Аналитическая записка по инвестициям

Краткая аналитическая записка об инвестиционном потенциале предприятий отрасли стройматериалов

В связи со значительным увеличением объёмов строительства в России мы рекомендуем инвесторам обратить внимание на отрасль стройматериалов.

Российская власть ясно даёт понять своими действиями, что в ближайшие 10-15 лет будет существенно, кардинально изменена ситуация на строительном рынке страны. За последние 2-3 года были последовательно созданы и сформированы властные институты, через которые будет идти освоение миллиардных

бюджетов на строительство важнейших инфраструктурных проектов – нацпроект «Доступное жильё», «Инвестиционный фонд» МЭРТа, госкорпорация по строительству в Сочи, программа Росатома по строительству АЭС и др. Симптоматично, что возглавили эти структуры сильные управленцы, которые высоко ценятся Президентом страны (Медведев, Вайншток, Кириенко, Инвестфонд передан под управление Козака), что лишний раз подтверждает серьёзность и последовательность намерений российской власти.

Свои масштабные программы по строительству есть у крупных компаний с госучастием – РАО ЕЭС, Газпром, РЖД.

Партия «Единая Россия» в своей предвыборной кампании делает акцент на строительство и ремонт автомобильных дорог, что означает большие инвестиции в эту отрасль в ближайшее время. Причина, по которой бюджеты на эту деятельность не были выделены раньше – большой риск «разворовывания» денег региональными чиновниками и близкими к ним фирмами. В настоящее время формируется нормальная бизнес-среда в этой отрасли за счёт уменьшения возможностей для коррупции. В частности, через смену региональных элит и собственников дорожно-строительных компаний (продажа «Самараавтодора» родственниками Титова после смены губернатора, приватизация «Пермавтодора» и т.д.).

Строительная отрасль обречена на значительный рост в течение 10-15 лет. Причём речь идёт не только о жилищном строительстве, но и об инфраструктурном строительстве.

И вполне естественно, что взрывной рост ожидается и в отрасли стройматериалов. Учитывая специфику отрасли, мы ожидаем, что увеличение объёмов выпуска стройматериалов будет отражено в статистических показателях ранее аналогичного роста в строительной отрасли (перед тем как построить здание, нужно сначала выпустить стройматериалы).

В настоящее время отрасль стройматериалов работает практически на 100% загрузке мощностей. Дальнейшее увеличение выпуска продукции невозможно без значительных инвестиций в строительство новых мощностей, новых заводов. Строительство нового завода – это не просто затратный проект, но и длительный – занимает 2-4 года.

Таким образом, мы наблюдаем ситуацию, когда спрос на стройматериалы существенно растёт, а предложение остаётся фактически на прежнем уровне. Что естественным образом означает рост цен на продукцию. И такая ситуация сохранится в России минимум 2-4 года. Поэтому мы рекомендуем инвесторам покупать акции предприятий – производителей стройматериалов.

Среди крупных предприятий отрасли стройматериалов можно выделить производителей цемента. Почти все крупнейшие производители уже представлены на российских биржах и обладают капитализацией в несколько сотен миллионов долларов.
Цены на цемент в 2007 году например в Ростовской области выросли почти в 2 раза:

При этом ввод в строй новых мощностей не успевает за ростом спроса – в лучшем случае новые мощности появятся в 2009-2010 годах.В таких условиях не видно причин, по которым цемент должен стоить дешевле в краткосрочной перспективе. Рост цены на цемент в ближайшие 2-3 года составит минимум 30% в год.При этом только треть производимого цемента используется в жилищном строительстве. Остальное – инфраструктрное строительство и коммерческая недвижимость. Крупнейший потребитель цемента в России – это РЖД.Крупнейшие компании на рынке – это холдинги «Евроцемент» и «Сибирский цемент». Акции «Евроцемента» не представлены на фондовом рынке. Акции «Сибирского цемента» котируются на бирже RTS Board, но учитывая их невысокий free-float, мы не рекомендуем инвесторам приобретать данные бумаги, поскольку они подвержены риску манипуляции. Владелец «Евроцемента» Филарет Гальчев говорит о том, что компания не будет проводить IPO. Владельцы «Сибирского цемента» заявляют о возможности проведения IPO в конце 2008 года. Акции дочерних компаний «Евроцемента» в течение 2007-2008 годов с большой долей вероятности будут принудительно выкуплены главным акционером.Таким образом, в настоящее время у инвесторов не такой богатый выбор акций цементных заводов. Мы рекомендуем инвесторам обратить внимание на акции крупных предприятий, показывающие высокую прибыль и выплачивающие большие дивиденды: «Новоросцемент», «Вольскцемент», «Себряковцемент» и другие.Другие компании отрасли стройматериалов представляют меньший интерес из-за своего размера. Средний размер выручки производителя кирпича, железобетонных изделий, гранита и других продуктов не превышает 300-500 миллионов рублей, что делает миноритарные пакеты акций таких компаний неликвидными.Горизонтальная интеграция производителей пока не распространена на этом рынке. Холдинги, которые объединяют сразу нескольких производителей, в настоящее время только формируются.Мы рекомендуем инвесторам рассмотреть возможность приобретения акций крупных региональных производителей стройматериалов с выручкой более 600-800 миллионов рублей, в том числе на внебиржевом рынке акций. Например «Ревдинский кирпичный завод» или «Завод ЖБИ Бетфор».

Также интерес могут представлять предприятия, для которых производство стройматериалов не является единственным и основным видом деятельности. К примеру, производители санфаянсовых и асбестоцементных изделий – ОАО «Стройполимеркерамика» и ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» (СКАИ), которые выпускают также и керамический кирпич.


Начальник отдела прямых инвестиций
Панов Петр Владимирович

Интересные статьи и исследования на тему:

Сведения содержащиеся в настоящем обзоре, имеют только информационное значение и не могут рассматриваться как предложение к совершению сделок на финансовом рынке. Представленная аналитическая информация отражает исключительно собственное мнение аналитиков, участвовавших в его составлении, которое может не совпадать с мнением Воронежской инвестиционной палаты.

Все суждения, выраженные в настоящем материале, актуальны на дату его выпуска, указанную в материале. Воронежская инвестиционная палата не берет на себя обязательств по регулярному обновлению материала или исправлению выявленных ошибок. Воронежская инвестиционная палата, ее партнеры или ее сотрудники могут владеть объектам инвестиций, упомянутыми в настоящем материале, и могут время от времени приобретать или избавляться от них.

Информация, на которой основан обзор, получена из открытых источников, которые мы считаем надежными, тем не менее, Воронежская инвестиционная палата и авторы обзора не несут ответственности за ее достоверность и полноту, а также за убытки, возникшие в связи с использованием содержащейся в документе информации. При принятии инвестиционного решения, необходимо помнить, что инвестирование в ценные бумаги сопряжено с риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования.

Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Воронежской инвестиционной палаты.

Источник

Информационно-аналитическая записка «О состоянии и перспективах инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Роль системы торгово-промышленных палат в привлечении инвестиций в регионы»

Приложение к постановлению

Президиума Правления ТПП РФ

12-2 от « 21 » декабря 2011 года

«О состоянии и перспективах инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Роль системы торгово-промышленных палат в привлечении инвестиций в регионы»

МАТЕРИАЛЫ К ЗАСЕДАНИЮ ПРЕЗИДИУМА ПРАВЛЕНИЯ ТПП РФ 21.12.2011

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТПП РФ»

1. Основные характеристики инвестиционной активности в Российской Федерации.

