Инвестиционный рынок в Российской Федерации
За последние полтора десятилетия отмечены динамичным и достаточно интенсивным развитием российской экономики. Данную тенденцию не смогли переломить даже экономические санкции, введенные рядом стран западного мира. Да, они замедлили развитие, но не смогли обратить его вспять. Непременным условием роста экономики страны является повышение уровня внешних и внутренних инвестиций. Таким образом, мы можем смело говорить о том, что с начала 2000 годов экономический рынок России довольно динамично развивается.
Состояние и проблемы рынка инвестиций
Несмотря на озвученный выше тренд, на сегодняшний день в Российской Федерации существует проблема необходимости фактического увеличения уровня вложений в реальный сектор экономики. И это при том, что экономический блок Правительства РФ в своей деятельности делает основной акцент именно на реальные, а не на финансовые инвестиции.
Такое положение вещей нетрудно понять. Ведь именно уровень реального инвестирования является основой, обеспечивающей экономическое развитие промышленных предприятий. Результатом этого процесса становится выпуск инновационной современной продукции, повышение ее конкурентоспособности и возможность проникновения отечественных товаров на новые для себя рынки.
Кроме того, если сравнивать реальные и финансовые вложения, то первые обладают гораздо более высоким уровнем рентабельности. Это автоматически позволяет инвесторам получать большую прибыль. Лучше мотива к активным действиям для предпринимателей просто не существует.
В то же самое время реальный сектор экономики требует привлечения колоссального объёма инвестиций. К сожалению, собственных денежных средств, которые есть в наличии у отечественных инвесторов зачастую недостает. Это создает потребность в привлечении заемного капитала. Фактически это находит свое выражение в банковских кредитах и займах, а также инвестиций в ценные бумаги (преимущественно акции) компаний. То есть в данном случае мы уже говорим про финансовые инвестиции. Другими словами, подобные вложения также содействуют началу экономического подъема в любом государстве.
Изменения, которые на сегодняшний день происходят в России, определяются бурным становлением инновационного пространства. Подобные инновационные процессы развития государства имеют два основных составляющих элемента:
- реализация проектов, связанных с инновациями;
- развитие инновационного потенциала.
При этом можно бесконечно долго рассуждать про позитивные черты рыночной экономики и невидимую руку рынка, но при этом данные экономические институты не способны осуществлять автоматическое регулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Представители частного бизнеса не заинтересованы во вложении собственного капитала в те инвестиционные проекты, которые не способны приносить серьезной прибыли. В то же время для страны в общем и для каждого гражданина в отдельности эти отрасли являются жизненно необходимыми.
С помощью одной только рыночной экономики невозможно решить и другие существующие проблемы. В этой ситуации роль государства, как основного экономического регулятора многократно возрастает.
Говоря о главных проблемах инвестиционного рынка в России можно выделить следующие аспекты:
- большие объемы неплатежей;
- низкие реальные доходы граждан;
- пробелы и коллизии в российском инвестиционном законодательстве.
Таким образом, мы приходим к выводу о серьезном значении финансовых инвестиций для развития экономики нашего государства. Во-первых, подобные вложения – это самостоятельная форма инвестиций. Во-вторых, их необходимо рассматривать в качестве связующего звена на пути трансформации капитала в реальные инвестиции.
Перспективы развития инвестиционного рынка
Россия – уникальная страна. Она богата колоссальными природными ресурсами и могучим человеческим потенциалом. Если сравнивать текущий уровень развития отечественного рынка инвестиций с 90 годами прошлого века, то можно констатировать, что наше государство уже сделало огромный шаг вперед. Тем не менее Российская Федерация обладает огромным нереализованным потенциалом для развития всех сфер экономики, в том числе и инвестиционного рынка. Огромную роль в этом процессе должно сыграть государство.
Прямые инвестиции нуждаются в государственной поддержке. Мы можем выделить следующие ее аспекты:
Государственная поддержка прямых инвестиций заключается:
- законодательные гарантии обеспечения деятельности инвесторов;
- наличие одного органа исполнительной власти, который уполномочен быть представителем РФ перед российскими и иностранными инвесторами;
- создание и развитие системы преференций;
- предоставление надежных гарантий, связанных с покрытием инвестиционных рисков.
Государственная поддержка инвесторов должна иметь своей целью сформировать благоприятный инвестиционный климат в стране. Безусловно, это наилучшим образом скажется на производстве товаров, работ и услуг в основных отраслях экономики.
Вместе с достижением озвученной выше цели будут решаться и другие сопутствующие вопросы. К ним относятся:
- модернизация существующей производственной базы, чему будут способствовать новые технологии, ноу-хау, появление современного оборудования;
- реализация программы поддержки российских производителей;
- становление отраслей экономики, работающих на импортозамещение;
- бережное и эффективное использование природных ресурсов;
- повышение производительности труда;
- повышение уровня занятости населения;
- повышение покупательной способности граждан;
- интенсификация производства.
