Административная среда для инвестиций

Административная среда привлечения инвестиций

Рейтинги и экспертные опросы предпринимателей показывают (см. Приложение № 1), что административные барьеры сегодня являются ключевой проблемой в развитии предпринимательства, освоении новых рынков, развитии конкуренции.

Проблема административных барьеров остается очень значимой, об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования «Предпринимательский климат в России: ИНДЕКС ОПОРЫ». Так, по результатам опроса лишь 15% компаний вообще не сталкиваются с административными барьерами в своих регионах. Остальные респонденты по-разному оценивают влияние административных барьеров на свой бизнес: значительная часть компаний воспринимает эти «барьеры» не как препятствия, а как особенность бизнес-среды, к которой можно приспособиться.

В то же самое время, многие барьеры сейчас ликвидированы:

· с 2009 года 69 видов предпринимательской деятельности переведены с разрешительного на уведомительный порядок. Введена возможность подачи уведомления в электронном виде;

· количество лицензируемых видов деятельности было сокращено, а также унифицирован порядок лицензирования;

· введен запрет на проведение плановых проверок чаще, чем 1 раз в 3 года. В результате, количество проверок субъектов предпринимательства сократилось на 25 %;

· проведение проверок малых и средних предприятий контролирующими органами возможно только по согласованию с органами прокуратуры. В результате число проверок сократилось в 2 раза;

· ограничены сроки проведения проверок: не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год;

· расширен перечень уполномоченных государственных органов власти по регистрации и учету уведомлений о начале осуществления соответствующих видов предпринимательской деятельности;

· исключены полномочия полиции по составлению протоколов по 79 составам административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что проблема административных барьеров и улучшения административной среды в Томской области складывается из действий властей всех уровней.

Деятельность региональных органов власти в большей степени проявляется в административных барьерах при процедурах:

· подключения к инфраструктуре;

· получения земельных участков.

Административная среда в Томской области на текущий момент характеризуется следующими параметрами:

Таблица 22 – Получение разрешения на строительство на 31.12.2012 г.

Наименование региона Количество процедур, ед. Срок, дней
Красноярский край !
Кемеровская область
Новосибирская область!
Омская область
Томская область

Таблица 23 – Подключение к электроснабжению на 31.12.2012 г.

Наименование региона Количество процедур, ед. Срок, дней
Красноярский край 365 [7]
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область !
Томская область !

Таблица 24 – Легкость регистрации юридического лица на 31.12.2012 г.

Наименование региона Количество процедур, ед. Срок, дней
Красноярский край
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область !
Томская область !

Вывод: Административная среда в Томской области достаточно благоприятная по сравнению с основными регионами-конкурентами.

В то же самое время, в рамках данного блока факторов существуют резервы улучшения инвестиционной привлекательности Томской области, среди которых можно отметить следующие направления мер органов государственной власти регионального и местного уровней:

· сокращение количества избыточных административных процедур и действий с государственными органами;

· снижение количества требуемых документов и оптимизацию взаимодействия с заявителем;

· снижение сроков и трудоемкости процедур взаимодействия с государственными органами;

· устранение ограничения срока действия разрешений;

· повышение эффективности системы проверок и контроля;

· использование технологий электронного правительства при осуществлении процедур регулирования инвестиционной деятельности, включая повышение информационной открытости органов власти для инвесторов.

Данные меры должны реализовываться в рамках политики снижения административных барьеров в Томской области, а также в рамках внедрения Стандарта деятельности органов государственной власти субъектов РФ по улучшению инвестиционного климата.

Дата добавления: 2015-08-09 ; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав

Источник

Инвестиционная среда

Данное понятие очень близко к понятию инвестиционная инфраструктура, поскольку формирует условия для функционирования субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестиционная среда это комплекс взаимосвязанных частей, характеризующих эффективность ведения инвестиционной деятельности в отдельно взятой отрасли экономики, городе, регионе, стране, предприятии.