1.1. Инвестиции в основной капитал.

1.2. Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию.

1.3. Региональная структура инвестиций.

2. Факторы, сдерживающие инвестиционную активность в субъектах Российской Федерации.

2.1. Несогласованность политики и действий различных государственных структур, участвующих в инвестиционном процессе.

2.2. Недостаточный уровень развития финансовой инфраструктуры.

2.3. Сложности формирования инвестиционной инфраструктуры, федеральных и региональных институтов развития.

2.4. Проблемы нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности.

2.5. Наличие административных барьеров при реализации инвестиционного проекта.

2.6. Слабая маркетинговая политика.

2.7. Низкое качество и недостаток трудовых ресурсов необходимой квалификации.

3. Деятельность территориальных торгово-промышленных палат в инвестиционной сфере.

3.1. Подготовка бизнес-планов.

3.2. Продвижение инвестиционных проектов.

3.4. Участие в проведении инвестиционных форумов и конференций.

3.5. Законодательные инициативы территориальных торгово-промышленных палат.

3.6. Деятельность территориальных торгово-промышленных палат в сфере подготовки и переподготовки кадров.

4. Деятельность Департамента содействия инвестициям ТПП РФ.

4.1.Работа с регионами РФ.

4.2.Взаимодействие с финансовыми и технологическими партнерами.

4.3. Создание новых структур в рамках формирования инвестопроводящей системы.

5. Роль Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике в организации работы по инвестиционной тематике

5.1 Содействие улучшению инвестиционного климата

5.2 Оказание содействия территориальным ТПП

5.3 Научно-методическая и информационно-аналитическая деятельность

6. Основные направления деятельности ТПП РФ в инвестиционной сфере на 2012 г.

«О состоянии и перспективах инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Роль системы торгово-промышленных палат в совершенствовании регионального инвестиционного климата»

1. Основные характеристики инвестиционной активности в Российской Федерации.

1.1. Инвестиции в основной капитал[1].

По данным Росстата, по состоянию на 01.10.2011 инвестиции в основной капитал в России увеличились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и достигли 1 трлн. 97 млрд. рублей, что свидетельствует об определенном росте уровня инвестиционной активности.

Динамика инвестиций в основной капитал, промышленного производства и ВВП (2002 г.=100)[2]

1.2. Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию.

Крупнейшим реципиентом прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются США. Китай занимает 2 место в мире по этому показателю. В борьбе за прямые инвестиции Россия не является лидером даже среди стран БРИК. По итогам 2010 года, в страну поступило $ 42,9 млрд., тогда как в Китай – $ 105,7 млрд., а в Бразилию – $ 48,5 млрд. Индия, среди четвёрки, получила меньше всего ПИИ – $ 23,7 млрд.

По состоянию на 01.10.2011 накопленный иностранный капитал в экономике России составил $323,2 млрд., что на 21,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 58,3% (на начало IV квартала 2010 года — 54,6%), доля прямых инвестиций составила 39,1% (41,4%), портфельных — 2,6% (4%).

Структура накопленного иностранного капитала в экономике Российской Федерации (по состоянию на 01.10.2011, %, подготовлено по данным Банка России)

Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 21,4%, 14,3% и 10,8% всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Германия (9,2%), Китай (8,5%), Великобритания (6,9%), Ирландия (3,9%), Виргинские острова (3,3%), Япония (3%), Франция (2,7%).

Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам

(по состоянию на 01.10.2011, млн. долл. США, подготовлено по данным Банка России)

Объем инвестиций из Российской федерации, накопленных за рубежом, на начало IV квартала 2011 года составил $94 млрд.

1.3. Региональная структура инвестиций.

Россия в территориальном разрезе отличается сильной неравномерностью экономического развития. Это неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, климатическими показателями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера, которые во многом определяют уровень экономического развития регионов.

Региональная структура инвестиций в основной капитал*

(без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций,

ненаблюдаемых прямыми статистическими методами), %

Инвестиции в основной капитал — ВСЕГО

В структуре инвестиций в региональном разрезе в январе-сентябре 2011 г. сократилась доля Центрального федерального округа, в основном за счет двух регионов – Москвы и Московской области. Рост инвестиций в Москве за I-III кварталы составил всего 111%, рост в Московской области – 101,6% при среднем темпе роста по округу – 114,6% к соответствующему периоду прошлого года.

Возросла доля Дальневосточного федерального округа за счет роста инвестиций в Приморском крае (на 63,6% в номинальном выражении по сравнению с январем-сентябрем 2010 года). Также произошло увеличение доли Сибирского федерального округа в основном за счет увеличения объема инвестиций в Кемеровской области (63,3%) и Иркутской области (46,3 процента).

Текущий 2011 год фактически стал первым годом послешоковой реабилитации, когда в целом по России наблюдался рост ВВП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал. Большинство субъектов РФ также показали позитивную динамику ключевых макроэкономических показателей, однако качество роста не везде было одинаковым.

В настоящее время существует целый ряд индикаторов, позволяющих осуществлять мониторинг ситуации в регионах и на его основе делать те или иные выводы, но любая система показателей является отражением позиций региона в многомерном пространстве, что затрудняет адекватное сопоставление регионов во всей системе координат.

Экономический кризис 2008 года оказал значительное влияние на инвестиционную деятельность в субъектах РФ: инвестиционные проекты, которые планировались к реализации до кризиса, на протяжении кризисного периода находились в «замороженном состоянии», инвесторы заняли выжидательную позицию в связи с неустойчивым спросом и другими, негативно влияющими на реализацию проектов факторами.

В 2010 году, благодаря относительной стабилизации экономической ситуации в РФ и осуществлению региональными властями ряда антикризисных мер, удалось несколько активизировать инвестиционную активность субъектов экономической деятельности: ряд из них приняли решение о начале реализации ранее приостановленных проектов и начале реализации новых проектов.

Динамика прямых иностранных инвестиций и их распределение по регионам, %

(регионы с долей ПИИ не менее 1% в гг., подготовлено по данным Росстата).

Доля от всех ПИИ в РФ, %

Уровень инвестиционной активности по субъектам РФ также в целом повысился. Сорока семи регионам удалось достичь положительной динамики инвестиций, однако у 10 из них показатель индекса инвестиций в основной капитал балансировал в пределах от 100 до 105%.

Распределение субъектов РФ по объему инвестиций в основной капитал на душу населения[3]

Среднее значение инвестиций в основной капитал на одного жителя по субъектам РФ повысилось с 65.5 тыс. руб. на человека в 2009 году до 68.3 тыс. руб. на человека в 2010 году.

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в субъектах РФ [4]

Явным лидером по объему инвестиций в основной капитал на одного жителя является Ямало-Hенецкий автономный округ (больше 700 тыс. руб. на человека.), который занимал первое место и по итогам 2009 года и существенно опережает другие субъекты РФ.

Читайте также:  Российские площадки для продажи криптовалюты

Кроме того, довольно высокое значение показателя по итогам 2010 года (более 200 тыс. руб. на человека) зафиксировано в Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области и Сахалинской области. Еще у 5-ти субъектов РФ объем инвестиций в основной капитал превышает 100 тыс. руб. на человека.

