Анализ системы показателей доходности

Лекция 7. Анализ показателей доходности предприятий.

1. Структура доходов предприятия.

2. Абсолютные показатели доходности предприятия.

3. Относительные показатели доходности предприятия и их взаимосвязь.

1. В условиях рыночных отношений для принятия управленческих решений нужно знать не только размер получаемой предприятием прибыли, но и их доходность. Доходность характеризует эффективность деятельности предприятия и мастерство управления инвестициями. Главные части доходности – прибыль, но та прибыль, которая приводится в расчетах, величина достаточна условная. На практике осуществляется: в соответствии с рядом документов, в соответствии с нормативными документами, которыми пользуется ГНС.

Понятие доход более емкое чем прибыль. В толковом словаре «доход» — это поток денежных средств. Доход – это денежные средства, которые поступают в распоряжение предприятия в различных формах. В современных условиях хозяйствования наряду с прибылью предприятие может получать и другие доходы (дивиденды, процент по вкладам и др.).

Поэтому конечный результат от финансово-хозяйственной деятельности правильно было бы назвать не балансовой прибылью, а доходом по балансу.

Предприятие имеет в своем распоряжении временно свободные средства, которые имеют целевой характер, которые регулярно поступают на р/с. такие суммы средств могут использоваться лишь спустя какой-то срок. Это амортизационные отчисления, отчисления в какие-либо резервные фонды, на создание других фондов, предусмотренных законодательством. При создании резервного или другого фонда в балансе сама прибыль уменьшается. Эти отчисления не входят в прибыль, но они остаются в распоряжении предприятия.

Чтобы определить размер средств предприятия, необходимо определить:

1) сумму чистой прибыли

2) сумму амортизационных отчислений

3) величина начисленных резервных фондов за счет прибыли.

Они характеризуют доходность предприятия за отчетный период.

2. При определении степени доходности вложенного капитала используют целую систему взаимосвязанных показателей. Каждый из этих показателей для пользователей отчетности имеет свою смысловую нагрузку, имеет свое экономическое толкование. При анализе доходности может быть использовано несколько способов расчета, но чаще всего они рассчитываются как соотношение какого-либо вида дохода и какая-либо база сравнения.

Показатели (числитель):

1. Прибыль или доход от основной деятельности предприятия, т.е. прибыль от реализации продукции, услуг, вида работ. Это финансовый результат деятельности предприятия, ради которого было создано предприятие.

2. Прибыль или убыток от финансовой деятельности. Это сальдо между доходом и убытком по операциям, не связанным с реализацией продукции с учетом процента за пользование банковским кредитом.

3. Доход от инвестиционной деятельности. Жто часть прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, которая представляет из себя сумму доходов от каких-либо финансовых вложений в акции других предприятий, паи, облигации.

4. Балансовый доход или балансовая прибыль. Это сумма дохода от финансовой и производственной деятельности предприятия.

5. Чистая прибыль. Это часть балансовой прибыли минус отчисления в резервный и другие аналогичные фонды минус сумма уплаты рентабельных платежей минус налог на прибыль.

6. Прибыль в полном распоряжении предприятия. Это абсолютный показатель, равен доходу после завершения всех распределительных операций, от чистой прибыли отличается на величину начисленных дивидендов по акциям.

Читайте также:  Chia статус не синхронизировано

7. Нетто-результат эксплуатации инвестиций. Это экономический эффект, полученный предприятием от использования вложенного капитала = сумма балансовой прибыли + процент за кредит. Этот показатель можно рассматривать как оплату за переданные в распоряжение предприятий финансовые средства или как доход от собственного или заемного капитала.

8. Поток наличности. Сумма средств, которую имеет предприятие в своем распоряжении, хоть и временно = чистая прибыль + начисленные амортизационные отчисления + резервный фонд.

Знаменатель абсолютных показателей:

1. Выручка от реализации продукции без НДС, без акцизов.

