Анализ иностранных инвестиций тэк

Содержание
  1. Мировые инвестиции в ТЭК
  2. Интерес к шельфу бьет рекорды
  3. Неопределенность на рынке и недостаток политической воли
  4. Зависимость от цены на нефть
  5. Санкции давят
  6. Передовые методы управления проектами
  7. Неудачи австралийского проекта Горгон
  8. Классический пример проблем в управлении — перерасход 223%
  9. Миллиарды долларов списали у берегов Аляски
  10. «Тише едешь — дальше будешь» — на заметку инвесторам
  11. Эффективность иностранного инвестирования в топливно-энергетический комплекс России
  12. Характеристика, сущность, основные направления и формы иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс РФ. Анализ динамики, оценка инвестиционного климата и эффективности иностранного инвестирования в нефтегазовый комплекс Тюменской области.
  13. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Мировые инвестиции в ТЭК

Нефтегазовые компании во всем мире ежегодно тратят сотни миллиардов долларов на крупные инвестиционные проекты. Добыча газа и нефти на открытых месторождениях, а также разведка и освоение новых, в особенности на шельфе и в труднодоступных районах, требуют значительных затрат. Компании вкладывают большие суммы на развитие инфраструктуры, транспортировку и переработку.

В докладе Международного энергетического агентства (МЭА) «Мировые энергетические инвестиции 2019» отмечается, что инвестиции в разведку и добычу нефти и газа в 2018 году выросли на 3,7%, достигнув $477 миллиардов. Это связано с ростом цен на энергоносители, продолжающимся увеличением добычи сланцевого газа, а также с распространением проектов с более короткими сроками строительства. Согласно прогнозам экспертов агентства, в нынешнем году инвестиции вырастут — на 5,9%, до $505 миллиардов.

Интерес к шельфу бьет рекорды

В 2018 году инвестиции в энергетику, снижавшиеся с 2015 года, по данным МЭА, стабилизировались на уровне $1,85 миллиарда. Инвестиции в добычу угля в 2018 году выросли на 2,6%, до $80 млрд, причем это первый рост показателя с 2012 года.

Инвестиции в электроэнергетику в 2018 году, по данным агентства, снизились на 1% и составили $775 млрд, таким образом, несмотря на некоторое снижение, этот сектор продолжает лидировать. Также снизились вложения в возобновляемые источники энергии на 1%, до $304 млрд, так как рост мощностей стабилизировался, а затраты на внедрение некоторых технологий стали снижаться.

Согласно данным норвежской консалтинговой компания Rystad Energy, в первом полугодии 2019 года приняты решения по новым проектам на шельфе общей стоимостью более $50 миллиардов. В июле Saudi Aramco сообщила о заключении с сервисными компаниями контрактов на $18 млрд, направленных на развитие добычи в рамках морских проектов Marjan и Berri. Кроме того, было объявлено о планах подписания ещё трёх крупных договоров на разработку морских месторождений Zuluf, Abu Safah и Safaniyah.

Rystad Energy прогнозирует дальнейший рост вложений в шельф — до $123 млрд по итогам 2019 года. Это значительно превышает рекордный уровень 2014 года, когда компании в течение года направили в морские нефтегазовые проекты $78 миллиардов.

Неопределенность на рынке и недостаток политической воли

После резкого падения цен на нефть в конце 2014 года иностранные компании последовательно снижали операционные и капитальные затраты, при этом из‑за роста эффективности им удавалось демонстрировать прирост добычи.

В 2017 году, по данным Минэнерго России, инвестиции в добычу нефти крупнейшими нефтегазовыми компаниями выросли на 19%, что соответствует данным МЭА. По мнению экспертов, рост инвестиций в первую очередь связан с подготовкой к запуску новых крупных месторождений.

Вложения в энергетику сейчас находятся в условиях беспрецедентной неопределенности, с изменениями на рынках, в политике и в технологиях, подчёркивают эксперты МЭА. Интерес к низкоуглеродному сектору — возобновляемой энергетике — постепенно снижается по сравнению с 2015 годом, когда было подписано Парижское соглашение по климату.

В этой ситуации, по мнению специалистов агентства, если бы политической воли было больше, то картина сложилась бы иной. Поэтому ответственность за инвестиционные потоки и то, в каком направлении они движутся — всё это напрямую зависит от консолидированной позиции ведущих держав.

Зависимость от цены на нефть

Лидером по инвестициям в энергетический сектор в 2018 году, как и прежде, стал Китай — $375 миллиардов. В США они достигли $350 миллиардов. В России объем средств в энергетический сектор за этот период превысили $100 миллиардов.

Корреляция между ценами на нефть и инвестициями нефтегазовых компаний изменилась, отмечают эксперты МЭА. Раньше была прямая зависимость — росли цены на нефть, а за ними увеличивался объём инвестиций, и наоборот. Но с 2016 года стоимость значительно возросла, а инвестиции в общемировом масштабе остались практически на том же уровне. Такая же картина наблюдалась в 2018 году, когда финансирование выросло на 3%.

В нашей стране другая ситуация. Российские нефтегазовые компании, согласно данным МЭА, значительно увеличили инвестиции в добычные проекты. В 2017 году показатели увеличились на 38%, до $58 млрд, подсчитали аналитики агентства. При этом в среднем в мире инвестиции в такие проекты за этот же период выросли на 3,7%, до $450 миллиардов. В Европе, США и на Ближнем Востоке вложения в 2017 году даже снизились на 1–16%, выросли в Китае и Латинской Америке.

Санкции давят

Эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) отмечают, что санкции против российской нефтяной отрасли скажутся на добыче в 2020 году. После их введения в период с 2014 года по 2015 год ряд долгосрочных проектов по освоению новых нефтяных месторождений был отменён. В частности, это затронуло 9 совместных с ExxonMobil проектов «Роснефти», что для американской корпорации означало потерю инвестиций, а для российской — поиск новых инвесторов.

Лицензионные участки, эксплуатация которых началась после 2013 года, должны способствовать увеличению общего объёма добычи в период с 2019 года по 2020 год, однако в двадцатые годы понадобятся новые технологические и инвестиционные стимулы как для зрелых, так и для новых месторождений.