Невозможно переоценить значение рынка прямых инвестиций для развития экономики России. Они способны обеспечить не только ее стабилизацию, но также оживление и подъем.
Источник
Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ
Рубрика: 8. Мировая экономика
Дата публикации: 08.01.2017
Статья просмотрена: 20345 раз
Библиографическое описание:
Азатян, М. О. Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ / М. О. Азатян. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11698/ (дата обращения: 12.06.2021).
В статье проводится обзор прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и их динамика. Выделены основные проблемы в инвестиционной сфере, а также рассмотрены позиции России в международных рейтингах.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность, динамика прямых иностранных инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику РФ
This article describes an overview of the direct foreign investments in the Russian Federation and it’s dynamics. Presents the main problems in the field of investment activity and describes Russia’s position in international rankings.
Keywords: foreign direct investment, the investment attractiveness, foreign direct investment dynamics, foreign direct investment in the Russian economy
На современном этапе каждая страна вовлечена в международное инвестиционное сотрудничество. ТНК, в рамках которых осуществляется большая часть иностранных инвестиций, являются одним из важнейших субъектов мировой экономики. В Российской Федерации происходит пересмотр правового регулирования ПИИ, создаются новые условия для привлечения иностранных инвесторов, такие как ОЭЗ (особые экономические зоны), ТОР (территория опережающего развития) и СРП (соглашение о разделе продукции). Однако, несмотря на новые возможности потенциал использован не в полной мере, таким образом анализ динамики ПИИ в РФ является актуальной проблемой.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это приобретение активов иностранных предприятий с целью осуществления контроля над ними (с вложениями в уставной капитал предприятия доли свыше 10 %) [7].
Современная экономическая ситуация в России имеет все признаки неустойчивости в связи с введением рядом западных стран санкций против России, падением мировых цен на нефть и ослаблением курса рубля.
Активизация инвестиционной деятельности является важным инструментом для оживления экономики, иностранные «инъекции» в российскую экономику могут поспособствовать увеличению ее производительных возможностей и стать фактором экономического развития.
Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию за последние 10 лет неоднозначна, проведя анализ объема ПИИ в Российской Федерации с 2006 по 2016г. можно отметить, что наибольший объем ПИИ наблюдался в 2008г. в размере 74783 млн. долл. В 2009г. ситуация в корне поменялась, и последовал резкий спад, объем ПИИ составил 36583 млн. долл., что на 49 % меньше по сравнению с 2008г. Однако в 2010–2011гг. их объем увеличился на 50,6 % по отношению к 2009г., а в 2013г. вырос на 36,8 % по сравнению с предыдущим годом и составил 69219 млн. долл. В 2014г. последовало резкое снижение ПИИ, объем прямых инвестиций составил всего 20958 млн. долл., что на 30,3 % меньше по сравнению с предыдущим годом. В период 1994–2016гг., самый высокий показатель был достигнут в первом квартале 2013г., составив 40140 млн. долл., а рекордно низкий уровень в четвертом квартале 2005г. – 3922 млн. долл. [10]
Рис. 1. Динамика ПИИ РФ 2006–2014 г. [10]
В 2014–2015г. наблюдался резкий спад в притоке ПИИ, однако во втором квартале 2016г. ПИИ в Россию увеличились на 7115 млн долл. и в 2017г. ожидается продолжение их прироста.
Рис. 2. Приток ПИИ, млн. долларов 2015–2016г. [10]
Начавшееся во второй половине 2014г. резкое изменение страновой структуры ПИИ, во втором полугодии 2015-го продолжилось. Если в 2014г. лидером по объему вложений в Россию был Кипр, то в 2015г. он уступил первенство Багамам, откуда была обеспечена половина всех вложений в уставный капитал и 18 % реинвестированных доходов. Нидерланды, Швейцария, Люксембург и Ирландия активнее других уменьшали свои вложения в Россию. Единственной страной Западной Европы, продолжившей увеличивать ПИИ в Россию в виде реинвестированной прибыли осталась Германия. В условиях обострения отношений России с Западом сотрудничество со странами БРИКС может стать фактором, компенсирующим потери на других рынках.
Отечественные инвесторы активнее всего уменьшали свои вложения в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Грузии и на Украине. При этом вложения, осуществленные в 2014г. на Кайманы, Сейшелы, Сент-Винсент и Гренадины, в первом полугодии 2015г. перемещали в первую очередь на Британские Виргинские острова, Багамы и Бермуды [2].
В связи с введением санкций закрытие иностранных предприятий продолжалось в 2015г. в промышленности и сфере услуг. В 2015г. закрылось производство автомобилей Opel, в IT сфере закрылись офисы Google, Skype, Adobe Systems, значительно сократил своё присутствие Raiffesen Bank.
