость инвесторов
  • установление налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности
  • Расширение использования средств, поступающих от населения, и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства.
  • обеспечение субъектов инвестиционной деятельности благоприятными условиями для использования земли и других ресурсов
  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, реализуемых муниципалитетами
  • выдача муниципальных кредитов в соответствии с действующим законодательством
  • размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов
  • реализация финансово-кредитной политики, ценовой политики.

Иными словами, механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности — это совокупность методов и инструментов государственного воздействия на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Основные направления государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций в России

В настоящее время в России наблюдается увеличение притока иностранных инвестиций. К 2011 году приток иностранных инвестиций значительно увеличился. Объем иностранных инвестиций в 2011 г. составил 190,9 млрд долл., что почти в 1,5 раза больше, чем в 2010 г. (в 2010 г. он составил 114,7 млрд долл.) и почти в 20 раз больше, чем в 2000 г. (в 2000 г. он составил 10,9 млрд долл.). Исходя из этого, можно предположить, что в качестве объекта инвестиций российская экономика обладает рядом потенциально привлекательных черт для иностранных компаний и предпринимателей. Это емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешевая рабочая сила, огромный багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных мощностей.

Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранные инвестиции остаются очень небольшими и явно не удовлетворяют потребности российской экономики. Это связано с неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в частности.

В настоящее время основным инструментом государственного регулирования иностранных инвестиций является Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года, направленный на предоставление гарантий иностранным инвесторам. Но на практике роль этого акта не столь велика. Причиной тому являются недостатки концепции регулирования, заложенной в Законе.

Иностранных инвесторов на российский рынок привлекает установление льгот (таможенных, налоговых) и гарантий для них. Важнейшей из этих гарантий является гарантия правовой защиты — иностранному инвестору предоставляется защита его прав и интересов, а также гарантируется право на возмещение убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов.

Раздел «Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов» Закона Российской Федерации «Об иностранных инвестициях» является скорее декларацией общих принципов, чем сводом норм, четко определяющих последствия принимаемых государственными органами мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. Инвесторы, уже имеющие опыт работы в России, указывают не столько на отсутствие необходимых законов, сколько на невыполнение существующих, что приводит к нарушению прав акционеров.

В результате недостатков российского национального законодательства об иностранных инвестициях, иностранные инвесторы, а также российские предприниматели, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, пытаются создать систему дополнительных гарантий, защищающих инвесторов от так называемых некоммерческих рисков. Под этим в основном понимается политический риск, обусловленный нестабильностью политической ситуации и связанный с репрессивными мерами, принимаемыми государственными органами в отношении тех, кто осуществляет иностранные инвестиции. Российский Закон об иностранных инвестициях прямо исключает из сферы своего действия инвестиции в страховые некоммерческие организации, что представляется оправданным, поскольку эти отрасли отличаются друг от друга по своей специфике и должны регулироваться специальным законодательством.

Читайте также:  Пбу положение по учету долгосрочных инвестиций

Оценка динамики иностранных инвестиций показала, что основными объемами иностранных инвестиций в Россию являются кредиты. В 2011 году их доля составила — 87,92% от общего объема иностранных инвестиций в Россию. Поскольку за последние 10 лет доля кредитов увеличилась почти вдвое, необходимо искать новые источники и методы инвестирования.

Традиционно около трети всех капиталов поступает из стран и территорий с оффшорными режимами. Проблемой остается региональный дисбаланс инвестиций, который связан со значительной дифференциацией регионов по уровню инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.

Анализ показал, что проблема отраслевых «искажений» привлечения иностранных инвестиций стоит остро. В 2010 г. распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям было таким, что большая их часть (33,7%) пришлась на обрабатывающую промышленность. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентированы на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других полезных ископаемых, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Иностранные инвестиции не направляются в наиболее нуждающиеся отрасли, которые являются приоритетными для развития российской экономики (сельское хозяйство, машиностроение, промышленная инфраструктура). Очевидный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации выражается в отсутствии четких приоритетов в привлечении и стимулировании инвестиций в высокотехнологичные отрасли, которые в настоящее время являются основной движущей силой мировой экономики.

В настоящее время Россия вступила на путь интеграции в мировую экономику и стремится к созданию открытой экономической системы, поэтому участие в процессах движения капитала как импортера, так и экспортера имеет стратегическое значение. Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российской продукции, дальнейшее сокращение доли российского рынка, занимаемой российскими товарами. Поэтому необходимо оперативно корректировать меры по стимулированию иностранных инвестиций.

Основные направления увеличения иностранных инвестиций в Россию

Стратегической целью инвестиционной политики нашей страны является привлечение инвестиций и направление их на решение экономических проблем в стране.