Последние места по объему инвестиций в основной капитал занимают четыре субъекта РФ из Северо-Кавказского федерального округа (Республика Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия), где объем инвестиций в основной капитал на одного жителя по итогам 2010 года составил меньше 20 тыс. руб.

Рейтинг по объему прямых иностранные инвестиций, поступивших в субъекты Российской Федерации, I пол. 2011 г.[5]

По объему иностранных инвестиций на одного жителя по результатам первого полугодия 2011 года, со значительным отрывом лидирует Сахалинская область.

По данному показателю она в 1.7 раза опережает занимающий второе место город Москва и более чем в 7 раз – Республику Саха (Якутия), находящуюся на третьем месте. Столь высокий объем иностранных инвестиций в Сахалинской области во многом обусловлен участием иностранных инвесторов в освоении шельфа.

Распределение субъектов РФ

по объему иностранных инвестиций на душу населения[6]

В течение всего 2011 года наблюдается изменение характера планируемых к реализации (и реализуемых) инвестиционных проектов. Инвесторы с целью снижения рисков переходят от реализации крупных к реализации сетевых инвестиционных проектов, относительно независимых от экономической ситуации в отдельно взятом регионе.

Постепенно меняется территориальная структура инвестиций. Наиболее ярким примером «новых тенденций» является Калужская область. Данный регион смог привлечь на свою территорию иностранных инвесторов на массовой основе в отрасли, никак не связанные с добычей и переработкой природных ресурсов.

2. Факторы, сдерживающие инвестиционную активность в субъектах Российской Федерации.

Несмотря на значительный показатель объема прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (за 10 месяцев 2011 года он составил 36 млрд. долларов), руководство Российской Федерации неоднократно подчеркивает, что инвестиционная активность — один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации нашей экономики, а формирование благоприятного инвестиционного климата — это главная задача на ближайшие годы.

В рейтингах экономической свободы, у РФ 143-е место из 183, в табели о рангах международной конкурентоспособности ВЭФ 91-е, в рейтинге Doing Business – 123-е из 183 (характеризует удобство ведения бизнеса в стране), в рейтинге восприятия коррупции 154-е место из 178.

В рейтинге показателей конкурентоспособности международного института менеджмента (IMD) РФ по уровню развития институтов также уступает не только всем развитым экономикам (ОЭСР), но и другим странам БРИКС. В табели о рангах International Property Rights Index (то есть, с точки зрения защиты прав собственности) РФ, например, делит 93-е место с Угандой, Мавританией, Гайаной и Доминиканской республикой.

Среди 5,7 тыс. компаний из 39 стран, опрошенных группой Grant Thornton, 49% считают основным препятствием бизнесу в стране качество бюрократии и госрегулирования («отрыв» от среднемирового уровня – 16%, рост за год – 9%) .

Для федеральных и региональных органов власти это означает необходимость перенастройки существующих инструментов поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе использования кластерного подхода при реализации инвестиционной политики, усиления функции территориального планирования в работе, формирования новых организационных форм и стандартов).

Экспертные оценки показывают, что существует целый ряд факторов, сдерживающих инвестиционную активность в субъектах Российской Федерации.

2.1. Несогласованность политики и действий различных государственных структур, участвующих в инвестиционном процессе.

Это ведет к отсутствию координации между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и частными компаниями при подготовке долгосрочных планов социально-экономического развития регионов, а также при их реализации.

Разрабатываемые и принятые долгосрочные планы развития субъектов РФ не всегда учитывают уровень регионального социально-экономического развития, инвестиционные программы частных компаний, реализуемые федеральные целевые программы, тем самым приобретая статус «бумажной стратегии».

С другой стороны, исправлению ситуации препятствует отсутствие системы оценки деятельности органов власти всех уровней по решению задач повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Действующая система показателей не в полном объеме отражает качественные характеристики улучшения инвестиционного климата и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в данном направлении.

2.2. Недостаточный уровень развития финансовой инфраструктуры.

Крупнейшие банки России имеют филиальную разветвленную сеть в субъектах РФ. Вместе с тем, реализуемая ими политика направлена на кредитование крупных программ и инвестиционных проектов, что связано в первую очередь с длительной процедурой согласования при принятии решений.

Особенность современного этапа развития банковской системы состоит в том, что крупные банки неохотно работают с предприятиями регионального и местного уровня.

В то же время несколько сотен региональных банков в обозримой перспективе не в состоянии нарастить собственный капитал до уровня, соответствующего потребностям ведущих российских компаний. При этом сохранение небольших региональных банков необходимо для стабильности экономических систем субъектов РФ, поддержания конкуренции на их рынках, развития кредитного предложения для малого и среднего бизнеса и населения.

Как правило, региональные средние и малые банки работают с небольшими проектами, и их количество и объемные показатели деятельности сокращаются. Также недостаточно представлены на региональных рынках небанковские кредитные организации.

2.3. Сложности формирования инвестиционной инфраструктуры, федеральных и региональных институтов развития.

В современных условиях для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходимо создание качественно сформированной инвестиционной инфраструктуры, которая способна создать условия для осуществления инвестиционной деятельности, снизить степень риска инвестиционных вложений, облегчить привлечение дополнительных инвестиций, аккумулируя финансовые ресурсы.

В настоящее время в стране созданы практически все элементы инфраструктуры, необходимой для инвестиционной деятельности. Но взаимосвязи между ними слабы, ненадежны – не системны, что не позволяет решить проблему острой нехватки инвестиционных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей субъектов РФ и реализации открывающихся финансовых возможностей.

С точки зрения органов исполнительной власти субъектов РФ наиболее востребованными являются следующие институты развития федерального уровня:

— Инвестиционный фонд РФ

— Создание особых экономических зон

— Создание технологических парков

— Фонд содействия реформирования ЖКХ

На региональном уровне наиболее распространенными формами институтов развития являются региональные особые экономические зоны и технопарки.

Регионами-лидерами в процессе создания индустриальных парков, особых экономических зон регионального уровня являются Санкт-Петербург, Ленинградская область, Московская область, Ростовская область, Калужская область, Республика Татарстан, Липецкая область и ряд других. В этих регионах данные объекты являются функционирующими (часть территории создаваемых парков уже освоена).

Органы исполнительной власти ряда субъектов РФ (Ростовская, Липецкая, Ульяновская, Тверская области и др.) реализуют специальные программы по созданию индустриальных парков, особых экономических зон, законодательно закрепив их статус.

Для управления развитием индустриальных парков создаются управляющие компании (со 100% государственным участием, Калужская область) или соответствующие полномочия передаются уже существующим организациям (Агентства инвестиционного развития Ростовской области, Новосибирской области).

Низкая эффективность инвестиционной деятельности в Российской Федерации в известной мере определяется несовершенством системы отбора и оценки эффективности инвестиционных проектов, отсутствием компетенции при их подготовке. Тогда как эффективность инвестиционной деятельности и темпы экономического роста в значительной степени определяются совершенством системы отбора инвестиционных проектов к реализации, адаптацией её к существующим и сменяющимся во времени условиям функционирования экономики.

2.4. Проблемы нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности.

Существующее федеральное инвестиционное законодательство не только имеет ряд существенных недостатков, снижающих инвестиционную активность в стране, но и содержит нормы, значительно сокращающие возможности законодательной инициативы регионов.