Субъекты финансового рынка (банковские структуры, некоммерческие фонды, правовые институты, рынки сбыта продукции и сферы применения инвестиций) и есть те, кто задает систему правовых, экономических и социальных условий для развития активной инвестиционной деятельности в стране.

Инвестиционная среда порождается самой деятельностью субъектов, и, в свою очередь, оказывает влияние на формирование новых субъектов и требований к их активности.

То, каким образом функционируетcz среда, называется инвестиционным климатом, то есть многофакторной оценкой условий капиталовложений в конкретной стране или на заданной территории.

Если говорить простыми словами, то инвестиционный климат — это сложившаяся ситуация и факторы, учитывая которые, инвестор понимает, насколько для него привлекательны вложения в конкретной сфере.

Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную среду :

  • наличие природных ресурсов, уровень доступа к ним, количество дополнительных расходов на их освоение и применение
  • внешние экономические факторы (макроэкономическая политика).
  • уровень инфляции
  • законодательство и юрисдикцию органов власти, политическую стабильность
  • наличие государственных программ поддержки малого и крупного бизнеса
  • налоговую политику страны
  • качество и уровень рабочей силы
  • качество и принципы государственного управления, степень свободы действий в заданных условиях.

Стоит отметить, что существует, как внешнее, так и внутреннее влияние. Чтобы оценить благоприятность среды необходимо собрать информацию о самом активе, а также о сфере, к которой он принадлежит.

К внутренней инвестиционной среде относят всё, что связано непосредственно с деятельностью актива. Например, покупая акции конкретной компании, инвестор должен получить как можно больше информации о специфике её деятельности, обстановке внутри, управленческом составе и т.д.

Факторы внутренней инвестиционной среды:

  • финансовое состояние предприятия (уровни ликвидности и прибыльности. Степень эффективного денежного обращения)
  • производственные мощности (наличие ресурсов, правильно выстроенный технологический процесс, обслуживание оборудования, логистика, складской учёт)
  • маркетинговая политика (анализ рынка сбыта и конкурентов, стратегии продвижения продукта и его ценообразования)
  • инновационный потенциал
  • управленческий аппарат (иерархия управления, как функционируют процессы коммуникации персонала. Наличие распорядков, норм, правил)
  • трудовые ресурсы (кадровая обеспеченность всех звеньев рабочей цепи/квалификация сотрудников).
Читайте также:  Лучшие видеокарты для bitcoin

Всё вышеперечисленное влияет на деятельность организации изнутри. Но стоит понимать, что существуют факторы, которые значительным образом влияют на процесс деятельности извне.

Их принято относить к внешней инвестиционной среде:

  • государственная политика и стратегия развития в области интереса инвесторов (отношение государства к сфере ваших будущих вложений. Например, при государственной поддержке сельского хозяйства, инвестиции в эту сферу приобретают дополнительную привлекательность)
  • правовая и судебная практика (как происходит защита интересов инвесторов/существующие прецеденты)
  • рынок реализации и существующие конкуренты (размер рынка сбыта, сила конкурентов, перспективы развития)
  • отношение общественности к бизнесу, социальное мнение
  • текущий цикл экономики (экономика носит цикличный характер и может находиться на этапах подъёма, застоя, упадка).

Благоприятность среды

Наличие благоприятной инвестиционной среды с высокой долей вероятности способствует притоку капитала.

Перечислим некоторые отличительные особенности благоприятных условий для инвестиций:

  • положительная динамика инвестиций в экономику или отдельную её часть
  • прозрачность функционирующих инвестиционных процессов, безопасность обращения инвестиционного капитала, защита прав инвесторов
  • привлекательный уровень рентабельности вложений
  • легкость в привлечении потенциальных инвесторов
  • социальная поддержка бизнеса
  • государственная поддержка.