ПИИ вРФ вI-II кв. 2016г. по видам экономической деятельности [9]
Среди отраслей промышленности большая часть инвестиций, как и ранее приходится на оптовую и розничную торговлю, обрабатывающее производство, финансы и добычу полезных ископаемых. Рухнули инвестиции в металлургическое производство, сферу информационных технологий, здравоохранения, образования и научных исследований [5].
В рейтинге стран по объему ПИИ Россия в 2013 году занимала третье место, уступив только США и Китаю, а в 2014 году по данным UNCTAD уже не вошла даже в первую десятку. Несмотря на богатые природные ресурсы, и масштабный потребительский рынок в список самых привлекательных стран для инвесторов Россия в 2014 году не вошла, хотя в 2013 году занимала в нем 11 место.[1]
Международная инвестиционная позиция Российской Федерации, млн. долл.[2]
Остатокна1.01.2015
Изменения
Остатокна1.01.2016
Чистая международная инвестиционная позиция
Активы
Прямые инвестиции
Участие в капитале и паи/акции инвестиционных фондов
Портфельные инвестиции
Участие в капитале и паи/акции инвестиционных фондов
Долговые ценные бумаги
Прочие инвестиции
Прочее участие в капитале
Наличная валюта и депозиты
Страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий
Торговые кредиты и авансы
Прочая дебиторская задолженность
Резервные активы
Согласно таблице 2, чистый прирост активов возрос только в долговые инструменты, долговые ценные бумаги и в прочие инвестиции. Чистое уменьшение прямых иностранных инвестиций составило — 48412 млн. долларов.
Анализ структуры ПИИ показывает, что значительная часть иностранных инвестиций не приводит к увеличению основных фондов. В структуре иностранных инвестиций, поступающих в Россию велика доля долговых инструментов, которые не влияют на прирост капитала. Слияния и поглощения, являясь покупкой уже действующих предприятий, уменьшают его прирост, что указывает на осторожность инвесторов, их неготовность нести риски, связанные с созданием и управлением бизнесом.
Структура ПИИ вРФ по видам (2011–2014г.)[3]
2011
2012
2013
2014
Покупка/продажа новых акций (паёв, долей)
Всего инвестиций, изменяющих капитал
Слияния и поглощения
Всего участие в капитале
ПИИ могут послужить механизмом повышения конкурентоспособности России в мировой экономике, путем использования существующих конкурентных преимуществ и привнесения новых.
Формирование политики государства по привлечению ПИИ в страну должны включать следующие направления:
− признание роли ПИИ как важного конкурентного преимущества для развития страны;
− системная политика государственной поддержки иностранных инвестиций, в том числе обеспечение льготных условий для инвесторов, инвестирующих в приоритетные отрасли экономики;
− перенос центра внимания с количественных, финансовых аспектов ПИИ на качественные. Главным приоритетом должны стать современные технологии, передача которых возможна по каналам ПИИ;
− пересмотр отраслевых приоритетов ПИИ;
− учет и задействование конкурентных стратегий ТНК, где главной целью должно стать соединение принадлежащих им технологий, менеджмента и контроля над глобальными рынками с российскими сырьевыми и интеллектуальными ресурсами, высокообразованной рабочей силой и пилотными научно-техническими разработками для создания более конкурентоспособных на мировом рынке производств [4].
Российская экономика обладает рядом привлекательных для иностранного инвестора особенностей, среди которых следует выделить большую емкость внутреннего рынка, богатые природные ресурсы, относительно дешевую рабочую силу, научный потенциал и т. д.
Несмотря на повышение позиций в рейтинге Всемирного банка «DoingBusiness», в котором Россия в 2015 году поднялась на 51 место, его результаты не замечают инвесторы, которые считают главным препятствием на пути модернизации и расширения объемов иностранных инвестиций -недоработки нормативно-правовой базы, коррупцию и бюрократию. На данном этапе добавилась экономическая и политическая нестабильность как в России, так и в мировой экономике в целом.
На основе проведенного анализа, можно говорить о том, что действующие формы национального регулирования иностранных инвестиций и состояние мировой экономики пока не позволяют преодолеть негативные факторы инвестиционной привлекательности Российской Федерации и, следовательно, не способствуют увеличению притока ПИИ.
Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере иностранного инвестирования, заострив внимание на применении принятых в международной практике принципов недискриминации, мер стимулирования инвестиционной деятельности. В условиях политики импортозамещения крайне важным является создание режима наибольшего благоприятствования инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др., поощрения отдельных, важных для экономики России видов деятельности, включая импорт новых технологий, поддержка мелких и средних иностранных компаний.
Национальное законодательство должно адаптироваться к условиям международных инвестиционных и торговых организаций и расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций.
Таким образом, России необходимо активизировать приток ПИИ, путем доработки и изменения существующей инвестиционной политики и мер стимулирования иностранных инвестиций, так как прямые иностранные инвестиции — это эффективное средство повышения конкурентоспособности и укрепления положения страны в мировой экономике, которое помимо дополнительного финансирования дает возможность передачи прогрессивных технологий в мировом пространстве.
Источник