Анализ инвестиций муниципального образования

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.10.2014 2014-10-13

Статья просмотрена: 4132 раза

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации / Е. Г. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12982/ (дата обращения: 12.06.2021).

Муниципальная власть всегда заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Инвестиции обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета, возможность реструктуризации экономики. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

В ведении местного самоуправления муниципальных образований (далее по тексту статьи-МО) Российской Федерации находятся вопросы местного значения, в рамках решения которых МО РФ осуществляют деятельность по привлечению инвестиций. Ниже приведен список некоторых вопросов местного значения, входящих в компетенцию МО РФ:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) организация электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

9) организация мероприятий по охране окружающей среды;

10) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

11) утверждение схем территориального планирования;

12) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов;

13) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

Проводя анализ вышеуказанных вопросов местного значения можно условно разделить их на 3 группы.

Первая группа — вопросы, находящиеся под контролем и полным определением административных органов МО. К ним относятся, например, местные финансы и вопросы распоряжения муниципальной собственностью. Для МО эта группа вопросов является определенным административным ресурсом, с помощью которого формируются условия для развития МО, инвестиционный климат, решаются вопросы, относящиеся к другим группам. При взаимодействии с потенциальным инвестором эти вопросы формируют предложение МО, помогают в борьбе за привлечение инвестиций.

Вторая группа — задачи МО по обеспечению условий развития бизнеса, сферы услуг населению, сферы услуг населению, культуры и спорта. При решение этих вопросов МО интенсивно взаимодействует с частным капиталом.

Третья группа включает в себя вопросы социального значения, такие как содержание учреждений здравоохранения, образования, обеспечение населения электроэнергий, газом, теплом и водой. Это наиболее затратная группа вопросов, финансирование которых обеспечено только за счет местного бюджета, либо с привлечением средств населения. И тот и другой вид финансирования достаточны лишь для поддержания систем, но не для их развития. Для развития, ремонта и модернизации требуются внешние, привлеченные инвестиционные ресурсы [2,c.244].

Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг. Инвестиционный потенциал территории могут составлять:

выгодное географическое положение;

наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;

состояние окружающей природной среды;

уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

“цена” рабочей силы;

наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;

уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;

деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, по прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.

Подход к поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время существенно отличается от советского периода, когда такие решения принимались на уровне государственного планирования. Сейчас же этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.

Придание процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует использования современных маркетинговых технологий. В основу маркетинга в мировой практике положены четыре принципа: продукт, цена, позиционирование, продвижение. Если этот подход применить к муниципальному маркетингу, то можно отметить следующее.

Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал.

В зависимости от конкретного инвестиционного проекта его цена определяется по совокупности различных факторов. Основные ее составляющие включают в себя эксплуатационные расходы, транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информации и др. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов инвесторов, которые могут прийти на территорию.

Для потенциальных инвесторов важным становится ответ на вопрос — для производства каких товаров и услуг более всего годится та или иная территория. Естественно, необходима информация о потребительском рынке и об уровне производства, которая будет формировать интерес к территории. Если ответ на этот вопрос уже известен, задача облегчается, поскольку сужается круг потенциальных инвесторов, с которыми можно вести целенаправленную работу.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. Но для этого необходимо провести полную инвентаризацию таких объектов, оценку степени строительной готовности, возможностей перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.

Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий, имеющие транспортные подходы и инженерную инфраструктуру. И здесь муниципальной власти необходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

Третьим направлением привлечения инвесторов могут быть возможности использования ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.

Нельзя сосредоточивать все усилия на разработке только одного варианта привлечения инвестиций, в запасе всегда должны быть как дополняющие, так и альтернативные варианты [3].

Важно отметить, что наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему [4].

Инвестиционная стратегия должна быть ясной, с обозначением приоритетов инвестиций в муниципальном образовании. Инвестор должен знать, «что и как мы улучшаем». Необходим наглядный план, дающий представление о перспективах застройки территории, развитии инженерной и социальной инфраструктуры в муниципальном образовании. План объединяет в одном документе перечень ключевых объектов всех видов, строительство которых запланировано в различных программах и планов органов власти муниципалитета. Такой план позволит инвесторам управлять рисками своих решений, а также принимать решения об участии в различных инфраструктурных проектах, выгодных в свою очередь муниципальному образованию [5].

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2. Муниципальная собственность и инвестиции / Р. Р. Манукян, В. В. Жуковский и др. Монография. — М.: ФГНУ РПЦГМУ, 2003.

3. Волкодав Ю. П., Олейников Е. А., Инвестиционная политика современной России. Под ред. акад. Е. А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад. 2007. 410 с.

4. Лукасевич И. Я. «Финансовый менеджмент: Учебник/ И. Я. Лукасевич». — М.: Экмо, 2008. — 768 с.

5. Саак А. Э., Колчина О. А. «Инвестиционная политика муниципального образования», Спб.:Питер, 2010 г..336 с.

Источник

Инвестиционная политика муниципального образования

Основные принципы и условия формирования инвестиционной политики в системе муниципального образования. Анализ обозначенных индикаторов социально-экономического положения города. Характеристика этапов разработки и реализации системы капиталовложений.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.03.2016
Размер файла 217,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Сущность инвестиционной политики муниципального образования

2. Принципы и условия формирования инвестиционной политики в системе муниципального образования

4. Анализ инвестиционного климата и разработка концепции инвестиционной политики в Оренбургской области

Список использованных источников

Инвестиции играют важную роль в развитии экономики. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.

За последние годы наблюдается тенденция сокращения реальных инвестиций, что отрицательно отразилось на ускорении научно-технического прогресса и развитии всего народно хозяйственного комплекса. Инвестиционный кризис в стране оказался более глубоким, чем общий экономический, хотя оба они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Актуальность данной работы состоит в том, что сокращение промышленного производства и инвестиционный спад сопровождаются усиливающейся дифференциацией социально-экономического развития российских регионов. Решение проблемы снижения различий в уровнях регионального развития возможно лишь при переходе к устойчивому росту региональных экономик. При этом решающим фактором в разрешении проблемы экономического роста является стимулирование капиталовложений, причем в основном за счет незадействованного собственного инвестиционного потенциала региона.

1. Сущность инвестиционной политики муниципального образования

Экономическая политика муниципального образования представляет собой комплекс мер регулирующего воздействия на экономику, осуществляемый органами местного самоуправления в рамках определенной концепции, направленной на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, с целью экономического развития города и повышения качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования [5].

Исходя из экономических функций органов местного самоуправления можно обозначить следующие основные направления экономической политики муниципального образования [11], представленные на рис. 1.2.

Рисунок 1.1 Типы экономической политики муниципального образования (классификация по объекту воздействия)

Для построения действенной муниципальной инвестиционной политики органам местного самоуправления необходимо использовать системный подход, в рамках которого будут решаться стратегические задачи развития муниципального образования, а также использоваться современные рыночные механизмы и инструменты [6].

Под инвестиционной политикой муниципального образования понимается целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории города, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, повышения уровня жизни населения, образующего местное сообщество [7].

Под инвестиционной стратегией муниципального образования понимается совокупность приоритетов, целей и задач инвестиционной политики муниципального образования.

В целях формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики города, обеспечения экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства, решения социальных проблем и ослабления напряженности в обществе разрабатывается концепция инвестиционной политики муниципального образования.

Концепция инвестиционной политики муниципального образования юридический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и основные инструменты воздействия органов местного самоуправления на стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии с уровнем социально-экономического развития муниципального образования с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Концепция инвестиционной политики муниципального образования состоит из следующих структурных разделов [5; 77]:

— анализ инвестиционной ситуации в муниципальном образовании: показатели инвестиционной деятельности на территории, проблемы в инвестиционной сфере;

— цели, задачи, основные принципы и направления инвестиционной политики;

— основные факторы, формирующие инвестиционную деятельность на территории города: нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, налоговые льготы, инвестиционный имидж муниципального образования, инвестиционная инфраструктура, гарантии и страхование инвестиций, участие в инвестиционных программах;

— комплекс мероприятий, необходимых для реализации основных направлений инвестиционной политики;

— предполагаемые источники инвестиций;

— ожидаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных концепцией инвестиционной политики;

— рекомендации по реализации концепции инвестиционной политики;

— приложения с информационными, аналитическими, справочными, нормативными материалами.

Концепция инвестиционной политики обычно разрабатывается сроком на пять лет и утверждается представительным органом местного самоуправления. На основе данной Концепции впоследствии формируются муниципальные инвестиционные программы.

2. Принципы и условия формирования инвестиционной политики в системе муниципального образования

Инвестиционная политика в муниципальном образовании должна формироваться и осуществляться на основе таких принципов, как [5; 77]:

— принцип целенаправленности, предполагающий выбор и обоснование конкретных для рассматриваемого периода целей инвестирования, способствующих реализации приоритетов социально-экономического развития муниципального образования;

— принцип научности, заключающийся в том, что разработанная инвестиционная политика должна отвечать научным требованиям: проверяемости, ясности и обоснованности;

— принцип многовариантности, означающий разработку и оценку возможных стратегий и тактик инвестирования и выбор наиболее эффективного с позиций местного сообщества варианта инвестиционной политики муниципального образования;

— принцип комплексности, предполагающий формирование инвестиционной политики, способствующей сбалансированному функционированию всех элементов муниципальной социально-экономической системы, ликвидации диспропорций и смягчению противоречий в развитии;

— принцип адаптивности, заключающийся в необходимости формирования целей инвестиционной политики муниципального образования с учетом возможных изменений внешней среды, обусловливающих их корректировку, которая должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками;

— принцип эффективности, означающий достижение в результате реализации инвестиционной политики требуемого качества жизни населения с минимальными финансовыми и социальными затратами;

— принцип баланса интересов, предполагающий согласование интересов всех субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования при реализации инвестиционной политики;

— принцип гласности, заключающийся в необходимости привлечения к разработке и реализации инвестиционной политики ученых и специалистов, различных субъектов инвестиционной деятельности;

— принцип легитимности, предусматривающий обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта инвестиционной политики на уровне представительного органа местного самоуправления.

В процессе формирования и реализации инвестиционной политики органы местного самоуправления должны также соблюдать ряд условии и требовании, таких как [5; 77]:

— социальная ориентация инвестиций, что подразумевает, во-первых, приоритет социальных проблем при выборе направлений и объектов инвестирования бюджетных средств; во-вторых, приоритет социальных и экологических факторов при оценке инвестиционных проектов для включения в муниципальную инвестиционную программу;

— «местная» ориентация инвестиций, что означает приоритетное соблюдение интересов местного сообщества при принятии решений в сфере инвестиционной деятельности;

— обеспечение инвесторам равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности на территории города;

— обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, в том числе путем предоставления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высокоэффективные социально значимые проекты;

— расширение практики совместного (долевого) финансирования инвестиционных проектов вместе с российскими и иностранными инвесторами;

— эффективное использование заемных ресурсов на инвестиционные нужды муниципального образования;

— рациональность размещения инвестиционных ресурсов по территории муниципального образования;

— ориентация на создание дополнительных положительных эффектов бюджетными инвестициями (создание дополняющих производств за счет средств частных инвесторов);

— использование всех возможных источников получения объективной информации для непосредственного формирования инвестиционной политики и проведения инвестиционных исследований;

— наличие профессиональной команды, способной осуществить разработку инвестиционной политики и дальнейшие ее реализацию и управление;

— наличие природных, демографических, производственных, финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инвестиционной политики, и др.

Главным критерием является понимание и ощущение социально-экономической ответственности органов муниципального управления за уровень жизни населения в своем территориальном образовании, а не за выпуск продукции и создание дохода.

В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения города в результате реализации инвестиционной политики предлагаются следующие показатели [17]:

— число созданных и сохраненных рабочих мест в целом и в отраслевом разрезе;

— уровень достижения сбалансированной занятости населения за счет реструктуризации экономики, развития частного и смешанного секторов экономики, малого предпринимательства;

— темпы повышения платежеспособного спроса населения за счет увеличения доходов, реальной заработной платы, развития самозанятости, снижения бедности;

— темпы снижения дефицитности потребительского рынка населения товарами и услугами;

— степень улучшения качества городской среды на основе расширения сегмента платных услуг отраслей социальной сферы и ЖКХ, обустройства территории, развития рынка жилья; ‘

— условия обеспечения существенного «прорыва» в решении жилищной проблемы, формировании современной, обустроенной в инфраструктурном отношении, социально и экологически комфортной среды проживания горожан;

— специальные факторы и ресурсы, усиливающие стратегическую позицию инвесторов (рынки сбыта, звенья производственных процессов);

— доля бюджетной обеспеченности города за счет развития инвестиционной деятельности;

— темпы роста дополнительных поступлений доходов в бюджеты разных уровней за счет структурных преобразований и развертывания новых производств;

— степень влияния реализуемых в рамках инвестиционной программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку в городе;

— уровень развития конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего экономического роста;

— темпы роста показателей объема инвестиций;

— условия повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, повышения доверия инвесторов к экономике города;

— уровень развития взаимовыгодных межрегиональных и межгосударственных связей.

Анализ обозначенных индикаторов социально-экономического положения города на основе достоверной информации позволит увидеть:

— насколько привлекательна и способна к самостоятельному развитию конкретная территория;

— за счет каких резервов возможно повысить эту привлекательность и эффективность функционирования;

— какие ресурсы необходимы для существования, развития и оптимизации процесса управления муниципальными образованиями;

— как сформировать механизм максимально эффективного управления инвестиционной политикой муниципалитета.

3. Этапы разработки и реализации инвестиционной политики

Этапы разработки и реализации инвестиционной политики муниципального образования представлены на рис. 3.1.

Рисунок 3.1 Этапы разработки и реализации инвестиционной политики муниципального образования

В процессе формирования реестра инвестиционных проектов происходит сбор заявок на финансирование инвестиционных проектов за счет средств местного бюджета, оценка возможностей бюджета, экспертиза проектов и конкурсный отбор в муниципальную инвестиционную программу.

Инвестиционная программа муниципального образования — комплекс инвестиционных проектов и отдельных мероприятий, объединенных единой системой целей, ориентиров социально-экономического характера, полностью или частично финансируемых за счет местного бюджета,

Инвестиционная программа муниципального образования состоит из подпрограммы социального развития, содержащей перечень строек и объектов социальной сферы, жилищного строительства и коммунального хозяйства с указанием объемов финансирования по каждой стройке и объекту, и подпрограммы экономического развития, содержащей перечень инвестиционных проектов.

В состав муниципальной инвестиционной программы включаются:

— социальные проекты, капитальные вложения в которые не предполагают какого-либо экономического эффекта;

— проекты, имеющие коммерческую направленность;

— проекты, направленные на развитие инженерной и экономической инфраструктуры муниципального образования.

— Муниципальная инвестиционная программа состоит из таких разделов, как:

— анализ экономического и социального положения муниципального образования;

— содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

— цель и задачи муниципальной инвестиционной программы;

— этапы и сроки реализации программы;

— система программных мероприятий и их технико-экономическое обоснование;

— механизм реализации инвестиционной программы;

— ресурсное обеспечение программы;

— оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов от реализации программы;

— организация управления реализацией программы;

— система программных мероприятий;

— реестр инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу.

— Инвестиционная программа утверждается решением представительного органа местного самоуправления одновременно с принятием бюджета города на очередные три финансовых года. После утверждения инвестиционная программа публикуется в средствах массовой информации.

— В рамках реализации инвестиционной политики, направленной на подготовку качественных инвестиционных проектов, органами местного самоуправления должны решаться следующие задачи [8]:

— оказание консультирования представителей бизнеса по вопросам составления бизнес-планов, разработки инвестиционных проектов;

— стимулирование создания качественных инвестиционных проектов как непременного условия поддержки;

— нормативно-правовое регламентирование процедуры экспертизы инвестиционных проектов и порядка конкурсного отбора в муниципальную инвестиционную программу;

— создание системы сопровождения инвестиционных проектов;

— разработка условий предоставления налоговых льгот, муниципальных гарантий, участия муниципального образования в финансировании инвестиционных проектов.

4. Анализ инвестиционного климата и разработка концепции инвестиционной политики в Оренбургской области

При рассмотрении инвестиционной привлекательности Оренбургской области необходимо обратить внимание на основные конкурентные преимущества, которые позволяют привлекать инвестиционные потоки и вести людям на нашей территории инвестиционную деятельность, а также рассмотреть макроэкономическую ситуацию, это позволит нам глубже понять основные условия для потенциальных инвесторов в Оренбуржье.

SWOT-анализ инвестиционной привлекательности проводился на основе нескольких факторов, которые важны для инвесторов при выборе территории. Факторы, используемые при данном анализе, определены Российским союзом промышленников и предпринимателей, компанией KPMG в рамках исследования «Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов», 2013 г. представлены в Приложении А.

Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области разработана в развитие утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп «Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года», соответствует «Стратегии развития Приволжского федерального округа до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 165-р. Цели настоящей Стратегии и Стратегии развития области связаны между собой.

Цели и задачи Стратегии инвестиционного развития Оренбургской области обусловлены стратегическим видением региона в будущем.

Целью Стратегии является улучшение инвестиционного климата, обеспечивающее приток инвестиций на территорию региона, достижение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.

Для достижения главной цели необходимо обеспечить решение следующих задач, выступающих целями второго уровня Стратегии:

1. минимизация административных барьеров и инфраструктурных ограничений барьеров для осуществления инвестиционных проектов;

2. формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса в Оренбургской области;

3. развитие кадрового потенциала, предполагающего развитие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по направлениям, соответствующим потребностям инвесторов;

4. развитие гибкой системы государственной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам инвестиционной политики Оренбургской области, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства;

5. позиционирование Оренбургской области как инвестиционно- привлекательного региона на инвестиционной карте России и формирование положительного инвестиционного имиджа Оренбургской области.

В связи с принятием Указов Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», от 10 сентября 2012 г. №1276 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» показатели эффективности Стратегии разработаны с учетом федеральных задач и распределены в соответствии с задачами Стратегии.

Результат реализации Стратегии во многом определяется правильностью определения стратегических приоритетов и направлений инвестиционного развития Оренбургской области.

Реализация цели и задач Стратегии должны осуществляться в соответствии с отраслевыми приоритетами инвестиционной политики.

Основными традиционными отраслями экономики Оренбургской области являются: нефте- и газодобыча, цветная и черная металлургия, машиностроение, химическое производство, АПК, строительная индустрия, туризм. Кроме того, в настоящее время формируются новые постиндустриальные сегменты экономики — биотехнологии, энергосберегающие технологии, новые материалы.

Анализ стратегии поведения секторов показывает, что значительная часть предприятий нуждается в смене стратегии или тактики их развития, что определяет приоритеты инвестиционной деятельности внутри базовых отраслей.

Основными приоритетами для инвестирования являются:

В нефтегазохимическом комплексе:

— формирование инновационного газохимического кластера;

— реализация проектов производства соединений на основе серы и расширения сфер их промышленного использования, в том числе строительство и ремонт автомобильных дорог с использованием сероасфальта (серобетона), производство продукции из сераорганических соединений;

— внедрение современных методов разработки малых нефтяных месторождений;

— реализация комплексных программ и проектов воспроизводства ресурсов углеводородного сырья;

— обеспечение экологической безопасности добычи, переработки и транспортировки нефти и газа.

В металлургическом комплексе:

— модернизация и техническое перевооружение предприятий;

— создание новых видов продукции с повышенной добавленной стоимостью;

— вовлечение в переработку техногенного сырья и отходов;

— реализация проектов по внедрению ресурсосберегающих технологий и повышению энергоэффективности.

В машиностроительном комплексе:

— реализация инвестиционных проектов обеспечивающих ресурсосбережение и снижение материалоемкости, оптимизацию технологических процессов;

— организация и развитие производства сельхозтехники, импортозамещающего оборудования;

— реализация проектов подготовки кадров для предприятий машиностроения, создание инжинирингового центра;

— производство энергосберегающего оборудования для промышленности, АПК, коммунального комплекса.

В строительном комплексе:

— обновление основных фондов, структурная перестройка, прежде всего, собственной материально-технической базы строительного комплекса с целью обеспечения потребности рынка в современной, конкурентоспособной продукции;

— строительство и реконструкция мощностей домостроения для производства комплектных быстровозводимых мало- и многоэтажных домов, эффективных железобетонных изделий и конструкций;

— развитие мощностей по выпуску быстровозводимых модульных зданий с учетом климатических особенностей и производственного потенциала области;

— совершенствование, техническое перевооружение и ускоренное развитие карьерной базы местных строительных материалов;

— снижение ресурсных, энергетических и трудовых затрат на единицу продукции, повышение экологической безопасности существующих и новых производств;

— реконструкция существующих и строительство новых мощностей по производству строительных материалов (цемента, высококачественного керамического и силикатного кирпича, гипсовых смесей, изделий из пенобетона и поризованной керамики, эффективных теплоизоляционных и кровельных материалов, надежных оконных и дверных заполнений, трубной продукции из полиэтилена и полипропилена, энергоэффективных теплопроводов в пенополиуретановой изоляции и другого).

В агропромышленном комплексе:

В кризисных условиях «сжатия» основных глобальных рынков значительным потенциалом роста обладает пищевая и перерабатывающая промышленность. Основные направления:

переработка продукции растениеводства (масличных культур, пшеницы, кукурузы и т.д.)

развитие мясного скотоводства и строительство откормочных площадок;

— строительство сети логистических распределительных центров переработки сельхозпродукции;

— создание овощеводческих хозяйств (в т.ч.тепличных), использующих современные системы ведения хозяйства (капельное орошение), развитие бахчевых хозяйств на юге области;

— создание современного овощеконсервной промышленности, работающего как на местном, так и на привозном сырье;

— разработка и производство новых диетических, специализированных, обогащенных витаминами, минеральными веществами и микроэлементами экологически чистых продуктов питания в высоком ценовом сегменте. Привлечение инвестиций в уже существующие производства либо строительство новых предприятий;

— реализация проектов модернизации отрасли, повышения энергоэффективности, расширение использования газомоторного топлива.

В туристическом комплексе:

— создание новых туристских комплексов на базе Соль-илецких озер, Кувандыкской горнолыжной школы, Ириклинского водохранилища и др.;

— модернизация и развитие сети средств размещения:

— строительство и реконструкция инфраструктуры, инвестирование в благоустройство и ЖКХ туристических территорий.

В инновационном сегменте экономики:

Приоритетными направлениями создания инновационных предприятий являются: инвестиционный муниципальный образование капиталовложение

— биотехнологии, применяемые в АПК, медицине, фармацевтике;

— энергосберегающие технологии, внедрение альтернативных источников энергии;

— производство новых конструктивных материалов.

Участие бюджетных средств в развитие этих направлений будет сконцентрировано на создании индустриальных, промышленных парков, субсидирование создания и развития малых инновационных предприятий, подготовке инвестплощадок, стимулирование роста спроса на инновации.

На территории Оренбургской области сложились предпосылки для формирования кластеров в следующих сферах (ранжированы по убыванию «готовности» отраслей к формированию кластера):

— агропромышленный кластер, включающий производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, производство экологически чистых продуктов питания, организацию дистрибуции и сбыта, разработку комплексных агрономических решений для сухостепных территорий, производство сельскохозяйственной техники, производство тары и упаковки, поставки минеральных удобрений, оборудования для пищевой промышленности и ингредиентов для продуктов питания и прочего. Локализация — г.Оренбург, Соль-Илецкий район, все административные районы с сельскохозяйственной специализацией и города, обладающие сравнительными преимуществами в производстве продуктов питания;

— нефтегазохимический кластер на базе Оренбургского газового комплекса, в рамках которой определены основные направления реализации кластерной инициативы:

— утилизация попутного нефтяного газа с целью расширения сырьевой базы Оренбургского комплекса и снижения экологической нагрузки в регионе;

— увеличение объемов производства этана и ШФЛУ для предприятий газохимии;

— производство диметилдисульфида, модифицированной серы и других продуктов на основе серы для использования их в дорожном и жилищном строительстве и т.д.

Развитие данного кластера связано с созданием промышленных систем для нефте- и газодобывающей отрасли (проектирование и производство оборудования, создание необходимого программного обеспечения, поставщики комплектующих, перевозчики негабаритных грузов и прочее). Локализация — города Орск, Оренбург, Бузулук.

— кластер черной и цветной металлургии — производство металлов, оборудования для черной и цветной металлургии, огнеупоров, переработка отходов металлургического производства и лома черных (цветных) металлов, подготовка кадров для отрасли. Локализация — города Орск, Новотроицк, Гай;

— производство энергосберегающего оборудования, в том числе для нужд области (производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, производство оборудования для ЖКХ, социальной сферы региона), города Медногорск, Оренбург;

— туристско-рекреационный кластер «Соленые озера». Цель — превратить территорию моногорода Соль-Илецка в межрегиональную здравницу, сравнимую по своим лечебным свойствам и сервисному обслуживанию с курортами Мертвого моря.

К 2020г. должна быть сформирована конкурентоспособная туристско-рекреационная система, обеспечивающая высокий уровень обслуживания туристов в круглогодичном режиме функционирования.

Создание данного кластера позволит диверсифицировать экономику монотерритории, активизировать процессы развития малого и среднего бизнеса.

Общий объем финансирования ТРК «Соленые озера» на 2013-2018 гг., составит 6 млрд. руб. 67 млн. руб.

В результате планируется:

— перевести курорт на круглогодичный режим работы;

— увеличить номерной фонд на 4 200 мест площадью почти 40 тыс. кв.м.,

— создать дополнительно 1220 рабочих мест в сфере индустрии туризма;

— увеличить долю организованных туристов в общем потоке с 5% (в 2012 году) до 30% (к 2018 году);

— обеспечить объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет более 540 млн. руб.

— биофармацевтический кластер (от разработки лекарственных форм до производства и сбыта медикаментов). Локализация — г. Оренбург;

Для того чтобы в вышеназванных сферах экономической деятельности сформировались кластеры в Оренбургской области будет использован комплекс универсальных механизмов:

— конкурсное субсидирование кластерных инициатив; льготы по региональным налогам;

— соинвестирование строительства необходимой инженерной инфраструктуры;

— создание индустриальных и промышленных парков, в которых стандартизированные производственные помещения сочетаются с офисами производственных компаний, а также фирм, оказывающих услуги бизнесу (от консалтинга до клининга).

Под инвестициями в экономической теории понимают совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследования.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством для создания благоприятных условий всем субъектам хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема национальной экономики, повышения эффективности инвестиций и решения социальных задач. Конечной целью инвестиционной политики государства является подъем экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем.

Под инвестиционной политикой на региональном уровне понимается система мер, проводимых на уровне региона, направленных на мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение направлений их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе РФ имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены следующими факторами: экономической и социальной политикой, проводимой в регионе; величиной имеющегося производственного потенциала; географическим местонахождением; природно-климатическими условиями; привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Осуществление инвестиционной политики в регионе предполагает создание соответствующей системы управления инвестиционной деятельностью и механизма ее функционирования.

Основными целями региональной инвестиционной политики являются: подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона на будущее.

Основными источниками региональных инвестиций являются государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

Что касается нашего региона, то Оренбургская область является привлекательным регионом для инвестирования, основные игроки здесь — это отечественные компании и крупные зарубежные компании, которых на инвестиционном рынке Оренбуржья довольно мало. Их интересы в первую очередь обусловлены обилием в области полезных ископаемых и тем фактом, что разработка и переработка их позволяет получать сверхприбыли.

Только привлечение инвестиций в экономику может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями)

2. Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов / А. В. Андреев. — СПб.: Питер, 2012. — 464 с.

3. Бабук И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности: учебник / И. М. Бабук. Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2009. — 167 с.

4. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента : учеб. пособие / И. А. Бланк. — 3-е изд. — М. : Омега-Л, 2010. — 360 с.

5. Бочаров В. В. Инвестиции: учебник / В. В. Бочаров. — СПб.: Питер, 2009. — 384 с.

6. Венеаминов Г. А. Оренбургская область: проблемы инвестиций / Г. А. Венеаминов // Финансы и право. — 2008. — № 3. — С. 32-39.

7. Грицына В. А. Особенности инвестиционного процесса / В. А. Грицына, И. О. Курнышева // Экономист. 2010. — №7. — С.21-29.

8. Гроздева С. Н. Формирование стратегических приоритетов региона на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе: монография / С. Н. Гвоздева, В. В. Соколовский, А. Н. Михайлов. — М.: Высшая школа, 2009. — 416 с.

9. Гущин В. В. Инвестиционное право: учебник / В. В. Гущин, А. А. Овчинников. — М.: Омега-Л, 2009. — 624 с.

10. Доронина Н. Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства / Н. Г. Семилютина // Журнал российского права. — 2010. — № 9. С. 56-62.

11. Жилинский С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве / С. Жилинский // Законодательство. 2011. — № 5. С. 34-45.

12. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции : учеб. пособие / Л. А. Зубченко. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 260 с.

13. Караваев С. И. Инвестиционный процесс в регионах: основные составляющие / С. И. Караваев // Финансы и право. — 2009. — № 4. — С. 34-45.

14. Кистанов В. В. Региональная экономика России : учебник / В.В. Кистанов, Н. В. Копылов. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 584 с.

15. Мишарин А. И. Инвестиции в Оренбуржье: перспективы и проблемы / А. Мишарин // Перспективы Оренбургской области. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-13 мая 2008 г. Оренбург, АМП, 2008. С. 12-17.

16. Ройзман И. Оценка эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков / И. Ройзман, А. Шахназаров, И. Гришин // Инвестиции в России. — 2009. — № 10. — С. 34-46.

17. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования// Издательство: Питер-2010г.

SWOT-анализ инвестиционного климата Оренбургской области

Приграничное положение области с одним из динамично развивающихся государств СНГ — Республикой Казахстан, членом Единого таможенного союза с Россией, в перспективе — Единого экономического пространства.

Транзитное положение между Европейской частью России и странами Средней Азии и Китаем.

Широтная протяженность региона вдоль государственной границы

Необорудованность государственной границы

Область обладает значительными ресурсами углеводородов, руд черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов, редкоземельными металлами и др.

Наличие земельных ресурсов, Оренбуржье — «второе» поле России

Наличие территорий с неблагоприятной экологической обстановкой

Существенны ограничения по водным ресурсам

Экономически активное население области составляет более 1,1 млн.человек.

Сложившиеся традиции подготовки кадров в отдельных отраслях экономики, прежде всего в нефтяной и газовой промышленности, сельском хозяйстве.

Уровень квалификации работников на рынке труда не всегда соответствует потребностям инвесторов

Высокая дифференциация уровня заработной платы по отраслям

Отток молодежи и высококвалифицированных кадров в другие регионы России

Недостаток квалифицированных кадров в сфере реализации инвестпроектов и продвижения инноваций

Объем внутреннего рынка

Область связывает крупнейшие рынки сбыта Европы и Азии, находится в центре быстрорастущих региональных экономик, входящих в состав ПФО, УФО и стран Средней Азии. В радиусе 1,5 тыс. км проживает около 40 млн.человек.

Объем внутреннего рынка ниже, чем в соседних регионах. Все соседние региональные столицы — города-миллионники, с большим уровнем дохода населения

Транспортная и энергетическая инфраструктура

Высокая обеспеченность и доступность энергетических ресурсов.

Развитая сеть автомобильных и железных дорог, обеспечивающая транспортную доступность городов и сельских населенных пунктов.

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием 123,5 на 1 тыс.кв.км (в ПФО — 114,2, Россия — 31, 8)

Действуют внутрирегиональные и межрегиональные авиаперевозки с регионами Поволжья и Урала

Отсутствие дорожной системы международного уровня для реализации транзитного потенциала области

Отсутствие логистической инфраструктуры

Заинтересованность администрации региона в привлечении инвестиций

Высокая степень заинтересованности на уровне первых лиц Правительства области. Закрепление необходимости инвестиционного «рывка» в Стратегии развития — 2015.

Отсутствие синхронности между властью и предпринимателями (инвесторами)

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов, в том числе с прямыми иностранными инвестициями

За последние 10 лет (2003-2012 гг.) инвестиции в основной капитал в Оренбургской области увеличились почти в 3 раза, иностранные инвестиции — в 6,8 раз, в том числе прямые иностранные инвестиции — 11,1 раз.

Наличие «проблемных» инвестиционных проектов, в том числе с иностранным участием

Развитие социальной, гостиничной инфраструктуры

Развитая социальная и гостиничная инфраструктура в г. Оренбурге

Участие региональных и муниципальных властей в развитии социальной инфраструктуры исходя из потребностей инвестора

Дисбаланс развития социальной и гостиничной инфраструктуры в городах и сельских муниципальных образованиях

Качество инвестиционного предложения

Работа системы индивидуального сопровождения инвестиционных проектов.

Наличие инвестиционных площадок в муниципальных образованиях области.