Таким образом, в условиях обострившейся конкуренции региональных властей за привлечение национальных и иностранных инвесторов проблема создания системного регионального инвестиционного законодательства стоит особенно остро.

В сложившейся системе существует большое количество проблем правового обеспечения инвестиционной деятельности в субъектах РФ.

Условно их можно разделить на две группы:

во-первых, связанные с системой федерального законодательства, устранение которых требует значительных временных затрат, так как затрагивает основы бюджетной системы РФ,

во-вторых, связанные непосредственно с системой нормативно-правовых актов, принимаемых субъектом РФ.

Законотворческая деятельность осуществляется постоянно, и хотя большинство законов вносят лишь незначительные изменения в существующую систему правовой поддержки инвестиционной деятельности, эти изменения повышают инвестиционный риск, так как в большинстве регионов отсутствует оговорка о стабильности льгот и не ухудшении положения инвестора.

При этом сроки действия оговорок значительно колеблются: от года (например, в Алтайском крае, Новосибирской области) до 7 лет (Томская область), а часть субъектов предоставляет эту льготу только иностранным инвесторам.

Но изменчивость законодательства – лишь следствие другого серьезного недостатка. Несмотря на все обилие и многообразие нормативных актов, в большинстве регионов преобладают 4 типа законов:

· закон об основах инвестиционной деятельности в регионе, обычно содержащий только самые общие нормы регулирования и перечень предоставляемых льгот без каких-либо правовых гарантий их осуществления;

· закон о каком-либо конкретном виде льготы (чаще всего государственных гарантиях или инвестиционном налоговом кредите), при этом часто этот закон дублирует нормы федерального законодательства;

· закон об общих основах поддержки малого бизнеса, который в большинстве регионов носит декларативный характер, не имея конкретных мер осуществления заявленных норм;

· закон о поддержке лизинговой деятельности, также зачастую не содержащий норм, предназначенных для обеспечения заявленных льгот субъектам лизинговой деятельности.

Большинство законов носят лишь декларативный характер, и даже там, где есть предпосылки для формирования правовых гарантий, условия осуществления зачастую не четки, изобилуют пробелами.

Многие меры поддержки лишь обозначены в законодательстве, но конкретные условия их предоставления и ответственные за выполнение лица не закреплены нормативно, или же указанные условия предоставления повторяют федеральное законодательство.

Еще одним важным недостатком является отсутствие комплексного подхода в системе регионального инвестиционного законодательства. Законодательные акты лишь немногих регионов дополняют друг друга и не противоречат друг другу (и иногда) и федеральному законодательству.

Так, в Томской области действуют два постановления губернатора, говорящие о порядке экспертизы проекта: одно из них распространяется на все виды льгот, а второе – только на субсидирование процентной ставки, при этом неясно, какой из двух порядков, общий или частный, распространяется на получение субсидии.

Важным фактором при выборе направлений инвестиций является, помимо прочего, доверие инвестора и его понимание, видение им институциональной среды того региона, в котором планируется осуществлять инвестиционный проект.

Существующая система регионального инвестиционного законодательства этого видения не дает и, напротив, отличается крайней степенью несогласованности региональных нормативных актов, и это еще один её недостаток.

Список предоставляемых льгот и их полнота сильно разнятся от субъекта к субъекту, что тоже не способствует ясному пониманию инвестиционной привлекательности региона. При этом все льготы указаны в разного типа законодательных актах различной юридической силы, что также затрудняет сравнение инвестором институциональной среды.

Все вышеприведенные недостатки, во-первых, влекут за собой дублирование функций различными органами власти и создают высокий коррупционный риск, а во-вторых, пагубно воздействуют на экономическое развитие регионов.

Решением большинства проблем может выступить составление системы модельных законов в области государственной поддержки инвестиций, инновационной политики, промышленной политики, правилах проведения конкурсного отбора и государственной экспертизы, а также в области поддержки малого бизнеса.

2.5.Наличие административных барьеров при реализации инвестиционного проекта.

Эффективная реализация инвестиционного проекта связана с оптимизацией административных процедур, являющихся источником административных барьеров.

Такие факторы, как:

· отсутствие единой инстанции для обращений по различного вида вопросам для инвесторов,

· отсутствие точной информации о требованиях и административных процедурах в рамках инвестиционного процесса

· продолжительные сроки выбора и оформления земельного участка для реализации проекта инвестором,

оказывают негативное влияние на инвестиционный климат и инвестиционную активность, значительно увеличивая трансакционные издержки инвестиционного процесса.

Для снижения административных барьеров субъектами РФ используются различные институционально-организационные формы, включая.

а) формирование административного регламента сопровождения инвестиционных проектов;

б) упрощение разрешительных процедур;

в) создание уполномоченных органов по взаимодействию с инвесторами, формирование системы «одного окна» и другие мероприятия;

г) формирование совещательных структур с участием территориальных органов федеральных исполнительной власти, представителями инфраструктурных организаций;

д) создание агентств по привлечению инвестиций.

В силу целого ряда причин (снижение инвестиционной активности из-за финансово-экономического кризиса, повышение конкуренции за инвестиционные ресурсы и т. д.) снижение административных барьеров требует комплексного использования указанных инструментов.

По результатам исследования «Ведение бизнеса в России», проведенного Всемирным банком в 10 субъектах РФ в 2009 году, Москва, Санкт-Петербург и Воронеж занимают последние места в рейтинге в силу или больших затрат, которые требуется произвести для получения разрешения на строительство, или большого количества процедур (что выражается в длительных сроках).

Результаты данного исследования показывают, что далеко не всегда в регионах, успешных с точки зрения объемов привлечения инвестиций, создан благоприятный инвестиционный климат.

2.6. Слабая маркетинговая политика.

Одной из основных составляющих повышения инвестиционной привлекательности региона является формирование благоприятного имиджа и повышение информированности о регионе. Потенциальные инвесторы имеют о субъектах РФ либо негативное представление, либо недостаточно осведомлены о преимуществах того или иного региона.

Слабой чертой российских регионов является отсутствие ярко выраженных имиджевых преимуществ и низкая степень известности региона, среди групп, оказывающих влияние на формирование инвестиционного имиджа.

Политика прямого маркетинга по привлечению новых инвесторов зачастую ограничена внутренними возможностями ответственных лиц и организаций в регионах. Возможности регионов по улучшению инвестиционного климата, степень заинтересованности и уровень самостоятельности руководства регионов могут в значительной мере усиливаться федеральными органами власти.

Читайте также:  Сервис для учета инвестиций

2.7. Низкое качество и недостаток трудовых ресурсов необходимой квалификации.

Сегодня трудовой потенциал становится ключевым фактором при принятии решения инвестором. По оценке рейтингового агентства «Эксперт» в годах в связи с экономическим кризисом, когда на рынке высвободилось достаточно много трудовых ресурсов, фактор трудового потенциала вышел на первое место по сравнению с другими (инфраструктурным, правовым и т. д.).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне существует большой недостаток специалистов, которые занимаются инвестициями и имеют соответствующее образование. В учебных заведениях отсутствуют программы профессиональной подготовки специалистов, обладающих современными знаниями и навыками в сфере управления инвестициями, применения российского и зарубежного опыта в сфере инвестиционного менеджмента, продвижения региона на рынке инвестиций.

2.8. Низкий уровень развития инфраструктуры.

