- Школе NET
- Register
- Login
- Newsletter
- Мари Умняшка
- Упражнение 10 Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы. Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться;разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.
- Лучший ответ:
- Суррикат Мими
- ГДЗ Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. §22 Вопрос 141 Подберите синонимы к словам.
- Чередование гласных в корнях слов
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Мари Умняшка
Упражнение 10 Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы. Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться;разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.
Лучший ответ:
Суррикат Мими
1 группа. Орфограмма «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением»
НаслАждаться, нагромОждение, оттОржение, удАлиться от берега,
неукрОтимое жЕлание, очАрование, обнАженный лес, неиссЯкаемый
рОдник, просвЕтительская работа, совмЕщать должности, потЕрять рАвновесие, зарЯжение, достИжения науки, утОпический.
2 группа. Орфограмма «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
ПробИраться, подскОчить, вымОкший, расстИлаться, блЕстящий, зажИгательный, прорАстает, срАвнить (числа), кОснуться руки, несгОраемый шкаф, замИрать от удИвления, поклОнение; порАвняться с домом, выжИгать рисунок, обмАкнуть кисть, проскОчить в щель, скАчу на лошади, устойчивое словосочЕтание, подгОреть на кОстре, плАвучий дом отдыха, безотлАгательное решение, прилОжение к журналу, прикОсновение к прекрасному, слОжение дробей, отрАсль промышленности, разрОвнять дорогу, вычИтание, гОрит зАря, играть в гОрелки, зАрница, отважный плОвец, нарАщение, кАсательная линия, твОрить чудеса.
3 группа. Орфограмма » Непроверяемые гласные»
ЗанИматься, отобрАжать, аккОмпАнировать, смОркаться, получить нарЕкание, изнЕмогать от жары, запЕчАтлеть на фотографии, обАятельный человек, абИтуриент, адАптация,
инвЕстиции, ассОциация, вАкансия, поднИматься в гору,
утОпический, анАлогия, Абсурд, трАктовать, острое обОняние, навАждение.
Источник
ГДЗ Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. §22 Вопрос 141 Подберите синонимы к словам.
Привет! Совсем потухла башка при ответе на подобный вопрос…помогите, пожалуйста…
Запишите слова. Объясните их написание. Дайте толкова-
ние их значения. Подберите синонимы к словам трактовать,
..бсурд, инв..стиции. Составьте с ними предложения.
Аб..туриент, ад..птация, инв..стиции, асс..циация, в..кансия, к..нт..нгент, ут..пический, ан..логия, ..бсурд,
тр..ктовать, алл..т..рация, алл..гория, ап..гей, опт..мизм.
Привет) Не потухай, а думай 😉 Вот правильный ответ:
Абитуриент — человек, поступающий в высшее или специальное учебное заведение; адаптация — приспособление;
инвестиции (инвестор) — вложение капитала в предприятие; ассоциация — объединение лиц или учреждений одного рода деятельности; связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое; вакансия — вакантная должность, место;
контингент — совокупность людей, образующих однородную в каком-нибудь отношении группу, категорию; утопический (утóпия) — нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта;
аналогия (анáлог) — сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями; абсурд — нелепость, бессмыслица;
трактовать — давать какое-нибудь истолкование чему-нибудь; аллитерация — прием звуковой выразительности: повтор согласных или групп согласных;
аллегория — иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе; апогей — высшая степень, расцвет;
оптимизм — бодрое и жизнерадостное мироощущение, при к-ром человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро. Синонимы: трактовать — толковать, интерпретировать; абсурд — бессмыслица, чушь, бред; инвестиции — вложения, вклады.
Источник
Чередование гласных в корнях слов
Безударные гласные в корне
Виды орфограмм — гласных в корне
Безударные проверяемые гласные | Безударные непроверяемые гласные | Чередующиеся гласные | Буквы ё — о после шипящих | Буквы и, а, у после шипящих | Буквы и — ы после ц |
сожаление — жаль удивление — диво | реставрация шедевр | избирать угорать прикасаться растение | шёрстка жёсткий шорох | чудеса шиповник чаща | ЦИКЛОП пацифист акация цыган |
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:
1) выяснить лексическое значение слова (или корня);
2) определить, проверяется ли безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли она чередующейся;
3) выбрать способ проверки гласной в корне.
