Административные барьеры при привлечении инвестиций

Снижение административных барьеров и обеспечение благоприятных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности

К списку практик

Снижение административных барьеров и обеспечение благоприятных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности

Кризисные явления в экономике негативно влияют на темпы развития отраслей города, сужая финансовые возможности муниципалитета для полноценной реализации программ и проектов. В современных условиях наша задача — изменить подход к привлечению инвестиций, уменьшив дотационную часть бюджета. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер, осуществляемых администрацией в целях создания на территории города инвестиционного климата, благоприятного для развития бизнеса и привлекательного для внешних и внутренних инвесторов. В Бердске комплекс указанных мер осуществляется в рамках муниципальной программы поддержки инвестиционной деятельности до 2021 года. Ее основные задачи:

— создание условий для привлечения стратегических инвесторов: инфраструктурных, организационных и информационных;

— снижение рисков инвесторов в административно-правовой сфере;

— формирование имиджа Бердска как территории, привлекательной для инвестиций.

Организационными формами оказываемой муниципальной поддержки являются проведение консультаций, информационное содействие посредством сайта администрации, организация участия субъектов инвестиционной деятельности в семинарах, конференциях, форумах по проблемам осуществления инвестиционной деятельности. Предусмотрено предоставление инвесторам муниципальной финансовой поддержки в форме субсидирования за счет средств бюджета города части затрат на выполнение работ, связанных с реализацией инвестиционного проекта.

Оказывается содействие в подборе производственных площадей и земельных участков в соответствии с параметрами инвестиционного проекта. Проводятся мероприятия по развитию дорожной сети, так как ее качество является одним из ключевых факторов привлечения инвестиций. Утвержден и ежегодно актуализируется инвестиционный паспорт Бердска — основной документ, характеризующий социально-экономический и инвестиционный потенциал города.

Определены приоритетные направления инвестирования, развитие которых связано со стратегическими приоритетами города и с его конкурентными преимуществами. Также с целью улучшения инвестиционного потенциала развивается институт оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится экспертиза действующих НПА на предмет упрощения административных процедур, утверждены административные регламенты муниципальных услуг.

В условиях ограничения бюджетных ресурсов необходимо обеспечить приток частных инвестиций в инфраструктурные отрасли и социальную сферу. Эффективным инструментом здесь является муниципально-частное партнерство. В нашем городе уже применяются такие механизмы, как концессионное соглашение, аренда муниципального имущества. Реализуются проекты в таких сферах, как природоохранная деятельность, спорт.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата осуществляется внедрение муниципального инвестиционного стандарта Новосибирской области, который включает в себя 14 требований, направленных на снижение административных барьеров и обеспечение благоприятных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности. В городе приняты следующие нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность на муниципальном уровне:

  1. Постановление администрации города Бердска от 30.12.2016 № 3901 «Об утверждении муниципальной программы «Стимулирование инвестиционной деятельности на территории города Бердска на 2017-2021 годы».
  2. Постановление администрации города Бердска от 05.06.2013 № 2179 «Об утверждении перечня приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории города Бердска».
  3. Постановление администрации города Бердска от 30.12.2016 № 3906 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Бердске на 2017-2022 годы».
  4. Постановление администрации города Бердска от 11.03.2012 № 836 «Об утверждении положения об инвестиционном уполномоченном в городе Бердске Новосибирской области».
  5. Распоряжение администрации города Бердска от 01.03.2016 № 35-р «О назначении инвестиционного уполномоченного в городе Бердске».
  6. Постановление администрации города Бердска от 21.09.2012 № 4444 «О составе и порядке деятельности совета по инвестиционной деятельности города Бердска».
  7. Постановление администрации города Бердска от 13.02.2017 № 384 «О внедрении муниципального инвестиционного стандарта Новосибирской области на территории города Бердска».
  8. Постановление администрации города Бердска от 02.08.2016 № 2212 «Об утверждении плана мероприятий по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг на территории города Бердска до 2018 года».
  9. Постановление администрации города Бердска от 30.10.2015 № 3749 «Об утверждении правил принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств бюджета города».
  10. Решение Совета депутатов города Бердска от 12.11.2015 № 683 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов города Бердска и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов города Бердска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
  11. Постановление администрации города Бердска от 7.12.2015 № 259-р «О назначении уполномоченного органа, ответственного за внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия».
Читайте также:  Венчурный капитал как источник финансирования инвестиций