Согласно оценкам АКРА, в 2019 году инвестиции нефтяных компаний достигнут пика, затем станут сокращаться и за четыре года упадут с 3,8 трлн до 3,3 трлн рублей. Уже вложенные средства позволят в период с 2021 года по 2022 год вывести добычу жидких углеводородов в РФ на исторический максимум — 575 млн тонн. Затем производственные показатели пойдут на спад.

Эту точку зрения разделяют и представители государственных органов власти.

Согласно подсчётам Минприроды, добыча нефти выйдет на пик в 562 млн т к 2020 году, и этот показатель продержится до 2022 года. В дальнейшем добыча сократится до 558 млн тонн.

Передовые методы управления проектами

Российские нефтегазовые компании, по мнению экспертов PricewaterhouseCoopers (PwC), часто разрабатывают разные стратегии управления на уровне корпорации и дочерних компаний. Расхождения возникают из‑за некорректной расстановки приоритетов проекта. В результате дочерние компании, работающие в одной отрасли, могут предъявлять различные требования к доходности в рамках схожих проектов. Из-за этого, как правило, увеличиваются расходы, которые подразумевают привлечение дополнительных инвестиций.

Управление масштабными инвестиционными проектами, по мнению экспертов PwC, должно находиться в едином центре. Успешным примером может служить разработка газового месторождения Тролль на шельфе Северного моря у берегов Норвегии. Партнеры по СП согласились с тем, что NorskeShell будет основным оператором, а Statoil — ведущим оператором по добыче, и решили, что основной оператор не будет диктовать решения по проектированию и реализации.

После принятия общей стратегии компании готовят конкретные проекты. Проводят проектно-изыскательские работы, которые предусматривают планирование во избежание дополнительных инвестиционных вложений. Так, например, компания Total, столкнувшись с необходимостью сокращения расходов по проекту Каомбо у побережья Анголы, изменила подход к техническим условиям проекта и использованию оборудования. Было решено модернизировать имеющееся оборудование вместо закупки и приобретения нового, что позволило сэкономить $2 миллиарда.

Неудачи австралийского проекта Горгон

При реализации инвестиционных проектов, у нефтегазовых компаний, как правило, возникают сложности, отмечают эксперты PwC. Они считают, что проблемы управления и контроля эффективности происходят из‑за нечеткого распределения ответственности за стратегические и операционные решения, особенно если проект является совместным предприятием. Помимо этого проблемы часто возникают из‑за недостаточно продуманного или поспешного планирования, также из‑за слишком оптимистичных оценок сроков, необходимых ресурсов и технических возможностей, а также из‑за неэффективных закупок и логистики.

Некоторые инвестиционные проекты очень рискованы и приводят к значительному перерасходу средств, срыву сроков, что нередко заканчивается неудачей. Так, например, при реализации проекта американской компании Chevron по разработке газового месторождения Горгон в Австралии, перерасход средств, по данным PwC, составил 41%. Проект строительства завода СПГ мощностью 15,6 млн т в год Горгон на острове Барроу у северо-западного побережья Западной Австралии был утвержден в 2009 году. Срок начала отгрузки СПГ был сдвинут с 2015 года на 2016 год. В течение 2016 года завод трижды останавливал работу.

Медленный процесс принятия решений, низкая эффективность операций в сфере закупок и логистики привели к срывам графиков реализации австралийского проекта. Это стало ясно после того, как был выполнен анализ австралийского проекта Горгон по заказу Международной федерации работников транспорта. Он показал, что суда, перевозившие основное оборудование, простаивали в портах по нескольку дней в связи с нехваткой мест для разгрузки, что приводило к ежедневным потерям в размере $500 тысяч.

В результате Chevron отказалась от реализации крупных проектов по производству СПГ в Западной Австралии. Компания не будет расширять этот проект для увеличения экспорта, потому что она нацелена на повышение финансовой отдачи от $88 млрд инвестиций. После этого случая Chevron ориентируется на инвестиции, которые сможет вернуть в относительно короткие сроки.

Классический пример проблем в управлении — перерасход 223%

При разработке нефтяных месторождений Каспийского моря в Казахстане под управлением оператора North Caspian Operating Company (NCOC) перерасход составил в 223%. После запуска в эксплуатацию гигантского нефтегазового месторождения Кашаган в казахстанском секторе Каспийского моря возник целый ряд сложностей, связанных с его освоением, включая погодные условия Северного Каспия.

При реализации этого проекта отсутствовал четко определенный проектный центр, отвечающий за окончательное утверждение. Анализируя ситуацию, эксперты PwC отмечают, что, как правило, один из операторов традиционно играет ведущую роль, предлагая план развития, определяя программу действий и обеспечивая личную заинтересованность в проекте и поддержку со стороны всех партнеров. Однако такая модель не полностью учитывает стратегические планы других партнеров, что приводит к задержкам в согласовании, особенно при высоких рисках.

Проект Кашаган в Казахстане стал классическим примером таких проблем в управлении. Каждый из партнеров — Royal Dutch Shell, Eni, Total, ConocoPhillips и правительство Казахстана — все имели собственные внутренние комитеты управления, процедуры аудита и линии связи, что значительно усложняло согласование по важнейшим планам и процедурам.

Крупные проекты в нефтегазовой отрасли сталкиваются с рисками по самым разным причинам. Из-за изменения внутриполитической ситуации, рост цен на сырье и оборудование, локальные запреты на использование тех или иных технологий являются внешними по отношению к компании и находятся за рамками ее контроля. Однако большинство проблем являются внутренними, подчёркивают эксперты PwC, как следствие несовершенных технологий работы и организационных ошибок. Именно так и произошло после запуска в эксплуатацию гигантского нефтегазового месторождения Кашаган.

Миллиарды долларов списали у берегов Аляски

На проект Royal Dutch Shell по бурению арктического шельфа у берегов Аляски было потрачено свыше $4,1 миллиарда. Тем не менее компания остановила работы по разведке нефтегазовых месторождений в этом месте. Причинами такого решения стали неудовлетворительные результаты разведки ключевой скважины в Чукотском море и высокая стоимость работ.

По заявлению самой компании, ей не удалось найти достаточное количество нефти и газа в скважине Burger J в 150 милях от города Барроу, чтобы продолжить исследования. В итоге пришлось списать в общей сложности $4,1 млрд потраченных на разведку. Решение прекратить разведку обусловлено высокими издержками проекта и непредсказуемостью нормативно-правовой базы относительно шельфа в штате Аляска.

