Административно-правовое регулирование иностранных инвестиций в российской федерации
На правах рукописи
Мироненко Александр Александрович
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность: 12.00.14 – административное право, финансовое право,
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Работа выполнена на кафедре административного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Научный руководитель: | кандидат юридических наук, доцент Штатина Марина Анатольевна |
Официальные оппоненты: | доктор юридических наук, профессор Хаманева Наталия Юрьевна кандидат юридических наук Овчарова Елена Владимировна |
Ведущая организация: | ГОУ ВПО «Государственный университет – Высшая школа экономики» |
Защита состоится «29» октября 2009 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 170.003.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69-А, ауд. 910.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Автореферат разослан « » сентября 2009 г.
диссертационного совета С.П. Ломтев
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования.
Осуществление экономических реформ и интеграция России в мировую хозяйственную систему тесно связаны с привлечением иностранных инвестиций. Между тем объем вложения иностранных инвестиций в российскую экономику существенно меньше ее потребностей. Причиной тому является, прежде всего, отсутствие последовательной долгосрочной политики государства в области регулирования иностранных инвестиций.
Поступление иностранных инвестиций должно стимулировать эффективное развитие экономики, способствовать стабильному функционированию социальных и политических институтов. Успешное привлечение и эффективная реализация иностранных инвестиций возможны лишь в условиях стабильного инвестиционного климата, важными составляющими которого являются политическая стабильность, благоприятные условия для экономического роста, а также законодательство, обеспечивающее сбалансированность частных и публичных интересов.
Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях вызвало как в научно-практической среде, так и в среде ученых-теоретиков дискуссии о соотношении гражданско-правового, финансово-правового и административно-правового механизмов регулирования иностранных инвестиций и полноте административно-правового регулирования в сфере иностранного инвестирования.
Разработанность административно-правовых норм, касающихся целенаправленного регулирования экономики в целом и иностранных инвестиций в частности, остается недостаточной и не соответствует потребностям экономического развития.
Необходимость научной разработки публично-правовых механизмов регулирования иностранных инвестиций, а также социально-экономические и политические потребности совершенствования административно-правового регулирования общественных отношений в сфере привлечения иностранных инвестиций обусловливают актуальность данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. В российской юридической и экономической науке уделяется значительное внимание изучению инвестиционных процессов с участием иностранных инвестиций. В исследованиях российских ученых, посвященных вопросам государственного регулирования иностранных инвестиций, предлагаются различные варианты решения конкретных правовых задач, прежде всего в сфере валютного, таможенного, налогового законодательства. В отличие от научных исследований, основное внимание которых сосредоточено на международно-правовых и экономических аспектах регулирования инвестиционной деятельности, монографических исследований по вопросам административно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации недостаточно.
Вопросы административно-правового регулирования иностранных инвестиций затрагивались в работах Н.Н. Вознесенской, Н.Г. Дорониной, А.В. Пушкина, однако в них не был рассмотрен механизм административно-правового регулирования иностранных инвестиций.
Объектом диссертационного исследования выступает система общественных отношений, складывающаяся в сфере административно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы, методы и формы административно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является определение особенностей и выявление системообразующих элементов механизма административно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации, а также теоретическое обоснование предложений по совершенствованию административно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- определение понятия, выявление характерных черт и основных форм реализации иностранных инвестиций;
- выявление основных периодов и тенденций развития административно-правового регулирования иностранных инвестиций;
- определение понятия и содержания административно-правового регулирования иностранных инвестиций и его механизма;
- классификация нормативных правовых актов в сфере административно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации и выработка предложений по их совершенствованию;
- обоснование форм и методов совершенствования административно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В работе применяется комплекс методов исследования. Основу составляют общефилософские методы, в том числе диалектический метод познания. В зависимости от решаемых задач, при рассмотрении отдельных аспектов темы использовались такие общенаучные методы, как системный, сравнительный, логический. Помимо общенаучных методов применялись специально-юридические методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой.
Теоретическая основа исследования. Диссертационное исследование основано на теоретических положениях о правовом регулировании и механизме правового регулирования, разработанных известными учеными в области теории государства и права: С.С. Алексеевым, А.В. Дмитриевым, Д.А. Керимовым, С.В. Кечекьяном, С.В. Кудрявцевым, Н..И. Матузовым, А.В. Малько, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянцем, Р.А. Ромашовым, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомировым, Т.Я. Хабриевой.
