- Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности
- Лидеры рейтинга
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019–2020 года
- Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2020 году
- АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2020 года
- Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2020 год)
- Рейтинг регионов РФ в 2020 году по инвестиционной привлекательности
- Выводы
- Инвестиционная привлекательность стран на примере России
- Сущность явления
- Российская специфика
- Положительные факторы
- Отрицательные факторы
- Вывод
Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности
Лидеры рейтинга
Первые три места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ заняли Москва, Республика Татарстан и Тульская область.
В июле этого года во время заседания Наблюдательного совета АСИ был представлен рейтинг регионов России-2020, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.
Под инвестиционной привлекательностью субъекта понимают определенное количество факторов, которые отличают регион от других и в полной мере характеризуют его инвестиционный климат. Данный показатель определяется двумя параметрами:
- Инвестиционный потенциал — насколько субъект готов к инвестиционным вливаниям и может ли он обеспечить гарантии всем участникам рынка. В этот параметр включаются так называемые частные потенциалы, среди которых ресурсы и сырье, образовательный и производственный уровень, инфраструктурные показатели, особенности оказания институционных услуг, развитие науки и техники, прибыльность основных отраслей экономики, объем налогов и прочее.
- Инвестиционный риск — включает финансовые, экономические, социальные, политические, криминальные и экологические риски. Данный параметр снижает индекс инвестиционной привлекательности, заставляя предпринимать определенные шаги по улучшению бизнес-ситуации в регионе.
Тщательный анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ прошедшего 2019 и текущего года позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринять шаги по улучшению инвестиционного климата.
Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019–2020 года
Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них — Министерство экономического развития РФ.
За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.
Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2020 году
На лидирующих позициях в рейтинге 2020 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.
Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2020 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:
- Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
- В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
- Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
- Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
- У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
- Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.
На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.
Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата — как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2020 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.
АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2020 года
Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель — создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.
В этом году на заседании Наблюдательного совета АСИ был представлен национальный рейтинг регионов России 2020 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.
По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.
Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2020 год)
Первые двадцать мест в рейтинге расположились следующим образом:
- Москва осталась на первом месте.
- Татарстан тоже сохранил прежнюю позицию — второе место.
- Прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Тульская область (+3 позиции, третье место).
- Санкт-Петербург поднялся на одну позицию и стал четвертым в рейтинге.
- В десятке лучших также оказались Московская, Белгородская, Калужская, Ярославская области, Краснодарский край и Республика Башкортостан.
Экспертами также был отмечен отличный результат Ханты-Мансийского автономного округа — Югра и Новгородской области, которые заняли 14 и 11 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.
Рейтинг регионов РФ в 2020 году по инвестиционной привлекательности
Субъект | Итоги 2020 года | Итоги 2019 года | Сравнение позиций |
Москва | 1 | 1 | 0 |
Республика Татарстан | 2 | 2 | 0 |
Тульская область | 3 | 6 | +3 |
Санкт-Петербург | 4 | 5 | +1 |
Московская область | 5 | 7 | +2 |
Краснодарский край | 6 | 13 | +7 |
Белгородская область | 7 | 8 | +1 |
Калужская область | 8 | 4 | -4 |
Республика Башкортостан | 9 | 16 | +7 |
Ярославская область | 10 | 18 | +8 |
Новгородская область | 11 | 14 | +3 |
Тюменская область | 12 | 3 | -9 |
Ленинградская область | 13 | 9 | -4 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 14 | 17 | +3 |
Воронежская область | 15 | 15 | 0 |
Выводы
На основании данных рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2020 год, можно с уверенностью отметить — залогом первых мест в рейтинге становятся хорошие условия для ведения бизнеса, природные ресурсы и столичные преимущества.
На первых строчках по-прежнему находится Москва. Постепенно выбиваются в лидеры регионы с развивающимся ресурсным потенциалом. Важным условием для инвестиционного успеха также остается комфорт оказания институционных услуг, что доказали Белгородская и Калужская области.
В ряде регионов наблюдается повышение инвестиционного потенциала, что достигнуто поддержкой государства и разумным распределением средств между отраслевыми структурами. Многие субъекты занялись проведением реформ, включая создание системы привлечения инвесторов, снижение барьеров административного уровня, оптимизация регистрационных процедур и прочее. Появляются интенсивные иностранные вливания из Китая и других стран, что восполняет пробел от потери некоторых европейских партнеров.
Многообещающий «Региональный инвестиционный стандарт» пока не дал ощутимых результатов, однако эксперты прогнозируют положительный эффект через 2–3 года. Поэтому перед рядом субъектов страны стоит важная задача — воплотить реформы не на бумаге, а на практике.
Источник
Инвестиционная привлекательность стран на примере России
Если верить классической экономической теории, то ни одна страна в мире не может рассчитывать на стабильное и поступательное развитие национальной экономики без постоянного притока внутренних и иностранных инвестиций.
При этом следует понимать, любой инвестор, прежде чем вкладывать денежные средства в тот или иной инвестиционный актив, задается вопросом о целесообразности этого действия и, следовательно, о прибыльности подобных вложений. Когда в качестве объекта инвестирования выступает государство, имеет смысл говорить о его инвестиционной привлекательности.
