3 класс урок изо у всякого мастера свои затеи орнамент народов мира традиции мастерства

Конспект урока «Орнамент народов мира»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_izo.docx 103.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства .

Тип урока: комбинированный.

Цель: ознакомление обучающихся с орнаментами народов ханты.

Образовательная: познакомить с основными орнаментами ханты ;

Развивающая: развивать у детей мотивацию к творчеству, композиционные навыки, цветоощущение;

Воспитывающая: воспитывать эстетическое чувство, интерес и уважение к культуре ханты.

Оборудование учителя: учебник изобразительное искусство 3 класс Т.Я. Шпикалова, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, наглядный материал, шаблон.

Оборудование учащихся: альбом, фломастеры, краски или карандаши, шаблон.

— Добрый день, ребята. Проверьте, у всех ли на партах есть учебник, альбом, карандаши, краски или фломастеры? Всем раздали трафареты?

— Все готово и мы начинаем урок!

Проверка готовности к уроку.

— интерес к новым знаниям и умениям

II. Актуализа-ция знаний

— Внимательно послушайте четверостишие и постарайтесь сказать, о чем мы сегодня поговорим на уроке.

А в краю холодов и оленей

Громко бубен шамана стучит

Самобытность своих поколений

Каждый ханты с рожденья хранит.

— Верно. Сегодня мы поговорим о таком народе как ханты.

— В наш Ханты-Мансийский АО зима приходит рано. Уже в конце октября – начале ноября землю покрывает снег. Но лютые морозы не страшны коренным жителям округа. Откройте учебник на стр. 52. Полюбуйтесь верхней одеждой ханты.

— На иллюстрации вы видите женщину, одетую в шубу. Шубу ханты называют Саха. А справа приведены примеры традиционных орнаментов. Еще больше орнаментов вы можете увидеть на слайде.

— Давайте вспомним, что же такое орнамент?

— Хорошо. Вот определение и на слайде. Запомните, что такое орнамент.

Где еще можно увидеть орнамент, кроме как на Сахе (шубе)?

— Мы будем говорить о ханты. О холодных краях. Об особенностях народа ханты.

Открывают учебник, рассматривают фото.

— Орнамент — это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

— В украшениях, на обуви, на другой одежде, на посуде…

— интерес к новым знаниям и умениям;

— ставить и решать задачи своей деятельности;

— адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников;

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

— выражать в речи свои мысли и действия;

III. Введение нового материала. Целеполага-ние.

— Откройте стр. 53-54. Рассмотрите орнаменты, которые изображены.

— В общепринятый стиль украшения шубы орнаментом мастерицы включают традиционные узоры: «ветка березы», «узор-крест», «крыло чайки», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.

— Как вы думаете, почему ханты дали именно такие названия орнаментам?

— Молодцы! Каждый орнамент образно ассоциируется со своим названием.

— Посмотрите на слайд. Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.

— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься с вами на уроке?

— Да, сегодня мы с вами попробуем создать орнамент на традиционной одежде ханты. Как это сделать, я вам расскажу после физ.минутки

Открывают стр., рассматривают, пока учитель читает.

— Орнаменты похожи за ветку березы или например щучьи зубы…

Рассматривают образцы традиционной одежды.

— интерес к новым знаниям и умениям;

— преодолевать трудности с помощью педагога и одноклассников;

— ставить и решать задачи своей деятельности;

— планировать этапы и последовательность реализации поставленных целей и задач деятельности;

— адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников;

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— выражать в речи свои мысли и действия.

А теперь все вместе встали

Руки дружно вверх подняли

Руки в стороны, вперед

А теперь на оборот

И друг другу улыбнулись

Тихо сели и опять

Будем к делу приступать

Активное участие в физминутке

V. Закрепление нового материала

— И так, ребята, о чем мы сегодня с вами говорим?

— На какой одежде именно мы рассматривали орнаменты сегодня в учебнике?

— Верно! А теперь я вам объясню, какую работу предстоит выполнить. У каждого на столе шаблон. Вам необходимо фломастерами, карандашами или красками, словно бисером (точками), создать орнамент. Образец вы видите в учебнике на с.54 и на слайде. Также нужно попробовать орнамент «щучьи зубы», он очень прост, а орнамент «след соболя» сложнее. Орнамент наносится, не отрываясь от листа бумаги. Не давите на карандаш, попробуйте сначала набросок. Все элементы должны быть одинаковой ширины . Показ на доске. Важно после наброска определиться с цветом. Обычно ханты используют белые, синие, красные, желтые, зеленые и черные цвета. Нужно их правильно сочетать.