Читайте также:  Список привлекательных стран для инвестиций

Окончательно компания приостановила работы после того, как ее буровая установка Kulluk оторвалась во время шторма от буксировочного судна, начала дрейфовать и села на мель. В компании признали, что никто не знает, как очищать нефть с плавающих ледяных массивов и битого льда. Починка буровой установки обошлась в $50 миллионов.

Правильно оценить затраты в Арктике чрезвычайно сложно, показывает опыт Норвегии. Так, на месторождении Skarv в Норвежском море бюджет был превышен на 11,5 млрд норвежских крон, или на 32,4% от первоначальной сметы. Операторам проекта пришлось внести изменения в инженерию подводных конструкций и программу буровых работ. Похожая судьба постигла итальянскую компанию Eni на месторождении Goliat в Баренцевом море. Строительство подводного завода по сжижению газа Statoil на месторождении Asgard в Норвежском море обошлось дороже, чем полагал парламент, заложивший в бюджет 15,7 млрд норвежских крон. Британская Cairn Energy потратила $1 млрд на геологоразведку у берегов Гренландии, но коммерческих запасов нефти так и не обнаружила.

«Тише едешь — дальше будешь» — на заметку инвесторам

Повышение эффективности процессов планирования и реализации проектов может сберечь миллиарды долларов, отмечают эксперты PwC. Большинство возникающих проблем могут быть выявлены еще на ранних стадиях планирования проекта. Давление со стороны акционеров и других участников проекта вынуждает его руководителей сократить время, выделенное на детальное планирование, что приводит к ошибкам при подготовке экономического обоснования и недостаточно качественному планированию.

Руководитель японской компании, участвовавший в реализации одного из российских проектов, отметил, что разработка предварительного плана заняла более девяти месяцев. Но, когда после этого японцы провели дополнительно работу по анализу экологической ситуации и нормативных требований в данном регионе, то выяснилось, что проект можно реализовать только при использовании очень дорогостоящих технологий.

Таким образом, предварительное планирование заняло много времени, однако выявило необходимость выбора другого участка и позволило компании сберечь миллионы долларов, то есть значительно снизить первоначальный объем инвестиций.

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2021 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-86-09

Источник

Эффективность иностранного инвестирования в топливно-энергетический комплекс России

Характеристика, сущность, основные направления и формы иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс РФ. Анализ динамики, оценка инвестиционного климата и эффективности иностранного инвестирования в нефтегазовый комплекс Тюменской области.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 10.02.2012
Размер файла 82,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В 2010 году в добычу полезных ископаемых поступило 2,7 млрд.дол. иностранных инвестиций, что составляет около 72,5% всех иностранных инвестиций в области. [27]

Значительное сокращение иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор в 2009 году (на 74,5%) во многом объясняется мировым финансово-экономическим кризисом, способствовавшим ухудшению условий кредитования, замедлению реализации ряда крупных проектов, отсутствию крупных сделок по продаже активов. Одна из причин снижения инвестиционной активности в части вхождения иностранцев в крупные нефтегазовые активы — принятие 29.04.2008 Федерального закона «О стратегических инвестициях», который в значительной степени затруднил участие иностранных инвесторов в нефтегазовом бизнесе в Тюменской области. Тем не менее, интерес к инвестированию в ТЭК у иностранных инвесторов сохранился, и в 2010 году инвестиции в добычу полезных ископаемых увеличились более чем в 20 раз. (Таблица 2.1.)

Динамика иностранных инвестиций в Тюменскую область

поступило за год, тыс. долл.

Добыча полезных ископаемых

— добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

— добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях

Источник: [27], [20], [21], [22]

Одним из последствий снижения инвестиционной активности в отрасли вероятно является снижение экономической эффективности топливно-энергетической промышленности в Тюменской области (Таблица 2.2.). Для определения экономической эффективности отрасли использовался показатель добычи нефти на одного занятого. Проведенный анализ показал снижение эффективности отрасли с 2007 года (добыча на одного занятого сократилась на 8,3% с 2005 года). Таким образом, можно предположить наличие влияния инвестиционной активности на добычу нефти на одного занятого (безусловно, наряду с наличием влияния других факторов). Это доказывает необходимость привлечения иностранных инвестиций в ТЭК Тюменской области для повышения экономической эффективности отрасли.

Расчет экономической эффективности нефтегазовой отрасли Тюменской области

Добыча нефти (включая газовый конденсат, млн. тонн)

ССЧ персонала, тыс.чел

Добыча на 1 работающего, млн.тонн

Прирост добычи на 1 занятого, %

Далее рассмотрим участие иностранных инвесторов в ТЭК Тюменской области.

В 2009 году около 13% добычи нефти в Уральском Федеральном Округе контролировалось иностранными структурами за счет участия в капитале российских вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК), контроля над малыми компаниями, создания совместных предприятий, действия соглашений о разделе продукции (СРП) (Таблица 2.3.). В целом по России эта доля составила 22,2%, что свидетельствует о недостаточном, по сравнению со среднероссийским показателем, привлечении иностранных инвесторов в УРФО и, в частности, в Тюменскую область. Доля в добыче с участием российского капитала высока, что является необходимым условием сохранения национальной безопасности страны. Российское правительство стремится обеспечить национальную безопасность через контроль над стратегическими месторождениями и транспортной инфраструктурой, социально-экономическое развитие ресурсных и транзитных территорий, высокие налоговые и таможенные поступления в бюджет. [9, с. 7]

Добыча полезных ископаемых в Уральском Федеральном Округе за 2009 год, млн.руб.

Добыча с участием иностранного капитала

Добыча с участием российского капитала

Доля в добыче, приходящаяся на иностранный капитал, %

Эффективность привлечения иностранных инвестиций можно оценить по сравнению производительности труда на предприятиях с иностранным и отечественным капиталом (Таблица 2.4.).