Как формируется

Меры способные повлиять на формирование благоприятной инвестиционной среды в России или отдельном её регионе/сфере экономики/отрасли:

  • доступность заемных средств, развитость банковской системы и других финансовых институтов
  • приемлемый уровень конкуренции
  • низкий уровень коррупции, отсутствие бюрократических и административных барьеров
  • степень обеспеченности квалифицированной рабочей силой
  • уровень инфляции
  • наличие естественных монополий
  • степень развитости налоговой системы
  • качество государственного управления.

Важнейшей функцией среды для инвестиционной деятельности можно назвать её способность трансформировать сбережения частных физических лиц в создание добавленной стоимости на рынке.

Это создание новых объектов инфраструктуры, производств, рабочих мест путём реализации инвестиционных проектов, что непременно ведет к пополнению бюджета и общему улучшению уровня жизни граждан. Также она отвечает за движение и распределение инвестиционных ресурсов между субъектами инвестиционной деятельности.

Оценивая развитость инвестиционной среды России есть как положительные моменты, так и проблемы над которыми правительству страны ещё предстоит поработать. Неоспоримыми плюсами для формирования благоприятной среды для инвесторов в нашей стране будут являться: консервативная макроэкономическая политика, высокий объем золотовалютных резервов страны, развитие финансовой и пенсионной системы, модернизация электроэнергетического сектора экономики. Слабыми сторонами, которые требуют доработки, будут: теневая экономика и недостаточно развития налоговая система.

Источник

Современные механизмы управления инвестиционной деятельностью на территории муниципального образования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.12.2015 2015-12-19

Статья просмотрена: 2881 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, И. В. Современные механизмы управления инвестиционной деятельностью на территории муниципального образования / И. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 476-480. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24240/ (дата обращения: 12.06.2021).

Проводимые в стране преобразования и реформы привели к повышению роли муниципальных образований во всех сферах жизни общества. На уровне местных сообществ имеются разнообразные потенциальные возможности для экономического роста и социального развития. Однако их использование невозможно без создания эффективной системы муниципального управления, способной формировать и реализовывать динамичную экономическую политику на местах в условиях перехода к рынку. В силу ограниченности ресурсов на местном уровне среди основных видов экономической политики приоритетное место занимает инвестиционная политика. Под инвестиционной политикой муниципального образования понимается целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории местного сообщества, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, на повышение уровня жизни населения [4].

Методологически воснову формирования современной инвестиционной политики должен быть положен системный подход, позволяющий успешно решать стратегические задачи развития муниципальных образований и использовать рыночные регуляторы. Системный подход к формированию инвестиционной политики предполагает: [1].

 разработку концепции социально-экономического развития территории с выделением приоритетов стратегического и тактического уровня значимости;

 детальную проработку и обоснование организационно-экономического механизма и инструментов активизации и стимулирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.

Инвестиционная политика муниципального образования требует разработки как системы прямых мер и механизмов поиска инвестиций на реализацию приоритетов местной социально-экономической политики, так и совокупности косвенных мер, ориентированных на решение общих задач по активизации инвестиционной деятельности. Это требует координации и взаимодействия усилий государственных и муниципальных органов власти, других хозяйствующих субъектов.

Разработка инвестиционной политики, формирование механизмов управления ее реализацией и освоение конкретных методов и инструментов управления специалистами органов местного самоуправления — ключевые направления, которые повышают инвестиционную привлекательность и активизируют инвестиционную деятельность в конкретном муниципальном образовании.