Ежегодно в плане социально-экономического развития города Бердска одним из приоритетов определяется развитие инвестиционной деятельности. Прорабатывается вопрос привлечения федерального финансирования на модернизацию объектов инфраструктуры и обеспечение благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов путем создания частного индустриального парка в восточной промышленной зоне города. Также в планах — создание агропромышленного логистического центра, включающего формирование системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Основными сдерживающими факторами инвестиционного процесса являются дефицит земли и нехватка энергетических мощностей. В качестве резерва земли рассматриваются не только свободные, но и неэффективно используемые территории. Более радикальное решение связано с возможным присоединением к городу земель Минобороны и совместным использованием части прилегающих земель Искитимского района. В 2016 году на развитие экономики и социальной сферы города за счет всех источников финансирования привлечено около 6 840,2 млн. руб. Индекс физического объема – 104%. На разных стадиях реализовывалось 26 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в 2016 году около 1,8 млрд. рублей.

Источник

Административные барьеры и их влияние на экономику

Административные барьеры — это препятствия, созданные государством и мешающие развитию предприятий и экономики страны в целом. Необоснованные административные барьеры снижают заинтересованность новых участников рыночных отношений, а также способствуют развитию коррупции.

С различного рода ограничениями (определенными правилами, устанавливаемыми органами государственной власти) сталкиваются практически все предприниматели и участники рыночных отношений.

В современной отечественной экономике проблема административных барьеров очень велика, ведь правила обязаны соблюдать все субъекты рыночных отношений, при этом отчисляя государству денежные средства за проведение определенных нормативно-правовых операций и услуг.

Общие сведения

В процессе проведения административной реформы, значительно уменьшены возможности вмешательства государства в деятельность экономических процессов, связанных с необходимостью государственного надзора, регистрацией, лицензированием и т.д. Но на сегодняшний день эта работа не доведена до конца, во многих областях продолжают иметь место некоторые ограничения в виде необходимости получения от органов государственной власти различных согласований, заключений, разрешений. Также не закончена работа по разделению функций, связанных с контролем, надзором и предоставлению государственных услуг.

Все административные барьеры учесть невозможно, так как их достаточно много, и они очень разнообразны по своей природе. Условно барьеры можно разделить на три категории:

Читайте также:  Политика государства по стимулированию инвестиций

  1. С первыми субъект сталкивается, когда планирует получить доступ к какому-либо виду экономических ресурсов и узаконенным юридическим правом на пользование этих ресурсов в своей работе. Например, пытаясь зарегистрировать вновь созданную фирму, при оформлении аренды на какое-либо помещение либо в случае приобретения в кредит каких-то материальных ценностей и т.д.).
  2. Вторые могут возникнуть, когда субъект хочет узаконить права на осуществление деятельности, которая связана с проведением хозяйственных работ (к примеру, оформить лицензию на свою деятельность, сертифицировать производимую продукцию и т.д.).
  3. Третьи могут быть связаны, например, с оформлением каких-то льгот на ведение деятельности и т.д.

Подробности

Цели предпринимателей малого и среднего бизнеса

…достаточно прозрачны: совершенствование своих бизнес-процессов путем оказания услуг на конкурентной основе либо реализации продукции покупателям. Главной проблемой любого бизнеса всегда был и есть на сегодня административный барьер — «документооборот». Постоянно растущая гора документации отнимает массу рабочего времени у персонала. Вместо того, чтобы заниматься «бумаготворчеством», предприниматели малого бизнеса могут внедрять цифровое преобразование. Это ускорит обмен информацией и, в данном случае, административный барьер вполне преодолим. Часть проблем можно решить путем использования современных технологий и цифровых преобразований. Это значительно уменьшит время, которое тратится на «бумажную» деятельность администратора.

Административные барьеры негативно влияют на управленческие процессы тем самым тормозя развитие экономики в государстве. Можно выделить несколько пунктов:

— Первоочередная проблема состоит в том, что, если не уменьшить административные барьеры, экономика только потеряет. Заключаться проблемы будут в повышении цен, зависящих от роста государственного контролирующего аппарата, который нужно содержать, введении новых видов пошлин, налогов и т.д.

— Надо отметить, что только ликвидация административных барьеров может дать стимул к применению государством более эффективных методов регулирования необходимых экономических процессов.