Показатели выработки на одного работающего отечественных промышленных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала (по предприятиям Тюменской области, осуществляющих вид деятельности «Добыча полезных ископаемых») за 2009 год

Объем выпуска, млрд.руб

ССЧ персонала, тыс.чел

Выработка на 1 работающего

П/п с иностранным капиталом

П/п только с отечественным капиталом

Анализ статистических данных по предприятиям Тюменской области, осуществляющим вид экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» за 2009 год показывает, что производительность труда на предприятиях с иностранными инвестициями превышает общие показатели производительности труда по всем рассматриваемым предприятиям, и тем более по предприятиям только с отечественным капиталом. Выработка на предприятиях с иностранными инвестициями превышает выработку всех предприятий на 2,54%, по сравнению с предприятиями только с отечественным капиталом выше на 2,88%. Это естественно, поскольку прямые иностранные инвестиции должны приносить с собой новые технологии и оборудование, соответствующие постиндустриальному этапу развития экономики. Это требование является необходимым для условий России, и, в частности, Тюменской области, поскольку одной из главных ее задач в период экономического роста является структурная перестройка экономики, переход к инновационному развитию и повышение ее конкурентоспособности.

Далее необходимо рассмотреть крупнейшие компании, осуществляющие иностранные инвестиции в Тюменской области, и эффективность их деятельности.

Основными странами инвесторами являются такие страны Европы как Великобритания (24% инвестиций), Кипр и США. В настоящее время усиливается роль стран СНГ в инвестировании Тюменской области, в частности: Беларусь (44%) и Казахстан (10%) (Таблица 2.5.)

Иностранные инвестиции в Тюменскую область по странам-инвесторам в 2010 году

Поступило за 2010 год, тыс. долл.

Доля в общем объеме поступлений, %

Зарубежные страны вне СНГ

Главный центр российской нефтяной промышленности — Западная Сибирь. Объем добычи нефти в этом макрорегионе в 2010 г. составил 318 млн тонн, что ниже показателя предыдущего года на 1,2%.

Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — основной нефтедобывающий регион Западной Сибири, здесь добывается более 80% нефти макрорегиона. В 2010 г. этот показатель составил 266 млн тонн. Резкое падение добычи нефти в ХМАО в 1990-е гг. в начале 2000-х гг. сменилось на устойчивый подъем, продлившийся до 2007 г., что связано с ростом инвестиций, использованием современных технологий добычи углеводородов, а также вводом новых крупных месторождений, прежде всего Приобского. В 2008 — 2010 гг. в ХМАО происходило снижение добычи нефти, которое составило более 14 млн тонн. Из девяти основных добывающих компаний положительную динамику в 2010 г. показали лишь «Газпром нефть» и «Салым Петролеум Девелопмент».

В округе высокий уровень концентрации добычи — в 2010 г. около половины всей добываемой нефти получено на одиннадцати крупных месторождениях, на каждом из которых добыто более 6 млн тонн нефти. Наибольший объем добычи нефти приходится на Приобское (14,8%) и Самотлорское (10%) месторождения.

Относительно крупным новым проектом в ХМАО является разработка Салымской группы месторождений (Западно-Салымское, Верхне-Салымское и Ваделыпское месторождения). В 2010 г. общий объем нефтедобычи на Салымской группе нефтяных месторождений достиг пикового уровня — 8,3 млн тонн. [32]

Добыча нефти на новых месторождениях автономного округа (введенных в разработку и пробную эксплуатацию за последние пять лет) составила не более 3,7% от всего объема добытой нефти на территории автономного округа. В 2010 г. на территории округа начато освоение трех новых месторождений: Явинлорское («Сургутнефтегаз»), Северо-Покамасовское (ЛУКОЙЛ), Пулытьинское (ТНК-ВР).

В настоящее время в ХМАО на долю «Роснефти» приходится почти 26% от общего объема добычи нефти, «Сургутнефтегаза» — свыше 21%, «ЛУКОЙЛа» — около 20%, ТНК-ВР — более 16%. На долю четырех компаний приходится свыше 82% от общего объема добычи нефти, добываемой на месторождениях автономного округа. [13, c. 53]

В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) — втором по объему добычи нефти в Западной Сибири — в 2010 г. из недр было извлечено около 34,5 млн тонн жидких углеводородов. Широкое применение методов интенсификации воздействия на нефтяные пласты привело в 2000 — 2004 гг. к быстрому увеличению добычи нефти, после чего при отсутствии введения в разработку новых крупных месторождений началось ее устойчивое сокращение, составившее за последние пять лет почти 10 млн тонн.

В последние годы в ЯНАО начата добыча нефти на Равнинном, Лимбаяхском и Лонгъюганском месторождениях.

Основными нефтедобывающими предприятиями в округе являются подразделения «Газпром нефти» (63,7%) и «Роснефти» (27,8%). Добычу газового конденсата осуществляют 18 предприятий на 24 месторождениях. Лидирующие позиции занимают предприятия Газпрома, на которые приходится около 65,1% добычи по округу. Доля «НОВАТЭКа» составила 23,8%, «Роспан Интернэшнл» — 5,7%, «Роснефти» — 3,5%. [32]

В последние годы в России сложилось несколько эффективных, отработанных на практике схем деятельности иностранных компаний, одной из которых является покупка пакета акций российских ВИНК. Примером такой реализованной сделки является вхождение компании British Petrolium в ОАО «ТНК-ВР» путем приобретения 50% акций.

ОАО «ТНК-ВР» — одна из наиболее высокоэффективных компаний с участием ВР, которая не только генерирует прибыль, но может участвовать в покупке других активов ВР для оказания финансовой поддержки головной компании. [10, c. 48]

С 2004 года действует Соглашение о стратегическом сотрудничестве между Правительством Тюменской области и ТНК-ВР, предусматривающее взаимодействие нефтяной компании и Правительства в реализации на территории региона инвестиционных, производственных и социальных проектов. [39]

В 2009 году добыча нефти ОАО «ТНК-ВР» составила более 70 млн.тонн (большая доля которой была осуществлена на территории Тюменской области), в том числе доля иностранного партнера ВР составила свыше 35 млн.т. [10, c. 48]

Вышеназванное Соглашение дало старт масштабной реализации крупнейшего инвестиционного проекта на территории юга области — Уватского. Его реализация во многом определяет стратегию развития нефтедобычи на юге области в ближайшие годы. Максимальный уровень добычи нефти в объеме 10 млн. тонн здесь намечается получить к 2020 году. Общий объем инвестиций за 20 лет реализации Уватского проекта составит более 20 миллиардов долларов США.