В России особенно остро стоит проблема отставания развития инфраструктуры, особенно транспортного комплекса, от производственной сферы.

Это приводит к несоответствию уровня развития транспортной инфраструктуры современным требованиям (при наличии дорого их качество не обеспечивает высокой скорости доставки грузов автомобильным транспортом которая в России ниже, чем в ЕС в 2,2 раза и в 3 раза, чем в США).

Огромные географические территории нашей страны, разнообразие природных, ресурсных, экономических, производственных условий, а также традиционное экономическое и геополитическое территориальное деление обусловливают необходимость синтеза логистических систем на уровне региона.

Элементы транспортного комплекса и логистической инфраструктуры, обеспечивающие движение потоков в сфере обращения региона, во взаимодействии должны образовать региональную транспортно-логистическую систему, целью которой является решение проблем товародвижения на уровне региона.

3. Деятельность территориальных торгово-промышленных палат в инвестиционной сфере.

В ноябре 2011 г. Департаментом содействия инвестициям ТПП РФ во все территориальные ТПП был направлен запрос о состоянии организации работы по инвестиционной тематике.

По результатам ответов, полученных из 36 палат[7], можно выделить следующие основные направления деятельности территориальных ТПП в инвестиционной сфере:

3.1. Подготовка бизнес-планов.

Многие палаты предоставляют услуги по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований и инвестиционных предложений проектов, а также стратегий развития коммерческих организаций.

Так, например, Ярославская ТПП начала эту работу еще в 1994 г. На сегодняшний день в ее активе более 250 бизнес-планов по различным отраслям экономики: легкая и химическая промышленность, машиностроение и строительство, гостиничный и ресторанный бизнес, медицина, туризм, торговля, проекты в области инноваций. Благодаря целевому характеру работы по подготовке бизнес-планов, а также детальной проработке бизнес-идеи на стадии первоначального обсуждения, обеспечивается высокая степень реализации проектов (более 70%).

Значительный опыт работы с инвестиционными проектами накоплен в ТПП Республики Мордовия, специалистами которой в 2010 – 2011 г. г. для субъектов предпринимательской деятельности Республики разработано 75 бизнес-планов. Причем, палатой разработаны методики подготовки бизнес-планов под конкретного инвестора (например, Сбербанк, Россельхозбанк).

Активно разработкой бизнес-планов и оказанием консультационных услуг в этой сфере, в основном, с акцентом на малый и средний бизнес занимаются также ТПП Оренбургской области, Курская ТПП, Центрально-Сибирская ТПП, ТПП Саратовской области, Томская ТПП, Калининградская ТПП, Ульяновская ТПП, Приморская ТПП, ТПП Краснодарского края, Егорьевская ТПП, Реутовская ТПП, Старооскольская ТПП, Волжская ТПП, Восточная межрайонная ТПП Московской области и ряд других

В связи с увеличением числа программ поддержки малого бизнеса, реализуемых в регионах и муниципальных образованиях, в настоящее время складываются благоприятные условия для того, что палаты могли занять нишу подготовки бизнес-планов для центров занятости, технопарков и других структур поддержки малого бизнеса. Без квалифицированно подготовленных бизнес-планов малые предприятия не могут получить доступ к указанным источникам финансирования, вследствие чего потребность в такого рода услугах значительно возрастает.

В ряде торгово-промышленных палат формируются и в режиме “on-line” поддерживаются реестры инвестиционных проектов и инвестиционных площадок. (Тульская ТПП, ТПП Оренбургской области. ТПП Чувашской Республики,)

3.2. Продвижение инвестиционных проектов.

Некоторые палаты участвуют и в продвижении инвестиционных проектов и привлечении в них инвестиций. Северная ТПП оказывает информационно-консультационные услуги и занимается продвижением проекта строительства горно-обогатительного комбината («Олений ручей»), строительство комбината социального питания с сетью логистических пунктов, который призван обеспечить централизованное снабжение питанием организованные коллективы (учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты) и ряда других.

ТПП Оренбургской области осуществляет поддержку 8 приоритетных проектов. ТПП Саратовской области оказывает содействие в реализации 3-х инвестиционных проектов.

3.3. Разработка инвестиционных паспортов регионов и муниципальных образований.

В ряде субъектов Российской Федерации палаты активно участвуют в подготовке инвестиционных паспортов регионов. Например, Кузбасская ТПП провела работу по содержательному наполнению инвестиционного паспорта Кемеровской области и изданию его многоязычной версии, подготовив перевод на английский, немецкий и китайский языки.

Особенно перспективным в этом плане представляется взаимодействие с муниципальными образованиями (их в России насчитывается более 25 тысяч). Активно работает в этом направлении Тверская ТПП, по инициативе и при непосредственном участии которой подготовлены паспорта инвестиционной привлекательности Калязинского, Весьегонского, Кувшиновского районов и Михайловского сельского поселения Тверской области. Презентации этих муниципальных образований были проведены Тверской ТПП при содействии Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике. Результатом этой работы явился приход инвесторов в указанные муниципальные образования.

Участие в разработке стратегий развития 8-ми муниципальных образований принимает ТПП Оренбургской области.

Интересен опыт Ярославской ТПП и в части подготовки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, которые обязательно включают раздел «Повышение инвестиционной привлекательности района» и перечень возможных инвестиционных проектов. Разрабатываемые стратегии и программы комплексного развития районов и сельских поселений, как правило, требуют последующей детализации по отраслям, предприятиям и отдельным объектам, что создает дополнительные возможности для развития услуг ТПП.

3.4. Участие в проведении инвестиционных форумов и конференций.

Территориальные палаты принимают участие в подготовке и проведении форумов, конференций, семинаров, выставок, на которых презентуются инвестиционные возможности региона, приоритетные инвестиционные проекты. В этом плане уникален опыт ТПП Краснодарского края, которая по поручению Администрации Краснодарского края на протяжении многих лет является оператором одного из крупнейших российских инвестиционных форумов, проводимого в Сочи.

Участие в подготовке и проведении региональных экономических форумов принимают Тульская ТПП, Томская ТПП, ТПП Оренбургской области.

Важным инструментом продвижения инвестиционных проектов являются презентации, проводимые территориальными палатами в регионах России и за рубежом (Курская ТПП, Алтайская ТПП, ТПП Республики Мордовия, Калининградская ТПП, Егорьевская ТПП).

3.5.Законодательные инициативы территориальных торгово-промышленных палат.

Региональное инвестиционное законодательство нуждается в доработке, и территориальные палаты принимают участие в этой работе. Особого внимания заслуживает опыт ТПП Краснодарского края, которая наделена правом законодательной инициативы в Законодательное Собрание Края.

Это позволяет предпринимательскому сообществу напрямую вносить конкретные законодательные предложения по актуальным проблемам их деятельности. Совместная работа власти и палаты позволяет сделать принимаемые в Крае законы максимально эффективными и создать прочную законодательную базу.

Сегодня созданная на Кубани правовая база инвестиционной деятельности признана одной из лучших в России. Законодательство защищает бизнес от политических и экономических рисков, обеспечивает свободу инвестирования в любые секторы экономики. Здесь инвесторы получают налоговые льготы, гарантии региональной администрации и другие формы государственной поддержки.