Качество разрабатываемой инвестиционной политики в значительной мере зависит от соблюдения следующих условий и требований:

 социальная ориентация инвестиций, что предполагает приоритет социально значимых проблем при выборе направлений и объектов инвестирования бюджетных средств, главенство социальных и экологических факторов при оценке инвестиционных проектов и включения их в инвестиционную программу;

 ориентация инвестиций на максимальное соблюдение интересов местного сообщества при принятии решений в области инвестиционной деятельности;

 комплексное обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на территории местного сообщества, в частности путем предоставления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высокоэффективные и социально значимые проекты;

 оптимальное использование заемных ресурсов при формировании инвестиционных программ;

 более широкое использование практики совместного (долевого) финансирования инвестиционных проектов;

 обеспечение инвесторам равных прав;

 формирование профессиональной и мотивированной команды, способной осуществить разработку эффективной инвестиционной политики и обеспечить ее реализацию и управление;

Читайте также:  Ошибка 533 неверно указан код клиента втб инвестиции

 обеспечение высокой степени достоверности информации, используемой для непосредственного формирования инвестиционной политики и проведения инвестиционных исследований;

 достаточная обеспеченность природными, демографическими, производственными, финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления инвестиционной политики.

Успешная реализация приоритетов социально-экономического развития муниципального образования требует создания эффективного механизма управления инвестиционной деятельностью на его территории. Под механизмом управления инвестиционной деятельностью понимается совокупность методов, форм, инструментов и приемов формирования и регулирования отношений, которые складываются в системе инвестиционной деятельности с целью согласования интересов субъектов инвестиционного процесса и реализации приоритетов инвестиционной политики местного сообщества [5].

Содержательно такой механизм состоит из следующих структурных блоков:

 ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности;

 организационное обеспечение управления инвестиционным процессом.

Отметим ещё раз, что сегодня одним из условий динамичного социально-экономического развития территории муниципальных образований является активизация инвестиционной деятельности. Инвестиционное развитие территории становится одной из основных задач органов власти при решении проблем повышения уровня и качества жизни населения. Они обладают реальными возможностями влиять на инвестиционный климат территории, прежде всего, путём создания современной инвестиционной инфраструктуры и улучшения имиджа территории, совершенствования механизмов разработки и реализации инвестиционной политики.

Сложность оценки приоритетности механизмов формирования и реализации инвестиционной политики по улучшению инвестиционного климата состоит, с одной стороны, в большом и разнообразном наборе таких механизмов, а с другой — в необходимости учёта их влияния на систему критериев и целевых показателей. В этих условиях с целью повышения достоверности экспертных оценок рекомендуется использовать метод расстановки приоритетов [3]. Сущность метода заключается в определении комплексного показателя приоритетности каждого из рассматриваемых механизмов. В проведённом нами исследовании рассматривались:

1) укрепление финансовой экономической базы муниципального образования;

2) создание благоприятной для инвестиций административной среды;

3) совершенствование механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с бизнес-структурами;

4) формирование и совершенствование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

5) создание благоприятных для инвесторов инфраструктуры и тарифных условий;

6) налоговое стимулирование инвестиций;

7) кадровое обеспечение инвестиций;

8) стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;

9) обеспечение поставщиками создаваемых инвесторами производств;

10) повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью.

Критериями определения приоритетности механизмов были приняты: 1) экономические цели; 2) социальные цели; 3) инновационно-технические цели.

Обобщённые результаты экспертной оценки приоритетности механизмов формирования и реализации инвестиционной политики показали, что самые высокие показатели приоритетности имеют следующие механизмы: создание привлекательной для инвесторов инфраструктуры и благоприятных тарифных условий (0,1216); создание благоприятной для инвестиций административной среды (0,1195); кадровое обеспечение инвестиций (0,1102); совершенствование механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с бизнес-структурами (0,1150); повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью (0,1082). Следует отметить, что с позиций экономических целей высокий приоритет имеет также укрепление финансово-экономической базы муниципального образования.

Практика показывает, что эффективным инструментом решения задач является инвестиционный паспорт, который представляет собой комплексный информационный бюллетень, содержащий данные об инвестиционном климате на территории муниципального образования. Он предназначен для широкого распространения среди потенциальных инвесторов и разрабатывается с целью создания благоприятного инвестиционного климата и развития территории за счёт обеспечения необходимых условий для инвестирования, а также минимизации инвестиционных рисков.