— Орнамент обычно располагается на краях рукавов, на подоле шубы, на карманах, варежках, унтах.

— Есть ли какие-то вопросы?

(отвечаю на вопросы)

— Обговорим критерии оценивания работы.

1.Работа должны содержать в себе один (по желанию несколько) орнаментов, аккуратно выполненных на шаблоне;

2.Точность в выборе сочетания цветов;

3.Аккуратность нанесения точечного орнамента (словно бисера);

Источник

Изобразительное искусство. 3 класс

Конспект урока

Изобразительное искусство. 3 класс.

Урок № 3 «Орнамент народов мира: традиции мастерства»

Цель: Познакомиться с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения воздушных змеев.

— узнать, что такое орнамент;

— познакомиться с традиционными орнаментами народов мира на примере рисунков на воздушных змеях;

— научиться различать виды орнаментов.

На уроке мы узнаем:

— о разновидности гжельской керамики;

— о необычности керамических форм майолики;

— о природных мотивах в росписи гжельской майолики;

— о способе выполнения росписи с плавным цветовым переходом.

— что такое орнамент;

— какие бывают виды орнаментов;

— различать виды орнаментов;

— нарисовать воздушного змея, используя полученные знания.

Теоретическая часть для самостоятельного изучения:

Издавна на Руси существовала потеха – запуск бумажного змея. Появилась эта забава, наверное, от мечты человека укротить силу ветра и взлететь над землёй.

Воздушные змеи появились больше двух тысяч лет назад в Китае. Им придавали форму дракона и раскрашивали яркими красками, ведь дракон в Китае считается священным животным. Воздушных змеев запускали во время праздников, торжественных церемоний; без них не обходилось ни одно веселье.

Также воздушных змеев использовали для устрашения врагов во время сражения. Делали огромного, страшного змея в виде дракона или какого-нибудь сказочного чудовища, и во время боя запускали его над войском противника. В 908 г. русский князь Олег осаждал город Константинополь. По его приказу было сделано много змеев в виде всадников и пеших воинов. Представьте себе ужас константинопольцев, когда они вдруг увидели, что на них прямо с неба опускается несметное русское воинство.

Но змеев использовали не только для сражений. Когда они впервые появились в Европе, местные учёные быстро нашли им применение. Например, один англичанин поднял при помощи змея на большую высоту термометр и обнаружил, что наверху воздух холоднее, чем внизу. Другой учёный, американец Франклин, поднял при помощи змея свои приборы почти до облаков и доказал, что молния — явление электрическое. А русскому ученому. Ломоносову при помощи змея удалось даже «поймать молнию». Использовали змеев и для спасения терпящих кораблекрушение. Если большие волны мешали подплыть к тонущему судну, чтобы взять его на буксир, специальный канат доставляли на него с помощью змея. Первый фотографический снимок Земли с высоты птичьего полёта тоже был сделан при помощи змея.

Существует несколько разновидностей змеев. Самая большая группа — это конструкции с неподвижными, жёстко фиксированными крыльями. К ним относятся так называемая форма ласточки, а также изображения героев легенд и сказаний.

Другая группа — змеи с подвижными крыльями, которые делают отдельно от каркаса и только перед запуском закрепляют на нём.

Ещё одна разновидность — плоские змеи, имеющие форму веера, корзины с цветами, иероглифов. К ним прикрепляется длинный хвост, необходимый для обеспечения равновесия летающих конструкций.

И самая сложная форма — это большие объёмные змеи. Наиболее характерны для этой группы многометровые драконы.

Давайте внимательно рассмотрим воздушные змеи, которые были изготовлены китайскими и японскими мастерами. Это совершеннейшие произведения искусства! Обратите внимание, как красиво выглядит узор, составленный из элементов, образующих ярусы (или ряды) орнаментальных полос.

Вы заметили, что у всех воздушных змеев одна сторона является полным отражением другой?