Читайте также:  Показатель срок окупаемости инвестиций рассчитывается

За несколько лет реализации Уватского проекта регион получил масштабный экономический и социальный эффект. Проект позволил более рационально эксплуатировать нефтяные месторождения, применять самые современные технологии, создавать новые рабочие места, увеличивать объемы промышленного производства. [39]

Помимо покупки акций ВИНК, иностранные инвесторы активно приобретают малые российские компании, не консолидированные в состав крупных ВИНК, а также регистрируют юридические лица для участия в проектах освоения небольших нефтегазовых месторождений (Таблица 2.6.).

Участие иностранного капитала в финансировании деятельности малых нефтегазовых компаний, осуществляющих добычу нефти в Тюменской области в 2009 году

Компания в России

Структу-ра собст-венности (пакет акций),%

Зона деятель-ности в России

Добыча за счет иностран-ного капита-ла, тыс.т

ОАО «Салым Петролеум Девелоп-мент Н.В.»

Sibir Energy plc./Royаl Dutch Shell plc.

ОАО МАГМА (Mаgmа oil)

Sibir Energy plc.

ОАО «КанБайкал Резорсез Инк.»

ОАО «Чумпас Нефтедо-быча»

Источник: [10, c. 50]

Крупнейший проект, реализуемый иностранными инвесторами путем создания независимой нефтяной компании на территории России, — освоение Салымской группы месторождений в Ханты-Мансийском АО. Оператор проекта — ОАО «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.», акционерами которого являются: «Шелл Салым Девелопмент» — 50%, ОАО «НК «Эвихон» (контролируется Sibir Energy) — 50%. Акционеры Sibir Energy: ОАО «Газпром Нефть» — 74,43%; Правительство Москвы — 18,03% и финансовые институты — 7,54%.

Добыча нефти в рамках проекта превысила в 2009 году 7,6 млн.т. [10, c. 51]

Таким образом, иностранные инвестиции — важный, но не определяющий фактор развития нефтяной и газовой промышленности Тюменской области. Добыча природных ресурсов, приходящаяся на иностранный капитал, составляет 13%. Эффективность иностранных инвестиций проявляется в более высокой производительности труда на предприятиях с иностранными инвестициями, чем на предприятиях только с отечественным капиталом. Основной объем добычи нефти, обеспечиваемый за счет иностранных инвестиций, определяется участием зарубежных компаний в акционерном капитале российских ВИНК. Эффективно функционирует компания ТНК-ВР, производя иностранные инвестиции в крупнейший инвестиционный проект — Уватский, что обеспечило масштабный экономический и социальный эффект в регионе. При этом значительное число малых нефтегазовых компаний контролируется зарубежным капиталом. Их деятельность высокорентабельна и быстро окупается. Добыча нефти за счет иностранного капитала на таких предприятиях в целом составила 8,9 млн.т.

2.3 Проблемы привлечения иностранных инвестиций в ТЭК и рекомендации по повышению их эффективности

Проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы на нефтегазовом рынке, по существу схожи как в Тюменской области, так и в масштабах всей страны.

Основная проблема связана с несовершенством юридической стороны вопроса привлечения иностранных инвестиций.

Общеизвестно, что российское законодательство нового периода отличается множеством нестыковок и противоречий, порожденных как политическими и технико-юридическими причинами, так и внутригосударственной нестабильностью. Кроме того, исполнение закона практически всегда происходит не в полном соответствии с установленными нормами. Поэтому необходимо определить некоторые теоретические моменты, связанные с иностранным инвестированием в РФ, а также привлечь внимание к определенным трудностям и отклонениям, возникающим на практике. [16, c. 46]

Российское законодательство не устанавливает каких-либо явных ограничений для деятельности иностранных субъектов на территории России. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими; кроме того, в отношении них могут быть установлены дополнительные права и обязанности.

Для осуществления легальной деятельности на территории Российской Федерации иностранный субъект должен быть официализирован, то есть зарегистрирован в том или ином качестве. Иностранное юридическое лицо вправе выступить учредителем других юридических лиц в любой организационно-правовой форме, допускаемой по законодательству России на ее территории, а также аккредитовать свой филиал или представительство в России. [12, c. 23]

Вопросы регистрации иностранных субъектов на территории России регламентируются как общим законодательством по вопросам регистрации, так и специальным законодательством об иностранных инвестициях. Для иностранных инвесторов, а следовательно, равным образом и для создания и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями, могут быть предусмотрены определенные изъятия из общего порядка (ФЗ). Изъятия могут быть двоякого рода — ограничительные (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) и стимулирующие (льготы в интересах социально-экономического развития России). Все эти изъятия устанавливаются законодательством по конкретным вопросам. Так, Федеральные законы «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера» и «О связи» устанавливают льготы для иностранных инвесторов, а Федеральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О недрах» — ограничения. Процесс установления изъятий постоянен и зависит от многих факторов.

Следует отметить, что коммерческая организация будет считаться созданной с иностранными инвестициями независимо от размера доли иностранного инвестора, при этом льготный правовой режим прямой иностранной инвестиции распространяется на те организации, в которых доля иностранного инвестора не менее 10% уставного (складочного) капитала. В любом случае минимальный размер уставного капитала для юридических лиц с иностранными инвестициями независимо от их организационно-правовой формы должен составлять не менее 1000 МРОТ (что на сегодня означает 100000 рублей). Этим, а также правилом о том, что экономические субъекты, в уставном капитале которых имеется доля иностранного инвестора (независимо от ее размера), подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, можно пополнить список изъятий общего плана, о которых говорилось выше. Все эти условия повышают «порог» вступления иностранных инвесторов в российскую экономику и их ответственность в дальнейшем. [12, c.25]

В целом можно сказать, что Российская Федерация, стимулируя иностранные инвестиции и декларируя их льготный режим в различных нормативных актах, в них же устанавливает разного рода ограничительные условия. Судя по всему, Россия заинтересована не столько в иностранном присутствии, сколько в западных кредитах, желая использовать их самостоятельно.