Активно участвуют в выработке нормативно-правовых актов, а также поправок к существующим законам и другие ТПП. Например, в немалой степени благодаря содействию Кузбасской ТПП в Кемеровской области были приняты региональные законы: «О технопарках в Кемеровской области», «Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам», «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков», «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области» и др.

В ряде палат созданы комитеты по инвестиционной деятельности (Тульская ТПП)

3.6. Деятельность территориальных торгово-промышленных палат в сфере подготовки и переподготовки кадров.

Ярославская ТПП разработала методическое пособие и организовала подготовку специалистов по бизнес-проектированию в рамках собственного образовательного центра. В 2011 г. специалисты Ярославской ТПП провели двухдневный вебинар «Практика разработки бизнес-планов развития малого и среднего бизнеса», организованный Комитетом ТПП РФ по инвестиционной политике и Международным институтом менеджмента. При Ярославской ТПП действует Центр делового образования, осуществляющий переподготовку кадров по таким программам, как «Эффективное взаимодействие с инвестором», «Бизнес-планирование» и т. д.

Кузбасской ТПП с целью актуализации и углубления знаний в инвестиционной сфере для представителей предприятий Кемеровской области в 2010 г. были организованы семинары «Инвестиционные проекты: разработка и анализ эффективности»; «Иностранные работники в российских компаниях: что нужно знать работодателю».

Организация работы торгово-промышленными палатами в инвестиционной сфере осуществляется как специальными подразделениями (отделами, департаментами) палат, так и коммерческими структурами. В Московской ТПП, например, создано Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций. ТПП Оренбургской области является учредителем Агентства «Оренбуржье – Инвест». Кроме того, в составе палаты действует отдел экономики и инвестиций. В Ярославской ТПП создан специальный департамент, в котором на постоянной основе работает 6 человек, а при необходимости дополнительно набираются специалисты под конкретный проект.

ТПП Чувашской Республики активно использует различные подразделения палаты для оказания содействия инвестиционной деятельности в Республике, опираясь, главным образом, на информационные структуры.

Формы работы палат в инвестиционной сфере довольно разнообразны. Однако, как показывает анализ отчетности торгово-промышленных палат за первое полугодие 2011 г., инвестиционная деятельность (графа «Разработка бизнес-планов и сопровождение инвестиционных проектов») занимает пока скромное место в общих доходах системы ТПП (менее 0,3 %). Доходы по данной графе указали всего 36 из 173 палат.[8]

4.Деятельность Департамента содействия инвестициям ТПП РФ.

В 2011 г. политическое руководство страны поставило перед ТПП РФ задачу создания эффективного и надежного механизма содействия инвестициям. Устав ТПП РФ также определяет «содействие привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» как один из ключевых приоритетов деятельности Палаты[9].

С целью повышения эффективности работы системы ТПП в инвестиционной сфере, улучшения координации этой деятельности, совершенствования методической и информационной поддержки в ТПП РФ создан Департамент содействия инвестициям (ДСИ).

Одной из главных задач Департамента является создание инвестопроводящей инфраструктуры, т. е. надежной системы качественной подготовки информации об инвестиционных проектах и инвестиционном потенциале российских регионов, продвижения этой информации к потенциальным инвесторам, сопровождения инвестиций, в особенности иностранных, в российские регионы, а также мониторинга реализации инвестиционных проектов[10].

Проведенную ДСИ работу можно разделить на несколько этапов.

На 1-м этапе (апрель-июнь 2011 г.) Департаментом подготовлены:

1. Презентация «Создание инвестопроводящей инфраструктуры на базе системы территориальных торгово-промышленных палат»;

2. Проект «модельного» трехстороннего соглашения о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности между администрацией субъекта РФ, ТПП РФ и территориальной ТПП;

3. Проект модульной программы по взаимодействию ТПП РФ с регионами («региональный модуль»).

Данный информационный пакет был направлен в 19 «пилотных» территориальных торгово-промышленных палат[11] с предложением об участии в совместной деятельности по созданию инвестопроводящей инфраструктуры, рассмотрении возможности подписания трехсторонних соглашений и предоставлении информации по приоритетным региональным проектам.

Были получены официальные ответы от ряда палат, в которых высказывалась заинтересованность в сотрудничестве в сфере содействия привлечению инвестиций. По итогам проведенной работы 25 июня 2011 г. было подписано трехстороннее соглашение с Администрацией Курской области и Курской ТПП.

На 2-м этапе работы (июль — сентябрь 2011 г.) был выработан единый алгоритм работы региональной инвестопроводящей инфраструктуры, разработаны стандарты подготовки и представления информации об инвестпроектах. Отобран ряд «пилотных» регионов, с которыми заключены трехсторонние соглашения с администрациями регионов и территориальных ТПП о сотрудничестве в содействии инвестиционной и инновационной деятельности.

По состоянию на 21.12.11 такие соглашения заключены с тринадцатью субъектами Российской Федерации: Курской, Саратовской, Ивановской, Новосибирской, Тульской, Оренбургской, Липецкой, Тюменской, Челябинской, Калужской, Ростовской областями, Чувашской республикой и Ставропольским краем.

На этом этапе ведется работа по идентификации ключевых факторов и барьеров, влияющих на принятие решений инвесторов об инвестициях в конкретный регион. Также в каждом регионе определяются приоритетные области для улучшения инвестиционной политики региона с точки зрения потенциальных инвесторов.

На основе мнений иностранных инвесторов для каждого региона проводится оценка инвестиционного потенциала и существующих барьеров для инвесторов; в результате будут сформулированы «точечные» рекомендации и предложения, направленные на улучшение инвестиционной политики в регионе.

По результатам анализа инвестиционного климата на примере пилотных субъектов РФ проводится оценка эффективности мер, применяемых на региональном уровне для стимулирования прямых иностранных инвестиций и создания комфортной среды для инвестора. Также будут разработаны общие рекомендации по улучшению инвестиционного климата, применимые к большинству регионов.

В рамках реализации соглашений создаются совместные рабочие группы; разрабатываются годовые планы работы; осуществляется ежеквартальный мониторинг выполнения плановых мероприятий, формируется база инвестиционных проектов (более 250 проектов).

4.1.Работа с регионами РФ.

С субъектами РФ, соглашения с которыми были подписаны в период с июня по сентябрь 2011 года, проведена следующая работа.

· Создан Консультативный совет по отбору и оценке инвестиционных проектов с участием представителей администрации Курской области, ТПП России и Курской ТПП.

· 29.09.2011 в Курске проведено первое заседание Консультативного совета по отбору 10 приоритетных региональных проектов, в том числе с целью их включения в Презентацию инвестиционного потенциала Курской области, которая состоялась в ТПП России 18.10.2011 г.

· Проведена Презентация инвестиционного потенциала и приоритетных инвестиционных проектов Курской области на площадке ТПП РФ (12.10.2011 г.).

Данная работа ведется в соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации Соглашения.

2. Чувашская Республика.

· Создана совместная рабочая группа по реализации соглашения с участием представителей Кабинета Министров Чувашской Республики, ТПП РФ и ТПП Чувашской Республики. Проведено первое заседание в г. Чебоксары.

Читайте также:  Втб мои инвестиции справка

· Ведется работа по подготовке и проведению обучающего семинара для специалистов ТПП Чувашской Республики и представителей местного бизнес-сообщества по формированию бизнес-планов инвестиционных предложений и формату их представления потенциальным инвесторам.