В основу исследования вопросов властного воздействия государства на экономику были положены научные работы М.М. Агаркова, С.Б. Агапова, Г.В. Атаманчука, С.Н. Братуся, Д.Н. Бахраха, А.В. Венедиктова, О.С. Иоффе, Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, Д.М. Овсянко, Е.В. Овчаровой, Г.И. Петрова, М.И. Пискотина, В.Д. Сорокина, Л.А. Сергиенко, Р.О. Халфиной, Н.Ю. Хаманевой, Ц.А. Ямпольской.
Особое значение для исследования административно-правового регулирования иностранных инвестиций имеют фундаментальные труды по проблемам регулирования иностранных инвестиций А.Г. Богатырева, М.М. Богуславского, Н.Н. Вознесенской, Н.Г. Дорониной, А.В. Кирина, Н.Г. Семилютиной, В.П. Серегина, А.Л. Тена, А.М. Фарукшина, А.В. Пушкина, И.З. Фархутдинова.
Эмпирическую базу исследования составили индивидуальные административные акты и нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, касающиеся иностранных инвестиций, материалы судебной практики по применению законодательства об иностранных инвестициях, а также статистические данные об объемах и формах поступлений иностранных инвестиций в российскую экономику с 1995 по 2009 г.г.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе системного анализа административно-правового регулирования иностранных инвестиций раскрыты понятие и механизм административно-правового регулирования иностранных инвестиций, определено его место в системе правового регулирования.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1) предлагается содержащее элементы новизны понятие иностранной инвестиции как иностранной собственности в различных видах и формах ее проявления, вывозимой из одного государства в другое, в котором данная собственность не изъята из оборота или не ограничена в обороте, и вложенной в различные виды деятельности в целях получения прибыли или достижения положительного социального эффекта;
2) сделан вывод о том, что правовое регулирование иностранных инвестиций в России прошло четыре периода в своем развитии: 1) становление законодательного регулирования иностранных инвестиций (с середины XVI в. до середины XIX в.); 2) развитие инвестиционного законодательства в период становления капиталистических отношений в Российской империи; 3) политизация правового регулирования иностранных инвестиций в советский период; 4) современный период (с середины 1980-х годов до настоящего времени);
3) раскрыты основные формы осуществления иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации; с учетом международно-правовых актов по регулированию иностранных инвестиций предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации в части указания не только прямых иностранных инвестиций, но и договорных форм прямого иностранного инвестирования;
4) механизм административно-правового регулирования иностранных инвестиций предлагается рассматривать как систему форм, методов и средств, направленных на применение административно-правовых норм, регулирующих отношения с иностранными инвесторами, для создания условий эффективного использования иностранных инвестиций в целях достижения положительных социально-экономических результатов, обеспечения и защиты государственных интересов;
5) предлагается решать вопрос о наделении вложений капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица статусом иностранной инвестиции в индивидуальном порядке, в зависимости от экономической заинтересованности Российской Федерации в присутствии филиала того или иного иностранного юридического лица;
6) основными целями законодательного и организационно-правового регулирования иностранных инвестиций следует считать: создание оптимальных условий для увеличения объемов иностранных инвестиций в российскую экономику; достижение положительного социально-экономического эффекта от осуществления иностранных инвестиций; четкое и последовательное отражение публичных интересов; создание эффективного механизма контроля, позволяющего не допустить нанесение ущерба экономическому потенциалу Российской Федерации;
7) обоснована целесообразность объединения федеральных законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в единый правовой акт федерального значения – Федеральный закон «О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Российской Федерации»; этот закон должен иметь межотраслевой характер, но в то же время он должен конкретизировать вопросы регулирования иностранных инвестиций применительно к отраслям хозяйства, имеющим стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства;
8) на основании изучения регионального законодательства выделены те положения о порядке реализации льгот, предусмотренных для иностранных инвесторов и обеспечивающих баланс интересов иностранного инвестора и государства, которые предлагается закрепить в федеральных законах;
9) выявлены характерные черты наиболее предпочтительной для Российской Федерации модели организационно-правового регулирования иностранных инвестиций, предполагающей создание специализированного органа исполнительной власти, а также общественных организаций, обеспечивающих реализацию государственной инвестиционной политики, обеспечение последовательности и единства принципов и подходов к работе с инвесторами на всей территории России.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что формулируемые выводы и предложения обобщают и дополняют сложившиеся в настоящее время научные знания о роли административного права в регулировании иностранных инвестиций и об административно-правовом механизме регулирования иностранных инвестиций.