Паспорт должен обеспечивать баланс интересов всех участников инвестиционной деятельности. Из этого вытекает требование объективности комплексной оценки эффективности использования привлекаемых инвестиций. Объёмы привлекаемых инвестиций и их рост должны рассматриваться с учетом последствий для социально-экономической, экологической и научно-технической перспективы развития хозяйственной системы.

Ключевое место в организационном обеспечении управления инвестиционным процессом занимает система методов стимулирования инвестиционной деятельности. Метод рассматривается как совокупность приемов и способов воздействия органов муниципальной власти на инвестиционный процесс для достижения целей его комплексного социально-экономического развития. Важным требованием отбора методов является их адекватность современному состоянию системы местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Это требует их систематизации и упорядочения. В специальной литературе по управлению инвестиционной деятельностью предлагается большой набор признаков, которые могут быть положены в основу классификации методов. Среди них, по нашему мнению, наиболее значимыми являются: 1) характер управленческих воздействий; 2) виды регулирующих инструментов воздействия.

С позиций регулирующих инструментов различают следующие группы методов:

  1. Административные методы — это совокупность приемов и способов прямого воздействия на функционирование хозяйствующих субъектов, участвующих в инвестиционном процессе. Их отличает четкая адресность управленческих воздействий, обязательность выполнения. Невыполнение рассматривается как прямое нарушение условий осуществления инвестиционной деятельности и влечет за собой конкретные последствия. Административные методы требуют дополнительных материальных стимулов для их реализации, в значительной мере ограничивают свободу экономического выбора субъектов инвестиционной деятельности или вовсе исключают ее.
  2. Экономические методы представляют собой управленческое воздействие через экономические интересы субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли владельцев, распорядителей или пользователей инвестиционных ресурсов. Они дают свободу выбора при принятии решений хозяйствующим субъектам и позволяют создавать благоприятные условия для согласования частных интересов с интересами местного сообщества. По своему содержания экономические методы могут быть методами прямого и косвенного воздействия.
  3. Институциональные методы заключаются в создании и развитии институтов, необходимых для инвестиционной деятельности и обеспечения соблюдения баланса интересов всех её участников. В качестве примера можно назвать: создание структур в администрации муниципального образования, осуществляющих мониторинг социально-экономического развития территории, разработку концепции инвестиционной политики; формирование инфраструктуры инвестиционного рынка на уровне муниципального образования; создание центров, способствующих распространению информации о социально-экономическом развитии и привлечению инвестиций на территорию муниципального образования.
  4. Методы социального партнерства построены на использовании стимулирующих факторов и имеют целью обеспечить согласование интересов всех субъектов инвестиционной деятельности. Их умелое использование позволяет существенно повысить отдачу от вложенных инвестиций.
Читайте также:  New cryptocurrencies on binance

В целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и создания необходимых условий рекомендуется разработка стандартов деятельности органов местного самоуправления по формированию благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании. Его внедрение позволит сформировать систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов власти и инвесторов в вопросах привлечения инвестиций.

Совершенствование механизмов формирования и реализации инвестиционной политики рассматривались нами на материалах муниципального образования «Город Волгодонск». Для разработки рекомендаций и мероприятий повышения инвестиционной привлекательности были выбраны следующие механизмы:

  1. Создание привлекательной для инвесторов инфраструктуры и благоприятных тарифных условий. Работа по этому направлению должна включать:

 создание подготовленных «промышленных площадок», проведение комплексных землеустроительных работ, регистрацию прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;

 создание индустриальных и технологических парков, обеспечивающих благоприятные административные, инфраструктурные и иные условия ведения бизнеса резидентами парков, привлечение в качестве их разработчиков и организаторов организаций с успешным опытом в этой сфере;

 разработка моделей финансирования инфраструктуры индустриальных и технологических парков, привлекательных для инвесторов и эффективных для экономики и бюджета муниципального образования;

 стимулирование операторов индустриальных и технологических парков;

 создание офисной, транспортной и социальной инфраструктуры инвестиционной деятельности;

 упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на их присоединение.