В соответствии с основными задачами национальной стратегии экономического развития России, которые были недавно определены, органы государственной власти различных уровней разрабатывают комплексную программу привлечения иностранных инвестиций. Восстановление экономики нашей страны в первую очередь связано со значительными вливаниями материальных и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому грамотный подход к регулированию и правовому регулированию процесса привлечения иностранных инвестиций столь актуален и необходим.

Поскольку иностранные инвесторы привлекаются на российский рынок путем установления определенных гарантий, но инвесторы, уже имеющие опыт работы в России, указывают на то, что эти гарантии не выполняются, то законы, направленные на стимулирование иностранных инвестиций, должны разработать определенные правила, обеспечивающие обратную связь, т.е. публичные и подробные отчеты органов исполнительной власти перед законодателями.

В качестве одного из элементов дополнительных гарантий прав иностранных инвесторов предлагается создать систему страхования некоммерческих рисков. Выдвигая предложения по созданию данного института в России, отечественные предприниматели вполне обоснованно мотивируют внедрение системы страхования инвестиций следующими соображениями: высокая степень таких рисков не позволяет иностранным инвесторам размещать капитал в российской экономике; потребности России в дополнительных источниках привлечения капитала.

Также, в качестве дополнительных гарантий прав иностранных инвесторов, необходимо создать в России систему организаций, способных страховать инвестиционные риски:

  • частная коммерческая страховая компания страховщика иностранных инвесторов;
  • Российская государственная структура по защите интересов российских предпринимателей за рубежом;
  • международная страховая компания для иностранных инвестиций в России.

Поскольку регионы России дифференцированы по уровню инвестиционного риска и инвестиционному потенциалу, необходимо предоставлять таможенные и налоговые льготы иностранным инвесторам при условии инвестирования капитала в депрессивные регионы России. Это позволит увеличить приток инвестиций в наиболее нуждающиеся регионы, что положительно скажется на его экономическом развитии. Также возможно разработать систему стимулов для региональных и муниципальных властей в их попытках привлечь иностранный капитал в экономику регионов и муниципалитетов.

Учитывая тот факт, что иностранные инвестиции не идут в те отрасли, которые больше всего в них нуждаются, необходимо также предоставлять инвесторам различные льготы, если они вкладывают средства в приоритетные для развития российской экономики отрасли.

Таким образом, для повышения эффективности инвестиционной политики необходимо стабилизировать экономическую и политическую ситуацию, скорректировать налоговую и таможенную политику, улучшить управление инвестиционными процессами, а также радикально улучшить экономические и правовые условия для инвесторов.

Вывод:

В ходе перехода России к рыночной системе управления экономикой сформировалась новая модель инвестиционного процесса, основанная на многообразии форм собственности, а также на существенных изменениях правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности.

Последовательно проводилась децентрализация инвестиционной деятельности, возрастала роль внутренних источников сбережений предприятий в рамках инвестиций, усиливался государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затруднена передача передовых технологий, а также создает низкую конкурентоспособность российской продукции, что еще больше сокращает долю российского рынка, занимаемую российской продукцией.

В ходе изучения основных направлений российской инвестиционной политики были выявлены следующие проблемы:

  • невыполнение действующих законов государственными органами, что приводит к нарушению прав иностранных инвесторов;
  • отсутствие системы дополнительных гарантий, защищающих инвесторов от некоммерческих рисков;
  • отсутствие организаций, способных страховать инвестиционные риски;
  • дисбаланс инвестиций;
  • Проблема отраслевых «искажений» привлечения иностранных инвестиций, отсутствие четких приоритетов в привлечении и стимулировании инвестиций в высокотехнологичные отрасли.

Были также предложены пути решения выявленных проблем:

  • разработка определенных норм, которые позволят контролировать выполнение законов государственными органами;
  • создание института, занимающегося страхованием некоммерческих рисков;
  • создание организаций, способных страховать инвестиционные риски;
  • предоставление таможенных и налоговых льгот иностранным инвесторам, осуществляющим капиталовложения в депрессивные регионы России, а также развитие систем поощрения региональных и муниципальных органов власти в их попытках привлечения иностранного капитала;
  • предоставление различных льгот инвесторам, инвестирование капитала в приоритетные для развития российской экономики отрасли.

Таким образом, анализ, основанный на теоретических разработках и статистической информации, показал необходимость совершенствования инвестиционной политики России. Как модель развития инвестиционного законодательства должна быть адаптирована к измененной системе управления экономикой, к экономической деятельности в новых условиях, а также соответствовать современным условиям развития рыночной экономики.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью