Рейтинг инвестиционной активности в федеральных округах (октябрь 2020)
Журнал «Инвест-Форсайт» опубликовал рейтинг «Инвестиционной активности регионов» за октябрь 2020 года.
В основу рейтинга положены сообщения о запускаемых и реализуемых в российских регионах инвестиционных проектах, попавшие в наш ежедневный дайджест региональных инвестиционных новостей «Инвест-Регион». Все сообщения оценивались по 10-балльной шкале:
- 10 — ввод в эксплуатацию проекта, очередного этапа проекта;
- 9 — выделение для проекта финансирования, кредита;
- 7 — подписание соглашения о реализации проекта;
- 4 — подписание соглашения о намерениях;
- 1 — прочие новости.
Кроме того, новость получает надбавку за масштаб реализованного проекта. Сообщение о вводе в эксплуатацию проекта или очередного этапа проекта дополнительно к 10 баллам получает: 6 баллов — если объем инвестиций находится в диапазоне от 1 млрд рублей до 5 млрд рублей; 9 баллов — если объем инвестиций находится в диапазоне от 5 млрд рублей и до 10 млрд рублей; 12 баллов — если объем инвестиций превышает 10 млрд рублей. Сообщение, попавшее в нашу постоянную рубрику «Лучшая инвестновость дня», дополнительно получает 5 баллов.
На основе рейтинга регионов сформирован рейтинг федеральных округов.
№ | Федеральный округ | Суммарный балл |
1 | ЦФО | 767 |
2 | ПФО | 759 |
4 | СФО | 494 |
3 | ДФО | 482 |
7 | СЗФО | 380 |
5 | ЮФО | 297 |
6 | УФО | 263 |
8 | СКФО | 51 |
Ниже приведена общая таблица рейтинга регионов с группировкой по округам.
Регион | Кол-во баллов | Федеральный округ |
Республика Саха | 132 | ДФО |
Приморский край | 67 | ДФО |
Хабаровский край | 58 | ДФО |
Забайкальский край | 57 | ДФО |
Амурская область | 47 | ДФО |
Магаданская область | 41 | ДФО |
Республика Бурятия | 29 | ДФО |
Камчатский край | 20 | ДФО |
Сахалинская область | 20 | ДФО |
Еврейская АО | 10 | ДФО |
Чукотский АО | 1 | ДФО |
Нижегородская область | 128 | ПФО |
Оренбургская область | 113 | ПФО |
Республика Мордовия | 85 | ПФО |
Республика Удмуртия | 75 | ПФО |
Ульяновская область | 71 | ПФО |
Чувашская Республика | 51 | ПФО |
Пермский край | 50 | ПФО |
Республика Татарстан | 45 | ПФО |
Республика Марий Эл | 35 | ПФО |
Республика Башкортостан | 32 | ПФО |
Саратовская область | 31 | ПФО |
Кировская область | 17 | ПФО |
Пензенская область | 14 | ПФО |
Самарская область | 12 | ПФО |
Псковская область | 95 | СЗФО |
Вологодская область | 82 | СЗФО |
Архангельская область | 49 | СЗФО |
Мурманская область | 49 | СЗФО |
Калининградская область | 45 | СЗФО |
Республика Карелия | 21 | СЗФО |
Республика Коми | 20 | СЗФО |
Ненецкий АО | 10 | СЗФО |
Новгородская область | 9 | СЗФО |
Республика Чечня | 31 | СКФО |
Карачаево-Черкесская Республика | 20 | СКФО |
Кабардино-Балкарская Республика | 0 | СКФО |
Республика Дагестан | 0 | СКФО |
Республика Ингушетия | 0 | СКФО |
Республика Северная Осетия | 0 | СКФО |
Ставропольский край | 0 | СКФО |
Алтайский край | 100 | СФО |
Красноярский край | 99 | СФО |
Томская область | 75 | СФО |
Новосибирская область | 72 | СФО |
Республика Алтай | 40 | СФО |
Кемеровская область | 32 | СФО |
Иркутская область | 31 | СФО |
Омская область | 19 | СФО |
Республика Тыва | 16 | СФО |
Республика Хакасия | 10 | СФО |
Свердловская область | 98 | УФО |
ЯНАО | 69 | УФО |
ХМАО | 49 | УФО |
Тюменская область | 20 | УФО |
Курганская область | 16 | УФО |
Челябинская область | 11 | УФО |
Липецкая область | 186 | ЦФО |
Ярославская область | 106 | ЦФО |
Тверская область | 69 | ЦФО |
Тульская область | 64 | ЦФО |
Орловская область | 58 | ЦФО |