Практическая значимость. В диссертации сформулированы предложения по совершенствованию законодательного и организационно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы государственными органами в процессе подготовки и совершенствования нормативных правовых актов об иностранных инвестициях.
Собранные материалы и полученные результаты могут представлять интерес как для российских компаний с участием иностранных инвестиций, так и для иностранных инвесторов.
Материалы диссертационного исследования могут использоваться в процессе преподавания учебного курса «Административное право», специальных курсов по вопросам административного процесса, государственного регулирования экономики и иностранных инвестиций.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, изложены автором в пяти научных публикациях, а также в выступлениях на научно-практических конференциях.
Результаты исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры административного права Российской академии правосудия.
Структура диссертационного исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, и заключения, содержащего основные выводы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются предмет, цель и задачи диссертационного исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость исследования, а также приводятся данные об апробации его результатов.
В первой главе исследуются теоретические основы правового регулирования иностранных инвестиций.
В первом параграфе «Понятие иностранных инвестиций» раскрывается неоднозначность понимания терминов «инвестиции» и «иностранные инвестиции» в экономической и юридической научной литературе. Конкретизация данной дефиниции имеет практическое значение, поскольку только на инвестиции как таковые инвестиционное законодательство и международные инвестиционные договоры распространяют соответствующие правила о правовой защите иностранных инвестиций.
На основе анализа материала, касающегося трактовки понятия инвестиций, можно выделить ряд основных признаков инвестиций: инвестиции потенциально способны приносить доход; как правило, связаны с преобразованием части накопленного капитала в альтернативные виды активов экономического субъекта; представляют собой разнообразные инвестиционные ресурсы, которые характеризуются спросом, предложением и ценой; имеют целенаправленный характер и определенный срок вложения в какие-либо материальные и нематериальные объекты (инструменты).
В связи с этим инвестиции целесообразно определить как целенаправленное вложение на определенный срок капитала во всех его формах в различные объекты. Иностранные инвестиции представляют собой иностранную собственность в различных ее проявлениях и с юридической точки зрения сопряжены с правом владения, пользования и распоряжения таковой на территории другого государства.
В нашей стране понятие иностранных инвестиций было впервые законодательно определено в Законе РСФСР от 04.07.1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Сформулированное в Законе определение указывало на то, что иностранные инвесторы вкладывают свое имущество в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли, но не определяло социально значимых для российской экономики целей деятельности иностранных инвесторов.
Понятие иностранной инвестиции, закрепленное в действующем Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», также не в полной мере отражает правовое содержание иностранных инвестиций и, кроме того, не учитывает формулировок, содержащихся в международно-правовых актах (в частности, в Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.) и заключенных Россией многочисленных двухсторонних соглашениях о защите и поощрении капиталовложений.
На основе анализа научной литературы, законодательно закрепленных положений, а также дефиниций, содержащихся в международно-правовых актах, предлагается определять иностранные инвестиции как иностранную собственность в различных видах и формах ее проявления, вывозимую из одного государства в другое, в котором данная собственность не изъята из оборота или не ограничена в обороте, и вложенную в различные виды деятельности в целях получения прибыли или достижения положительного социального эффекта.
Во втором параграфе «Формы иностранных инвестиций в Российской Федерации» рассматриваются основные формы иностранного инвестирования и дается их оценка.
В настоящее время основной формой привлечения зарубежных вложений в экономику России стали прямые иностранные инвестиции.
Прямым иностранным инвестициям присущи следующие признаки: производственное назначение капиталовложений; управленческий контроль, непосредственно влияющий на деловую активность создаваемого предприятия; вливание новых средств в предприятие, в котором инвестор участвует; организация нового или расширение существующего предприятия. В процессе регулирования инвестиционной деятельности должны учитываться интересы как иностранного инвестора, связанные с получением прибыли на территории Российской Федерации, так и интересы российского государства.
Источник