Такое отражение называется зеркальной симметрией. Предмет или фигура, которые можно разделить плоскостью таким образом, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости, как в зеркале, совпала с другой, имеет зеркальную симметрию. Симметрия эта, присущая телу человека и телам многих животных, широко применяется и в человеческой практике, определяя форму самых разных вещей — от ложки и вилки до автомобиля и самолёта. И это обстоятельство немаловажно для формирования орнаментов, организующих и украшающих поверхности таких предметов. Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления (в обе стороны от плоскости симметрии) равноценными для нашего взгляда. И в орнаменте применение зеркальной симметрии связано с тем же ощущением равновесия и покоя.

Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшение». Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов:

— Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей).

— Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

— Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем).

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, так как орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определённой последовательности.

Орнамент (от латинского ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определённой последовательности.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 176 с.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Правильный ответ: узор

  1. Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (8 букв).
  1. Цветок, который часто встречается в египетских орнаментах (5 букв).
  2. Изображение животного, которое часто встречается в орнаментах северных народов (5 букв).
  3. В орнаменте — чередование элементов узора в определённой последовательности (4 буквы).
  4. Страна – родина воздушных змеев (5 букв).

Источник

Урок по изобразительному искусству на тему «У всякого мастера свои затеи».(4 класс)

специалист в области арт-терапии

МБОУ гимназия № 10

г. Шахты Ростовской области

Учитель высшей категории

Цыганкова Ирина Борисовна

Тема урока: «У всякого мастера свои затеи».

 расширить и уточнить знания о народных промыслах;

 формировать художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом;

 развивать художественный вкус, речь, творческое воображение, эстетическое воспитание.

Оборудование: образцы росписей различных мастеров, гуашь,

тарелочка для росписи

Организационный момент. (проверка готовности к уроку)

-Сегодня мы продолжаем работать над темой «У каждого мастера свои затеи». А кто может объяснить, что это значит? (ответы детей)

Давайте вспомним, какие виды росписи мы уже знаем?

Дети называют виды росписи: хохломская, городецкая , жостовская,

Поиграем в игру «В гостях у народных мастеров».

Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий с табличками, но по дороге узоры и таблички выпали и перепутались. Помогите мастерам распределить узоры и таблички.

Посмотрите, мы всё распределили, а один рисунок остался без названия, давайте рассмотрим его поближе:

Что здесь не так?

(ответы детей Допущена ошибка: жостовский узор + хохломская роспись — такого узора не бывает.)

-Давайте ещё раз вспомним, приёмы росписи некоторых узоров:

Какая это роспись? Что является главным узором Гжели?

Какой приём используют при изображении синей розы?

Как получить такой мазок в наших условиях?(добавить черный цвет)

Какая это роспись? Как называют основной орнамент этой росписи?(травный)

А теперь посмотрите на эту роспись.

Как она называется? Что является основным элементом этой росписи?(розаны и купавки) Какой прием используют народные мастера при выполнении этого узора?

-Разживка черным и белым.

Сегодня мы будем создавать декоративную тарелочку с различными орнаментами. У вас на столах есть тарелочки и приготовленные вами эскизы росписи. А вот какое задание будет выполнять каждая группа ,вы узнаете, когда ……………….шарик.

Здравствуйте, ребята! Я – фея вдохновения и очень хочу помочь вам в вашей сегодняшней работе.

(опустите голову на парту)

-Закройте глаза, послушайте музыку, включите своё воображение. Я думаю, что вы уже видите какой замечательный рисунок у вас получится. Удачи вам в вашей работе.

III . Самостоятельная работа.

IV. Выставка работ.

VI. Итог урока.

С давних времён люди окружают себя красивыми вещами. В народе всегда жила потребность в нарядных, ярких художественных изделиях. Каждому настоящему художнику хотелось создать вещь яркую, забавную, интересную. Расписывали блюда, ложки, сосуды для кваса. На данном уроке дети расписывают тарелку, используя свои знания об изделиях различных народных промыслов.

Цели и задачи урока:

расширить и уточнить знания о народных промыслах;

формировать художественно-графические умения в передаче ритма,

цветового контраста, связи узора с украшаем ым предметом;

развивать художественный вкус, речь, творческое воображение,

Номер материала: ДБ-1349023

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году

Время чтения: 3 минуты

Российские учителя смогут получить 6 млн рублей на инновационные проекты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Частная гостиница свой бизнес
Оцените статью