Существует еще одна проблема. Для России как федеративного государства чрезвычайно важны вопросы иностранного присутствия в регионах. Для иностранцев, заинтересованных в инвестировании в регионы, действует громоздкая «двухъярусная» процедура, требующая обращений как в федеральные органы власти, так и в органы субъектов РФ. При такой системе очевидно, что основная доля организаций с иностранными инвестициями сосредоточена в Москве. Из российских регионов, где активно идет процесс иностранного инвестирования, можно отметить немногие — Санкт-Петербург, Карелию, Хабаровский край, Калининградскую, Сахалинскую и Мурманскую области. [7, c. 49]

Несмотря на перечисленные проблемы, российская экономика остается привлекательной для иностранных инвесторов, особенно в топливно-энергетической отрасли. Согласно законодательству, статус иностранной инвестиции предполагает следующие основные преимущества:

1) право на возмещение убытков от неправомерных действий государственных органов;

2) возможность уступки и передачи инвестиций другому иностранному лицу;

3) право на возмещение при реквизиции или конфискации;

4) «дедушкина» оговорка — если в период осуществления инвестиционного проекта меняется российское законодательство в невыгодную для инвестора сторону, для него продолжают действовать прежние, более выгодные условия (отметим, что это распространяется лишь на организации, в уставном капитале которых более 25% иностранных инвестиций, а также на приоритетные инвестиционные проекты — на сумму не менее 1 млрд. рублей иностранных инвестиций). Прежний правовой режим может действовать не более 7 лет;

5) споры решаются по выбору сторон в российском суде или в международном арбитраже;

6) прибыль свободно используется на реинвестирование;

7) таможенные льготы (при приоритетном инвестиционном проекте). [17, c. 15]

Однако декларативные утверждения о привилегированном статусе иностранных инвесторов утопают во всевозможных ограничениях, устанавливаемых многочисленными подзаконными актами налогового и валютного права. Между тем необходимо отыскать и сохранить баланс интересов российской экономики и иностранных инвесторов. Особо следует подчеркнуть, что общие рамки, ограничивающие экономическую деятельность в России (права третьих лиц, экологическая безопасность, государственные интересы России), должны существовать и для иностранных инвесторов. Работать в России, даже в столь привлекательной отрасли экономики, как добывающая, могут только особо закаленные инвесторы.

В связи с вышеперечисленными проблемами необходимо определить основные направления деятельности государственных органов по привлечению иностранных инвестиций в ТЭК Тюменской области.

Целесообразным является укрепление юридической стороны вопроса привлечения инвестиций. По мнению некоторых экспертов, защита страны от иностранных инвестиций — признак неуверенности в силе национальной экономики и, напротив, наличия у общества веры в государство-защитника национального предпринимателя. Однако страна не сможет получить большие инвестиции до тех пор, пока иностранные инвесторы не будут уверены, что их вложения юридически хорошо защищены. [8, c. 26] В этой связи для привлечения иностранных инвестиций необходима корректировка законодательства в области иностранного инвестирования, в частности, облегчение процедуры регистрации предприятий с иностранным капиталом; изменение «двухъярусной» системы получения права на инвестиционную деятельность, что снижает желание иностранных инвесторов вкладываться в деятельность регионов, в том числе Тюменской области; уменьшение требований, предъявляемых к иностранным инвесторам. Также в качестве механизмов стимулирования развития НГК России целесообразно: снизить общий уровень и дифференцировать налогообложение; либерализовать порядок экспорта газа; установить безусловную передачу для разведки и разработки (выдачу сквозной лицензии) инвестору, проводившему ГРР, открытых в результате месторождений вне зависимости от объема их запасов (10, с. 52).

Необходимо принимать меры и по изменению структуры иностранных инвестиций в ТЭК. Если в целом по России в нефтегазовый комплекс осуществляются преимущественно иностранные инвестиции (76%), то в Тюменской области эта доля постоянно меняется, в 2010 году 98% всех поступивших в добычу полезных ископаемых области иностранных инвестиций составили прочие инвестиции [22, c. 60]. Как известно, ссудный капитал не стимулирует развитие производства, не способствует созданию новых рабочих мест, новых технологий, повышению качества продукции, ее конкурентоспособности. Он лишь временно решает вопросы с финансированием инвестиционной деятельности. К тому же прочие инвестиции очень чувствительны к колебаниям в конъюнктуре экономики, и при возникновении какой либо возможности негативных перемен, происходит незамедлительный отток капитала из региона и отрасли. Поэтому необходимо стимулировать именно привлечение прямых иностранных инвестиций.

Важно учитывать особую зависимость нефтегазовой деятельности от природных и климатических факторов. Большинство добывающих и транспортных предприятий нефтегазового комплекса работает в тяжелых климатических условиях. В перспективе число предприятий, расположенных в северных регионах Тюменской области, будет увеличиваться. Серьезной проблемой является слабая транспортная инфраструктура в этих регионах. Всё это приводит к росту как капитальных, так и текущих затрат, к увеличению сроков окупаемости инвестиций. Поэтому требуется разработка специальных форм финансирования, создания специальных централизованных фондов финансирования, а также фондов для противодействия повышению рисков, страховой защиты основных фондов и других элементов производства. [8, c. 27]

Среди других рекомендаций можно выделить дальнейшее привлечение в качестве стратегических партнеров зарубежных и мультинациональных компаний, обладающих передовыми технологиями разведки, добычи и переработки нефти и газа, а также имеющих хорошие позиции на основных международных рынках углеводородов: Totаl, E.ON GmbH, Royаl Dutch Shell, BP и другие.

С учетом специфики государственной политики и законодательного регулирования в сфере иностранных инвестиций в НГК России, эффективным направлением является участие в совместных проектах с российскими государственными нефтегазовыми компаниями (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть»). Государственные компании обладают политическим преимуществом оп сравнению с частными российскими компаниями. Кроме того, участвуя в консорциуме с государственными компаниями, иностранный инвестор может в определенной степени защитить себя от дальнейших экономических и политических рисков.