Предпроектное (зачаточное) состояние инвестиционной культуры

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

Утверждение полной нормативно-правовой базы в рамках действующего федерального законодательства о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности, включая ГЧП.

Ряд стандартных мер поддержки не имеет широкого применения

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в 2013 г. подтвердило рейтинг кредитоспособности области: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» и национальный долгосрочный рейтинг «АА-(rus)». Прогноз по рейтингам — «Позитивный».

Существующая система межбюджетных отношений препятствует расширению финансовой поддержки инвестиционной деятельности за счет региональных средств.

Реализация географического и геополитического потенциала области при поддержке федерального центра

Угроза благоприятной перспективы развития приграничного сотрудничества в случае осложнения отношений России со станами средней и Центральной Азии

Рост нелегальной миграции из стран Средней Азии.

Вовлечение неиспользуемых природных ресурсов в оборот, достраивание цепочек добавленной стоимости

Деградация сельскохозяйственных угодий при их нерациональном использовании.

Снижение рентабельности добычи минерально-сырьевых ресурсов в связи с грядущим ухудшением горно-геологических условий на эксплуатируемых месторождениях.

В Оренбургской области имеются исторические и географические предпосылки, а также накопленный за последние годы опыт для формирования центра межкультурной коммуникации. В регионе возможно применение наиболее актуальных социальных практик, используемых в различных культурах для достижения поставленных стратегических целей и задач

Усиление разрыва между системой подготовки кадров, потребностями перспективных работодателей, развития мирового рынка труда и компетенций

Высокая привлекательность столицы и соседних российских агломераций для учебы и работы талантливой молодежи

Объем внутреннего рынка

Отсутствие конкуренции в высоких стандартах качества и архаичность локального рынка, создает дополнительные возможности развития бизнеса

Негативные последствия вступления в ВТО для предприятий, работающих на внутренний рынок

Транспортная и энергетическая инфраструктура

Строительство международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай» позволит значительно повысить инвестиционную привлекательность региона в целом, создаст новые сегменты привлекательные для инвесторов

Уникальное расположение как приграничного форпоста со странами Средней Азии, так и внутри ПФО создает потенциальное преимущество в развитии крупного транзитного центра грузопотока.

Уход из области транзитных транспортных потоков.

Заинтересованность администрации региона в привлечении инвестиций

Смена региональной политической элиты и ее приоритетов

Развитие социальной, гостиничной инфраструктуры

Новые требования к качеству среды проживания.

Существенное снижение качества предоставляемых социальных услуг в сельской местности

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов, в том числе с ПИИ

Возможность стать площадкой для реализации инвестиционных проектов с участием институтов развития стран Единого экономического пространства

Снижение деловой активности в первую очередь со стороны иностранных инвесторов вследствие мирового финансового кризиса.

Качество инвестиционного предложения

Формирование юридически и инфраструктурно подготовленных площадок для размещения объектов инвесторов: индустриальные парки, центры коллективного пользования.

Недостаточно высокий уровень приоритетности привлечения инвестиций со стороны территориальных органов федеральных органов и муниципалитетов.

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

Возможность принятия федерального закона о ГЧП позволит гарантировать инвесторам возвратность вложенных средств в периоде, превышающем горизонты бюджетирования (3 года), что создаст предпосылки для роста инвестиций в проекты развития публичной инфраструктуры.

Изменение федерального налогового законодательства не в интересах субъектов Российской Федерации, бизнеса

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Децентрализации бюджетной системы, продекларированная Федеральным Правительством, позволит большую часть налогов оставлять в регионе, что усилит финансовые возможности поддержки реализации инвестпроектов.

Наращивание необеспеченных бюджетных расходов регионов.

Рост государственного и муниципального долга

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Методические подходы к формированию и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования. Стратегические цели, приоритеты и направления социально-экономической политики Ангарского муниципального образования.

дипломная работа [471,3 K], добавлен 05.07.2010

Понятие экономической безопасности муниципальных образований. Нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности муниципального образования. Анализ социально-экономического развития муниципального образования «Дятьковский район».

дипломная работа [360,9 K], добавлен 22.03.2019

Определение природы понятия «стратегия». Сущность и этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования в РФ. Разработка проекта стратегического плана социально-экономического развития города Нижнекамска.

дипломная работа [592,3 K], добавлен 05.12.2010

Рассмотрение сущности и критериев инвестиционной привлекательности муниципального образования. Выявление роли инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования. Изучение основных проблем и перспектив развития Тюменской области.

курсовая работа [45,3 K], добавлен 17.11.2014

Особенности организационного обеспечения инвестиционного менеджмента. Информационное обеспечение органами исполнительной власти инвестиционной деятельности. Инвестиционный климат в г. Барнаул. Разработка муниципальной инвестиционной политики города.

курсовая работа [434,6 K], добавлен 25.10.2013

Источник

Читайте также:  Эфириум какие перспективы развития
Оцените статью