Тамбовская область | 49 | ЦФО |
Ивановская область | 41 | ЦФО |
Курская область | 40 | ЦФО |
Рязанская область | 40 | ЦФО |
Калужская область | 33 | ЦФО |
Костромская область | 30 | ЦФО |
Смоленская область | 25 | ЦФО |
Владимирская область | 16 | ЦФО |
Белгородcкая область | 10 | ЦФО |
Брянская область | 0 | ЦФО |
Воронежская область | 0 | ЦФО |
Волгоградская область | 91 | ЮФО |
Краснодарский край | 79 | ЮФО |
Ростовская область | 51 | ЮФО |
Республика Крым | 46 | ЮФО |
Севастополь | 29 | ЮФО |
Астраханская область | 1 | ЮФО |
Республика Адыгея | 0 | ЮФО |
Республика Калмыкия | 0 | ЮФО |
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Источник
Развитие регионов России — инвестиции, доходы, долги
При более стабильном росте промышленного производства, чем годом ранее, инвестиции в 2018 году сократились более чем в 40% субъектов РФ и по-прежнему концентрируются в столичной агломерации и нефтегазодобывающих регионах. Продолжался спад жилищного строительства более чем в половине регионов и доходов населения почти в 3/4 территорий. Значительный рост доходов региональных бюджетов был обеспечен не только за счет роста налоговых поступлений, но и трансфертов на 22%. Это привело к снижению в 3 раза числа регионов с дефицитом бюджета и уменьшению долговой нагрузки, хотя размер долга сократился только на 4%.
Наиболее интенсивно в регионах РФ в 2018 г. росла промышленность. Двигателем роста были добывающие отрасли (4,1%), которые в 1,5 раза опережали динамику обрабатывающих секторов (2,6%). Среди лидеров – регионы со специализацией на добыче газа и нефти и их первичной переработке (Ямало-Ненецкий АО – 17% прироста, Астраханская область – 16%, Тюменская область – 10% и Республика Якутия – 9%). Кроме того, среди лидеров промышленного роста крупнейшая агломерация страны (Московская область – 10%, Москва – 9%), а также ряд других регионов (Тамбовская и Тверская области – 13–14%, Ростовская, Свердловская области и Республика Мордовия – 9–10%). Спад промышленности наблюдался только в 17 регионах, среди них весь юг Дальнего Востока, Ивановская (-2,4%) и Омская (-2,1%) области.
В 2018 г. рост инвестиций по полному кругу предприятий и организаций (4,3%) был вдвое выше, чем по крупным и средним предприятиям, эти данные Росстата трудно объяснить.
В региональном разрезе можно выделить две тенденции. Во-первых, сохранение значительного числа регионов со спадом инвестиций: в 2017 г. их было 32, в 2018 г. – 37. Сильный спад в Севастополе (-23%), Ненецком АО (-16%) и Ростовской области (-24%), что обусловлено эффектом высокой базы предыдущего года. Однако этот фактор неактуален для других регионов со значительным снижением: Тамбовской (-21%), Новгородской областях и Республике Мордовии (-19%), Калужской, Рязанской, Липецкой, Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской областях (-11–13%). Среди регионов со значительным объемом инвестиций быстрее других росли Республика Крым (34%), внешние зоны крупнейших агломераций (Московская и Ленинградская области – 23–27%), а также Тюменская и Челябинская области (21–26%).
Во-вторых, устойчива концентрация инвестиций в двух крупнейших агломерациях страны, прежде всего в Московской, а также в ведущих и новых нефтегазодобывающих регионах (рис. 1). Доля Московской столичной агломерации в 2018 г. достигла 20% всех инвестиций в стране. Доля Санкт-Петербурга с Ленинградской областью почти в 3 раза меньше (7%). В 2018 г. к регионам-лидерам по объему инвестиций добавился Крым: вместе с Севастополем он получил 2% всех инвестиций в стране при доле в населении 1,5%.