2. Собственный капитал = уставной капитал + сумма резервных капиталов + сумма резервных фондов + сумма нераспределенной прибыли прошлых лет + сумма средств социальной сферы + сумма целевого финансирования + сумма поступлений из бюджета + сумма межотраслевых внебюджетных фондов.

3. Чистые активы – это сумма средств, инвестированных в предприятие = сумма собственных источников средств + сумма долгосрочных обязательств. Или разность между общей суммой баланса по активу и суммой краткосрочных обязательств.

Показатели доходности можно рассчитывать либо на определенную дату, либо исчислять среднегодовые данные.

3. Эти показатели делятся на:

a) показатели доходности деятельности предприятия

b) показатели рентабельности собственного капитала

c) показатели рентабельности активов предприятия.

Показатели доходности:

1. Норма самофинансирования = Балансовая прибыль (6) / Величина реализованной продукции *100. Этот показатель отражает прибыль, которую имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Он характеризует способность предприятия самофинансироваться, он имеет важное значение при разработке политики финансирования и его можно рассматривать как возможность интенсивного развития.

2. Норма предпринимательского дохода = Чистая прибыль (5) / Выручка от реализации*100. Дает представление о результатах хозяйственной деятельности предприятия, о степени прочности его положения. Этим показателем характеризуется прочность предприятия на рынке сбыта. Снижение–сокращение предложения на продукцию.

3. Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от реализации (1) / Выручка от реализации*100. Менеджерами этот показатель используется для контроля за взаимосвязью количества реализованной продукции, цены на нее, величиной издержек производства.

Показатели рентабельности капитала:

4. Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль (5) / Собственный капитал. Это ключевой инвестиционный показатель , на Западе его называют нормой прибыли на собственный капитал. Акционеры, инвесторы уделяют этому показателю особое внимание, так как он лучшим способом показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль собственных средств.

5. Общая рентабельность = Балансовая прибыль / Собственный капитал*100. Этот показатель характирезет деятельности предприятия, доходность предприятия от всех видов деятельности на 1 рубль собственного капитала. Применяют этот показатель при анализе оборотного капитала. Этим капиталов может характеризоваться удельный вес в общей величине активов. Это соотношение заемного капитала и величины собственного капитала.

Показатели рентабельности активов:

6. Чистая рентабельность = Чистая прибыль / чистые активы*100. Дает оценку доходности собственного капитала.

7. Рентабельность совокупного капитала = Нетто-результат (7) / чистые активы*100. В зарубежной практике этот показатель рассматривается как один из основных и дает характеристику результативности деятельности предприятия.

8. Рентабельность наличности = Поток наличности (8) / чистые активы*100. Дает возможность извлечения прибыли из всех видов деятельности.

Источник

Система показателей рентабельности и их анализ

Система показателей прибыли включает абсолютные и относительные показатели эффективности хозяйствования. К последним относятся показатели рентабельности.

Читайте также:  Что такое структурные продукты для инвестиций

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями. Так, определенные трудности представляет отсутствие общепринятых и идеальных стандартов или норм различных отраслевых показателей рентабельности. Такие трудности могут быть частично преодолены путем:

·сопоставления показателей организации с показателями других той же отрасли;

·определения показателей за ряд лет;

·сопоставления фактических и плановых показателей;

·внутрифирменного сопоставления показателей (например, в торговле по товарным группам);

·сопоставления альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

Состав системы показателей рентабельности в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Внешний финансовый анализ проводится независимыми аналитиками и базируется в основном на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа шире, поэтому расширяются и возможности самого анализа. Независимо от вида проводимого анализа система показателей должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

В системе каждый показатель несет вполне конкретную информационную нагрузку, что следует учитывать при проведении анализа. Одни из них служат для оценки текущего положения предприятия, другие – для проведения сравнительного анализа по видам деятельности, третьи – для получения определенного представления об аналогичных предприятиях и предприятиях конкурентах. В экономической литературе названия показателей рентабельности не стандартизированы.