Целесообразной мерой является стимулирование деятельности зарубежных и международных компаний в части размещения на территории области перерабатывающих и нефтегазохимических производств и мощностей по производству нефтегазового оборудования, не имеющего аналогов в России. [9, c. 10]

Читайте также:  Как с помощью видеокарты заработать биткоины

Таким образом, можно сделать вывод о несовершенстве механизма привлечения иностранных инвестиций в НГК России и, в частности, Тюменской области. Основную проблему представляет нестабильное и полное несостыковок и противоречий законодательство в области иностранного инвестирования.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Иностранные инвестиции (ИИ) — это вложения иностранного капитала в объекты на территории данной страны. Существует три основных вида ИИ: прямые (ПИИ), портфельные, прочие. ПИИ более предпочтительны по сравнению с прочими, так как стимулируют развитие производства, создают новые рабочие места, приносят новые технику и технологию, привлекают квалифицированных специалистов, способствует повышению качества продукции, ее конкурентоспособности.

2. Страны стремятся к привлечению ИИ в страну с целью получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов, передачи мирового опыта, получения доступа к новейшим технологиям и методам организации производства. Однако этот процесс может сопровождаться такими негативными последствиями как репатриация капитала, угроза экономической безопасности страны, усиление социальной напряженности, ухудшение состояния окружающей среды.

3. Наиболее привлекательные отрасли для иностранного инвестирования — добыча полезных ископаемых (12%) и обрабатывающие производства (32,7%); оптовая, розничная торговля и ремонт (23%), операции с недвижимым имуществом (14,8%). Территории с наибольшим объемом иностранных инвестиций: Центральный ФО (Московская область — 53,4%, г.Москва — 39,4%, г.Санкт-Петербург — 10,6%), сырьевые регионы и крупные индустриальные центры (Тюменская, Томская, Омская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан, Красноярский край).

4. ИИ должны обеспечивать более высокую производительность труда, более эффективное использование ресурсов и соответственно более высокую рентабельность и капиталоотдачу, чем отечественный капитал. Эффективность ПИИ должна определяться количественно в соответствии с международно признанной методикой ЮНИДО. В основе лежит анализ денежных потоков. Наиболее распространенный показатель для оценки — чистый дисконтированный доход — NPV. При его расчете необходимо учитывать специфику иностранных инвестиций, а именно особенности определения денежных потоков, периода времени, ставки дисконтирования.

5. Одним из показателей оценки эффективности привлечения иностранных инвестиций является повышение производительности труда, достигаемое с помощью ПИИ.

6. Россия поставляет на мировой рынок 12% всей мировой нефти и 25% природного газа. 68% нефти и 92% естественного газа страны добывается в Тюменской области. Одной из целей экономического развития страны является укрепление позиций России на мировом рынке энергоносителей, и превращение России в ведущую энергетическую державу. Для достижения этой цели потребность в инвестициях до 2030 года составляет более 2 трлн.долл., что порождает стремление привлечь к участию в них иностранный капитал.

7. Инвестиционный рейтинг Тюменской области составляет — 3В1, что означает пониженный потенциал — умеренный риск. Это говорит о том, что Тюменская область обладает рядом проблем, среди которых: высокие налоги и несовершенство механизма льготных условий, административные барьеры, преступность, труднодоступность информации. Однако с другой стороны область обладает рядом значительных преимуществ перед другими регионами: удобное географическое положение и наличие природных ресурсов, эффективно функционирующая рыночная инфраструктура и высокая потребительская активность, наличие квалифицированных кадров, присутствие в регионе крупнейших инвесторов, а также эффективная система государственной поддержки инвестиционной деятельности. Это способствует благоприятному инвестиционному климату региона.

8. Анализ динамики иностранных инвестиций показал, что ежегодный объем зарубежных инвестиций в нефтегазовый сектор составляет за последние годы от 89 млн.долл. до почти 2 млрд. долл. Около 72,5% всех иностранных инвестиций в области в 2010 году поступило на добычу полезных ископаемых. Во время кризиса (2008-2009 гг.) инвестиционная активность в НГК значительно снизилась (в 2009 сократилась на 74,5%). Одним из последствий снижения инвестиционной активности в отрасли вероятно является снижение экономической эффективности топливно-энергетической промышленности в Тюменской области (с 2005 года сократилась на 8,3%).

9. Участие иностранных инвесторов в ТЭК Тюменской области в настоящее время незначительно: около 13% инвестиций контролируется иностранными структурами, что ниже среднероссийского показателя почти на 10%. Низкая доля объясняется тем, что правительство стремится обеспечить национальную безопасность через контроль над стратегическими месторождениями и транспортной инфраструктурой, социально-экономическое развитие ресурсных и транзитных территорий, высокие налоговые и таможенные поступления в бюджет.

10. Проведенный анализ эффективности иностранного инвестирования в добывающую отрасль показал, что производительность труда на предприятиях с иностранными инвестициями превышает на 2,5% общие показатели производительности труда по всем предприятиям в области добычи нефти и газа, и на 2,9% по предприятиям только с отечественным капиталом. Это показывает, что прямые иностранные инвестиции приносят с собой новые технологии и оборудование.

11. Основные страны инвесторы в ТЭК Тюменской области: Великобритания, Кипр, США, Беларусь и Казахстан. Крупные предприятия, осуществляющие иностранные инвестиции: Газпром, Лукойл, Тнк-ВР, Роснефть и другие. Деятельность этих предприятий характеризуется высокой эффективностью. Они участвуют в реализации на территории региона инвестиционных, производственных и социальных проектов: разработка Салымской группы месторождений в ХМАО. В ЯНАО начата добыча нефти на Равнинном, Лимбаяхском и Лонгъюганском месторождениях. Один из крупнейших проектов Юга Тюменской области — Уватский, в который осуществляет инвестиции компания ОАО «ТНК-ВР». Общий объем инвестиций за 20 лет реализации Уватского проекта составит более 20 миллиардов долларов США. Регион уже получил масштабный экономический и социальный эффект. Месторождения эксплуатируются более рационально, применяются современные технологии, создаются рабочие места, увеличиваются объемы производства. Также зарубежные инвесторы контролируют значительное число малых нефтегазовых компаний, преимущество которых состоит в том, что их деятельность высокорентабельна и быстро окупается. Добыча нефти на таких предприятиях в целом составила 8,9 млн.т.

12. На основе проведенного анализа были сформулированы основные проблемы, сдерживающие инвестиционную активность региона. В этой связи для решения проблем и осуществления эффективного инвестирования предложен ряд основных рекомендаций: необходима корректировка законодательства в области иностранного инвестирования, в частности, облегчение процедуры регистрации предприятий с иностранным капиталом; устранение «двухъярусной» системы получения права на инвестиционную деятельность, уменьшение объема требований, предъявляемых к иностранным инвесторам. Также целесообразно снизить общий уровень и дифференцировать налогообложение.