— Не менее важно понимание того, что сегодняшнее количество административных барьеров в большинстве случаев оказывает влияние на деятельность государственных чиновников, которые во всем ищут материальную выгоду прежде всего для себя, и на деятельность коммерческих структур, которые находятся под влиянием чиновников.

Административные проблемы в предпринимательстве, несомненно, приводят к большим потерям, которые можно разделить на два вида:

  1. Финансовые потери для компаний, терпящих дополнительные издержки по статьям расходов, надобность введения которых обусловлена именно преодолением барьеров. Большая часть данных издержек в последующем компенсируется увеличением розничных цен на рынке, а это, в свою очередь, не что иное, как экономическая потеря общества.
  2. Снижение коэффициента эффективности, связанного с правильным использованием ресурсов, имеющихся в запасе государства. Административные барьеры оказывают значительное влияние на появление новых представителей бизнеса (особенно это касается малого либо среднего бизнеса) на экономическом рынке. Соответственно, это влияет на сложившийся уровень конкуренции в сфере экономики, что снижает показатель экономической эффективности в целом. Финансовые потери этого рода имеют косвенный характер.
Читайте также:  Xrp криптовалюта новости sec

Прямые потери образуются в следствие того, что …

для выполнения требований, выдвигаемых органами власти, контролирующими процессы в сфере экономики, предприятия должны осуществлять много дополнительных выплат, которые носят как официальный характер, так и теневой. При этом, платить приходится не за сами экономические ресурсы, а только за право пользования ими — отсюда вытекают так называемые, трансакционные расходы.

Рассмотрим, к примеру, сертификацию разных услуг и производимой продукции. Данная процедура является обязательной. Надо сказать, что в денежном выражении (если ориентироваться на суммы, сформированные в соответствии со стандартами законодательных органов) на этот процесс за один календарный год уходит примерно 130 миллионов долларов. Причем, сумма эта минимальна, так как не берутся во внимание виды финансовых операций, которые имеют косвенное отношение к сертификации.

Административные барьеры действуют так как изначально планировалось только в тех случаях, когда они способствуют внесению незначительных сумм для их преодоления. В данных случаях, они могут даже считаться полезными для экономического развития, в отличии от схем, которые разработаны для прямого вымогательства денег.

Снизить уровень либо ликвидировать административные барьеры, и поднять степень доступности госуслуг может только само государство либо лица, имеющие возможность влиять на процесс решения проблемы.

Когда речь идет о государстве

…то для внесения изменений в систему госконтроля за рыночными и экономическими отношениями необходима разработка предложений, способствующих усилению защиты государственного надзора по отношению к участникам экономических отношений. Для этого нужно:

— составить перечень, в котором будут четко обозначены все органы власти, допущенные к осуществлению контроля за экономическими процессами, которые ведутся на предприятиях. Отдельно разработать их полномочия и функции. Для того, чтобы осуществить это, необходимо внести много изменений в действующие законодательные документы, регламентирующие деятельность органов надзора;

— четко обозначить все этапы проведения проверок экономической деятельности организаций данными органами. Это нужно для того, чтобы исключить возможность давления со стороны проверяющих органов власти на субъекты, подвергающиеся проверке и свести к минимуму возможность вымогательства денежных средств;

— предоставить возможность субъектам обжаловать итоги проверки либо само ведение процесса;

— минимизировать количество проверок, которые проводятся по личной инициативе контролирующих органов. Это значит, что организация проверки должна осуществляться только на веских основаниях (наличие обоснованной жалобы со стороны клиентов либо конкурентов).

Конечно, эти пункты могут быть реализованы только в случае закрепления их в нормативно-правовых документах.

Итоги

Проблема административных барьеров существует, и необходимость ее решения уже давно назрела. На сегодняшний день предпринимаются определенные действия со стороны государства, однако не так активно, как хотелось бы общественности.

Надо признать, что административные барьеры не могут быть эффективными, они лишь способствуют увеличению расходов, которые несут субъекты, формирующие весь экономический рынок и его ценовую политику. С ростом количества барьеров увеличиваются и размеры финансовых издержек.

Многие представители органов власти лично заинтересованы в том, чтобы их число не уменьшалось, а это значит, что изменить существующую систему крайне сложно. Нужны кардинальные шаги и инициативы самого правительства. Нельзя ставить интересы реальной экономики в прямую зависимость интересам группы лиц.

Источник

Оцените статью