Данная работа ведется в соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации Соглашения.

3. Саратовская область.

· Создана совместная рабочая группа по реализации соглашения с участием представителей Правительства Саратовской области, ТПП РФ и Саратовской ТПП и проведено ее первое заседание в Саратове.

· Начата работа по содействию реализации одного из приоритетных инвестиционных проектов области — строительство международного аэропорта Саратова, включая его проработку в профильных министерствах и ведомствах (Минтранс России).

Данная работа ведется в соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации Соглашения.

· Формируется план первоочередных мероприятий по реализации соглашения.

· По просьбе Правительства Ивановской области начата работа по поиску инвесторов в проект строительства комбината синтетического волокна, включая консультации с московским представительством компании EPC Engineering Consulting GmbH – разработчиком проекта.

Соглашения о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности с администрациями и территориальными торгово-промышленными палатами Оренбургской, Новосибирской, Липецкой, Тульской, Челябинской, Тюменской, Калужской, Ростовской областей и Ставропольского края были подписаны в период с 17.09.2011 г. по 16.11.2011 г. В настоящее время формируются планы первоочередных мероприятий по реализации соглашений с этими регионами, составы рабочих группы и региональных экспертных советов.

4.2.Взаимодействие с партнерами.

ТПП России ведет активную работу по формированию партнерской сети, включающей государственные институты развития, крупнейшие финансовые и технологические компании, консалтинговые структуры.

1. Подписано соглашение о сотрудничестве с Внешэкономбанком (17.06.2011). В рамках подписанного документа формируется механизм взаимодействия по программе «Партнерство для модернизации» для привлечения инвестиций в крупные региональные проекты.

2. Подписано соглашение с (16.09.2011). Сформирован план совместных мероприятий на гг.

3. Подписан меморандум о взаимодействии с Российским Фондом прямых инвестиций (17.09.2011). Определены основные отраслевые направления для привлечения инвестиций в проекты регионов. В адрес руководства Фонда направлен ряд инвестиционных предложений для дальнейшей проработки.

4. Подписано соглашение о сотрудничестве и выработан механизм взаимодействия с Агентством стратегических инициатив (24.10.2011).

Соглашение направлено на комплексное взаимодействие в реализации региональных инвестиционных проектов и реализации «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Пилотный вариант «стандарта», основные положения которого одобрены Председателем Правительства РФ , будет реализован в шести регионах страны: в Калужской и Липецкой (совместно с ТПП РФ), Свердловской и Ульяновской областях, Пермском крае и Республике Татарстан.

5. Заключено соглашение о сотрудничестве с российской консалтинговой

компанией «Стратеджи Партнерс Групп» (28.07.2011) в целях оказания

содействия при подготовке инвестиционных предложений по

6. Организовано взаимодействие с профильными департаментами

Минэкономразвития России, аппаратами полномочных представителей

Президента РФ в федеральных округах и инвестиционными

7. Налажен процесс системной актуализации базы инвестиционных проектов, в том числе из регионов, с которыми не подписаны трехсторонние соглашения (Нижегородская область, Красноярский край, Республика Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика и др.)

4.3. Создание новых структур в рамках формирования инвестопроводящей системы.

ТПП России не только выстраивает систему отношений с существующими институтами развития, но и выступает инициатором создания новых структур.

В целях построения инфраструктуры поддержки иностранных инвестиций на федеральном уровне ТПП России совместно с Российско-арабским деловым советом и Российским энергетическим агентством выступило соучредителем создания Международного агентства по развитию бизнеса и привлечению инвестиций.

Совместно с Национальным советом по развитию инвестиционного климата разработана концепция создания Российского агентства по иностранным инвестициям, деятельность которого будет направлена на координацию и взаимодействие иностранных инвесторов с российскими регионами на всех этапах реализации инвестиционного проекта в рамках прозрачной и эффективной схемы сотрудничества. Предложения по созданию данной структуры были представлены Председателю Правительства Российской Путину на расширенном заседании Правления ТПП РФ 28 октября 2011 г. Председателем Правительства дано поручение Внешэкономбанку и Российскому фонду прямых инвестиций подключиться к проработке данного вопроса совместно с Национальным советом по развитию инвестиционного климата и ТПП РФ.

По предложению Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике 15.07.2011 г. создан Экспертный совет ТПП РФ по технологической оценке инвестиционных проектов (приказ Президента ТПП РФ № 51 от 15.07.11.). Разработано и утверждено Положение об Экспертном совете. Сформировано 11 рабочих секций. Проведено организационное заседание Экспертного совета, 2 заседания Президиума Экспертного совета, 14 заседаний секций, в т. ч. одно выездное в Израиле. На рассмотрении Совета находится 9 проектов (утилизация бытовых отходов, информационные технологии, малоэтажное домостроение, логистика).

С целью организации работы по рассмотрению и оценке инвестиционных проектов, поступающих в ТПП РФ, при Комитете ТПП РФ по инвестиционной политике 07.06.2011 г. создан Консультативный совет по коммерческой оценке инвестиционных проектов. Состоялось два заседания Консультативного совета, на которых были рассмотрены текущие вопросы, включая формат представления информации по инвестиционным проектам.

5. Роль Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике в организации работы по инвестиционной тематике

Важную роль в поддержке инвестиционной деятельности в системе ТПП РФ играет Комитет ТПП РФ по инвестиционной политике, деятельность которого строится в тесном взаимодействии с Департаментом содействия инвестициям.

5.1 Основным направлением работы Комитета является содействие улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации и регионах посредством участия в разработке, экспертизе и сопровождении федеральных законов и нормативных актов.

В 2011 г. членами Комитета проведена экспертиза нормативно-правовых актов, подготовлены и направлены предложения:

· в адрес Правительства Российской Федерации:

o по совершенствованию программ государственной поддержки инвестиционных и инновационных проектов,

o о новых подходах к реализации комплексных инвестиционных проектов развития Дальнего Востока России в условиях дефицита бюджетных средств,

· в Министерство экономического развития Российской Федерации:

o по проекту «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года»

o по внесению изменений в Земельный Кодекс РФ в части, касающейся поддержки муниципальных образований, имеющих генеральные планы развития и правила застройки и землепользованию,

o по повышению заинтересованности муниципальных образований в привлечении и реализации инвестиций на своей территории;

o новые механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата в условиях модернизации российской экономики.

Ряд предложений по вопросам налогообложения, страховых взносов, инвестиционного партнерства и др. был направлен в департаменты ТПП РФ по принадлежности для последующего включения в итоговый документ ТПП РФ и информирования органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

С целью подготовки и обсуждения предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности Комитетом ТПП РФ по инвестиционной политике в 2011 г. было проведено 6 заседаний Комитета, Международная научно-практическая конференция и круглый стол.

Для повышения уровня экспертизы, а также более тщательной проработки обсуждаемых вопросов к подготовке и участию в некоторых мероприятиях привлекались Комитет ТПП РФ по научно-технических инновациям и высоким технологиям, Международный институт Российской Академии Государственной Службы, Представительство Правительства Республики Саха (Якутия) в Москве.

5.2 Оказание содействия территориальным ТПП

В феврале 2011 г. Комитетом ТПП РФ по инвестиционной политике совместно со специалистами Ярославской ТПП (на базе Международного института менеджмента ТПП РФ) был подготовлен и проведен двухдневный методический вебинар на тему «Практика разработки бизнес – планов развития предприятий малого и среднего бизнеса».