В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность делится на три вида: основную; инвестиционную и финансовую.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить также в три группы:

1) показатели, характеризующие прибыльность продаж. Это отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к выручке от продаж;

2) показатели рентабельности производства или инвестиционных проектов (окупаемость расходов). Они показывают, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и продажу продукции. Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая прибыль от проекта относится к сумме инвестиций в этот проект;

3) показатели, характеризующие доходность капитала (активов) и их составляющих. Формируются на основе расчета уровня рентабельности в зависимости от изменения размера капитала или имущества в целом и по видам.

Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление с ними своих показателей позволяет сделать вывод о состоянии рентабельности предприятия. В отечественной практике основной базой для сравнения является информация о величине показателей рентабельности предприятия в предыдущие годы.

В экономической литературе рекомендуется множество показателей, характеризующих прибыльность (рентабельность) деятельности предприятия. Некоторые из них и порядок их расчета можно представить в виде табл. 2.2

Читайте также:  1660 super майнинг сколько ватт

Таблица 2.2 Коэффициенты рентабельности

Показатели Формула расчета
1 КР. Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала
2 КР. Рентабельность авансированного капитала Чистая прибыль / Средняя стоимость активов
3 КР. Рентабельность текущих активов Чистая прибыль /Средняя стоимость текущих активов
4 КР. Рентабельность внеоборотных активов Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов
5 КР. Рентабельность производства Прибыль от продаж (чистая) / Издержки
6 КР. Рентабельность продажи (по чистой прибыли) Чистая прибыль / Выручка от продаж
7 КР. Рентабельность продажи (по прибыли от продаж) Прибыль от продаж / Выручка от продаж
8 КР. Рентабельность перманентного капитала Чистая прибыль / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства)
9 КР. Рентабельность инвестированного капитала Чистая прибыль / (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные займы и кредиты)
10 КР. Рентабельность активов Прибыль до налогообложения / Средняя стоимость активов

Комментарий по коэффициентам рентабельности.

1 КР – показывает эффективность использования собственного капитала, т. е. количество чистой прибыли, заработанной каждым рублем, вложенным собственником в предприятие.

2 КР – отражает эффективность использования всего имущества предприятия, или сколько денежных единиц вложено предприятием для получения рубля чистой прибыли независимо от источников привлечения средств.

3 КР – показывает эффективность использования оборотных (мобильных, текущих) активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу оборотных активов.

4 КР – отражает эффективность использования основных средств и внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости этих средств.

5 КР – отражает величину прибыли, приходящейся на единицу издержек обращения, или какова доля прибыли от продажи товаров как основного вида деятельности в сумме затрат на эту деятельность.

6 КР – показывает размер чистой прибыли, приходящейся на рубль проданных товаров.

7 КР – аналогичен предыдущему, т. е. показывает, сколько прибыли от продаж приходится на единицу проданных товаров.

8 КР – отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок (как собственного, так и заемного).

9 КР – отражает эффективность использования привлеченных кредитов и займов (как на длительный, так и на короткий срок).

10 КР – аналогичен второму показателю, но в расчет берется прибыль до налогообложения.

Рост в динамике всех без исключения показателей рентабельности оценивается положительно.

Для правильной оценки причин изменений коэффициентов рентабельности предприятия по сравнению с прошлым годом целесообразно предварительно обобщить данные форм бухгалтерской и статистической отчетности, используемые в последующих расчетах.

По одним показателям отчетности может наблюдаться рост по сравнению с прошлым годом, по другим – снижение, что в той или иной мере сказывается на относительных показателях рентабельности. При этом рост в динамике абсолютных величин каждого показателя прибыли увеличивает значение показателей рентабельности, и наоборот. Рост ресурсов, затрат, выручки от продажи уменьшает показатели рентабельности, и наоборот.

Коэффициенты рентабельности необходимо также изучить в динамике за ряд лет, что позволяет выявить тенденции их изменения. Из десяти показателей рентабельности выберем четыре, наиболее информативные (1 КР, 6 КР, 7 КР, 10 КР).

Источник

Оцените статью