Сущность явления
Инвестиционная привлекательность страны является показателем, характеризующим текущую политическую и экономическую ситуацию в ней в целом, а также ее отдельные составные части. Среди них можно выделить:
- инвестиционный климат;
- стабильность политической системы;
- существующую систему налогообложения;
- нормативно-правовую базу;
- существующие риски;
- структуру и объем внутреннего рынка;
- степень финансового суверенитета;
- динамику стоимости национальной валюты;
- развитость элементов инфраструктуры;
- наличие собственной сырьевой базы;
- прочие факторы.
Рассматривая инвестиционную привлекательность страны, также обязательно следует учитывать основные макроэкономические показатели.
Российская специфика
Инвестиционная привлекательность России является достаточно изменчивым показателем. Это стало особенно заметным на фоне обострения внешнеполитической ситуации, произошедшего в 2015-2016 годах. Тем не менее нельзя не отметить, что снижение объема иностранных инвестиций прежде всего обусловлено политической конъюнктурой, нежели объективными экономическими причинами.
Тем не менее международный рейтинг инвестиционной привлекательности Российской Федерации остается на довольно высоком уровне. Серьезную роль в этом играет благоприятная деловая среда и отсутствие серьезных политических, экономических и социальных потрясений в стране на протяжении длительного времени.
В то же самое время потенциальным инвесторам прежде чем делать капиталовложения в ту или иную отрасль или территорию РФ необходимо познакомиться со спецификой государства. Прежде всего нужно учитывать существенные различия в развитости отдельных субъектов федерации и территорий. Подробный анализ данной темы вы найдете в статье «Инвестиционная привлекательность регионов».
Положительные факторы
В настоящее время основой инвестиционной привлекательности России по-прежнему остается колоссальная сырьевая и ресурсная база. Кроме того, в стране хорошо развита добывающая отрасль. На сегодняшний день большинство зарубежных инвесторов вкладывают собственные капиталы именно в предприятия, которые заняты добычей и частично переработкой нефти, газа, металлов и прочих природных ресурсов.
Не стоит забывать и о серьезном человеческом потенциале, которым обладает Российская Федерация. Несмотря на глобальный развал системы образования, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, еще с советских времен осталось большое количество квалифицированных рабочих, ученых, управленцев и сотрудников других специальностей. В последние годы к ним стали примыкать новые кадры, выпускаемые высшими и средними образовательными учреждениями. Последних отличает принципиально новый уровень компетенций и готовность работать на современном инновационном оборудовании.
Уровень развития транспортной и производственной инфраструктуры России сложно назвать удовлетворительным. Сохранившиеся с советских времен объекты нуждаются в серьезной модернизации. Тем не менее даже существующего уровня транспортной и производственной инфраструктуры достаточно для того, чтобы Российская Федерация оставалась привлекательной для инвесторов.
Нельзя не отметить и серьезного развития современных телекоммуникационных и интернет-технологий. В настоящее время глобальная паутина стала обыденной частью жизни большинства россиян. Бизнес также активно использует все возможности, которые открывает перед ним интернет.
Отрицательные факторы
Инвестиционную привлекательность РФ до сих пор трудно назвать образцово-показательной. Это связано с рядом серьезных проблем, существующих в государстве на протяжении длительного времени.
Прежде всего следует сказать, про странную экономическую политику, проводимую соответствующими министерствами Правительства России. Ее корни следует искать в 90-х годах, когда государство было отдано на откуп либералам. Их вера в то, что свободный рынок способен себя полностью регулировать полностью провалилась. После прихода к власти В.В. Путина Российская Федерация в целом изменила свой курс. В то же самое время экономический блок Правительства России по-прежнему сформирован старыми либеральными кадрами.
Серьезной проблемой, непосредственно отражающейся на инвестиционной привлекательности Российской Федерации, является высокий уровень коррупции и бюрократии. 2016 год проходит под знаком серьезной и бескомпромиссной борьбы со взяточниками и коррупционерами. Тем не менее на этом фронте страна находится только в начале длительного пути.
Дополнительно следует сказать про существенные несовершенства, которые присутствуют в федеральном и региональном законодательстве, регулирующем инвестиционные правоотношения.
Нельзя также не сказать о недостаточном уровне деловой бизнес-культуры и низкой производительности труда. По этим показателям Российская Федерация серьезно уступает своим западным иностранным партнерам.
Вывод
В России есть все ресурсы, которые необходимы для быстрого экономического развития. Тем не менее для того чтобы повысить рейтинг инвестиционной привлекательности в стране, необходимо провести серьезные преобразования в области:
- борьбы с бюрократией и коррупцией;
- корпоративной культуры и производительности труда;
- усовершенствования инвестиционного законодательства.
Развитие нашей страны на протяжении последних лет в целом имеет положительную динамику. У нас есть все основания для того, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом. По существующим экспертным оценкам все описанные выше положительные процессы получат свое развитие в 2017 году.
Источник