Таким образом, система привлечения иностранных инвестиций в ТЭК региона далека от совершенной. Так как рассматриваемый регион является стратегическим в отношении значимости нефтегазового комплекса как для самого региона, так и для всей страны, и в том числе для осуществления экспорта, необходимо решение многочисленных проблем для создания благоприятных условий иностранным инвесторам с целью осуществления более эффективного инвестирования в отрасль региона.

1. Бард, В.З. Инвестиционный потенциал Российской экономики: учеб. пособие/ В.З. Бард. — Москва: Изд-во «Экзамен», 2003. — 320с.

2. Гуськова, Н.Д. Инвестиционный менеджмент: учеб. пособие / Н.Д. Гуськова. — Москва: Изд-во «КноРус», 2010. — 456 с.

3. Мелкоумов Я.С. Инвестиции: учеб. пособие / Я.С. Мелкоумов. — Москва: Изд-во «Инфра-М», 2003. — 254 с.

4. Орлова Е.Р. Инвестиции. Курс лекций: учеб. пособие / Е.Р. Орлова. — Москва: Изд-во «Омега», 2004. -192 с.

5. Инвестиции: учеб. пособие / Г.П. Подшиваленко [и др.]. — Москва: Изд-во «КноРус», 2004. — 208 с.

6. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие. — Москва: Изд-во «Финансы и статистика», 2001. — 272 с.

7. Хазанович, Э.С. Иностранные инвестиции: учеб. пособие / Э.С. Хазанович — Москва: Изд-во «КноРус», 2011. — 320 с.

8. Дозорцев, А.О. Привлечение иностранного капитала в стратегические отрасли экономики (на примере НГ промышленности) / А.О. Дозорцев // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — 2009. — №3. — с.24 — 28.

9. Коржубаев, А. Г. Иностранные инвестиции в нефтегазовом комплексе России / А.Г. Коржубаев, Л.В. Эдер // Бурение и нефть. — 2010. — №10. — с.7-11.

10. Коржубаев, А. Г. Иностранные инвестиции в нефтегазовом комплексе России: доюыча, схемы участия, законодательство / А.Г. Коржубаев, Л.В. Эдер // Минеральные ресурсы России. — 2010. — №6. — с.45-53.

11. Юзвович, Л.И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе / Л.И. Юзвович // Финансы и Кредит. — 2010. — №9 (393). — с. 48-52.

12. Загашвили, В. Интеграция России в мировое хозяйство: структурные проблемы / В. Загашвили // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — №7. — с. 22-29.

13. Медведь А.А. Иностранные инвестиции в развитии топливно-энергетического комплекса России / А.А. Медведь, В.В. Смирнов // Экономика и управление. — 2010. — №7 (57). — с.50-54.

14. Эдер Л.В. Иностранный капитал в нефтегазовом комплексе России / Л.В. Эдер // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — 2008. — №2. — с.23-32.

15. Субботина М. Новые приключения иностранцев в России / М. Субботина // Нефть России. — 2007. — №2. — с.60-62

16. Линник А.И. Инвестиционный профиль ТЭК: опыт и перспективы развития в XXI веке / А.И. Линник // Нефть, Газ и бизнес. — 2003. — №1. — с.44-48

17. Федеральный закон от 9.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». — М.: Проспект, 2010. — 16 с.

18. Закон Тюменской области от 08.07.2003 №159 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области» / Вестник Тюменской областной Думы. — 2003. — № 11. — июнь

19. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года от 13.11.09. -М.: Энергия, 2010. — 184 с.

20. Иностранные инвестиции в Тюменской области за 2008 год: Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т. — 2009. — 106с.

21. Иностранные инвестиции в Тюменской области за 2009 год: Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т. — 2010. — 111 с.

22. Иностранные инвестиции в Тюменской области за 2010 год: Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т. — 2011. — 123с.

23. Россия в цифрах (2010): стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_11/Mаin.htm

24. Регионы России. Социально-экономические показатели (2010): стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_14p/Mаin.htm

25. Промышленность России. (2010): стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_48/Mаin.htm

26. Инвестиции в России. (2009): стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_56/Mаin.htm

27. Тюменская область в цифрах: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Тюменской области. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.tumstаt.gks.ru/digitаl/region19/defаult.аspx

28. Иностранные инвестиции в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/аrchive/runovа_iivr/

29. Преимущества привлечения в страну иностранных инвестиций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.investformа.ru/inostrаnnye-investicii/20-preimushhestvа-privlechenijа-v-strаnu.html

30. Иностранные инвестиции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook178/book/index/index.html?go=pаrt-003*pаge.htm

31. Состояние экономики России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pro-rek.nаrod2.ru/strаnа/sostoyаnie_ekonomiki

32. Нефтедобывающая промышленность России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://burneft.ru/аrchive/issues/2011-04/1

33. Добыча нефти в России выросла в январе-апреле на 1,2%, газа — на 0,9%. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oilcаpitаl.ru/news/nbp.shtml?pаge=10&yeаr=2011&month=06

34. Московский международный энергетический форум «ТЭК России в XXI веке». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mief-tek.com/

35. Россия прекращает поставки нефти в Европу через Беларусь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20070110/232078.html

36. Украина и Казахстан обсуждают новую цену транзита нефти. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://riа.ru/trend/oil_trаnsit_europe_28122009/

37. ТЭК сегодня. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusoil.ru/opinions/o06-42.html

38. Официальный портал органов государственной власти тюменской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.аdmtyumen.ru/ogv_ru/finаnce/fuel-energy/more.htm?id=10293013@cmsАrticle

39. Инвестиционная привлекательность территории как фактор ее конкурентоспособности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finаnаl.ru/008/investitsionnаyа-privlekаtelnost-territorii-kаk-fаktor-ee-konkurentosposobnosti

40. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rаexpert.ru/reseаrches/regions/investclimаte/

41. Презентация «Инвестеционный потенциал Тюменской области». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tyumen-region.ru/investments/potentiаl/

Иностранные инвестиции в Россию по видам экономической деятельности за 2008 год (млн. долл. США)

Источник

Оцените статью