В ходе вебинара сотрудники и члены территориальных ТПП были ознакомлены с методикой разработки бизнес-планов с учетом опыта, накопленного в территориальных палатах (на примере Ярославской ТПП). В семинаре приняли участие представитерриториальных ТПП (Псковская, Ивановская, Белгородская, Ленинградская областная, Тульская, ТПП Оренбургской области, ТПП Чувашской Республики, ТПП Ставропольского края, ТПП г. Тольятти, ТПП Старого Оскола и ряд других).

Деятельность системы торгово-промышленных палат по содействию муниципальным образованиям в привлечении инвестиций является одной из наиболее актуальных и востребованных. С учетом этого Комитет ТПП РФ по инвестиционной политике активно поддержал инициативу Тверской ТПП по подготовке и продвижению паспортов инвестиционной привлекательности Михайловского сельского поселения и Кувшиновского района Тверской области. Презентации этих муниципальных образований были организованы и проведены Комитетом и Тверской ТПП на площадке ТПП РФ в феврале и ноябре 2011 г.

С целью информационного обеспечения торгово-промышленных палат и их членов о положительном опыте работы в инвестиционной сфере Комитетом ТПП РФ по инвестиционной тематике:

· проведена презентация швейцарской инвестиционной компании «BTT Capital Partners SA (Swiss)», имеющий положительный опыт финансирования инновационных проектов в России (февраль 2011 г.);

· заслушан положительный опыт повышения инвестиционной привлекательности предприятия посредством совершенствования системы управления (на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»), март 2011 г.

5.3 Научно-методическая и информационно-аналитическая деятельность

С целью организации работы по рассмотрению и оценке инвестиционных проектов, поступающих в ТПП РФ, при Комитете ТПП РФ по инвестиционной политике создан Консультативный совет по коммерческой оценке инвестиционных проектов. Состоялось два заседания Консультативного совета, на которых были рассмотрены текущие вопросы, включая формат представления информации по инвестиционным проектам, предложение Клуба проектного процесса по созданию «Единого проектного окна» с участием территориальных ТПП.

По инициативе и при содействии Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике в целях совершенствования деятельности, направленной на содействие техническому развитию современной экономики России, был сформирован Экспертный совет ТПП РФ по технологической оценке инвестиционных проектов. Разработано и утверждено Положение об Экспертном совете. Сформировано 11 рабочих секций. Проведено организационное заседание Экспертного совета, 2 заседания Президиума Экспертного совета, 15 заседаний секций, в т. ч. 2 выездных в Израиле и Чехии. На рассмотрение Совета находится 9 проектов, по таким актуальным направлениям, как утилизация бытовых отходов, информационные технологии, малоэтажное домостроение, логистика. Вопрос о состоянии и перспективах работы Экспертного совета заслушивался на заседании Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике.

Комитетом ТПП РФ по инвестиционной политике совместно с Интернет-журналом «Капитал страны» было проведено аналитическое исследование «Региональные инвестиционные форумы в российской экономике». Итоги этого исследования были представлены на Международном инвестиционном форуме «Сочи -2011», а также использованы в практической работе Департамента содействия инвестициям и размещены на сайте ТПП РФ в разделе «Комитет по инвестиционной политике», «Аналитические материалы».

6. Основные направления деятельности ТПП РФ в инвестиционной сфере на 2012 г.

В 2012 г. будет продолжена работа по созданию инвестопроводящей системы на базе территориальных ТПП и региональных администраций.

В рамках этой работы планируется:

· активизировать деятельность совместных рабочих групп, включающих представителей территориальных ТПП;

· осуществлять ежеквартальный мониторинг выполнения плановых мероприятий;

· продолжить формирование базы региональных инвестиционных проектов для их последующего представления потенциальным инвесторам.

Основное внимание будет уделено:

· построению системы качественной подготовки информации об инвестиционных проектах и инвестиционном потенциале российских регионов,

· продвижению этой информации через партнерскую сеть ТПП РФ к потенциальным инвесторам,

· организации работы по сопровождению инвестиций в российские регионы,

· мониторингу реализации инвестиционных проектов,

· расширению списка регионов, готовых к участию в данной работе.

В части оказания содействия территориальным ТПП в организации работы в инвестиционной сфере планируется:

· подготовка рекомендаций по организации работы территориальных ТПП по инвестиционной тематике в части возможных направлений деятельности, организационных структур, взаимодействия с региональными властями и т. д.;

· организация и проведение информационно-методических семинаров для торгово-промышленных палат по таким вопросам,

· разработка бизнес-планов и инвестиционных предложений, использование наиболее качественных методик и критериев, соответствующих международным стандартам,

· формирование и ведение баз данных инвестиционных проектов,

· разработка стратегий инвестиционного развития и паспортов инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований,

· подготовка и проведение инвестиционных форумов и выставок в регионах,

· особенности работы с иностранными инвесторами.

[1] Инвестиции в основной капитал — совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т. д.)

[2] Источник: Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк»)

[3] Источник: Центр экономических исследований «РИА-Аналитика», 2011 г.

[4] Источник: Центр экономических исследований «РИА-Аналитика», 2011 г.

[5] Рейтинг подготовлен Центром экономических исследований «РИА-Аналитика», 2011 г.

[6] Источник: Центр экономических исследований «РИА-Аналитика», 2011 г.

[7] Алтайская ТПП, Белгородская ТПП, Волгоградская ТПП, Волжская ТПП, Восточная Межрайонная ТПП МО, Вятская ТПП, Егорьевская ТПП, Калининградская ТПП, Калужская ТПП, Камышинская ТПП, Курская ТПП, Новосибирская ТПП, Обнинская ТПП, Приморская ТПП, Реутовская ТПП, Северная ТПП, Старооскольская ТПП, Тверская ТПП, Томская ТПП, ТПП Владимирской области, ТПП Восточной Сибири, ТПП г. Новочеркасск, ТПП Ивановской области, ТПП Костромской области, ТПП Краснодарского края, ТПП Липецкой области, ТПП Оренбургской области, ТПП Республики Мордовия, ТПП Ростовской области, ТПП Самарской области, ТПП Саратовской области, ТПП Чувашской Республики, Тульская ТПП, Ульяновская ТПП, Центрально-Сибирская ТПП, Ярославская областная ТПП

[8] Ведущие места по объему дохода занимает Дальневосточная ТПП (г. Хабаровск), ТПП Республики Мордовия, ТПП Оренбургской области, Ярославская ТПП.

[9] Устав ТПП РФ, гл.2, статья 12, п.3.

[10] На российском рынке существуют многие инфраструктурные элементы, необходимые для успешной инвестиционной деятельности. Однако взаимосвязи между ними слабые, ненадежные и несистемные, что существенно затрудняет приток инвестиций. ТПП РФ могла бы выступить своего рода «системным интегратором», объединив эти элементы в единую надежную цепь.

[11] Астраханская, Калужская, Курская, Московская, Пензенская, Пермская, Санкт-Петербургская, Томская, Уральская, Ульяновская и Ярославская ТПП, ТПП Воронежской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской и Тюменской областей, ТПП Республики Татарстан, ТПП Чувашской Республики, ТПП Ямало-Ненецкого автономного округа.

Источник

Оцените статью