Рис. 1. Территориальная структура инвестиций в 2018 г., % от всех инвестиций (суммы по федеральным округам)
Источник: расчеты автора по данным Росстата.
При этом 69% инвестиций в Крым – бюджетные (в среднем по РФ – 15%). Дальний Восток остается не слишком привлекательным для инвестиций, его доля составляет 8% в новых границах федерального округа.
Трехлетний спад в жилищном строительстве (2016-2018 гг.) привел к сокращению ввода жилья на 12%, в том числе в 2018 г. – на 5%, спад наблюдался в 47 регионах. Наиболее показательно сопоставление ввода жилья в расчете на душу населения в 2015 г. (последний год роста) и 2018 г. Превысили докризисные показатели Ленинградская область (1,5 кв.м на чел., рост на 13%) и Санкт-Петербург (0,75 кв. м на чел., рост на 29%), восстановили их Московская область (1,2 кв. м на чел.) и некоторые другие (Калужская, Тамбовская, Воронежская, Ульяновская области – 0,8 кв.м на чел.). Рост ввода жилья в Севастополе в 2,7 раза обусловлен завершением недостроя предыдущих лет. Самые слабые показатели в Тюменской (-38%), Новосибирской (-33%), Калининградской (-25%) и Белгородской (-22%) областях. В результате спрос на жилье концентрируется во внешних зонах двух столичных агломераций и Санкт-Петербурге, а Москва не восстановила докризисные объемы жилищного строительства (-9%).
Рынок труда в 2018 г. оставался стабильным, уровень безработицы – на историческом минимуме (4,8% в октябре-декабре 2018 г.). Региональные различия также стабильны: от максимальных показателей в слаборазвитых республиках (Ингушетия – 27%, Чечня, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Тыва, Алтай – 13%) до минимума в федеральных городах (1,2–1,5%) и Московской области (2,6%). К зоне минимума в 2018 г. добавились автономные округа Тюменской области (2,2–2,5%).
Снижение доходов населения в 2018 г. замедлилось. В отличие от общероссийской статистики, измеряющей реальные располагаемые доходы (за вычетом обязательных платежей), в региональной статистике измеряются реальные доходы населения. Они выросли за 2018 г. на 0,9% (с учетом ежемесячной денежной выплаты 2017 г.). Региональную динамику объяснять непросто, поскольку существуют вопросы к достоверности данных. Реальные доходы населения сократились в 62 регионах, наиболее сильно – в Ивановской, Ярославской, Костромской областях и Ямало-Ненецком АО (на 7–9%).
Снижались они и в федеральных городах– на 2% в Санкт-Петербурге и на 3% в Москве. Рост доходов в Республике Адыгея (9%) объясняется дооценкой доходов на оборот розничной торговли: гипермаркеты, обслуживающие г. Краснодар, размещены на территории Адыгеи. Рост доходов населения в Республике Крым и Севастополе на 7–8% выглядит вполне достоверным, поскольку эти регионы получают особую поддержку федеральных властей.
Для бюджетов регионов 2018 г. был более благополучным, чем предыдущие годы, благодаря президентским выборам и росту цен на экспортные ресурсы. Доходы консолидированных бюджетов увеличились на 15% за счет роста поступлений налога на прибыль на 23% и трансфертов на 22% (табл. 1). Рост трансфертов в 2018 г. – самый высокий за последнее десятилетие, в год предыдущих президентских выборов он составил 12%. Максимальную добавку трансфертов регионы получили в IV квартале. Структура помощи регионам сдвинулась в сторону «ручного управления»: без учета дотаций на выравнивание, распределяемых по формуле, объем остальных дотаций (на сбалансированность и др.) вырос в 2,7 раза, иных межбюджетных трансфертов – в 1,7 раз. Значительный рост помощи регионам в IV квартале 2018 г. можно связать со снижением рейтингов власти со второй половины 2018 г. и с выборами в сентябре губернаторов в ряде регионов.
Таблица 1. Доходы и расходы консолидированных бюджетов регионов в 2018 г.
Источник