Если безударная гласная в корне | ||
проверяемая ударением, | непрове- | чередую- |
определите значение слова (или | ряемая, | щаяся, |
корня); подберите к нему другую | проверьте | вспомните |
форму слова или однокоренное | написание | условия вы- |
слово так, чтобы гласная оказа- | слова по | бора глас- |
лась под ударением (глотать — | словарю | ной в корне |
глотка; трясти — тряска). За- | (атмосфе- | (загореть, |
помните: букву о в безударных | ра, интел- | касаться, |
корнях глагола совершенного ви- | лигент, | расстилать, |
да и образованных от них слов | привилегия) | растение) |
нельзя проверять глаголами | ||
несовершенного вида на -ывать, | ||
-иваты проглотить — глотка, | ||
но не проглатывать’, опоздать — | ||
поздно, но не опаздывать |
Запомните корни с чередованием гласных! Гласные в них не проверяются ударением!
Корни с чередующимися гласными
-бер——— бир(а)-
В корне пишется и, если после корня стоит суффикс -а-
разберу — разбирать придерётся — придираться
замерло — замирать отпереть — отпирать оттереть — оттирать
Корни с чередующимися гласными | Правило | Примеры |
-стел———- стил(а)- -жег———— жиг(а)- -чет———- чит(а)- | заблестеть — заблистать расстелить —расстилать зажечь — зажигать вычеты — вычитать Исключение: сочетать, сочетание | |
Чередование о — а | ||
а) Зависят от последующей буквы | ||
-лож———- лаг- -кос———- кас- | Перед ж пишется о, перед г — а пишется а, если после корня стоит суффикс -а- | предложить — предлагать Исключение:полог прикасаться, коснуться |
-рос———- раст—— -ращ- -скак———— скоч- | пишется а перед cm, щ, в остальных случаях — о перед к пишется а, перед ч — о | прирасти, переросла, выращенный Исключение:росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль заскочить, прискакать Исключение:скачок, скачу |
б) Зависят от ударения | ||
-гор———- гар- -зор———- зар- -клон———— клан- | под ударением — а, без ударения — о под ударением — что слышится, без ударения — а под ударением — что слышится, без ударения — о | нагореть — нагар зарево — зори — озарять — зарница Исключение:зоревать поклонение, кланяться, преклонный |
4*
Корни с чередующимися гласными | Правило | Примеры |
-твор- ——— твар- | под ударением — что слышится, без ударения — о | творчество, тварь, творение, благотворительный Исключение: утварь |
в) Зависят от значения | ||
-мок———— мак- -ровн———- равн- | -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться мокрым»; -мак- — «опускать в жидкость, погружать» -роен- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, прямой»; -равн——— со значением «равный, одинаковый » | промочить ноги обмакнуть в краску заровнять поверхность, выровненный асфальт приравнять величины, равнобедренный треугольник Исключение: равнина, равняйся |
Запомните: | ||
-плав———- плов- -а(-я)——— ин-(-им-) | буква о пишется только в словах пловец, пловчиха пишется и, если после корня стоит суффикс | плавание, поплавок, плавучесть Исключение: плывуны начать — начинать, занять — занимать |
134. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.
Шансы на успех весьма малы. — Стояли на молу. Зализать рану. — Залезать на дерево. Посветить фонарём. — Посвятить стихотворение другу. Спешим на поезд. — Спишите задание. Умолять о пощаде. — Умалять роль. Увядать без воды. — Увидать чудо. Укротить зверя. — Прекратить разговоры. Завила кудри. — Завела разговор.
135. Объясните написание гласных в корнях слов.
Долина, карикатура, обаяние, очарованный, преподаватель, развеваться на ветру, удаляться от берега, умалять значение, благословить на хорошие дела, раздражаться, наслаждение, расстелил, заблистать, впечатление, растение, водоросли, примерять платье, примирять друзей, хорошо загореть, заря разгорается, предполагать, приложение, оптимизм, привилегия.
136. Спишите, вставьте пропущенные буквы; объясните графи
чески выбор гласной в корне.
Образец: очаровать (чары).
Пол..екать собаку, пол..екать бельё, знамёна развеваются, развевающиеся контакты, раздр. .жать маму, задр..жать от холода, об..жать стадион, об..жать малыша, пок..рать обидчика, пок..рить вершину, обл..гчить ношу, обличить ложь, проел..влять героя, благосл..влять на подвиг, проживать хлеб, проживать в доме, уплатить долги, достижения в спорте, приведение к знаменателю, расстилаться по д..лине, пос.деть от горя, пос.дел на скамейке, сократить расходы, прекратить ссору, работник просвещения, заВеЗировать документ, зав..зался спор.
137. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графи
чески условия выбора орфограммы в корне.
Образец: собирать, заря.
Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..мать,
начинать, выж.ль, взбираться, проб.-раться, пост..лить, отбирать, заж..гать, сочетать, сочетание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прикоснуться, прик..сание, коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная, неприкосновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, Горелый, уг..реть, разг..раться, подгорать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наг..р; м..кать в сметану, непром.-каемый плащ, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть кисть, обувь пром..кает; ср..внить числа, ровносторонний, всё р.-вно, р..вняйтесь, р..внина, р..внять грядки, ур..вень, р..весник, пор..вну, подр..внять волосы, ур..внять условия, ср..внение; ск..кать, подск..чить, скочок, ск..чу, выск..чка; попл..вок, пл..вчиха, пл..вец, пл..вучесть, пл..вун, жук-пЛоВунец; скл..нить, скл..нение, накл..нить, кл..няться, поклониться; тв..рец, тв..рь, утв..рь; з..ря, з..рька, Зорево, оз..рение, з.-ревать.
138. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Объясните графически выбор орфограммы. Дайте толкование выделенных слов.
I. 1) Глупцы не разумом, не честностью бЛоСтали, но золотом одним. (Батюш.) 2) ЦвоТы последние м..лей р..скошных первенцев полей. (П.) 3) Бл..снёт заутра луч денницы,и заиграет яркий день. (П.) 4) Вой протяжный Голодных волков разд..ётся в тумане др..мучего леса. (Полон.) 5) Сосны в барх..те зелёном, и душистая см..ла по чешуйчатым колоннам янт..рями пот..кла. (К. Фофанов) 6) Под золотом з..ри берёзовый лесок. (Надсон) 7) Берёзы ст..яли все белые, без блеску, белые, как только вып..вший снег, до которого ещё не Коснулся холодно играющий луч зимнего солнца. (Т.) 8) Небо, полное гр..зою, всё в з..рни-цах тр..петало. (Тютч.) 9) Тихо ночь л..жится на вершины гор. (Ник.) 10) Лишь п..утины тонкий волос бл..стит на празднойборозде. (Тютч.) 11) Над рекой накл..нясь, что-то шепчет камыш. (И. Сур.) 12) Слабый ветер чуть слышно переб..рает л..ству над головой. 13) От цв..тов в Полисаднике шёл дурманящий зап..х. 14) Здесь так внезапно обрывалась суша и расст..лалась вечная вода! (В. Ленц.) 15) Я предпол..гал, что льдина где-то уткнётся в песок моего берега. (В. Ленц.) 16) И тогда из зар..слей
орешника выск..чила большая белобокая собака. (В. Ленц.) 17) За широким окном ев.. ркала под лучами снежная р..внина. (В. Ленц.) 18) В коллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р..стений, занесённых в Красную книгу. (Н. Замятина) 19) Рёв нар..стал, заполняя весь мир, разд..рая уши. (Струг.) 20) Не так часто приходится встречать людей, успешно сочетающих умение работать и головой, и руками. 21) Ск..пт..цизм никогда не повредит, а вот излишний опт..мизм пугает. 22) Пароход, бл..стающий г..рляндами, поплыл дальше. 23) Сердце т..скливо замирало от приближающихся звуков боя. (Б. Акун.) 24) Донёсся быстро нар..стающий вой с.рены. 25) И долго потом на обг..релых холмах не р..ела трава. (В. Шклов.) 26) События развевались самым непредсказуемым образом. 27) Прислонившись к стене, он см..трел на б..рюзовую воду б..ссейна, покрытую м..льчайшей п..утиной дождя. 28) Все попытки прояснить с.туацию ни к чему не прив..ли.
П. 1) Как всегда, вид вечернего города нав..вал п..чаль. 2) Мне запомнились только долгие в..лос..педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3) Ф..нари за к..сым деревянным з..бором г..рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в..село несколько мелких звёзд. 4) Лес уп..рался в высокий з..бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм..илась ржавая к..лючая проволока. 5) Остальные ребята из нашего эк..пажа появлялись в училище постепенно. 6) Склон перех..дил в л..би-ринт скал, между которыми пл..скалось море.