  1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды. Это может быть реализовано через следующие мероприятия:

 проведение аудита административных процедур и функций органов муниципальной власти с целью улучшения их структуры, разработка «Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климат в муниципальном образовании «Город Волгодонск». Стандарт должен обеспечить формирование системы предоставления муниципальных услуг в этой сфере, информатизацию процедур предоставления этих услуг и контроля их качества, ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления муниципальных услуг;

 обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия с руководством муниципального образования по решению проблем и вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности;

 разработка нормативных правовых актов, устанавливающих гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам и др.

  1. Повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью. Наряду с обязательными для исполнения законодательными актами и нормами, должен формироваться комплекс методических указаний и материалов по вопросам организации инвестиционной деятельности. Эти материалы должны носить рекомендательный характер, их целью является установление единых понятий, принципов оценки, техники расчётов и методических подходов к определению эффективности проектов, адаптации их к действующим технологическим, экономическим, градостроительным и другим стандартам.

Рассматривая инвестиции как ресурс, важно отметить, что как всякий производственный ресурс, они ограничены. Такая ограниченность порождает конкуренцию, и муниципальному образованию необходимы определённые конкурентные преимущества. Результативность работы в этом направлении определяет, в конечном счёте, инвестиционную привлекательность территории. В формировании такого привлекательного образа и разработке механизмов оценки инвестиционных проектов важная роль принадлежит инвестиционному маркетингу. Создание специальной маркетинговой службы в структуре местной администрации является непременным условием повышения эффективности данного вида деятельности. Основой функционирования такой структуры должна стать тщательно проработанная система привлечения инвестиций.

Современный этап становления экономики муниципальных образований характеризуется необходимостью активизации предпринимательской деятельности как одного из важнейших условий повышения темпов социально-экономического развития. Бизнес обеспечивает наполнение бюджета, создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупного предприятия сферы, дает значительную часть регионального и местного валового продукта. Это требует разработки научно-обоснованных инструментов, использование которых позволит найти резервы увеличения потенциала предпринимательства прежде всего за счет интенсификации инвестиционных процессов, стимулирования направленности бизнеса на социально-экономическое развитие территории.

Для поддержания нормального функционирования такого сложного механизма как муниципальное хозяйство и для обеспечения его динамичного развития кроме инвестиций требуются современные технологии управления и общественная инициатива. Практика показывает, что надежным инструментом обеспечения долгосрочного и поступательного развития инвестиционного потенциала является применение программно-целевых методов. Они позволяют органически соединить функцию планирования с рыночным саморегулированием экономики. Методический аппарат разработки инвестиционных программ включает методы системного анализа, исследование операций, экономического анализа и прогнозирования, экономико-математические и экономико-статистические методы, экспертные оценки, процедуры экономического обоснования и принятия решений. Обязательным при разработке всех программ является учёт уровня неопределённости и существующей возможности применения вариантных подходов, творческой инициативы со стороны разработчиков.

Механизм отбор проблем для программной разработки должен определяться следующими факторами: значимость проблемы; необходимость поддержки муниципальных структур в силу невозможности комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма; принципиальная новизна и высокая эффективность научно-технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства; необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств.

  1. Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под общ. ред. В. И. Шейна. — М., 2010. с. 118.
  2. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой. — Изд. 2-е,перераб. и доп. — Ростов н/Д, 2013.
  3. Попов В. М., Кузнецова И. М. Системный анализ в исследовании и управлении социально-экономическими процессами. Монография. — Ростов н/Д. Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. с. 325.
  4. Саак А. Э., Колгина О. А. Инвестиционная политика муниципального образования. — СПб., 2010. с. 150.
  5. Саак А. Э., Колгина О. А. Разработка инвестиционной политики муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 4.

Источник

Оцените статью