III. 1) Синие глаза его заг..рались весёлым насмешливым огнём. 2) Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изложению своих мыслей. 3) А над деревней синим огнём г..рело июльское небо. 4) Д..леко-д..леко мелькали з..рницы. 5) Всё как-то не наступало желанное равновесие в душе его. 6) Вожак [волк] пор..внялся с лошадью и выб..рал момент, чтобы прыгнуть на неё. 7) Сердце зам..рает от необъяснимой, тайной радости. 8) Князев в хорошем, мирном расположении духа прошёлся по деревне. 9) Пос..девший Байкал с.рдито шумел, хл..стал каменистый берег, точно на нём х..тел вым..стить теперь всю злость, какую нак..пил за тревожную ночь.
139.Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Нужно ли от
носить выделенные слова к разряду «словарных», т. е. требующих
запоминания написания? Составьте с выделенными словами предло
жения и запишите их. Докажите, что слово критика многозначное.
Из биографии слов.
Часто написание безударной гласной в корне иностранного слова определяется при помощи слов, родственные связи которых осознаются не сразу. Так, «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В. Иванова даёт такое толкование слов критерий и критика.
Критерий — «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».
Критика — одно из значений — «разбор, обсуждение кого- или чего-либо с целью оценить достоинства, выявить и исправить недостатки».
140.Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе ока
зались слова с орфограммами, написание которых регламентиру
ется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.
Пробираться, нагромождение, подскочить от удивления, вым..кший под дождём, заниматься математикой, отображать жизнь, расстилаться (в)дали, блестящий ответ, зажигательный номер, прор..стает весной, ср.-внить числа, наел..ждаться музыкой, лёгкое отторжение, акк..мп..нировать певцу, удалиться от берега, коснуться руки, неукротимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое сло-восочотание, подг..реть на к..стре, обн..жить зубы, не-иссокаемый р..дник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гатель-ное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, проев..тительская работа, совм..щать должности, отр..сль промышленности, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выЧоТания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..ка-ние НоЧальства, изн..могать от жары, играть в г..релки, отважный пл..вец, зап..ЧоТлеть на фотографии, к..сательная линия, досТоЖения науки, об..ятельный человек, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, острое об..няние.
141. Запишите слова. Объясните их написание. Дайте толкова
ние их значения. Подберите синонимы к словам трактовать,
..бсурд, инвестиции. Составьте с ними предложения.
Абитуриент, адаптация, инвестиции, ассоциация, вакансия, к..нт..нгент, утопический, аналогия, ..бсурд, трактовать, алл..т..рация, аллегория, ап..гей, оптимизм.
142. Прочитайте, подготовьтесь к рассказу о данных словах.
Из биографиислов.
а) Учёные считают, что слово благотворительность
впервые употребил Карамзин. В состав этого слова входит
весьма распространённое в словосложениях благо (хороший,
приятный; польза, добро): благоговеть <благо + говеть) —
выражать учтивость; поститься <Он благоговел перед ним);
благоденствие <благо + действие (от день); буквально «хо
рошие дни»; благополучие <благо + полука — судьба, слу
чай; ср.: злополучный); благословить <благо + словить (от
слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благопри
ятный <благо Л- приятный) — принимаемый, угодный.
б) Изощрённый — от «делать острым, оттачивать»
(о слухе, зрении, вкусе, умении, способностях); испещ
рять — от «делать что-либо пёстрым, покрывать, усеивать
какую-либо поверхность мелкими пятнами, знаками»; ще
петильный — от «щепка, мелочь», «порядок в мелочах
по отношению к внешнему виду»: воплотить — от
вол- плот+ и + ти (от плоть — «тело») <вошло в плоть и
кровь); вопреки (во+ прекъ) — препятствие, запрет; восхи
щение <вое + хитити) — хватать; первоначально «похище
ние, ловкая ловля» (ср.: хищник), затем «чувство радост
ного удовлетворения», «восторг»; истязать (ис+ тяз+ а +
+ ти) — тянуть, тащить (ср.: тяга).
§ 23. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
Буквы и, у, апосле шипящих
Правило | Примеры |
После шипящих в русских словах вместо ы, ю, я пишется и, у, а | жить, чудо, чаща |
Исключение:брошюра, жюри, парашют,
Источник